Дворянский род Мансуровых в XIX – начале ХХ века подарил России замечательных подвижников благочестия, много потрудившихся во славу Божию и исповедничеством засвидетельствовавших свою верность Христу.
Основание же этому было положено двумя молоденькими девушками, которые отказались от блестящего светского будущего, потому что имели крепкую веру и послушались голоса своего сердца, стремившегося послужить Господу.
В 1861 году в семье статс-секретаря Его Императорского Величества, управляющего делами Палестинского комитета Бориса Павловича Мансурова и его супруги Марии Николаевны Мансуровой (урожденной княжны Долгоруковой), фрейлины Ее Императорского Величества, родилась девочка, которую назвали Екатериной. Через семь лет, в 1868 году появилась на свет ее младшая сестра Наталия.
Борис Павлович, действительный тайный советник, сенатор, член Государственного Совета, стремился дать своим детям хорошее образование и приобщить их к жизни высшего света. Екатерина и Наталия, так же, как и мать, состояли в свите Ее Императорского Величества. Однако у девочек с детства было иное стремление; живя в Москве, они часто посещали Страстной женский монастырь, который находился недалеко от их дома, и имели личное духовное общение, а затем и переписку с его настоятельницей, игуменией Евгенией (Озеровой). Есть также сведения, что вместе с отцом, деятельным создателем «Русской Палестины», Екатерина и Наталия некоторое время жили в Иерусалиме, и пребывание рядом с великими святынями оказало влияние на их духовное становление.
Идиллия была нарушена тяжелой болезнью младшей сестры, и в 1886 году по рекомендации врачей семья Мансуровых была вынуждена переехать в Ригу. Только через год лечения болезнь стала отступать. Вероятно, жизнь в неопределенности и напряжении, усердных молитвах и размышлениях о смысле всего происходящего окончательно сформировала у сестер желание посвятить себя служению Богу. А пока они старались испытывать свое стремление в служении ближним.
По приезде в Ригу Мария Николаевна с дочерьми, продолжая благочестивую традицию семьи, почти сразу же занялись благотворительной деятельностью. Они участвовали в создании в Риге народного училища, библиотеки, бесплатной столовой, занимались попечением о заключенных и их детях в Рижской женской тюрьме.
Стараниями Екатерины Мансуровой в Риге была открыта общедоступная воскресная школа для женщин и девочек из неимущих семей, с обучением на русском языке. 22 января 1889 года воскресная школа была освящена.
Видя сложную обстановку в семьях, постоянно соприкасаясь с трудными судьбами детей, семья Мансуровых приняла решение открыть приют для девочек-сирот, сняв для этого помещение на Ключевой улице. Приют был открыт 18 апреля 1891 года, первыми воспитанницами в нем стали несколько обучавшихся в воскресной школе девочек, из самых неблагополучных семей.
Одновременно с приютом, в знак благодарности Богу, в 1891 году сестры Екатерина и Наталия Мансуровы открыли и богадельню.
За поддержкой в открытии частного благотворительного учреждения Екатерина Мансурова обратилась к обер-прокурору Священного Синода К. П. Победоносцеву, который поддержал эту богоугодную инициативу.
Постепенно в работу приюта и богадельни включились благочестивые женщины, и вокруг сестер Мансуровых образовалась женская община. Удалось организовать непрестанное чтение Псалтири с поминовением живых и усопших благотворителей. Раз в неделю в приюте совершались молебны с чтением акафистов.
Посетив приют и богадельню, епископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), благословил всех присутствовавших иконой Живоначальной Троицы и преподнес образ в дар вновь образованной общине, закрепив за нею наименование Свято-Троицкой.
Со временем в богадельне при частном приюте Мансуровых были заложены основы монастырской жизни.
Решением Святейшего Синода от 5 октября 1892 года богадельня была преобразована в Рижскую Свято-Троицкую женскую общину, ей был выделен участок земли для постройки зданий. Уставом общины стали правила общежития, составленные ранее святителем Филаретом, митрополитом Московским для Спасо-Бородинского монастыря.
25 сентября 1892 года была совершена торжественная закладка церкви и дома общины. В том же году императором Александром III пожертвовано на Свято-Троицкую общину 29 тысяч рублей. Пожертвования также поступили от обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, Прибалтийского православного братства, рижского купечества, частных и должностных лиц Москвы и Петербурга. В 1893 году с помощью собранных пожертвований был выстроен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Дубовый иконостас, установленный в этом храме, был заказан на собственные средства праведным Иоанном Кронштадтским. 5 июля 1893 года в храме совершили первую Божественную литургию.
В трудах по организации внутренней жизни общины огромную роль сыграла духовная поддержка игумении московского Страстного монастыря Евгении (Озеровой), переписку с которой постоянно вели Екатерина и Наталия.
Особую помощь общине оказал святой Иоанн Кронштадтский. Он же благословил сестер Екатерину и Наталию Мансуровых на принятие пострига, предупредив о многих скорбях на монашеском пути и укрепив напутственными словами.
В сентябре 1894 года Екатерина и Наталия Мансуровы по благословению епископа Рижского и Митавского Арсения были пострижены в рясофор наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Павлом, духовно окормлявшим сестер. Исполнилось чаяние юных душ, однако с принятием иноческого пострига на сестер был возложен и особый крест руководства общиной. Екатерина была назначена начальницей Троицкой женской общины, а ее сомолитвенница и сотаинница Наталия разделила несение этого креста со своей сестрой по плоти и духу.
Желая молитвенного уединения, сестры-подвижницы начали ходатайствовать о наделе земли для устроения пустыни в лесу. Отозвавшись на их просьбу, император Александр III выделил Троицкой общине землю в казенных лесах под Митавой (Елгавой). И уже в 1895 году на месте будущего скита поселились первые сестры – он жили там до осени, а затем до весны переезжали в город.
В 1899 году был освящен первый храм пустыни в честь Преображения Господня, выстроена часовня во имя преподобного Иоанна Лествичника. После освящения в пустынь переехали на постоянное пребывание часть сестер Троицкой общины во главе с инокиней Наталией.
19 сентября 1901 года инокиня Екатерина была пострижена в монахини с наречением имени Сергия, в честь преподобного Сергия Радонежского, а спустя два месяца приняла постриг и инокиня Наталия, нареченная Иоанной в честь преподобного Иоанна Лествичника.
Монашеская община возрастала как численно, так и духовно. Определением Святейшего Синода от 31 декабря 1901 года Рижская община была преобразована в Троице-Сергиев женский монастырь. Настоятельницей обители была назначена учредительница общины Екатерина Борисовна Мансурова, в монашестве Сергия. 15 сентября 1902 года, во время Божественной литургии, в Рижской Троице-Сергиевой обители на малом входе монахиня Сергия была возведена в сан игумении.
18 ноября 1907 года состоялось освящение соборного храма во имя Святой Троицы, которое совершил архиепископ Агафангел (Преображенский). А в 1908 году была обустроена домовая церковь в честь Преображения Господня и освящен деревянный храм во имя преподобного Иоанна Лествичника в Спасо-Преображенской пустыни. В подклете собора был устроен храм-усыпальница, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы 17 июня 1912 года архиепископом Рижским и Митавским Иоанном (Смирновым), – в нем сестры-подвижницы предполагали обрести вечный покой. Справа от алтаря нижнего храма были похоронены родители основательниц обители Борис и Мария Мансуровы.
Игумения Сергия и монахиня Иоанна заботились не только о материальном, но, и более всего, о духовном возрастании сестричества и были духовными наставницами для насельниц, подвизавшихся в обители и скиту, часто беседовали с ними, вместе читали. Не оставляли они и благотворительной деятельности. В обители царила тихая семейная обстановка, все посещавшие ее современники отмечали в своих воспоминаниях доброжелательность сестер, их усердие к молитве и трудолюбие.
Духовно окормляли обитель наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел (Глебов) и настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий (Холмский), которого инокини считали духовником обители, а после его кончины отца Мефодия – иеросхимонах Алексий (Соловьев), будущий преподобный старец Алексий Зосимовский.
Обитель стала настоящим духовным центром не только для рижан, но и для всего населения Латвии, с честью неся высокое просветительское служение.
В 1915 году большинство насельниц монастыря были эвакуированы из Риги в Новгородскую область, в Савво-Вишерский монастырь. Оставшиеся сестры кормили голодных. Каждый день в храме Преподобного Сергия совершалась Божественная литургия.
После окончания Первой мировой войны сестры по благословению игумении Сергии стали возвращаться в родную обитель. Сама же матушка игумения после эвакуации из Новгорода так и не смогла вернуться в Ригу. С сестрой монахиней Иоанной они переехали в город Пушкино, где старшая из сестер в 1926 году мирно отошла ко Господу. По благословению митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова; † 1990) ее останки были перезахоронены в Спасо-Преображенской пустыни в 1985 году.
Монахиня Иоанна приняла схиму с именем Анна и после кончины сестры переехала в город Геническ на Азовском море, где в 1934 году скончалась. Место ее захоронения, к сожалению, неизвестно.
А Троице-Сергиевский монастырь, созданный стараниями сестер Мансуровых, живет и по сей день является духовным православным центром Латвии. Благоустроенная Преображенская пустынь уже мало напоминает ту затерянную в лесной глуши тихую обитель, где молились в уединении ее первые насельницы, но по-прежнему бережно хранит память о сестрах-основательницах, всей жизнью подтвердивших слова, сказанные когда-то преподобным Серафимом Вырицким: «Призван ли ты… занять трудное и ответственное положение, иди, полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, всем, что будет делаться твоими руками… Все послано Мною для совершенствования души твоей, – от Меня это было».
Материал подготовлен Анной Фейгиной