Игумения Ювеналия (Ловенецкая) – духовная мать схиигумении Фамари (Марджановой)

Игумения Викторина (Перминова)

В связи с тем, что 22 декабря 2016 года в ходе заседания Священного Синода Грузинской Православной Церкви были канонизированы и причислены к лику святых пять подвижников благочестия, в числе которых схиигумения Фамарь (Марджанишвили), бывшая духовной дочерью настоятельницы Богородице-Рождественского монастыря с 1902 по 1922 гг. игумении Ювеналии (Ловенецкой), публикуем краткое жизнеописание игумении Ювеналии.

Настоятельницей Богородице-Рождественского монастыря в 1902-1922 годах, вплоть до закрытия, была игумения Ювеналия (Ловенецкая) – старица высоко духовной жизни. Немногое известно о ней. Большая часть жизни матушки игумении сокровенна в Боге. Но, по милости Божией, остались воспоминания ее духовной дочери -  новопрославленной святой схиигумении Фамари (Марджановой).

Игумения Ювеналия (в миру – Елена Викентьевна Ловенецкая) происходила из старинного дворянского рода и была, по некоторым сведениям, воспитанницей московских обителей.

В 1889 году ее назначили игуменией в возрождающийся женский монастырь во имя равноапостольной Нины в Бодби, в Грузии.  До середины ХVIII века монастырь был мужским, пока не запустел. И вот обитель возобновлялась по воле императора Александра III, посетившего эти места, но в новом качестве – как женский монастырь.

Игумения Ювеналия, прибывшая из Москвы в Бодби с шестью сестрами, стала устроительницей и первой настоятельницей обители. Ее трудами на развалинах древнего храма возник большой монастырь с двумя церквями – возрожденной древней, где под спудом почивали мощи святой равноапостольной Нины, и новой, с четырьмя престолами и главным приделом во имя святителя Николая.

В начале ХХ века Бодбийская обитель была одним из процветающих женских монастырей. В ней подвизалось 180 сестер, было также подворье в Тифлисе. Большое внимание игумения Ювеналия уделяла внутреннему деланию сестер. Матушка стремилась заложить в их души основу основ монашеской жизни – послушание, от которого рождается смирение. 

Что касается служения обители, то труды сестер на различных послушаниях продуманно сочетались с просветительской деятельностью. При монастыре действовало две школы – одна, за оградой обители, для приходящих детей, другая – для девочек, все время обучения проживавших в обители на полном содержании, получавших монастырское воспитание и среднее образование и, по окончании курса, – право преподавания в начальных классах школы [1]. В Бодбийском монастыре произошла встреча игумении Ювеналии с будущей духовной дочерью – княжной Тамарой Александровной Марджановой [2].

Молодая княжна со своей сестрой, недавно осиротевшие, а также их родственники приехали в Бодбийский монастырь на богомолье. Строй монастырской жизни произвел на княжну Тамару огромное впечатление. Здесь не было внешнего блеска и ничего показного, но была неизреченная глубина, божественная простота, красота и духовное величие. В храме благоговейно совершалось богослужение. Каноны на утрени читала сама матушка игумения. Читала она спокойно и молитвенно, так, что каждое слово достигало сердец молящихся. Благодать Святого Духа коснулась сердца молодой девушки.

У Тамары к тому времени уже был жених – равный ей по знатности происхождения, богатый и красивый молодой человек. С ее образованием и талантами княжна могла бы пользоваться большим успехом в свете. Несмотря на все это, она твердо решила оставить мир.

Тамаре удалось несколько раз побеседовать с игуменией Ювеналией, и она попросила матушку принять ее в обитель. Матушка поняла, что ее собеседница настроена серьезно, и что это – призвание Божие. Она согласилась принять девушку, и, отвечая на ее вопрос о вкладе, дала понять, что ей нужны не вклады, но дорога  ее бесценная душа,  стремящаяся к Богу.



Разговор Тамары с матушкой игуменией нечаянно услышали мальчики, ее родной и двоюродный братья. От них-то все родные и узнали, что княжна Марджанова внезапно собралась уйти в монастырь. Родственники и знакомые попытались воспрепятствовать юной подвижнице. Но, несмотря на все трудности, Тамара воплотила в жизнь свое намерение. В этом ей помогла игумения Ювеналия, молившаяся и переживавшая за нее.

Бодбийская настоятельница стала для молодой послушницы Тамары не только духовной матерью, но заменила и родную, недавно умершую. Прозрев в новой послушнице будущую преемницу по игуменству, матушка Ювеналия поселила духовную дочь при себе, в настоятельских келлиях, постепенно приучая ее к монашеской жизни и различным послушаниям.

