Возвращаемся в Рай соблюдением поста

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наши грехи, недостатки исходят только молитвою и постом. Пост был заповедан человеку еще в Раю. Через послушание воле Божией Адам и Ева могли бы преобразить этот мир, но они не удержались в посте.

Иоанн Лествичник так говорит нам: «Кто хочет возвратиться опять в Рай, возвращается не иначе, как постом». О том, в чем должен состоять пост, Иоанн Златоуст говорит: «Да постится не одно только тело, не одно только чрево. Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги. Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды. Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых».

Что касается «совета нечестивых», то это не только какие-то собрания, куда мы и так с вами не ходим – клубы и прочее… Святые Отцы называют «советом нечестивых» совещание наших с вами дурных помыслов. Так вот Священное Писание предписывает «не ходить на совет нечестивых». «Совет» этот разрушается молитвой Иисусовой, призыванием имени Божиего. Поэтому сейчас, когда мы с вами проходим поприще Успенского поста, пусть пост не будет для нас только гастрономическим, связанным лишь с переменой пищи на столе. Главное, чтобы мы хотя бы в этот маленький отрезок времени подвизались подвигом добрым и чтобы произошла перемена в наших умах.

Добрый подвиг – это борьба со страстями и недостатками. Святитель Василий Великий так и сказал нам: «Мы не телоубийцы, мы страстоубийцы». Вот на что мы должны обратить свое внимание, начиная с сегодняшней недели. Вот почему надо усилить не только телесный пост, но и следить за тем, какие мысли, слова и чувства – в нашем сердце. И, самое главное, надо усилить молитву. Тот, кто не читал регулярно утренних и вечерних молитв, да читает их регулярно. Кто читал утренние и вечерние молитвы, пусть прибавит по кафизме в день. Кто читал  кафизму, пусть прибавит канон Спасителю, на следующий день – Матери Божией, на следующий день – Ангелу Хранителю, чтобы, как сказал один подвижник нашего времени, «духовная гайка» не раскручивалась, а закручивалась. Водители знают, как важно своевременно подкручивать гайки на колесах. Ведь, не дай Бог, отвалится колесо, и тогда, пиши, пропало…

Мы должны следить за своим сердцем, чтобы в нем не возникало дурных мыслей и чувств. А если они есть, то надо ради Христа подвизаться, вести борьбу против дурных мыслей, слов и желаний... Ведь внутри нас может быть или рай, или ад. Когда мы с Богом, когда мы в молитве, когда мы очищаем свой ум, душу и сердце, тогда там рай. А когда мы даем волю страстям, тогда там может быть сущий ад.

Однажды к старцу пришел доблестный генерал. Он был человеком далеким от Церкви, и многочисленные победы не приносили ему радости, в душе не было мира, не было благодати. Человек этот понимал, что чего-то очень важного не хватает в его жизни, и верующие друзья сказали ему: «Сходи к старцу, посоветуйся». Генерал пришел к старцу и спросил: «А что такое Рай?» То есть что человеку в жизни нужно, чтобы рай был в душе? И старец ответил: «Ты подлец, трус и предатель». «Это почему?!» – генерал возмутился и даже вытащил саблю из ножен. «Я испытал тебя, – сказал ему тогда старец. – Вот это и есть ад». «Ладно. Понял», – ответил генерал и вложил саблю обратно в ножны. На что старец заметил: «А вот это – рай».

Таким был урок старца. Когда мы даем волю страстям, это и есть ад, а когда мы эти страсти пытаемся потушить, можем почувствовать сладость Рая.

В жизни, если не на каждом шагу, то, во всяком случае, часто мы слышим от людей: «Да ты подлец, предатель и трус». И, даже если это не всегда бывает высказано, мы чувствуем, что люди думают о нас именно так. В свою очередь, и мы начинаем про них думать то же самое, а значит, «вытаскиваем саблю из ножен». И, наоборот, когда мы стараемся жить по совету старца Паисия Афонского, который говорит: «Включай добрые помыслы», – пытаемся выправить ситуацию и начинаем думать: «Я ослышался. Не так что-то понял. Может, я что-то сам накрутил», – обретаем возможность почувствовать Рай.  И пост помогает нам в этом делании.

Хотя бы в эти святые праздничные дни попытаемся иметь самое главное – трезвение. Ведь «трезвение, – как учат святые Отцы, – это постоянное внимание к своим мыслям, словам и поступкам». Где есть терзвение, там есть христианская жизнь. Каждую свою мысль, каждое свое слово, каждый свой поступок мы должны соотносить с евангельскими заповедями. Это и есть настоящий пост, настоящее воздержание, воздержание от страстей.

Будем помнить слова Иоанна Златоуста: «Да не только постится твое чрево, но и глаза, и язык, и уши, и ноги, и руки». Потеряв через нарушение поста Рай, возвращаемся в этот рай соблюдением поста, а значит, евангельских заповедей. Аминь.

                                                                        

  Печатается в сокращении 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Игумен Тихон (Борисов)
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»