«...Преклонимся пред крестом в умилении сердец и в сокрушении духа...»

Нина Ставицкая

27 сентября православные христиане отмечают праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, вспоминая сразу о двух событиях. О счастливом обретении Креста Господня царицей-христианкой Еленой этой великой святыни в 326 году в Иерусалиме, возле горы Голгофы, где был распят Спаситель. А также – о возвращении Животворящего Креста из персидского плена в VII веке, когда Византийский император Ираклий I, остановленный Ангелом Господним у ворот, через которые люди входили на Голгофу, снял царский венец, порфиру, облачился в простую одежду и «идя босыми ногами… внёс… в церковь... и снова поставил там крестное древо». Как проходит престольный праздник в православных монастырях в честь Воздвижения Честного (то есть драгоценного) Животворящего Креста Господня? На нашу просьбу рассказать об этом откликнулись Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино Домодедовского района, Кресто-Воздвиженский мужской монастырь в Екатеринбурге и Кресто-Воздвиженский Кылтовский монастырь – женская обитель в Республике Коми.

 

«Этот праздник я помню с детства»

Настоятельница Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова) в школьные годы много времени провела в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре («После уроков куда мы бежали? Конечно, в монастырь, обладавший большой притягательной силой»). Поэтому  начала она свой рассказ с того, как проходил этот двунадесятый Господский праздник в святой обители на Псковской земле:

– Наместником монастыря был тогда архимандрит Гавриил (Стеблюченко). До чего же красиво, торжественно-возвышенно совершал он это праздничное богослужение! Большой запрестольный серебряный Крест батюшка обносил внутри храма (как каждение совершается), затем поднимался на кафедру, где стояла громадная ванна, доверху наполненная цветами. Их, с любовью выращенных в своих садах, каждый год приносили верующие женщины. В основном это были астры всевозможных сортов. А по цвету – больше синих, лиловых, фиолетовых. Все же праздник Крестовоздвижения –  строгий праздник, и одежды в этот день постовые – фиолетового цвета. Наместник вставал на кафедру. Под многократное пение хора «Господи, помилуй!» он высоко воздвизал святой Крест, а два старца-архимандрита из необычайно красивых кувшинчиков изливали на Крест миро. Отец Гавриил медленно опускал Крест в ванну с цветами и низко-низко склонялся над ним. Миро текло на Крест и на цветы. Это было богослужение с замиранием сердца. Я вам сейчас об этом рассказываю, а перед глазами словно бы зримо встают те удивительные службы и в душе рождается благоговейный трепет, охватывавший меня в детские и отроческие годы...

Еще, по воспоминаниям матушки Екатерины, торжественность придавало прекрасное пение хора. В этом ей также видится заслуга отца Гавриила, поскольку  он в принципе не принимал плохое богослужение. Не любил батюшка небрежности в чтении, в пении, и  все знали это, подтягивались. Когда отец Гавриил произносил возглас, его отчетливо слышали в храме даже стоявшие в отдалении. Был наместник Псково-Печерской обители предельно строгим (о чем немало  ходит легенд). Но, как считает игумения ставропигиального монастыря, он таким образом маскировал свою доброту, любовь к людям. Многим от него доставалось за какие-то грехи и погрешности – и всё из-за его неравнодушия к человеческой душе и к тому, что непосредственно касалось богослужений. Чуть-чуть отвлекшись от темы праздника Крестовоздвижения,  моя собеседница с тёплой улыбкой передала свой разговор с наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым), поведавшим ей про один любопытный случай. Как-то владыка (отец Гавриил стал впоследствии архиепископом Благовещенским, а сейчас он на покое) служил в алтаре Сретенской обители и так разнес алтарников за небрежность, за грязь и прочее! Отец Тихон, по его словам, не расстроился. Наоборот – порадовался: «Наконец они увидят, как должно быть. А то я им говорю, говорю  – они слушают, но не слышат...»

Незабываемые монастырские службы, на которых всегда чувствовался истинный дух богослужения; живой пример перед глазами подвижнической жизни старцев обители; доброе отношение монашествующих к детям и подросткам, коих они учили азам духовной жизни и прививали навыки трудолюбия, – это багаж, с которым будущая  игумения вышла во взрослую жизнь и отправилась по пути, предначертанному ей Богом.

Общая трапеза – как продолжение Литургии  

– Назначив меня настоятельницей Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря в 2001 году, Святейший Патриарх Алексий II сразу сказал, что главным престольным праздником у нас станет праздник в день памяти Иерусалимской иконы Божией Матери, 25 октября, поскольку Его Святейшество на Крестовоздвижение будет служить в Храме Христа Спасителя и приехать к нам в обитель  не сможет, – продолжила матушка Екатерина. – Мы любим праздник Крестовоздвижения, готовимся к нему, но проходит он куда скромнее, чем когда-то в Псково-Печерском монастыре. Крест мы тоже стараемся украсить цветами с преобладанием лилового оттенка, зная, что святая равноапостольная Елена украшала Святой Крест васильками, которые, согласно преданию, произрастали на яме, куда были сброшены кресты после Голгофы. Васильки в конце сентября не найти, но вот астры, хризантемы, розы в эту пору есть. Святейший Патриарх Кирилл направляет одного из своих викариев для совершения Божественной литургии. Специально каких-то гостей мы в этот день не приглашаем. Кого Господь пошлет, тем людям и рады: ведь они пришли или приехали к нам потому, что чтят этот великий праздник. Чтобы утешить верующих в день строгого поста, готовим постную трапезу человек на 250-300. Обязательно включаем в меню борщ.  Фаршируем  перец или делаем овощной плов, овощную солянку с грибами, гречневую кашу. Ну, и, конечно же, ставим на стол компот,  чай и к ним подаем  выпечку. Некоторые даже заранее звонят по городскому телефону и спрашивают: «Скажите, общая трапеза будет?» Думаю, интерес их не в том, чтобы приехать и поесть чего-то вдоволь. Просто хочется после вознесения соборной молитвы душевно пообщаться с другими верующими людьми.

А Чин Воздвижения Креста Господня при матушке Екатерине совершался здесь только единожды, в 2005 году. Для обители тот год был особым. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в сентябре сюда доставили из греческого монастыря Сагмато ковчег с частицей Животворящего Креста Господня – крупнейшей из известных в мире и хранящейся к тому времени в греческой обители почти 900 лет. Сопровождавший  святыню архимандрит Нектарий (Пулос) настолько доверился сестрам, что оставил ковчег в Кресто-Воздвиженском Иерусалимском монастыре, а сам отправился в паломничество по России и в Пюхтицы. Множество людей поклонилось тогда великой святыне православного мира – и в ставропигиальном монастыре в селе Лукино, и в Москве – в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре, куда ковчег доставили накануне Отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы.               

В строгом посте и молитве

Немало русских обителей живет сегодня в очень непростых условиях. Как, например, Кресто-Воздвиженский мужской монастырь в Екатеринбурге, основанный решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода в декабре 1995 года при храме во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Когда-то этот храм действовал как домовая церковь для детского приюта Екатеринбургского благотворительного общества, затем – в конце 20-х годов прошлого века, сохраняя верность Митрополиту Сергию (Страгородскому), являлся кафедральным собором Екатеринбурга. А в годы Великой Отечественной войны в алтаре церкви жил слон одного из эвакуированных зоопарков...

Наместник обители игумен Флавиан (Матвеев) сообщил нам, что монастырь, занимающий совсем маленькую территорию, расположен на оживленном перекрестке, на пересечении улицы Луначарского и Карла Маркса (раньше они назывались Васенцовской и Крестовоздвиженской). С двух сторон монастырь «прижат» к перекрестку городским зоопарком, так что крестный ход в обители совершается только вокруг храма. Подвизаются здесь, кроме отца-наместника, три иеромонаха, иеродиакон и диакон. Также при монастыре живет христианская учащаяся молодежь. Насельники обители участвуют во многих мероприятиях, что активно проводит миссионерский отдел Екатеринбургской епархии. Главная святыня монастырского храма – частица Честного Животворящего Креста Господня – находится в каменном ларце на каменной колонне. О праздновании 27 сентября отец Флавиан написал нам коротко: «В нашем монастыре престольный праздник Крестовоздвижения совершается в осознании того, что этот день есть воспоминание Великой Пятницы, дня страданий Христовых. В этот день, по Уставу Святой Церкви, мы соблюдаем строгий пост, так что никаких дополнительных мероприятий после Божественной литургии у нас не бывает». В невеликом по числу насельников монастыре нет своего фотографа, поэтому наместник обители прислал архивные снимки, относящиеся к 2010 году. Праздничную архиерейскую службу совершал тогда архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь), (ныне – митрополит Ташкентский и Узбекистанский).

Эти фотографии, а также сюжеты православного телеканала «Союз» свидетельствуют, что на храмовый праздник в городской монастырь  приходит много верующих. Много людей участвует в крестном ходе, укрепляющем молитвенный дух монашествующих и мирян. Какой же сильной должна быть их молитва, чтобы посреди мегаполиса развивалась монашеская община и из этих стен, окруженных городским шумом, суетой, раздавалась проповедь христианства! (К слову, два года назад, в 20-ю годовщину священнической хиротонии отца Флавиана, ведущая телеканала «Союз» зачитала теплое письмо одной женщины, в котором говорилось: «Мы, прихожане Кресто-Воздвиженского храма, счастливы, что у нас такой батюшка – умный, добрый, рассудительный и очень современный, что позволяет ему находиться в живом органичном контакте с молодежью и старшим поколением и дружно, успешно выполнять общецерковные дела»). Наверное, и нынче строгий праздник Крестовоздвижения соберет в епархиальном мужском монастыре, полюбившемся прихожанам, немало екатеринбуржцев.       

15-километровый крестный ход, архиерейская служба и Кылтовская Иордань

А вот о Кресто-Воздвиженском Кылтовском женском монастыре хорошо знают верующие Сыктывкарской и Воркутинской епархии  и приезжают сюда. Кто-то – в качестве паломников. Кто-то – как трудники или  волонтеры. Так весной 2015 года студенты и преподаватели, учащиеся колледжей, техникума, спортсмены, воспитанники ближайшего детского дома дружно участвовали в акции по раскопкам старой монастырской стены. Много ребят было из молодежного лагеря «Добрые побуждения». Но были и те, кто просто откликнулся на приглашение, размещенное в социальной сети «ВКонтакте». Оно гласило: «С 2009 года фонд "Воздвижение Креста" раскапывает и очищает фундамент утраченной в XX веке монастырской стены. И вот наступает знаменательный день 17 мая, который ознаменует окончание раскопок. Мы все вместе будем участвовать этом деле и откроем заново фундамент стены, который по кругу опоясывает монастырь. Не пропустите этот день. Приглашаются все желающие приобщиться к вековой истории Кылтовской обители и оставить свой след в памяти будущих поколений». Желающих оказалось 300 человек.

Этот русский северный монастырь – один из 29 монастырей по всему миру, где хранится частица Животворящего Креста Господня. Настоятельница обители игумения Стефанида (Запорощенко) вместе с сестрами нашла документальные свидетельства того факта, что в начале прошлого века в Россию со Святой Горы Афон была доставлена икона «Воздвижение Креста» и частица древа Креста, на котором был распят  Спаситель. Как сообщается в газетной статье прошлого века за подписью архимандрита Неофита («В колыбель зырянского иночества со святынею»,  1911 год): «По старанию игуменьи, за молитвы сестер обители, иноки Святой Афонской Горы прислали в благословение новоустроенной обители великую святыню: 2-х аршин вышины икону Воздвижения Креста Господня прекрасного письма, а в ней частицу Древа Господня с частицами св. мощей муч. Трифона, Космы и Дамиана и Феодора Стратилата». Эту частицу в свое время вживили в главный большой крест обители, имеющий свою примечательную историю. В XVIII веке в глухой тайге возле речки Кылтовки подвизался православный отшельник. Он поставил вблизи от своей избушки большой деревянный крест – «Голгофский» – и посвятил себя молитвенному деланию. После его смерти крест, излучавший свет, нашли заблудившиеся путники. С тех пор данное место на берегу речки получило название – «Крестовый стан». В 1894 году купец первой гильдии крупный северный промышленник и пароходовладелец Афанасий Булычёв по благословению всемирно известного ещё при своей жизни отца Иоанна Кронштадтского основал тут первый в Зырянском крае общежительный женский монастырь. Кресто-Воздвиженский… Насколько глухим было то место, рассказывается в выше упомянутой статье архимандрита Неофита: «Только пернатые оглашали своим пением те леса, где Бог привел поселиться сестрам, пришедшим сюда по любви ко Христу, да медведи в большом количестве бродили по лесу, не тревожимые никем»...

Сегодняшний адрес монастыря: село Кылтово Княжпогостского района. Состоит монашеская семья из 12 насельниц. Но сколько же у них добровольных помощников! Поэтому и программа на 26-27 сентября традиционно насыщенная. Как рассказал нашему сайту руководитель фонда соцпроектов «Воздвижение Креста» Виктор Микулко, вершиной празднования будет Божественная литургия, которую совершит правящий архиерей, – епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питрим (Волочков). А в день предпразднования, 26 сентября, по благословению владыки Питирима пройдёт крестный ход, возрождённый в память праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и первого крестного хода Коми края по пути: Святая Гора Афон – Кылтовский монастырь, состоявшийся в 1911 году. Начнётся он в 10 утра от храма Святителя Николая Чудотворца в селе Серёгово (подворье Кылтовского монастыря), и к 16.00 его участников ждут уже в самом монастыре. Матушка Стефанида обычно встречает крестоходцев хлебом-солью на вышитом рушнике. Затем все отправляются в храм на Всенощное бдение. В программу праздника входит и экскурсия по возрождающейся обители, и закладка именного кирпича в монастырскую стену.  (Эта акция, по убеждению игуменьи и представителей фонда «Возрождение Креста» являет собой не только возможность собрать необходимые средства, но и возвращение к забытым традициям возведения святых храмов всем миром. Участвуют в ней  тысячи и тысячи человек). А окунуться в Кылтовскую Иордань возле старого монастырского моста даже в сентябре находится много желающих! Также традицией стала общая праздничная трапеза после Божественной литургии. На трапезе можно отведать монастырский суп, кашу с овощами, выпить клюквенный морс или чай. Затем гостям предлагают посмотреть концерт, подготовленный воспитанниками воскресной школы при Стефановском кафедральном соборе Сыктывкара. Хотя монастырь находится не близко – в 105 километрах от столицы Республики Коми, ребята 3-4 раза в год приезжают сюда, в святое место. А к престольному празднику они готовятся особо.

Еще одно важное церковное событие планируется в день престольного праздника монастыря: освящение Поклонного креста на месте кончины священномученика Анатолия, митрополита Одесского и Херсонского. В годы репрессий в стенах монастырского комплекса была устроена тюрьма и лагерная больница. В этой больнице, где заключенные умирали от каторжного труда, недоедания и болезней, 23 января 1938 года отошёл ко Господу митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк). Люди, которым посчастливилось услышать сильные по своему воздействие проповеди Преосвященного владыки, называли его Златоустым... На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Сестры обители чтят память священномученика, молитвенно обращаются к нему.

***

Настоящим богатством нашей Церкви можно назвать проповеди, произнесенные яркими проповедниками на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В эту сокровищницу входит и проповедь приснопамятного архимандрита Иоанна (Крестьянкина), в которой есть такой образ: «И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть». Старец проникновенно обращается к каждому из нас: «Утвердим же, дорогие, наше помышление животворящею силою Креста Христова, устремим к нему благоговейное наше внимание и наипаче в нынешний день его праздника вознесем и прославим его в душах и телесах наших; преклонимся пред Крестом в умилении сердец и в сокрушении духа, ибо невозможно достойно прославить и непостижимую силу, и величие Креста Господня».

Снимки представлены из архива Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря Домодедовского района Московской области, Кресто-Воздвиженского мужского монастыря в Екатеринбурге и Кресто-Воздвиженского Кылтовского женского монастыря в Республике Коми.

Материалы по теме

Публикации

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Игумения Екатерина (Чайникова)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Игумения Екатерина (Чайникова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Сурский Иоанновский женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии