В эти дни свое 400-летие отмечает Кирилло-Афанасьевский монастырь в Ярославле. В древнем городе это самая молодая по времени возникновения обитель, и пока единственная – действующая мужская (частично возвращена Церкви несколько лет назад). Ее основание связано с обретением чудотворного образа Спаса Нерукотворного, по преданию, избавившего Ярославль от моровой язвы в годы формирования народного ополчения...
В просторном помещении при галерее Спасо-Пробоинского храма готовятся к открытию монастырского музея. Большая часть экспонатов обнаружена недавно в ходе масштабных ремонтно-реставрационных работ, проводимых в обители. Среди них – фрагменты фрески XVII века, часть металлической монастырской двери той же поры. Еще музей пополнится старинными Евангелиями, разными видами облачений.
Из истории обители известно немногое. Вместе с восстановлением начинается и изучение прошлого. Предание говорит, что монастырь основан народным волеизъявлением на месте часовни, где был обретен чудотворный образ Спаса, избавивший Ярославль от моровой язвы, когда город был переполнен войсками народного ополчения под водительством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Ополчение 1612 года, освободившее Отечество от польско-литовских интервентов, формировалось в Ярославле. Здесь с двух тысяч человек оно увеличилось в разы, превысило двадцать тысяч. По прошествии трех лет на месте, где народные герои молились перед образом Нерукотворного Спаса, была устроена обитель.
Свое название в честь святителей Кирилла и Афанасия Александрийских монастырь, очевидно, получил потому, что эти святые ревностно защищали христианство от ересей, а война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. Сейчас в Кирилло-Афанасьевском монастыре пребывают частицы святых мощей его покровителей. Впоследствии монастырю много благодетельствовала Царствующая династия Романовых.
В пору своего архиерейства на Ростовской кафедре обитель посещал, молился здесь, святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Им был освящен один из храмов в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
Надо сказать, что никогда Кирилло-Афанасьевская братия не была многочисленной. В начале ХХ века монастырь стал резиденцией викарных архиереев, а потом разделил участь многих и многих в нашем Отечестве – полное разорение и запустение.
Первый храм был возвращен в 2007 году и сразу начались реставрационные работы. Трудились и проходили богослужебную практику здесь ярославские семинаристы. Спустя два года была учрежден монастырь. То, что это настоящая обитель, где непрестанно молятся за Россию и за весь мир, теперь еще укажет и установленный в канун празднования 400-летия поклонный Крест…
Уникальными предметами пространство открывающегося музея пополняется благодаря многочисленным прихожанам монастыря. Например, это часть железнодорожного моста через Волгу, того, который более ста лет назад называли Николаевским и который был открыт в честь 300-летия дома Романовых. Сохранившиеся детали моста выполнены в виде Андреевского креста. Один из храмовых приделов в Кирилло-Афанасьевском монастыре был посвящен святому апостолу Андрею Первозванному. А сам железнодорожный мост – свидетель истории, видел двух святых: царя-страстотерпца Николая II и святителя Тихона, Патриарха Московского, когда он был Ярославским архиереем.
Монастырские находки на многое могут пролить свет. Специалисты-музейщики готовят экспозицию, которая, нужно надеяться, послужит более подробному и глубокому изучению истории обители. Например, именно в Кирилло-Афанасьевском монастыре в конце ХIХ века стали совершать молебны на начало Нового года. Потом эта благочестивая традиция воспринята была многими ярославцами. И новогодние молебствования стали проходить во многих храмах города, про который говорили: «Ярославль – богомольем взял».
…Юбилеи – двигатели в нашей стране, мы так подвержены магическому действию круглых дат! За несколько дней до торжеств по случаю 400-летия, территория обители всё еще напоминает стройплощадку. Каждый пятачок задействован: здесь штукатурят храмы, а рядом уже высаживают цветы, всюду наводится порядок. Люди, озабоченные своими послушаниями, быстро перемещаются из одного места в другое. То тут, то там раздается единственный вопрос: «Где отец Феодор?» И отец настоятель, игумен Феодор (Казанов) почти летает, вникая в каждую мелочь.
– Кирилло-Афанасьевский монастырь, как и раньше, формирует свое ополчение, – говорит игумен Феодор. – Никто не требует от нас чего-то сверхъестественного. Но когда мы вместе: один с кисточкой, другой с краской, третий с тряпкой, – мы можем совершать многие большие дела. Об этом единстве и говорит история обители. Мы нуждаемся в нем, как и сто, и четыреста лет назад. А вокруг чего нам объединяться, как не вокруг Христа?
Ныне и сам Образ Нерукотворного Спаса, на протяжении столетий бывший драгоценным сокровищем обители и утраченный в безбожные годы, – вновь пребывает в ней. Менее трех лет назад сюда был возвращен список с древней чудотворной иконы.
Монастырь быстро преображается, но проблем немало. Особой заботы требуют обнаруженные в ходе реставрационных работ фрески ХVII века. На одном из храмов обители, Спасо-Пробоинской церкви, нет еще крестов, куполов, барабанов, да и сама кровля нуждается в реконструкции. До сих пор часть монастырских построек не возвращена. У монастыря множество соседей, с которыми он вынужден пока делить территорию. Однако многое подвластно силе святого места, куда даже в периоды невзгод и запустения тянется душа православного человека…
– Не надо сетовать, надо делать, – говорит отец Феодор.
Монастырь – в центре города, восстанавливается на виду у жителей, властей, туристов и паломников. Обитель славится своими делами милосердия. Здесь работает благотворительная трапезная, и никто не уходит отсюда не накормленным. Ярославцы знают, что здесь делают один из самых лучших квасов со всевозможными добавками: лимонной, имбирной, изюмной. А еще особая визитная карточка – постные котлеты: и чечевичными угостят, и морковными, и свекольными, и даже кальмаровыми. Одним словом, всё в ногу со временем.
…Но иное неизменно, непреходяще: монастырь, как и раньше, живет молитвами и духовным трудом.
– Значение любого монастыря для города трудно преувеличить, тем более если это единственная мужская обитель, – рассказывает игумен Феодор. – К Кирилло-Афанасьевскому монастырю всегда было особое отношение, несмотря на то, что он не отличался большими размерами и особой древностью основания. Обитель очень почитали в народе, сюда стекалось множество паломников. И, в отличие от более древних монастырей – Петро-Павловского, Рождества Богородицы и Спасо-Преображенского, которые сейчас разрушены или существуют как музеи, Кирилло-Афанасьевский монастырь возродился к монашеской жизни. Жизнь и служение монаха всегда было светом для простого человека. Появление такого света в центре Ярославля, я думаю, будет способствовать не только возрождению духовной жизни жителей города, но и укреплению памяти о патриотическом прошлом нашего народа, воспитанию молодежи в духе служения Отечеству.
…А юбилеем всё, может быть, только начинается. Сегодня ярославский Кирило-Афанасьевский монастырь в древнем Ярославле восстанавливается всем миром, все могут стать участниками и творцами продолжающейся истории обители. И она вновь станет объединяющим местом, куда люди будут приносить свои чаяния, печали и радости.
Юлия Стихарева