«...Преклонимся пред крестом в умилении сердец и в сокрушении духа...»

Нина Ставицкая

27 сентября православные христиане отмечают праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, вспоминая сразу о двух событиях. О счастливом обретении Креста Господня царицей-христианкой Еленой этой великой святыни в 326 году в Иерусалиме, возле горы Голгофы, где был распят Спаситель. А также – о возвращении Животворящего Креста из персидского плена в VII веке, когда Византийский император Ираклий I, остановленный Ангелом Господним у ворот, через которые люди входили на Голгофу, снял царский венец, порфиру, облачился в простую одежду и «идя босыми ногами… внёс… в церковь... и снова поставил там крестное древо». Как проходит престольный праздник в православных монастырях в честь Воздвижения Честного (то есть драгоценного) Животворящего Креста Господня? На нашу просьбу рассказать об этом откликнулись Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино Домодедовского района, Кресто-Воздвиженский мужской монастырь в Екатеринбурге и Кресто-Воздвиженский Кылтовский монастырь – женская обитель в Республике Коми.

 

«Этот праздник я помню с детства»

Настоятельница Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова) в школьные годы много времени провела в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре («После уроков куда мы бежали? Конечно, в монастырь, обладавший большой притягательной силой»). Поэтому  начала она свой рассказ с того, как проходил этот двунадесятый Господский праздник в святой обители на Псковской земле:

– Наместником монастыря был тогда архимандрит Гавриил (Стеблюченко). До чего же красиво, торжественно-возвышенно совершал он это праздничное богослужение! Большой запрестольный серебряный Крест батюшка обносил внутри храма (как каждение совершается), затем поднимался на кафедру, где стояла громадная ванна, доверху наполненная цветами. Их, с любовью выращенных в своих садах, каждый год приносили верующие женщины. В основном это были астры всевозможных сортов. А по цвету – больше синих, лиловых, фиолетовых. Все же праздник Крестовоздвижения –  строгий праздник, и одежды в этот день постовые – фиолетового цвета. Наместник вставал на кафедру. Под многократное пение хора «Господи, помилуй!» он высоко воздвизал святой Крест, а два старца-архимандрита из необычайно красивых кувшинчиков изливали на Крест миро. Отец Гавриил медленно опускал Крест в ванну с цветами и низко-низко склонялся над ним. Миро текло на Крест и на цветы. Это было богослужение с замиранием сердца. Я вам сейчас об этом рассказываю, а перед глазами словно бы зримо встают те удивительные службы и в душе рождается благоговейный трепет, охватывавший меня в детские и отроческие годы...

Еще, по воспоминаниям матушки Екатерины, торжественность придавало прекрасное пение хора. В этом ей также видится заслуга отца Гавриила, поскольку  он в принципе не принимал плохое богослужение. Не любил батюшка небрежности в чтении, в пении, и  все знали это, подтягивались. Когда отец Гавриил произносил возглас, его отчетливо слышали в храме даже стоявшие в отдалении. Был наместник Псково-Печерской обители предельно строгим (о чем немало  ходит легенд). Но, как считает игумения ставропигиального монастыря, он таким образом маскировал свою доброту, любовь к людям. Многим от него доставалось за какие-то грехи и погрешности – и всё из-за его неравнодушия к человеческой душе и к тому, что непосредственно касалось богослужений. Чуть-чуть отвлекшись от темы праздника Крестовоздвижения,  моя собеседница с тёплой улыбкой передала свой разговор с наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым), поведавшим ей про один любопытный случай. Как-то владыка (отец Гавриил стал впоследствии архиепископом Благовещенским, а сейчас он на покое) служил в алтаре Сретенской обители и так разнес алтарников за небрежность, за грязь и прочее! Отец Тихон, по его словам, не расстроился. Наоборот – порадовался: «Наконец они увидят, как должно быть. А то я им говорю, говорю  – они слушают, но не слышат...»

Незабываемые монастырские службы, на которых всегда чувствовался истинный дух богослужения; живой пример перед глазами подвижнической жизни старцев обители; доброе отношение монашествующих к детям и подросткам, коих они учили азам духовной жизни и прививали навыки трудолюбия, – это багаж, с которым будущая  игумения вышла во взрослую жизнь и отправилась по пути, предначертанному ей Богом.

Общая трапеза – как продолжение Литургии  

– Назначив меня настоятельницей Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря в 2001 году, Святейший Патриарх Алексий II сразу сказал, что главным престольным праздником у нас станет праздник в день памяти Иерусалимской иконы Божией Матери, 25 октября, поскольку Его Святейшество на Крестовоздвижение будет служить в Храме Христа Спасителя и приехать к нам в обитель  не сможет, – продолжила матушка Екатерина. – Мы любим праздник Крестовоздвижения, готовимся к нему, но проходит он куда скромнее, чем когда-то в Псково-Печерском монастыре. Крест мы тоже стараемся украсить цветами с преобладанием лилового оттенка, зная, что святая равноапостольная Елена украшала Святой Крест васильками, которые, согласно преданию, произрастали на яме, куда были сброшены кресты после Голгофы. Васильки в конце сентября не найти, но вот астры, хризантемы, розы в эту пору есть. Святейший Патриарх Кирилл направляет одного из своих викариев для совершения Божественной литургии. Специально каких-то гостей мы в этот день не приглашаем. Кого Господь пошлет, тем людям и рады: ведь они пришли или приехали к нам потому, что чтят этот великий праздник. Чтобы утешить верующих в день строгого поста, готовим постную трапезу человек на 250-300. Обязательно включаем в меню борщ.  Фаршируем  перец или делаем овощной плов, овощную солянку с грибами, гречневую кашу. Ну, и, конечно же, ставим на стол компот,  чай и к ним подаем  выпечку. Некоторые даже заранее звонят по городскому телефону и спрашивают: «Скажите, общая трапеза будет?» Думаю, интерес их не в том, чтобы приехать и поесть чего-то вдоволь. Просто хочется после вознесения соборной молитвы душевно пообщаться с другими верующими людьми.

А Чин Воздвижения Креста Господня при матушке Екатерине совершался здесь только единожды, в 2005 году. Для обители тот год был особым. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в сентябре сюда доставили из греческого монастыря Сагмато ковчег с частицей Животворящего Креста Господня – крупнейшей из известных в мире и хранящейся к тому времени в греческой обители почти 900 лет. Сопровождавший  святыню архимандрит Нектарий (Пулос) настолько доверился сестрам, что оставил ковчег в Кресто-Воздвиженском Иерусалимском монастыре, а сам отправился в паломничество по России и в Пюхтицы. Множество людей поклонилось тогда великой святыне православного мира – и в ставропигиальном монастыре в селе Лукино, и в Москве – в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре, куда ковчег доставили накануне Отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы.               

В строгом посте и молитве

Немало русских обителей живет сегодня в очень непростых условиях. Как, например, Кресто-Воздвиженский мужской монастырь в Екатеринбурге, основанный решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода в декабре 1995 года при храме во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Когда-то этот храм действовал как домовая церковь для детского приюта Екатеринбургского благотворительного общества, затем – в конце 20-х годов прошлого века, сохраняя верность Митрополиту Сергию (Страгородскому), являлся кафедральным собором Екатеринбурга. А в годы Великой Отечественной войны в алтаре церкви жил слон одного из эвакуированных зоопарков...

Наместник обители игумен Флавиан (Матвеев) сообщил нам, что монастырь, занимающий совсем маленькую территорию, расположен на оживленном перекрестке, на пересечении улицы Луначарского и Карла Маркса (раньше они назывались Васенцовской и Крестовоздвиженской). С двух сторон монастырь «прижат» к перекрестку городским зоопарком, так что крестный ход в обители совершается только вокруг храма. Подвизаются здесь, кроме отца-наместника, три иеромонаха, иеродиакон и диакон. Также при монастыре живет христианская учащаяся молодежь. Насельники обители участвуют во многих мероприятиях, что активно проводит миссионерский отдел Екатеринбургской епархии. Главная святыня монастырского храма – частица Честного Животворящего Креста Господня – находится в каменном ларце на каменной колонне. О праздновании 27 сентября отец Флавиан написал нам коротко: «В нашем монастыре престольный праздник Крестовоздвижения совершается в осознании того, что этот день есть воспоминание Великой Пятницы, дня страданий Христовых. В этот день, по Уставу Святой Церкви, мы соблюдаем строгий пост, так что никаких дополнительных мероприятий после Божественной литургии у нас не бывает». В невеликом по числу насельников монастыре нет своего фотографа, поэтому наместник обители прислал архивные снимки, относящиеся к 2010 году. Праздничную архиерейскую службу совершал тогда архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь), (ныне – митрополит Ташкентский и Узбекистанский).