Опытная игумения давала место подвигу в жизни послушницы, но объясняла, что без смирения и осознания своей неспособности ни к чему доброму любой, даже самый великий подвиг напрасен. Послушница Тамара прожила двенадцать лет в Бодбийском монастыре, духовно напутствуемая своей старицей-настоятельницей. За это время она приняла рясофор, а затем была пострижена и в мантию архиепископом Флавианом [3], Экзархом Грузии. Архиепископ дал новопостриженной имя ее духовной матери.

Духовником игумении Ювеналии был святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вся Россия знала его как дерзновенного молитвенника пред Богом, прозорливца и нового чудотворца, силой Божией совершившего бесчисленное множество исцелений. Общее внимание привлекали яркая личность и слава чудотворца, но мало кто стремился к глубокому осмыслению подвига отца Иоанна как жизни во Христе, подававшему Своему угоднику способность видеть прошлое и будущее как настоящее и неиссякающую силу чудотворения. Послушнице Тамаре отец Иоанн предсказал монашество, игуменство и пострижение в великую схиму, что со временем и сбылось [4].

28 августа 1902 года Святейший Синод вынес определение о переводе игумении Ювеналии (Ловенецкой) в Москву настоятельницей Богородице-Рождественского женского монастыря. А ее духовную дочь, собиравшуюся ехать с матушкой, оставили в Бодбийском монастыре. 12 октября 1902 года ее возвел в сан игумении Бодбийской обители Тифлисский архиепископ Алексий.

Великой скорбью отозвалось разлука в сердцах духовной матери и ее дочери о Христе. Отец Иоанн утешал и укреплял обеих. Новая бодбийская игумения при необходимости приезжала к отцу Иоанну, где бы тот ни находился. Она бывала и у своей духовной матери в московском Богородице-Рождественском монастыре.

Игумения Ювеналия (Ловенецкая) многое сделала для Рождественской обители. Она духовно воспитала сестер, которые смогли пережить годы гонений и светить другим людям своей верой и христианской любовью. Некоторые из них сподобились мученического венца, как например преподобномученица Татиана (Бесфамильная), расстрелянная на Бутовском полигоне 21 октября 1937 г. Сестры, которые смогли остаться в закрытой обители на правах жильцов, свидетельствовали о том, что игумения Ювеналия была для них любящей матерью во Христе.

У матушки сложились добрые отношения и с монастырским духовенством, о котором она заботилась. Она поддерживала многодетную семью протоиерея Сергия Молчанова. 

Во время ее игуменства в обители девять лет прослужил в сане диакона отец Павел Преображенский – в будущем священномученик.

Впоследствии все, кто знал протоиерея Павла – человека редких душевных качеств, говорили, что он совершал богослужения благоговейно, истово, по-монастырски. Очевидно, в его духовном становлении есть вклад Богородице-Рождественской обители.

Вместе с отцом Сергием Молчановым матушка игумения наладила работу церковно-приходской школы при обители.

Игумения Ювеналия благоукрасила монастырь. Во время ее настоятельства возведен трапезный храм Казанской иконы Божией Матери, строившийся в трудные 1904-1906 годы. Даже трудно представить, что в 1905 году, под грохот первой русской революции, когда в Москве шли кровавые бои, в обители возводили  величественный храм с дивными по красоте росписями!


Как же нужно было организовать монастырскую жизнь, какие доверие Богу и мир в душе иметь, чтобы при общем смятении умиротворить и вдохновить окружающих людей на продолжение совместных трудов во славу Божию!

Росписи сводов трапезного храма Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Рождественский монастырь.

  6 июля 1904 года священномучеником Владимиром (Богоявленским), бывшим в то время митрополитом Московским, совершено освящение закладного камня. Строительство трапезного храма велось на средства М.В. Лапшиной. Благотворительница приняла монашеский постриг с именем Серафимы, о чем гласит надпись в храме, на северной стене у клироса.

  8 сентября 1905 года митрополитом Владимиром были освящены кресты на куполах Казанского храма и малым чином – сам храм, в котором в этот день престольного праздника была совершена первая Божественная литургия. Через год, 30 августа 1906 года, будущий первомученик из лика новомучеников и исповедников Российских совершил великое освящение храма. Трапезный храм был великолепен как внутри, так и снаружи. Внешнее великолепие храма Казанской иконы Божией Матери отразило высокий духовный настрой самой игумении Ювеналии и лучшей части московского общества, перед лицом грядущих испытаний исповедавшей свою верность Христу.

  Нужно заметить, что проект для Казанского храма предлагал даже такой известный и пользовавшийся тогда успехом архитектор как Ф.О. Шехтель. Но матушка сочла этот проект слишком дорогостоящим и остановилась на варианте архитектора П.А. Виноградова. Но и такому мастеру, как Шехтель, было предложено решить в обители одну сложную архитектурную задачу. По его проекту к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.

