«Фигура святителя Николая на Западе все больше отходит в область фольклора»

Иеромонах Константин (Симон)

Наше тело – храм Духа Святого. Когда люди святой жизни умирают, мы верим, что их телесные останки освящены Святым Духом. Когда мы прикладываемся к ним, мы приобщаемся к благодати, которая присутствовала в них при жизни и не оставляет их мощи после смерти. И эта благодать помогает нашей слабой вере возрастать, и по этой вере Господь творит чудеса. 


Передача части мощей святителя и чудотворца Николая делегации Русской Православной Церкви. Фото: Олега Варова

Столь широкое и повсеместное почитание святителя Николая я увидел только в России. В Европе образ святителя Николая все чаще ассоциируется с Санта-Клаусом, который приносит детям подарки. В некоторых католических странах даже принято дарить подарки на праздник святителя Николая, а не на Рождество.

В целом фигура святителя Николая на Западе все больше отходит в область фольклора, хотя раньше, в Средние века, святителя в Европе сугубо почитали, посвящали ему храмы, складывали легенды о нем, особенно известны предания о его чудесах: о том, как он спасал детей, помогал незамужним девушкам (этот случай даже описан в акафисте святителю). Сейчас, должен с грустью отметить, богослужебное поминовение святого Николая совершается только в Бари у его мощей, а в других местах такого широкого почитания нет. Я не знаю ни одного построенного в современности католического храма в честь святителя Николая. Это, к сожалению, становится тенденцией в Западной Церкви – люди забывают древних святых, перестают их почитать и обращаться к ним в молитве.


Крипта базилики святителя Николя. Италия. Бари.

В Русской Церкви празднуют день памяти святителя Николая дважды в году: не только «зимнего Николу» – 19 декабря, но и «летнего», 22 мая. Память «летнего» святителя Николая связана с тем событием, когда итальянские купцы в 1087 году, можно сказать, выкрали его мощи из города Миры. Конечно, Западная Церковь не называет это «кражей», этому есть объяснение – они спасали мощи мусульман. Но на Западе и не принято праздновать этот день. У греков также нет праздника «летнего» святителя Николая, вообще все Поместные Церкви, которые были под греческим влиянием, не празднуют «перенесение», потому что считают этот факт воровством. Румыны, поляки и даже, кажется, сербы в том числе. Кстати, я был удивлён, когда узнал, что поляки посещают Бари в основном не для поклонения мощам святителя Николая, как ни странно, а потому, что польская королева Бона Сфорца д’Арагона погребена там.


Базилика святителя Николая, Италия, г. Бари.

Почему же так сложилось в Европе, что почитание святителя отошло на второй план? Дело в том, что среди иезуитов есть так называемые болландисты – учёные, занимающиеся собиранием, исследованием манускриптов житий святых. Болландисты растиражировали тот факт, что на самом деле о святителе Николае мы знаем очень мало и не можем утверждать, был ли, например, он на I Вселенском соборе или не был, потому что его подписи нет в документах. По преданию, он там был и дал пощечину еретику Арию, но это предание, а не исторический факт. После того, как болландисты издали публикацию с описанием исторических неточностей, почитание святого Николая на Западе уменьшилось.

Если уж так, то вообще-то много чего не написано из того, что является фактом и, значит, является частью нашей веры. Мы верим в присутствие святителя на Вселенском соборе и это часть нашей традиции. Верим, что святитель действительно был добрым, смиренным, помогал бедным, и мы обращаемся к нему за помощью в молитвах.


Первый Вселенский Собор, спор святителя Николая с нечестивым Арием.

Но как смиренный человек может дать пощечину, спросите вы. Да, святой Николай был смиренный человек, но он дал пощёчину еретику Арию в пример своим современникам и нам. Есть одна история про то, как некого монаха, жившего святой жизнью, братия стала обвинять в различных грехах. Он соглашался и признавался, что грешен, – потому что мы все грешные. Но когда его обвинили в ереси, он сильно запротестовал и говорил: «Быть еретиком – значит отлучать себя от Бога, а я не отрекался от Него». Поступок святителя Николая показывает, как серьезно надо относиться к ересям. Особо нужно сказать о ереси релятивизма, когда недооценивается важность христианских догматов и вероучения. А ведь эти свойства должны быть на первом месте в жизни христианина. Мы не должны допускать ереси в Церкви, потому что они как чума, ослабляют единство Ее членов.

Мне лично кажется,  что Бари – городок ничем не примечательный, мафиозный, смотреть там особенно нечего. И если человек отправляется в Бари – это, конечно, значит, что он хочет почтить святого Николая. Паломничество – очень благочестивая традиция у православных христиан. Когда мы паломничаем,  мы должны помнить о внимании и милосердии, которые были свойственны святителю Николаю. Лев Толстой в своем рассказе «Два старика» повествует о том, как двое пожилых мужчин отправились в паломничество на святую Землю. Один из них достигает своей цели, другой, проходя через Малороссию, где свирепствует холера, остается в семье,  пострадавшей от эпидемии. Он помогает им и не идет в Иерусалим. Другой же старик, который дошел до святого града, молясь у Гроба Господня, увидел во сне своего спутника ближе всех к святыне. Был ли этот человек у Гроба Господня –  об этом Толстой не говорит, но важно одно. Паломничество не угодно Богу без милосердия, христианской любви к ближнему и самоотречения.


Принесение мощей святителя Николая в храм Христа Спасителя. Фото: patriarchia.ru

Огромные очереди, которые сейчас встраиваются в Москве у храма Христа Спасителя – это настоящее чудо. На Западе такого никогда не бывает. Там охотно отстаивают очередь, чтобы, допустим, попасть на рок-концерт, но не для того, чтобы поклониться святыне. Выстоять в очереди к мощам после рабочего дня – это подвиг и это очень многое говорит о русском человеке. Например, то, что русские – богоносный народ, ведь несмотря на 70 лет безбожного режима, вера в народе жива.


Принесение мощей святителя Николая в храм Христа Спасителя. Фото: patriarchia.ru

P.S. Советую паломникам, особенно пожилым паломникам, ездить в Бари не в мае и не летом, а в более прохладное время года (в конце мая там уже очень жарко и многолюдно).

Материалы по теме

Публикации

Протосингел Павел (Радусинович)
Протосингел Павел (Радусинович)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Сурский Иоанновский женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь