Подворье – хорошее слово, от которого веет прошлым, доброй стариной. У монастырских подворий двоякое назначение: удаленные от центра обители имели подворья в столице и крупных городах – для сбора пожертвований, для приюта во время служебных командировок настоятеля. Так, на Ильинке в самом центре Москвы в былые времена размещалось до десяти монастырских подворий. А большим городским монастырям, наоборот, нужны были подворья в сельской местности, где устраивалось разнообразное хозяйство, доставлявшее инокам пропитание и в какой-то степени позволявшее отдохнуть от тесного общения с миром.
В эти летние дни мы посетили одно из подворий столичного Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Село, где оно расположено, именуется Милюково. Когда-то здесь была дворянская усадьба, стоял каменный храм в честь Архистратига Михаила, взорванный в 30-е годы прошлого века. В середине 1990-х годов на место порушенной прошлой жизни пришло небольшое монашеское братство. Милюково совсем близко от Москвы – 25 километров по Киевскому шоссе, а сейчас, по новым установленным границам, оно и вообще вошло в столичные рамки. Но жизнь здесь течет все равно иначе. Здесь по-особому чувствуются приход весны, наступление лета, – та полнота существования, которая порой теряется в городской среде.
На подворье теперь вновь есть храм в честь Архангела Михаила – небольшой, деревянный. Есть трехэтажный дом для монашествующих, развалины бывшего усадебного дома, остатки парка; поля, источник неподалеку. Но маленькое сельское подворье сопричастно всем большим событиям страны, и игумен Серафим (Симонов), настоятель, эту сопричастность всегда не прочь подчеркнуть. Так, мы встретились после того, как он, по его собственным словам, «исполнил свой гражданский долг» – сделал вторую прививку от коронавируса – и теперь «спокоен, как минимум за то, что не будет источником угрозы для других».
Для монахов долг по отношению к ближним – это прежде всего долг любви. Насельники подворья в Милюкове стремятся исполнить его по мере сил. В течение нескольких лет здесь в полной мере реализуется социальный проект – реабилитационный центр для жертв домашнего насилия. За годы действия приюта «Ковчег» даже у скептиков все сомнения в его нужности развеялись. А отец Серафим, узнавший столько печальных и даже трагических историй, уверен, что созданный на подворье приют – это транзит от безысходности к новой жизни, к новым возможностям. Можно изменить свою жизнь, доверясь Богу. Но чтобы это случилось, надо всегда идти, не оставлять усилий… Любой кризис, любая сложная ситуация открывают новые перспективы для человека.
– В этом году исполнилось шесть лет нашего плодотворного соратничества со многими общественными организациями: и государственными, и волонтерскими, – говорит игумен Серафим. – Мы убедились, что наша работа востребована. Конечно, к сожалению – так как лучше было бы, если бы в нашем обществе не было насилия, не было бы несчастных, страдающих детей… Но пока картина такова, и это актуально. Помимо того, что убежище действует у нас на территории, мы еще снимаем гостиницы, так как нам не хватает помещений. Нужна поддержка. Нужен новый подход к законодательной базе и многое другое. У нас уже сложилась стратегия работы над данной проблематикой. За эти годы приобретен колоссальный опыт…
Согласно правилам приезжающие журналисты не могут делать фото, общаться с постояльцами приюта. Но детей, бегающих по территории монастырского подворья, мы наблюдали. Отец Серафим тут же предложил им мороженого и одновременно озадачил краткой лекцией о вреде сахара и работе эндокринной системы. Монастырские врата, двери корпуса оклеены объявлениями с предложением взять на попечение монастырских котов и котят. На подворье все время подбрасывают животных. Здесь даже специально молятся святому Герасиму Иорданскому об устройстве подкидышей, и иногда молитва бывает услышана. А к келье игумена ведет специальная наружная лестница – для кота.
День настоятеля подворья очень насыщен. Но отец Серафим находит время для любимого увлечения: он регулярно реализует проект «кулинаротерапии». В монастырском меню мы обнаружили рис с овощами – некую аллюзию на японские мотивы, воплощенную по собственному замыслу отца игумена. Основные ингредиенты выращены на местном огороде. Недавно на подворье освоили мультиварку, которая долго стояла без использования.
– Мы, скромные монахи, можем научить делать что-то дешево и быстро, говорит отец Серафим. – Я отвечаю за приобретение продуктов на подворье, езжу в магазины. Правда, сейчас все труднее вкусно и недорого накормить братию, цены растут… А само приготовление еды спасает от стрессов, знаю это по своему опыту.
На подворье живет маленькое сообщество людей. Обустроен свой мир, в который вписался и существующий социальный центр со сменяющими друг друга постоялицами и их детьми. Здесь они находят заботу и внимание, а также кров, поддержку, многоаспектный индивидуальный подход к каждой судьбе. Действует небольшое производство: пекут пироги по рецептам, разработанным отцом Серафимом. Монастырская выпечка пользуется в округе популярностью.
– Я вообще наслаждаюсь жизнью, – продолжает игумен Серафим.– В прямом смысле. Мне все нравится. Я просыпаюсь с утра, и первая мысль – благодарность Господу за то, что у меня есть еще один день этой прекрасной жизни. И вечером та же самая мысль. Я, может быть, неуспешен в монашеском правиле, но я постоянно благодарю Господа за все, что происходит в этой жизни, за всех людей, с которыми я встречаюсь, за все события, которые происходят. И за болезни, потому что это меня вразумляет и останавливает. …Есть, конечно, вещи, которые смущают и мне не нравятся.
– Например?
– Хамство, грубость, безразличие. Равнодушие иногда просто убивает…
…В любое время года, в любую погоду пребывание на монастырском подворье умиротворяет и дает жизненные силы. Общение с игуменом Серафимом заставляет радостнее смотреть на мир.
– Надо жить без претензий. Жизнь прекрасна. Бог всё дает человеку. Бог – это источник любви, благость, милосердие, вечность познания… И если человек припадет к Богу, то всё ему приносит радость. Даже печаль, даже скорбь. Христианин должен в примере крестного следования за Христом видеть радость. Страдания не просто очищают, они еще и наставляют, и исцеляют. За жизнь надо благодарить. Благодарную душу Бог любит!
Юлия Стихарева
Фото автора. Также использованы фотографии с официального сайта Новоспасского монастыря