Эти фотографии, а также сюжеты православного телеканала «Союз» свидетельствуют, что на храмовый праздник в городской монастырь  приходит много верующих. Много людей участвует в крестном ходе, укрепляющем молитвенный дух монашествующих и мирян. Какой же сильной должна быть их молитва, чтобы посреди мегаполиса развивалась монашеская община и из этих стен, окруженных городским шумом, суетой, раздавалась проповедь христианства! (К слову, два года назад, в 20-ю годовщину священнической хиротонии отца Флавиана, ведущая телеканала «Союз» зачитала теплое письмо одной женщины, в котором говорилось: «Мы, прихожане Кресто-Воздвиженского храма, счастливы, что у нас такой батюшка – умный, добрый, рассудительный и очень современный, что позволяет ему находиться в живом органичном контакте с молодежью и старшим поколением и дружно, успешно выполнять общецерковные дела»). Наверное, и нынче строгий праздник Крестовоздвижения соберет в епархиальном мужском монастыре, полюбившемся прихожанам, немало екатеринбуржцев.       

15-километровый крестный ход, архиерейская служба и Кылтовская Иордань

А вот о Кресто-Воздвиженском Кылтовском женском монастыре хорошо знают верующие Сыктывкарской и Воркутинской епархии  и приезжают сюда. Кто-то – в качестве паломников. Кто-то – как трудники или  волонтеры. Так весной 2015 года студенты и преподаватели, учащиеся колледжей, техникума, спортсмены, воспитанники ближайшего детского дома дружно участвовали в акции по раскопкам старой монастырской стены. Много ребят было из молодежного лагеря «Добрые побуждения». Но были и те, кто просто откликнулся на приглашение, размещенное в социальной сети «ВКонтакте». Оно гласило: «С 2009 года фонд "Воздвижение Креста" раскапывает и очищает фундамент утраченной в XX веке монастырской стены. И вот наступает знаменательный день 17 мая, который ознаменует окончание раскопок. Мы все вместе будем участвовать этом деле и откроем заново фундамент стены, который по кругу опоясывает монастырь. Не пропустите этот день. Приглашаются все желающие приобщиться к вековой истории Кылтовской обители и оставить свой след в памяти будущих поколений». Желающих оказалось 300 человек.

Этот русский северный монастырь – один из 29 монастырей по всему миру, где хранится частица Животворящего Креста Господня. Настоятельница обители игумения Стефанида (Запорощенко) вместе с сестрами нашла документальные свидетельства того факта, что в начале прошлого века в Россию со Святой Горы Афон была доставлена икона «Воздвижение Креста» и частица древа Креста, на котором был распят  Спаситель. Как сообщается в газетной статье прошлого века за подписью архимандрита Неофита («В колыбель зырянского иночества со святынею»,  1911 год): «По старанию игуменьи, за молитвы сестер обители, иноки Святой Афонской Горы прислали в благословение новоустроенной обители великую святыню: 2-х аршин вышины икону Воздвижения Креста Господня прекрасного письма, а в ней частицу Древа Господня с частицами св. мощей муч. Трифона, Космы и Дамиана и Феодора Стратилата». Эту частицу в свое время вживили в главный большой крест обители, имеющий свою примечательную историю. В XVIII веке в глухой тайге возле речки Кылтовки подвизался православный отшельник. Он поставил вблизи от своей избушки большой деревянный крест – «Голгофский» – и посвятил себя молитвенному деланию. После его смерти крест, излучавший свет, нашли заблудившиеся путники. С тех пор данное место на берегу речки получило название – «Крестовый стан». В 1894 году купец первой гильдии крупный северный промышленник и пароходовладелец Афанасий Булычёв по благословению всемирно известного ещё при своей жизни отца Иоанна Кронштадтского основал тут первый в Зырянском крае общежительный женский монастырь. Кресто-Воздвиженский… Насколько глухим было то место, рассказывается в выше упомянутой статье архимандрита Неофита: «Только пернатые оглашали своим пением те леса, где Бог привел поселиться сестрам, пришедшим сюда по любви ко Христу, да медведи в большом количестве бродили по лесу, не тревожимые никем»...

Сегодняшний адрес монастыря: село Кылтово Княжпогостского района. Состоит монашеская семья из 12 насельниц. Но сколько же у них добровольных помощников! Поэтому и программа на 26-27 сентября традиционно насыщенная. Как рассказал нашему сайту руководитель фонда соцпроектов «Воздвижение Креста» Виктор Микулко, вершиной празднования будет Божественная литургия, которую совершит правящий архиерей, – епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питрим (Волочков). А в день предпразднования, 26 сентября, по благословению владыки Питирима пройдёт крестный ход, возрождённый в память праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и первого крестного хода Коми края по пути: Святая Гора Афон – Кылтовский монастырь, состоявшийся в 1911 году. Начнётся он в 10 утра от храма Святителя Николая Чудотворца в селе Серёгово (подворье Кылтовского монастыря), и к 16.00 его участников ждут уже в самом монастыре. Матушка Стефанида обычно встречает крестоходцев хлебом-солью на вышитом рушнике. Затем все отправляются в храм на Всенощное бдение. В программу праздника входит и экскурсия по возрождающейся обители, и закладка именного кирпича в монастырскую стену.  (Эта акция, по убеждению игуменьи и представителей фонда «Возрождение Креста» являет собой не только возможность собрать необходимые средства, но и возвращение к забытым традициям возведения святых храмов всем миром. Участвуют в ней  тысячи и тысячи человек). А окунуться в Кылтовскую Иордань возле старого монастырского моста даже в сентябре находится много желающих! Также традицией стала общая праздничная трапеза после Божественной литургии. На трапезе можно отведать монастырский суп, кашу с овощами, выпить клюквенный морс или чай. Затем гостям предлагают посмотреть концерт, подготовленный воспитанниками воскресной школы при Стефановском кафедральном соборе Сыктывкара. Хотя монастырь находится не близко – в 105 километрах от столицы Республики Коми, ребята 3-4 раза в год приезжают сюда, в святое место. А к престольному празднику они готовятся особо.

Еще одно важное церковное событие планируется в день престольного праздника монастыря: освящение Поклонного креста на месте кончины священномученика Анатолия, митрополита Одесского и Херсонского. В годы репрессий в стенах монастырского комплекса была устроена тюрьма и лагерная больница. В этой больнице, где заключенные умирали от каторжного труда, недоедания и болезней, 23 января 1938 года отошёл ко Господу митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк). Люди, которым посчастливилось услышать сильные по своему воздействие проповеди Преосвященного владыки, называли его Златоустым... На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Сестры обители чтят память священномученика, молитвенно обращаются к нему.

***

Настоящим богатством нашей Церкви можно назвать проповеди, произнесенные яркими проповедниками на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В эту сокровищницу входит и проповедь приснопамятного архимандрита Иоанна (Крестьянкина), в которой есть такой образ: «И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть». Старец проникновенно обращается к каждому из нас: «Утвердим же, дорогие, наше помышление животворящею силою Креста Христова, устремим к нему благоговейное наше внимание и наипаче в нынешний день его праздника вознесем и прославим его в душах и телесах наших; преклонимся пред Крестом в умилении сердец и в сокрушении духа, ибо невозможно достойно прославить и непостижимую силу, и величие Креста Господня».

Снимки представлены из архива Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря Домодедовского района Московской области, Кресто-Воздвиженского мужского монастыря в Екатеринбурге и Кресто-Воздвиженского Кылтовского женского монастыря в Республике Коми.

Материалы по теме

Публикации

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Митрополит Китирский Серафим
Вечер памяти архимандрита Кирилла (Павлова)
Архимандрит Мартирий (Островых)
Монахиня Евфимия (Аксаментова)
Священник Владимир Русин
Митрополит Китирский Серафим
Вечер памяти архимандрита Кирилла (Павлова)
Архимандрит Мартирий (Островых)
Монахиня Евфимия (Аксаментова)
Священник Владимир Русин