Столетний рубеж – время для пострига

Мариана Борловяну

Мягким зимним утром мы поднимались по скалистым горам среди контрастного пейзажа, каких я прежде никогда не видела. Восхождение было тяжелым, тропинка, запорошенная снегом, то и дело обрывалась перед скользким, покрытым грязью скатом, куда с трудом удавалось проникнуть солнцу. После нескольких часов пути мы оказались перед воротами скита Пэтрунса, в котором все было объято покоем и тишиной, где царила полная и блаженная гармония. Все монахи были заняты на послушаниях, а самый старый из них, монах Симеон, принял нас в своей келье, где нам предстояло узнать историю духовного восхождения, вершиной которого стало принятие монашества в почтенном столетнем возрасте.

Расположенная в непосредственной близости от церкви келья монаха Симеона находится в самом центре скитской жизни. Мимо нее проходят все, кто идет на свое послушание и потом возвращается с него, никто здесь не свободен от дел и никто не забывает взять благословение у старого монаха.

Когда мы его увидели, он сидел у своей кельи, устремив взор на купол церкви, а руки молитвенно сложив на груди. Мы робко приблизились, боясь прервать его молитву, но он вопрошающе улыбнулся нам, словно дивясь тому, что мы в такое время года одолели узкие и опасные тропинки, местами покрытые то льдом, то грязью, и словно в награду за то, что мы преодолели горы, пригласил нас к себе. В этом скромном помещении царил глубокий мир, озаряемый лучом света, проникавшим через маленькое запотевшее окошко.

Волнуясь, я нескладно попыталась узнать об извилистом пути, который составил целое столетие его жизни. Я старательно подбирала каждое слово, ища зацепку, чтобы обратить монаха к первым опытам его жизни, и сама себя спрашивала, сможет ли сидящий передо мной в своем столь почтенном возрасте вспомнить, хотя бы эпизодически, вехи своего восхождения к монашеству.

К моему великому удивлению старец Симеон начал излагать случаи из своей жизни, начавшейся 100 лет тому назад где-то в Мехединце, в Вынжу Маре. Я лишилась дара речи, и этот святой человек сам же и вывел меня из замешательства, начав рассказывать о семье, из которой он произошел и от которой унаследовал долголетие. Родители его были людьми простыми, крестьянами, но пеклись о том, чтобы вырастить всех шестерых детей в духе христианской веры и любви к труду. Все его братья и сестры тянулись к образованию, двое даже стали университетскими профессорами, и только наш собеседник склонялся к физическому труду, который исполнял с великой любовью.

Монах рассказывает громко, а улыбка не сходит с его лица ни на минуту... слушать его — большая радость. Речь его проста и чарующа, она проникнута искренностью. О годах, прожитых в миру, у него припасено много интересных рассказов, одни приятней, другие суровей, соответственно тому, какими были те давние годы. Монах Симеон не мудрый, он, скорее, умудренный. В свой 101-й год он не стесняется рассказывать о плохом и хорошем и не пытается скрыть, что в те времена с ним бывало всякое, что он прошел через всяческие грехи и суету жизни. Бога он начал открывать для себя довольно поздно и искренне раскаивается за годы, прожитые в услаждении страстями и удовольствиями жизни. Он с великой любовью трудился на земле, но после очень тяжелого периода, пережитого им на строительстве канала Дунай–Черное море[1], захотел подвести черту пройденному и обратиться в глубь своего заблудшего существа. Увидев, какая нищая у него душа, он стал искать Бога.

Его путь к миру святости не был легким, а все стези, пройденные в жизни, приводили к одному и тому же — к молитве. Брат Виктор, как звали его в миру, не помнит, чтобы у него когда-нибудь что-нибудь болело, и лекарств он не принимал никогда. Но что он знает без сомнения, так это то, что он никогда не был склонным к объедению. Мясо ел только в детстве, а овощные похлебки и травяные чаи всегда доставляли ему чувство сытости. Секрет его здоровья кроется в посте и молитве.

После того как жизнь отчетливо открыла ему его взлеты и неожиданные падения, Виктор в бессилии своем обратился к небу, прося Небесные силы указать ему путь к тому месту, где он мог бы оплакать свои грехи. Так он оказался в братстве монастыря Фрэсиней, где на протяжении десятилетий и оставался послушником. Когда я спросила его, почему он так долго не принимал постриг, он посмотрел на меня пристально, улыбка сошла с его лица, и он признался, что еще в молодости поклялся себе принять монашество только в том возрасте, когда искушения одно за другим начнут отступать и когда путь к спасению станет для него совершенно ясным. Однако искушений было бесчисленное множество, и чем больше он приближался к Богу, тем сильней его искушал нечистый. Он проходил послушание на конюшне, в саду, на лесных работах, делал все, к чему обязывает жизнь послушника. Богослужения, совершаемые в этой обители по Афонскому уставу, сделали для него ясными даже самые запутанные пути к миру святости, и он стяжал особый монашеский опыт. Придя сюда, он раз и навсегда порвал с жизнью, которую проводил в миру, оставив в прошлом обманчивые услады жизни, заменив их навсегда постом и молитвой.

Десять лет тому назад Господь и Матерь Божия судили, чтобы брат Виктор взошел еще на одну ступень ко спасению, и, прожив некоторое время в лесах на Буильских горах, он пошел по тропинке, ведущей к скиту Пэтрунса, и остался здесь навсегда. И вот, после десятков лет поисков и неопределенности он выбрал для последних лет своей жизни самый строгий в Олтении монастырь. Он говорил мне, как он счастлив быть рядом с братьями из Пэтрунсы и как он обязан отцу Варсонофию Гергелу, настоятелю монастыря, не только принявшему его в монашескую семью скита, но и помогшему ему облечься в чистую одежду монашества.

Не скуп на слова монах Симеон, но когда заходит речь о том дне, когда он стал монахом, старец сникает и поднимает глаза к небу. Я почтила его молчание, пытаясь уловить хотя бы то, чему мгновение дает просочиться сквозь невыразимые переживания. «Не оставил меня благой Бог: когда мне исполнилось сто лет, я стал монахом. Видите, у каждого есть возраст разума, когда в нас пробуждается вера христианская», — сказал старец, обратив взор свой к небу, словно в знак благого пожелания.

 

Перевод с румынского: Зинаида Пейкова

 

[1] Подобно Беломоро-Балтийскому каналу, он строился силами заключенных. — Перев.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Новодевичий монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Петропавловский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь