4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Приснопамятный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) так говорил об этом событии в жизни Церкви: «С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. "Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание..." Так велик этот день, так единственен и неповторим он – день начала Нового Завета с Богом на земле». О том, как отмечают этот день Введенские обители, нам рассказали насельницы монастырей в городе Иваново и на Толге.
В подготовке участвуют все 170 сестер
Первой на нашу просьбу рассказать о том, как протекает в монастыре подготовка к празднику, откликнулась настоятельница Введенского женского монастыря в городе Иванове игумения Мария (Перепеча). По благословению матушки Марии сестры прислали нам ответы на вопросы и вместе с ними – фотографии, на которые нельзя смотреть без душевного трепета. Вот что они написали:
«Наш монастырь через три месяца отметит свой небольшой юбилей – 25 лет со дня основания. Четверть века назад при Введенском храме был учрежден женский монастырь. Сам Введенский храм – многострадальный. Построенный 100 лет назад на пожертвования купцов, фабрикантов и простых жителей города Иванова-Вознесенска, он через тридцать лет после освящения был закрыт. В нем разместили государственный архив, и только в 1989 году после 16-тидневной голодовки четырех женщин – членов православной общины – его возвратили верующим. В престольный праздник в монастыре всегда их вспоминают. Вспоминают и строителей, и первых прихожан, потрудившихся на восстановлении храма. Вспоминают тех, кто служил во Введенском храме до его закрытия, и ушедших в мир иной сестер. На монастырском кладбище около 60 могилок: священнослужители, монахини, послушницы – небольшой небесный монастырь... ».
Кстати, в публикации известного петербургского журналиста и православного писателя Александра Ракова есть некоторые дополнения к этому. Например, то, что в приделе Святителя Николая «красной церкви», как называли ее в народе, потому что она была построена из красного кирпича, богоборцы совершили кощунство: устроили туалет. Что архимандрит Амвросий (Юрасов) взял благословение у правящего архиерея попытаться вернуть храм, однако хождения по инстанциям, письма, обращения так и не помогли. Вот тогда и пришло решение начать голодовку, которая привлекла внимание всего мира. «В те годы только таким исключительным способом можно было вернуть храм», – сообщает Александр Раков.
Далее читаем в ответе из монастыря: «К престольному празднику в обители готовятся все 170 сестер задолго: в храме, на территории городской части монастыря, на подворьях проводится генеральная уборка. Сестры, несущие послушание в социальном отделе, рассказывают о предстоящем празднике своим подопечным: инвалидам-опорникам, осужденным, малоимущим, детям в детских домах и социально-реабилитационных центрах, в Центре подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей. Сестры издательского отдела готовят материалы для монастырского сайта, снимают небольшие фото- и видеозарисовки о жизни монастыря. Кухонные сестры обдумывают меню праздничной трапезы. Поскольку престольный праздник приходится на Рождественский пост, то пища в этот день постная. Вообще-то готовить вкусную постную пищу умеют, практически, во всех монастырях. А мы на основании нашего опыта как-то издали книгу "Во дни поста" с рецептами блюд на каждый пост – обычный или строгий. Когда миряне попадают к нам на праздничную трапезу, то удивляются: "Торт? Разве может быть торт постным?" – "А это что? Точно не мясо?" Объясняем им, что наше "мясо" – рыба и грибы. В этом году собираемся подать на стол сельдь под шубой, бутерброды с икрой, соленую рыбу, салат с кальмарами, салат овощной с фасолью, грибной суп, пельмени, картофельное пюре, рыбные колеты или запеченную рыбу в фольге, морс из облепихи, рулеты с маком, фрукты. Меню разнообразное: хочется всех гостей накормить по-праздничному!
Наши клиросные сестры перед престольным праздником разучивают новые богослужебные песнопения, чтобы порадовать многочисленных паломников и гостей только что сочиненными духовными кантами для исполнения за трапезой; сестры – руководители детского хора – готовят вместе с ребятишками прихожан новую программу. На каждом месте: в иконописной, реставрационной, керамической, швейной, вышивальной, ризничной мастерских, на просфорне и в хлебопекарне, на скотном дворе, в гостинице для паломников, в музее Новомучеников Российских – свои заботы и труды по подготовке к празднованию. В этом году члены Духовного собора подготовили к престольному празднику новую редакцию "Памятки иноку". Первую памятку составил строитель и основатель обители архимандрит Амвросий в 1991 году – в год учреждения монастыря. Почти все сестры были тогда новоначальными за исключением четырех, постриженных в миру. Батюшка понимал, что мы ничего не знаем: ни как себя вести, ни как одеваться, а также смутно представляем, что такое монастырь и кто такой монах. Потому краткая памятка содержала определенный свод правил: во сколько вставать, во сколько ложиться, как беречь монастырское имущество (например, в келиях гвозди не забивать, краны не перекручивать). Еще указывалось, как вести себя в храме, трапезной, на территории (при ходьбе руками не размахивать; идя с Иисусовой молитвой, четки до земли не опускать)… В новой редакции больше внимания уделено духовной составляющей: Божественной литургии, исповеди и откровению помыслов, келейному правилу, молитве, послушанию (хотя при этом остаются и некоторые прежние внешние правила, регулирующие отношения между сестрами, игуменией и духовником). Эта памятка составлена на основании опыта нашего духовника с учетом духовного состояния сестер обители».
