Простите, и прощены будете

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Поучение в Прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Слава Тебе, Господи! Еще сподобились мы дожить до святого поста; еще дается нам время опомниться от угара греховной жизни; когда Господь готов принять нас в отеческие объятия помилования.

Уже три недели молитвенно взывали мы коГосподу: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче!»

И вот пришло сие спасительное время. Мы стоим в преддверии Великого святого поста – поприща нашего покаяния и милосердия к нам,кающимся грешникам,  Господа. Приступим же, дорогие мои, с дерзновением, и внидем с желанием на это спасительное  поприще. В великие и спасительные дни Поста чрез нарочитые молитвы, пост,  Таинство Покаяния Спаситель Господь готов опять поднять нас из глубины греховной и соделать новой тварью. А Святая Церковь – мать наша, как мудрая воспитательница постепенно готовила нас к подвигу поста  умилительными песнопениями и чтением церковных молитвословий, переводом нас с пищи мясной и рыбной на сырную, а с сырной на растительную, ободряя нас примерами из Евангельских чтений и из Житий святых. 

Почти с первых дней новолетия мы слышали призыв Крестителя Господня Иоанна: Покайтесяприближибося Царствие Божие(см. Мф. 3:2); затем зазвучала проповедь Самого Спасителя о том же покаянии… В притче о мытаре и фарисее мы услышали, как должны молиться, чтобы молитве нашей внял Господь. В повествовании о блудном сыне пред нами предстал пример неисчерпаемого милосердия Божия к кающемуся грешнику. В чтении о Страшном Суде мы познали, что нас ждет за гробом и как должны  жить  здесь на земле, чтобы воскресение в вечности не стало запоздалым плачем и мучением. А в сегодняшнем Евангелии Поучение в Прощеное воскресенье поведали о самом кратчайшем пути спасения: проститеи прощены будете (Лк. 6:37). Весь этот премудрый и спасительный порядок  жизни из года в год напоминается нам в Церкви. Почему же, дорогие мои, многие из нас часто остаются глухи к этим ясным и явным спасительным истинам? Думается, причина в том, что мы недостаточно глубоко понимаем и принимаем к сердцу то, чего требует от нас, что нам дает, и что обещает пост.

Что требует? – Пост требует от нас покаяния и исправления жизни.

Что дает? – Всепрощение и возвращение всех милостей Божиих.

Что обещает? – Радость о Дусе Святе здесь и блаженство там в Вечности.

Стоит все это воспринять не одним холодным умом, но живым горячим сердцем, как всё в жизни нашей оживет. Оживем и мы сами, возревновав о живом общении с живым Богом. И пост будет той тропой, что поведет нас к неведомому доселе блаженству. А те скорби и утеснения, которые предлежат нам, – это не препятствия ко спасению, но сам путь спасительный, заповеданный нам Христом. Но  вступая в дни святой Четыредесятницы, прежде чем предстать пред лице Божие с покаянием о своих прегрешениях, надо воскресить в сердце спасительный закон – простите, и прощены будете. Это единственное условие, без которого прощения нам быть не может. Аще боотпущаете человеком  согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш  отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14–15) Отнесемся, дорогие мои, к словам этим внимательно, вникая в смысл, понесем согрешившим против нас прощение не на кончике языка, но освободим сердце наше от тягот и мрака обид, подозрений, которые непроницаемой стеной вырастают между нами и Богом. Сердце должно изречь полное и всесовершенное прощение не только оскорбившим нас, но и всем ненавидящим нас, осуждающим, оклеветающим, всем, всем, творящим нам всякое зло. Надо проникнуться нам мыслью, что все это Господь попускает нам для духовного возрастания, как средства испытательные, усовершительные, и исправительные. А сегодня всепрощающая Любовь Божия ждет нас, простивших и прощенных, обидимых, и обидевших, чтобы всех чад Своих покрыть милостью, чтобы они почувствовали веяние Небесного Царства  в себе.

Кажется, такой простой и доступный способ спасения. И он зависит только от нас самих. Укроти немирствующее сердце свое, перейди от немирных чувств к состраданию, сочувствию и любви, свяжи свою самость и самолюбие – и всётут. Ты спасен!

Прощеное воскресенье – великий небесный Божий день. Святая Церковь установила в этот день совершать обряд прощения друг другу прегрешений. И если бы все мы сердцем приникли к обетованию его, то в нынешний день человеческие христианские сообщества преобразились бы поистине в райские, и земля слилась бы с небом.  Любовь Божия и любовь человеческая, встретившись, породили бы такую пасхальную радость в преддверии постного подвига,  что она стала бы источником сил на все постное поприще.

Но умеем ли мы прощать? Можем ли мы действительно простить? Видим ли свои немощи и прегрешения против ближних, чтобы искренне произнести слова «прости меня,грешнаго»? На эти вопросы мы все без исключения должны ответить себе сами.

Ведь, если по слову апостола Иакова, …в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первыхчиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3:14–18).

Все мы нуждаемся в прощении, в милости Божией.  Чтобы не напрасен был наш постный труд и подвиг, сегодня мы должны все осознать, что дар наш может быть отвергнут Богом по единственной причине – мы не исполнили призыва  к любви, не примирились, не простили от всего сердца. Еще и еще напомню увещевание нам Самого Спасителя: аще убопринесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тяостави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирисяс братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5:23).  Прощение обид! Да откуда они и берутся, эти обиды? Корень всех наших небратских отношений: распрей, вражды,озлоблений – кроется в нашем самолюбивом сердце. Самолюбие вскармливает гордость и зависть… Из  них произрастают все прочие страсти. Бороться с ними нелегко, но необходимо, иначе спасение наше невозможно. Идеже бо зависть и рвение ту нестроение и всяка зла вещь – напоминает нам апостол Иаков. Дорогие мои! Ныне время благоприятное, ныне день спасения. Днесь весна душам! Поревнуем же отныне о спасении, об очищении сердца своего. Божественная благодать ждет нашего произволения, чтобы помочь нам, слабым и немощным. Возжелаем спасения, ответим на Божественную любовь и призыв  богоугождением, самой своей жизнью. Поревнуем иметь в памяти сердца дела и плоды падений наших, ведущих к вечной смерти.

Пали мы вкушением запретного плода – понудим себя восстать постом заповеданным;

пали самомнением – восстанем кротостью и самоуничижением;

отпали от Бога нераскаянностью – вернемся к Нему слезами сокрушения;

погибаем беспечностью и Богозабвением  –  оживем заботою о спасении и страхом Божиим.

Потрудимся освободиться от всех сих сетей, которыми нас живых уловляет сатана в свою волю, разлучая от Бога. Послушаем глас Божий, через апостола возбуждающий нас от смертного сна: Час уже нам от сна восстати Нощь прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная и облечемся во орудия света (Рим. 13:11–12).  Се, ныне время благоприятное! Се ныне день спасения! (2 Кор. 6:2).

Востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос! (Еф. 5:14). 

Аминь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.