Так пели Ангелы в Вифлееме над яслями, в которых возлежал Младенец, дотоле неведомый миру.
Первыми из тех, кому была открыта тайна Боговоплощения, стали пастухи. Они стерегли ночью овечье стадо неподалеку от Вифлеема, когда им явился окруженный сиянием Ангел Господень и сказал: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:10–14). Простые, чистые сердцами люди не стали подвергать сомнению слова явившегося в небе сияющего Ангела, и сразу пошли к пещере, чтобы поклониться своему Спасителю. По преданию их было четверо – Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан. Блаженный Феофилакт поясняет: «Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие… Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом». А Пречистая Дева стала свидетельницей поклонения Господу пастухов и слагала в сердце Своем слова их рассказа о чудесном явлении в поле Ангельских сил.
Ангелы сообщили пастухам, что Младенца они найдут «в пеленах, лежащего в яслях». Так именно и произошло. К яслям были привязаны вол и ослик, которые своим дыханием согревали Дитя в холодную зимнюю ночь. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что вол и осел были приведены Иосифом из Назарета. Осел вез на себе Богородицу, вола же Иосиф собирался продать, чтобы отдать положенную дань, которую взимали по повелению кесаря, а на оставшиеся деньги купить все необходимое. «Бессловесные животные таким образом служили своему Владыке и Творцу», – поясняет святитель. И происходило это в точном соответствии с пророческими словами Исаии: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1:3).
На иконе Рождества Христова можно увидеть, как с двух сторон ко Христу подходят пастухи и волхвы, символизируя два разных пути человека к Богу. Для простых людей, чей ум не обременен многими знаниями, этот путь ко Христу не был долгим, в отличие от пути пришедших с Востока мудрецов. Волхвам же предстояло преодолеть большое расстояние «от знания того, что относительно, к знанию того, что абсолютно, через изучаемый ими предмет». Принесшие свои дары родившемуся Спасителю волхвы отошли в свою землю иным путем, дабы не сообщать Ироду, где находится Богомладенец. Толкователи полагают, что тот факт, что волхвы пошли обратно другой дорогой, показывает, что они больше не вернулись к своим прежним занятиями – магии и астрологии.
В эту ночь все человечество обращает ум и сердце к своему Спасителю. Вглядываясь в лик Младенца Христа, кажется, невозможно без благоговения созерцать целомудрие и одухотворенный ум, отразившиеся на Его детском личике. Он не капризничает, не плачет, но внимательно и сосредоточенно смотрит на нас… Таким, думается, видели Его Богоматерь и Иосиф, взирая на спящего в яслях Богомладенца. Такое же благоговение должны иметь в своих сердцах и душах и мы, встречая воплотившегося на земле Бога.
Встреча со Христом воодушевляет человека. Придя в мир, Господь говорит нам, что человек не одинок. Не одинок даже тогда, когда бывает погружен в бездну печали, когда кажется, что беды, трудности, болезни, потеря близких могут сокрушить даже самое мужественное сердце... Но память о чудесном Рождестве Христовом, о том, что Господь с нами, умиротворяет душу и наполняет ее надеждой. «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» Вот что важно для нас. И мы, православные христиане, наслаждаясь сами этой радостью, должны поделиться ею со всем миром, утешить тех, кто теряет надежду и нуждается в поддержке. Ведь это и есть смысл христианской жизни – надежда на чудо, которое совершается каждый день, чудо, которое совершается в жизни каждого человека, чудо, которое совершается для всего мира. Христос есть Любовь, и эта всеобъемлющая Любовь освящает наше сердце, меняет всю нашу жизнь и возводит человека от земли к небу.
Данилов монастырь продолжает, как и прежде, жить своей напряженной жизнью. В последние два года из-за ограничительных карантинных мер, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, богомольцы не всегда могли приходить в нашу обитель. Но богослужения совершались и продолжают совершаться регулярно. Ежедневно в умилостивление Господу за наши грехи на Божественной литургии приносится Бескровная Жертва, и, я думаю, что именно это укрепляет братию и помогает нам быть уверенными в том, что Господь не оставит нас. «Оставих Тя, не остави мене», – как говорится в молитвах.
Для тех, кто не мог бывать в храме, силами монастыря была организована трансляция богослужений, и у людей была возможность пусть удаленно, но все же присутствовать в храме на службах, слышать церковные песнопения и проповеди.
В утешение прихожанам наш хор регулярно устраивал концерты духовной музыки, и эта добрая традиция будет продолжена. Премьеру театрализованного рождественского концерта для детей и их родителей «Дорога в Вифлеем» представят праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря и Большой детский хор им. В.С. Попова 7 января в 14:00 в Троицком соборе Данилова монастыря. Добрый сюжет, рассказанный простым и доступным языком, поможет ребенку понять смысл праздника Рождества Христова, узнать, как к нему нужно готовиться и как его отмечать.
Господь действительно не оставляет нас, и явный знак милости Божией – приближающееся Рождество Христово. Христос сходит на землю, чтобы укрепить нас и возвести на небо.