Нести свой крест с надеждой
Из последующего рассказа мы узнаем, что в сам день праздника в городскую часть обители приезжают сестры трех монастырских подворий. В этот день, как правило, Литургию возглавляет правящий архиерей – митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф (Македонов), а Владыке сослужат духовник обители архимандрит Амвросий (Юрасов) с клириками монастыря. Настоятельница – игумения Мария – с теплотой и любовью принимает многочисленных гостей: священнослужителей, игумений других обителей, а также мирян, добирающихся сюда из разных уголков России и ближнего зарубежья. На престольный праздник, на Пасху и Рождество Христово, на день тезоименитства духовника, по сообщениям сестер, приезжают старые знакомые: те, кто знает батюшку и сам монастырь уже много лет. Обычно это гости из Украины (батюшка в конце 70-х годов нес послушание в Почаевской лавре), из Белоруссии – (земляки матушки-игумении). Бывают и москвичи, тоже старые знакомые отца Амвросия со времен Троице-Сергиевой лавры (он учился в Московской Духовной семинарии, затем закончил Московскую Духовную академию) и члены общества «Радонеж». Приезжают «новенькие», узнавшие о монастыре из книг отца Амвросия и его передач на радиостанции «Радонеж»... Монастырская трапезная вмещает в себя не более 300 человек, поэтому сестры угощают многих прихожан горячим чаем из трав, булочками и пирожками в палатке, установленной возле храма. Введенский храм – один из самых больших в Ивановской области – рассчитан, примерно, на две тысячи молящихся. Если престольный праздник приходится на выходной день, в церкви собирается очень много народа, а если на будний, то присутствуют, в основном, приезжие и те из горожан, кто не на работе. «Многолетие» и «Вечную память» возглашают в этот день неоднократно, а колокольный звон напоминает жителям города о празднике во Введенской обители...
Читаешь эти строки и думаешь: какая мощная картина торжества Православия встает перед глазами! В 1991 году здесь была совсем небольшая община из числа духовных чад отца Амвросия, сегодня – столь большая монашеская семья. И снова хочется вернуться к публикации журналиста и писателя Александра Ракова, в которой он цитирует трогательное признание сестер: «Обычно дети копируют родителей. Вот и мы подражаем своему духовнику. А он ходит неслышно, говорит тихо, спорит редко, так что теперь и у сестер на языке готовая батюшкина фраза на сопротивление: "Я сказала, а ты как хочешь". А хотеть – боязно, потому как помним его предупреждение: "Своя волюшка доведет до горюшка". Вот и вырабатывай послушание с первого слова! Это непросто. Еще апостол Павел писал, что Бог всех людей заключил в непослушание. Жизни не хватит, чтобы только послушание в себе выработать! А сколько других недостатков! Но, слава Богу, есть исповедь и священник, который и правду в лицо скажет, и епитимию наложит. И идет человек дальше нести свой крест с надеждой».
В «доме Богородицы на Толге» этот праздник проходит по-домашнему
Радостно было получить и рассказ о престольном празднике из дорогого сердцу Свято-Введенского Толгского женского монастыря Ярославской епархии, где мне посчастливилось побывать не единожды: принимать участие в многочасовом крестном ходе из Ярославля к монастырю в Толгин день, собирающий великое множество людей; готовить интервью для нашего сайта с настоятельницей обители игуменией Варварой (Третьяк) накануне 700-летия основания монастыря («Будет в монастыре непрерывная молитва – Господь услышит и все устроит»). Как же проходит в древней обители праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы? Вот что написали сестры по благословению матушки Варвары: «Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в 1314 году на месте, избранном Самой Матерью Божией, Которая явила Свой образ в утешение, подкрепление и помощь русским людям в тяжелые времена татаро-монгольского ига. Там, где произошло обретение иконы, был построен обыденный храм. В него Матерь Божия "вошла" Своим чудотворным образом, и Ростовский епископ Трифон освятил новоустроенную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. С тех пор обитель называют "домом Богородицы на Толге", а Толгская икона стала для сестер дорогой святыней и источником благодати. У монастыря явилось сразу два основных праздника: зимний – Введение во храм Пресвятой Богородицы – и летний – день явления Толгской иконы. Толгин день стал всеобщим торжеством для Ярославского края, а вот престольный праздник Введения носит дух монашеского, домашнего праздника.
С 1683 года на месте обыденного храма возвышается пятиглавый Введенский собор – центральный храм в архитектурном ансамбле монастыря. Изначально он строился как летний храм и зимой не отапливается, поэтому праздничная служба в морозные декабрьские дни в нем не совершается. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы насельницы обители и миряне собираются в теплом Крестовоздвиженском храме. По окончании Литургии с торжественным пением священнослужители и все молящиеся проходят по крытой галерее, соединяющей два храма, во Введенский собор, и начинается славление: поется тропарь, кондак и величание праздника. Но даже от этого краткого посещения "именинника" такая радость рождается в наших душах! Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), "чистота и святость, свет и радость – вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы". Накануне престольного праздника в соборе на центральном аналое кладется праздничная икона, которую сестры украшают венком из живых цветов, и возжигается лампада. В этот день в обители совершается Всенощное бдение с литией, с пением на два клироса. Богослужение совершают соборно все священнослужители монастыря. В зимнее время, слава Богу, полевых работ нет, и почти все сестры могут молиться в храме, где чувствуется особое торжество: ведь ныне "в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает" (из тропаря праздника). Церковные песнописцы, составившие службу праздника Введения, вместо сухого прозаического рассказа оставили нам живые картины слова, прославляющие Богоматерь и дающие обильную пищу уму и сердцу. А какое волнение охватывает душу, когда первый раз запоют катавасию: "Христос рождается – славите! Христос с Небес – срящите!"
Утром перед Литургией совершается чин малого освящения воды. Божественную литургию возглавляет митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон (Долганов). В обитель приходит много богомольцев. Все сестры причащаются Святых Христовых Таин. Сложилась также традиция, что на праздник Введения матушка игумения у чудотворной иконы Толгской Божией Матери одевает новоначальных послушниц в подрясник. Чтобы они, всегда помня этот день, старались облекаться и в качества Пресвятой Богородицы... Вот как об этом замечательно пишет святитель Филарет, митрополит Московский: "Не видите ли теперь, что приведение Пресвятыя Девы к Царю царей есть начало великаго торжественнаго шествия, в котором все чистыя, целомудренныя души за Нею последуют; что настоящее торжество, по намерению Церкви, есть часть и продолжение онаго великаго шествия; что желающие участвовать в настоящем торжестве должны присоединиться к оному торжественному шествию, облекшись в качества, сообразныя образу великия Ликоначальницы онаго…".
По окончании Божественной литургии и славления возглашается многолетие Святейшему Патриарху Кириллу, богохранимой стране нашей Российской, властем, воинству и народу ея, настоятельнице с сестрами обители и всем православным христианам. Матушка игумения поздравляет владыку, сестер и всех гостей обители. Владыка произносит назидательное слово. Затем монашеским строем с пением тропаря праздника мы идем в трапезную. Трапеза – продолжение богослужения. Во время трапезы назначенная сестра читает святоотеческое слово на праздник Введения. На праздничной трапезе бывает "велие утешение", – конечно, разумное и разрешенное уставом в дни Рождественского поста. Перед праздником мы закупаем рыбу, фрукты, печем пироги. Но сам праздник на трапезе ощущается не только потому, что столы полны вкусной еды (за что мы благодарим Бога и потрудившихся с любовию сестер), но в полной мере помогает его ощутить присутствие архипастыря, священнослужителей, почти всех насельниц обители и гостей-благодетелей, пришедших разделить с нами радость праздника. Сестры исполняют духовные песнопения в честь Божией Матери. По окончании трапезы под торжественный звон колоколов мы провожаем Владыку и расходимся по келиям (а кто отправляется на послушание), славя Бога и Пречистую Богородицу». Такой вот теплый подробный рассказ мы получили!
***
4 декабря свой престольный праздник отмечают один из древнейших монастырей России – знаменитая Введенская Оптина пустынь, расположенная недалеко от города Козельска в Калужской епархии, – а также Свято-Введенский Кизический мужской монастырь, который находится в Казани, в центре столичного мегаполиса, и берет свое начало в XVII веке (основание обители и ее дальнейшее процветание прочно связаны с именем Всероссийского Патриарха Адриана). В XVII веке был основан Свято-Введенский женский монастырь в Орле, насчитывавший в начале прошлого столетия 583 насельницы. К концу XVII века относится появление Свято-Введенского островного монастыря близ города Покров (Владимирские земли). Основанный иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем, он до 1918 года, то есть до самого его закрытия, был мужским, а уже в новой церковной истории монастырю был присвоен статус женской обители, и в списке с именами 20 предыдущих настоятелей монастыря появилось имя игумении Февронии (Мараткановой). И возникший уже в третьем тысячелетии монастырь на древней Псковской земле, в древнем Владимирце (где, по одной из версий, получившей сейчас наибольшее распространение, в вотчине своей бабушки княгини Ольги родился святой равноапостольный князь Владимир), тоже будет торжественно праздновать свой престольный праздник. Хотя обитель, как сообщается на монастырском сайте, и затеряна в лесах Псковщины, но дорогу сюда находят многие люди, приезжающие и поодиночке, и целыми автобусами, чтобы помолиться, потрудиться во славу Божию.
Материал подготовила Нина СТАВИЦКАЯ
Снимки представлены из архивов монастырей