В 1906 году отец Иоанн Кронштадский совершал Божественную литургию в новом Казанском храме. О том посещении обители сохранились воспоминания схиигумении Фамари (Марджановой): «Последний раз близко видела я отца Иоанна в Рождественском монастыре в 1906 году. Народу, как всегда, было множество, – вспоминала она, – по окончании службы мы поспешили домой [5], чтобы встретить батюшку. Я стала у окна и наблюдала, как великого пастыря вели из церкви. Это было что-то неописуемое. Мне думалось – батюшку растерзают: кто ловил его за руку, кто тащил за рясу, кто всем своим корпусом протискивался к нему, производя давку. Привели отца Иоанна с расстегнутым воротом, без шляпы, всего мокрого от пота. <…> Увидела я его в таком виде и воскликнула: "Боже мой, как я испугалась, казалось, Вас совсем по кусочкам разнесут". А он, улыбаясь, взял меня за голову и сказал: "Ах, ты моя глупенькая, – ведь любовь никогда вреда не сделает. Они меня теснят, они же и оберегают". За предложенной затем трапезой батюшка был необыкновенно радостен, весел и со всеми приветлив.

После обеда пошёл он в кабинет и подписал мне свой большой портрет, возведя меня в Ювеналию Вторую в отличие от Ювеналии Первой, Рождественской игумении. Это название так и утвердилось за мной» [6].

Святой праведный Иоанн Кронштадский, служивший в обители в 1906 году и бывший духовником игумении Ювеналии (Ловенецкой). Икона в иконостасе Казанского храма, в котором служил св. прав. Иоанн.

Святой праведный Иоанн Кронштадский, служивший в обители в 1906 году и бывший духовником игумении Ювеналии (Ловенецкой). Икона в иконостасе храма Казанской иконы Божией Матери, в котором служил св. прав. Иоанн.

Нужно сказать и о том, какой была атмосфера обители тех лет. Те, кто проживал на территории монастыря в советские годы, добрым словом вспоминают сестер обители, оставшихся на правах жильцов. Они были носительницами Христова духа: кроткие, смиренные, чуждые осуждения и тщеславия, всех прощающие, всегда готовые прийти на помощь, но так, чтобы «левая рука не знала, что делает правая», внутренне собранные, пребывающие в молитве. Несомненно, в этом также была заслуга игумении Ювеналии.

Игумения Ювеналия (Ловенецкая) управляла обителью вплоть до ее закрытия. В 1922 году Богородице-Рождественский монастырь был закрыт и разграблен пришедшими к власти «воинствующими атеистами», а проще сказать – богоборцами. «Ризы с икон были сняты и вывезены. Всего из Рождественского монастыря было вывезено 17 пудов серебра» [7]. Окончательная ликвидация монастыря последовала в 1923 году: по сообщению газеты «Известия» от 16 мая 1923 года, с территории обители было выселено 788 монахинь [8]; многие из них были арестованы.

Игумения Ювеналия и несколько сестер были сосланы на Соловки, в лагерь особого назначения. Это известное всему миру место, освященное подвигом Соловецких чудотворцев и многих поколений монашествующих, стало личной Голгофой для многих новомучеников и исповедников Российских и тысяч безвестных страдальцев, лучших людей своей эпохи, цвета русской нации. Именно там теряется след, оставленный на земле праведной жизнью последней Рождественской игумении.

 Мы молимся о упокоении души приснопамятной игумении Ювеналии и надеемся, что она также поминает в молитвах свою обитель.

Статьи о схиигумении Фамари (Марджановой) можно прочесть в рубрике Подвижницы благочестия ХIХ - ХХ вв

Примечания:

[1] Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1910. С. 684-686.

[2] Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института; Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1995. С. 104-115.

[3] Архиепископ Флавиан (Городецкий), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий (†1915).

[4] Послушница Тамара Марджанова была пострижена в монашество (малую схиму) с именем Ювеналии, затем была поставлена игуменией и приняла управление Бодбийским монастырём вследствии перевода её духовной матери настоятельницей в московский Рождественский монастырь. Позже она приняла и схиму с именем Фамарь.

[5] То есть, в настоятельские келлии (Прим. сост.).

[6] Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания.С. 114–115.

[7] Православные обители России. Москва. Путеводитель. М.: Московский Сретенский монастырь; Правило веры, 2000. С. 264.

[8] Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов / Сост. П.Г. Паламарчук. Т. 1: Кремль и монастыри. М.: Астрель; АСТ, 2004. С. 209.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь