7 декабря 1987 года после тяжких гонений на веру открылся первый в России женский монастырь. Редакция сайта сердечно поздравляет игумению Варвару и сестер Свято-Введенской Толгской обители с наступающим престольным праздником и благодарит за интересный рассказ о монастыре. Напомним, что 21 августа 2014 года в день Толгской иконы Божией Матери обитель отметила свой 700-летний юбилей.
И стоит на Волге, словно богатырь, Православный Толгский русский монастырь. И хранит обитель Дева Пресвятая, Свой Покров незримо в небе простирая. Мон. Смарагда (Зыкова) |
«Толгская обитель – редкость», – так говорил в своем письме преосвященный владыка Ириней, воспевая величие реки Волги и живописно изображая красоту обители еще в XIX веке.
Сегодня эта обитель привлекает умы и сердца паломников, путешествующих по Волге. Сияют золотыми крестами белоснежные, похожие на диковинных птиц, устремленных в синее небо, Толгские храмы. Стройная, изящная колокольня, белокаменные стены с башнями, кедровая роща, в которой так любят уединяться сестры, пруд с белыми и черными лебедями заставляют чаще биться многие сердца людей, будь то взрослые или дети. А цветники, клумбы, дорожки, украшенные цветами, привлекают к себе восторженные взгляды и невольно уводят мысли в горний мир, приводя на память райские обители. Таково первое впечатление паломников. Когда же они в ходе экскурсии слышат историю монастыря, заходят в храмы, с умилением преклоняют колени пред дивным чудотворным образом Толгской иконы Богородицы, понимают, что сердце их прилепилось к обители, и снова и снова стремятся попасть сюда.
Вот уже семь веков Свято-Введенский Толгский монастырь является защитником Православия и средоточием духовной жизни. Он, как благодатный источник веры и благочестия, и ныне утоляет жажду всех страждущих, припадающих к нему. Подобно высокому маяку, он далеко светит миру, спасая ладьи человеческих душ от крушения и гибельных путей.
Две главные святыни побуждают людей посещать обитель. Первая из них – Толгская икона Богородицы, явленная в огненном столпе святителю Трифону 21 августа 1314 г., когда он обозревал свою огромную Ростово-Ярославскую епархию. В нескольких верстах от Ярославля путников застигла ночь, и они устроились ночевать в походных шатрах на правом пустынном берегу Волги. В полночь дивный свет осиял окрестность. Владыка, взяв свой посох, поспешил выйти из шатра. За Волгой, над лесной дубравой, ослепительно сиял огненный столп, а через реку был перекинут чудесный мост, которого накануне не было. Благоговейно перекрестившись, святитель перешел реку и увидел сияющую дивным светом икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках. Долго молился Владыка пред явленной иконой за землю Русскую и народ православный, страждущий под игом татаро-монголов. Смиренный архипастырь не хотел разглашать чудесное событие, однако Промысл Божий был иной. Владыка забыл свой посох на другом берегу. Когда посланные за ним люди вернулись в лодках (моста наутро не оказалось), они привезли с собою икону Богородицы, которую обрели стоящей на земле рядом с архиерейским посохом. Владыка на этом месте построил храм, а позже, когда обретенная икона прославилась исцелениями, решил создать здесь мужской монастырь. Икона названа Толгской, ведь именно над Толгой она была явлена, а монастырь, хранимый Божией Матерью, получил название в честь чудотворного образа. События семивековой истории Толгского монастыря отчасти отражены в часовнях обители: одна из них построена в память 46 толгских монахов, убиенных поляками в 1609 году, другая, расположенная в кедровой роще, – в память чуда о не сгоревшей в пожаре XV века иконе Богородицы. Также в обители есть надкладезная часовня в честь Святителя Трифона.
В 1913 году Толгский монастырь посетили Царственные Страстотерпцы. Встречал их в обители будущий патриарх Тихон в сане архиепископа и будущий новомученик архиепископ Серафим (Самойлович) в сане игумена. Часто посещал монастырь митрополит Ярославский Агафангел – здесь даже были его кельи.
В годы гонений Толгский монастырь был разграблен, разрушен, обесчещен. Летом 1918 года были расстреляны Толгские иеромонахи Иосиф (Баранов) и Никандр (Прусак), ныне прославленные в лике Новомучеников земли Русской. В советские годы в Толгском монастыре поочередно находились различные учреждения и в завершение устроена подростковая исправительно-трудовая колония на 700 мест, которых обслуживали 200 человек. На монастырских надгробиях в поселке Толга построены несколько жилых домов.
Возрождение Свято-Введенского Толгского монастыря относится к 1987 году. 7 декабря после тяжких гонений на веру открылась первая в России женская обитель. Возвращенный из небытия, монастырь возрождался, обустраивался и благоукрашался, чтобы через четверть века превратиться в редкую жемчужину, украсившую ныне Ярославскую землю.
В монастыре покоятся мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), религиозного мыслителя и духовного писателя, аскета и подвижника, монаха, учителя покаяния и делателя молитвы. Трудно встретить человека, стремящегося ко спасению, который не слышал бы его имени. Многие знаменитые сочинения святителя Игнатия: «Аскетические опыты», «Проповеди», «Письма» – стали настольными книгами для многих православных христиан. Сегодня его называют отцом и учителем современного монашества. Поклониться его святым мощам приезжают многочисленные паломники, архиереи, монашествующие и миряне, знакомые с его творчеством. В обители честные мощи пребывают с 26 мая 1988 года. 13 мая, в день памяти святителя Игнатия, в монастыре совершается архиерейское богослужение и крестный ход, на который собираются многочисленные паломники, глубоко почитающие опытно изучившего и открывающего нам путь спасения пастыря. Святитель ясно показывает в своих творениях путь умного делания, неложный и незаблудный, исключающий прелесть ума и сердца, оберегает идущих по этому кратчайшему пути христиан от падения в бездну гордостного фарисейства, приводя на память образ мытаря и смирением исполненную его немногословную молитву, умилостивляющую нашего Спасителя. Кроме двух главных святынь, в монастыре имеется много ковчежцев с частицами мощей угодников Божиих, иконы с частицами святых мощей, а также частица Ризы Господней в отдельном ковчежце.
26 лет Толгской обителью управляет богомудрая игумения Варвара, имеющая большой духовный опыт монашеской жизни, – первая российская игумения. Она также является духовной матерью сестер, воспринимая в постриге тех, кого благословит ей Владыка.
Матерь Божия собрала под Свой Покров 118 насельниц, промышляя и заботясь о каждой из них. В обители спасаются шесть схимниц, более шестидесяти монахинь, есть молоденькие сестры – инокини и послушницы, которые с большим желанием приехали в Толгу по зову благодати и по благословению своих духовных отцов. Из Толгского монастыря вышло 17 игумений.
Матушка игумения мудро обращается с сестрами. Она строго и бережно пасет врученное ей стадо Христово, внимательно следит за физическим и духовным состоянием сестер, не давая впасть в уныние или гордыню. Знает, когда наказать, когда утешить и ободрить. Матушка игумения всегда служит примером для сестер, участвуя в общих послушаниях и посещая утренние и вечерние богослужения, монашеское правило.
У матушки игумении есть помощницы: благочинная монахиня Николая, эконом монахиня Назария, казначея монахиня Елисавета, ризничая монахиня Сусанна. На каждом послушании есть старшая сестра. Сестры живут в монастырских благоустроенных корпусах: Спасском, Никольском, Введенском. По благословению матушки игумении живут по одной или по две в келье. Разные по возрасту, характеру, воспитанию, образованию, сестры объединены любовью к Богу и своей родной обители. Приятно и умилительно видеть спешащих на службу схимниц, монахинь, инокинь и послушниц, поддерживающих немощных под руку, помогающих подняться по лестнице. Среди сестер царит атмосфера доброжелательности: каждая идет на встречу с Богом, поэтому должна и сама быть милостива к ближним своим. Апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть Любовь, поэтому, кто Бога любит, а ближнего ненавидит, лжец есть: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего» (1 Ин. 4, 20–21).
Монастырские послушания распределены таким образом, чтобы у сестер было время и на общую молитву в храме, и на отдых, и на чтения святых отцов в келье. Ежедневно в монастыре совершается полный богослужебный круг, сестры участвуют в чтении и пении. Раз в две недели, преимущественно в субботу, приобщаются Святых Христовых Таин. В монастыре пять белых священников, диакон и один иеромонах. По желанию и благословению игумении сестры могут исповедаться и не в день Причастия.
Духовник обители – игумен Киприан из Сретенского монастыря – нередко посещает монастырь. Воспитанник архимандрита Тихона (Шевкунова), игумен Киприан помогает сестрам духовно возрастать. Его советы действенны и строго созвучны духовным наставлениям святых отцов. В разное время обитель посещали старцы: архимандрит Павел (Груздев), архимандрит Кирилл (Павлов), отец Косма, отец Виссарион, отец Лаврентий из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, у которых в обители есть духовные чада. Несколько раз приезжал схиархимандрит Илий (Ноздрин). Матушка игумения не раз ездила на остров Залит для духовной беседы со старцем Николаем (Гурьяновым). Четыре раза посещал обитель ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II. Два раза посетил обитель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Главным деланием сестер является молитва, потому что это сердце духовной жизни. Без умного делания теряется смысл жизни в монастыре. Однако путь к молитве идет через послушание, из которого рождается смиренный помысел о себе. Через послушание сестры имеют тесное общение друг с другом, познавая, что все послушания в монастыре равночестны и необходимы. Любое послушание начинается молитвой и оканчивается так же, сестры совершают свое послушание перед очами Божиими и во славу Божию. В глубине души своей монахиня должна непрестанно находиться пред Богом, беседуя с Ним умом, творя покаянно Иисусову молитву.
В обители есть различные послушания: повар, келарь, просфорница, трапезница, церковница, свечница, лавочница, прачка, огородницы, экскурсоводы, учителя монастырской Воскресной школы. В монастырских мастерских – иконописной, резьбы по дереву, позолотной, швейной, золотошвейной – успешно трудятся монастырские сестры: иконописцы, резчицы по дереву, позолотчицы, швеи, золотошвеи. Все мастерские оборудованы современной техникой. В летнее время насельницы, в основном, заняты на огородах, в монастыре есть свои теплицы, вся территория обители украшена цветами, за которыми тоже ухаживают сестры. В 60 километрах от монастыря располагается подворье, куда сестры ездят сажать, полоть, собирать урожай и травы для монастырского чая. В осеннее время в монастыре начинаются послушания в мастерских и занятия: организованы курсы изучения богослужебного устава, на которых сестры обучаются в течение трех лет. По окончании учебы экзамен принимает матушка игумения. Для сестер также проводятся уроки церковного пения, регулярно проводятся спевки.
День в монастыре начинается и заканчивается молитвой. Утром в 5.30 совершается молебен Матери Божией и святителю Игнатию, по окончании которого сестры парами прикладываются к святыням: Толгской иконе и святым мощам, испрашивая себе благословение на предстоящий трудовой день. Взяв благословение у игумении, сестры приступают к чтению синодиков о здравии и о упокоении. После молебна читаются утренние молитвы, полунощница, акафист по дню, часы, совершается Божественная литургия. В 9 часов завтрак, после которого сестры идут на свои послушания. В 14 часов общий обед, во время него читаются поучения святых отцов или другие произведения, житийная литература. Книги предоставляет монастырская библиотека, в собрание которой входят многочисленные творения Святых Отцов: святителя Игнатия, святителя Феофана Затворника, святителя Иоанна Златоустого, святителя Василия Великого, святителя Григория Богослова, преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Максима Грека, преподобного Максима Исповедника, преподобного Ефрема Сирина, праведного Иоанна Кронштадтского и многих других. Матушка игумения любит во время трапезы сама читать сестрам поучения Афонских старцев, после трапезы проводит с сестрами беседы. Вечернее правило сестры читают в храме через полчаса после окончания вечернего богослужения. Оно состоит из повечерия, трех канонов, Евангелия, Апостола и вечерних молитв. В воскресенье и двунадесятые праздники правило читают по кельям. Неусыпаемую Псалтирь и Неусыпаемый Акафист Божией Матери читают в монастыре перед чудотворной Толгской иконой. В воскресенье вечером поют акафист Матери Божией, в понедельник вечером – святителю Игнатию, в среду – святителю Николаю Чудотворцу.
Большинство сестер приехали в Толгский монастырь поклониться и помолиться учителю современного монашества святителю Игнатию Брянчанинову. Но есть и такие, кто просто приехал потрудиться, помолиться и решил остаться навсегда.
Ежегодно в монастырь приезжает множество паломников и туристов. Для молитвы и богослужений в монастыре несколько храмов: Спасский, Никольский, Введенский и Крестовоздвиженский, а также в честь святой великомученицы Варвары. В будние дни служба начинается утром в 5.30 с молебна. В воскресные и праздничные — в 7.00 с утренних молитв, вечером с 17.00 часов.
В обители есть три паломнические гостиницы, которые могут вместить 150 человек. Летом приезжают дети из Воскресных школ, помогают сестрам на послушаниях.
Толгский монастырь необыкновенно красив летом, когда вся природа ликует, много зелени и цветов. Красив осенью, когда золото листьев в сочетании с синевой неба и белизной храмов пленяет взор и воображение. Красив монастырь зимой, когда стоит задумчивый, покойный, чистый и молчаливый. Красив и ранней весной, когда начинается пробуждение от долгого сна деревьев и трав; как бы в созвучии с этим оживлением, множество паломников устремляются в обитель как на автобусах, так и по Волге.
Сестры любят свой Толгский монастырь и благодарят Пречистую Богородицу, что Она взяла их под Свой благодатный Покров и поселила здесь на благословенном месте явления святой Толгской иконы. Здесь незримо Она Сама пребывает, всей обителью управляет и молитвами Своими умоляет Сына Своего и Бога нашего о прощении грехов наших.