«Будь всегда с Богом, и Бог будет с тобой»

Схиигумен Митрофан (Мякинин)

Годы советской власти, казалось бы, разорвали связь людей с Церковью, прервали монашеские традиции, и тьма готова была поглотить свет Христова благовестия. Но нескончаемое воинство подвижников, мучеников и исповедников донесло до наших дней сокровище веры, переходившее из поколения в поколение, сохранило монашеский опыт и традиции. Верные Христу до последнего часа своей жизни, эти удивительные люди передавали потомкам духовные наставления через неустанную проповедь, примером своей жизни, из уст в уста, в письмах. И почти не было в годы гонений на Церковь Христову в России такого места, где бы не появлялись светильники православной веры. О многих из них благодарные духовные чада готовы были писать прижизненные Жития, о многих сохранились полулегендарные свидетельства. Собранные вместе, они иногда противоречат друг другу, в чьих-то жизнеописаниях присутствует немало белых пятен, однако мы всегда должны видеть за этим главное: личность подвижника и его упорный труд по сохранению и взращиванию человеческих душ для Церкви Христовой.

Никита Мякинин, будущий схиигумен Митрофан, родился 14 (27) сентября 1902 года в селе Марьевка Щученского (Панинского) района Воронежской области в крестьянской, глубоко верующей семье. В пять лет умерла мама Никиты. Будучи еще совсем маленьким, мальчик задумался над смыслом жизни и постепенно в нем зародилось стремление посвятить себя служению Богу.

С младенчества приученный к службам, он очень любил храм, и когда немного подрос, сам стал приходить на богослужения, а научившись читать, начал петь на клиросе, полюбил духовные книги и особенно Жития святых.

Образование Никита получил в сельской приходской школе, где проучился три года. В юном возрасте будущий схиигумен Митрофан поступил в Нило-Столобенский монастырь, где был пострижен в иночество с сохранением имени. В обители он пробыл до ее закрытия в 1922 году.

После закрытия монастыря инок Никита поселился в селе Михайловка, недалеко от храма. Посетив Почаев и Киев, он познакомился с монахом Ксенофонтом (Величко), будущим преподобным Кукшей Одесским, с которым в дальнейшем имел близкое общение и духовную дружбу, а также со схиархиепископом Антонием (Абашидзе), который стал его духовником. Старец, вероятно, тогда и постриг его тайно в монашество с именем Серафим. Вернувшись в Михайловку, монах Серафим продолжил служить в храме – был старостой, стоял за ящиком.

Зимой 1924 года он был призван и проходил срочную службу в Красной армии.

4 января 1933 года в Успенском Адмиралтейском храме города Воронежа отец Серафим был рукоположен архиепископом Воронежским Захарией (Лобовым) в сан диакона, а 25 января того же года в сан пресвитера. После хиротонии отец Серафим был командирован на приход в храм в честь архистратига Божия Михаила в селе Эртиль, где прослужил всего полгода и был переведен в село Малые Ясырки Щученского района. Там он служил до ареста, последовавшего в июле 1934 года. Во время служения отец Серафим часто посещал живущих в близлежащих селах монахинь, поселившихся там после закрытия монастырей.

Пока велось следствие, он был отпущен на свободу с подпиской о невыезде. Однако в феврале 1935 года отца Серафима снова арестовали и вскоре этапировали в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь, где он работал на добыче камня-песчаника. Вместе с другими священниками, отбывавшими срок в Карлаге, отцу Серафиму удавалось иногда совершать в лесу богослужение.

В 1938 году подошел к концу срок заключения, однако паспорт ему не выдали, заменив его справкой об освобождении. Устроиться где-то с таким документом было трудно, и иеромонах Серафим переходил на жительство из села в село в сопровождении нескольких монахинь. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны им было принято решение уйти в затвор. Это время отец Серафим описал в стихотворении:

Низкая хата в землю вросла,
Густым кустарником вся обросла,
Прохожим этот домик вид не давал,
Кто в нем скрывался, Господь охранял.
В этой хатенке Пречистая пребывала всегда
И славные чудеса творила Она,
Радость духовная лилась здесь рекой,
Утешала скорбящих, шедших узкой тропой…

Однако, и находясь в затворе, подвижнику приходилось переходить из одного села в другое, закрываясь в уединении в домах своих духовных чад. Во время затвора он служил в доме, где жил, Божественную литургию, на которую собиралось несколько его духовных чад.

В 1949 году появилась возможность выправить старцу паспорт. Предварительно посетив со своей келейницей монахиней Паисией старца Иоанна, жившего в Грибановском районе, он по его совету оставил затвор. После получения документов отец Серафим, живя на квартире у знакомых в Воронеже, устроился на работу охранником на станцию переливания крови, где главврачом работал Николай Александрович Овчинников, ставший в будущем его духовным чадом. Через Николая Овчинникова про отца Серафима узнал Воронежский архиепископ Иосиф (Орехов). Отец Серафим собрал необходимые документы для зачисления в штат, и 5 июля 1950 года владыка назначил его настоятелем храма села Шапошниково Ольховатского района, где он прослужил до сентября. 14 октября он был переведен настоятелем Тихоновского храма села Камышеватка Алексеевского района, а через два месяца, 12 декабря, по просьбе прихожан его вернули на прежнее место служения. В феврале 1951 года иеромонаха Серафима перевели в село Ячейка Эртильского района настоятелем храма Архангела Михаила, где он прослужил в должности настоятеля одиннадцать лет. В это же время им был подан архиепископу Иосифу рапорт о том, что он имеет монашеский постриг.

После назначения в Михайло-Архангельский храм села Ячейка к старцу стали собираться его духовные чада. Здесь его трудами был сформирован большой приход из местных жителей и паломников из ближайших областей. Только из числа жителей села прихожанами храма было более 300 человек. Под духовное окормление старца приходили монашествующие из закрытых монастырей. В 1951–1962 годах здесь, по сути, образовалась монашеская община из более чем ста монахинь, в которой совершались постриги, выполнялись послушания.

Храм был восстановлен практически из руин, в нем был устроен четырехъярусный иконостас, размещены иконы.

Совершался полный суточный круг богослужения, и так как большинство прихожан имели постриг, это входило в их повседневное монашеское правило.

Отец Серафим особенно старался привить своим чадам добродетели смирения и послушания, которые он считал фундаментом монашеской жизни. Старец говорил, что смирение – это пристань, где находили себе покой все добрые подвижники, все скорбящие душой, все жаждущие спасения.

В эти годы он часто ездил на Украину и общался со своим духовным другом – схиигуменом Кукшей (Величко), с духовниками Почаевской Лавры. Из Почаева привозил духовную литературу – как изданные в типографии, так и перепечатанные на пишущей машинке богослужебные книги, Жития святых, а также «Невидимую брань» и «Добротолюбие», которые советовал читать своим чадам.

Старец находился в близком духовном общении со схимонахиней Серафимой Мичуринской, схимонахом Иоасафом (Грязинским), схимонахиней Антонией (Мордовской), схимонахиней Михаилой (Сарычевой).

В декабре 1961 года отца Серафима перевели на новый приход в селе Девица. Затем в Бурдино, после этого – в Никольское, затем – в Путятино. Здесь он 25 июля 1964 года совершил свое последнее богослужение.

Перед кончиной отец Серафим был пострижен в схиму в честь святителя Митрофана Воронежского. Постриг совершал духовный сын старца иеросхимонах Макарий (Болотов), которому схиигумен Митрофан и поручил окормление своих духовных чад.

25 декабря 1964 схиигумен Митрофан мирно отошел ко Господу на 62-м году жизни. Отпевание было совершено в Покровском кафедральном соборе города Воронежа. Погребен он по его завещанию в селе Первая Михайловка, рядом с могилой матери, Дарьи Евстафьевны Мякининой.

Передавая многочисленным духовным чадам, избравшим иноческую стезю, приобретенный им опыт монашеской жизни, монашеские традиции Нило-Столобенской пустыни, Киево-Печерской лавры, он сохранил их для следующих поколений.

Будучи делателем молитвы Иисусовой, схиигумен Митрофан постоянно повторял своим чадам, если замечал, что они оставляют молитву, оправдывая это разными причинами: «Лучше молиться стоя, чем сидя; лучше молиться сидя, чем лежа; лучше молиться лежа, чем никак».

Очень важным для монастыря он считал духовную сплоченность насельников. Старец часто повторял: «Будь всегда с Богом, и Бог будет с тобой. А когда вас двое, кто вам соперник?!»

Материал подготовила Анна Фейгина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь