Как в Феодоровском женском монастыре выстраивается и укрепляется одна из линий духовной обороны

Научно-практическая конференция

Мы видим, что наши возрожденные и возрождающиеся обители стараются укреплять духовную оборону на самых разных направлениях. К примеру, на следующем: развитие традиций, которые (вспомним слова Святейшего Патриарха Кирилла) являются не воспоминанием о прошлом, а способом передачи ценностей из поколения в поколение. Но чтобы традиции развивать, в основу современного строительства монастырской жизни необходимо заложить такой весомый «камешек», как глубокое изучение духовного и государственного наследия родной земли. Что и сделал Феодоровский женский монастырь Переславской епархии, ставший инициатором проведения историко-культурного форума на этой древней земле. О самом Форуме, стартовавшем в 2019 году, можно прочитать на сайте pereslavlforum.ru. Сейчас же обратимся к его майскому мероприятию. Недавно в формате Zoom-трансляции прошли две секции в рамках IV-й Межрегиональной научно-практической конференции «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства окружающих территорий». Первая – «Историко-архивная секция». Вторая – «Монастырские музеи».

Милосердие, благотворительность – ключевые слова в нашем национальном самосознании

Эта конференция была приурочена к 145-летию со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого), отмечавшемуся в разных уголках нашей страны и, конечно же, в Переславле-Залесском. Ведь переславский период (длившийся с ноября 1910 года по февраль 1917-го) был крайне важным и плодотворным в жизни будущего cвятителя. Здесь он более шести лет, то есть значительно дольше чем где бы то ни было, проработал в земской больнице. Выполняя в качестве ее главного врача и хирурга масштабные задачи. В 1916 году защитил докторскую диссертации в Императорском московском университете и стал знаменит на всю Россию. Закончил одну всемирно известную медицинскую книгу и заложил основу другой – «Очерков гнойной хирургии», за которую, уже будучи архиереем, получил Сталинскую премию. Сами «Очерки» стали настольной книгой для последующих поколений хирургов, востребованы они и сегодня... Тема доклада Е. И. Каликинской, кандидата биологических наук, директора музейно-просветительского комплекса Центра святителя Луки при Феодоровском монастыре (нельзя не добавить: Екатерина Игоревна известна и как журналистка, и как детская писательница, и как автор ряда книг о cвятителе) звучит так: «Святитель Лука Крымский в истории Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского: источники, свидетельства, открытия». Из огромного пласта информации, представленной в данном выступлении, хочу выделить два факта, на первый взгляд, совсем простые, но в то же время о многом говорящие. Первый: дружба Валентина Феликсовича с настоятельницей Феодоровской обители игуменией Евгенией и особое ее доверие к нему. По рассказу Е.И. Каликинской, в архивах нашлось письмо штатного врача монастыря, где тот – с неким даже возмущением – отказывался от своих обязанностей, потому что врач Войно-Ясенецкий, писал он, и без того оказывает медицинскую помощь сестрам. В конце концов штатным врачом монастыря был утвержден Валентин Феликсович. Но помощь насельницам он по-прежнему оказывал безвозмездно. «Как, впрочем, и большую часть врачебной помощи, которую он оказывал в течение своей жизни», – добавила докладчица.


Второй факт, свидетельствующий о милосердном сердце cвятителя, связан с Анной Алексеевной Макаровой, работавшей сестрой хозяйкой в Переславской земской больнице. Анна Алексеевна осталась без семьи, здоровье ее пошатнулось, к закату жизни она почти ослепла. И святитель Лука, судя по всему, уважавший ее как труженицу и с большой теплотой вспоминавший Переславль, многие годы старался поддержать свою бывшую коллегу, чем мог. Письмами – с духовными советами и советами медицинскими, по лечению зрения. Деньгами – присылал их на покупку дров и продуктов.

Какую эпоху в Отечестве ни возьми, то ли эпоху великих потрясений или более-менее спокойную, в каждой эпохе отыщется немало примеров благотворительности, самоотверженного служения ближним. Трогательным назвали модераторы доклад монахини Сергии (Каламкаровой), благочинной Свято-Успенского женского монастыря г. Александров Владимирской области. («Школа для девочек Успенского женского монастыря г. Александрова»). Действительно, столько интересных подробностей в нем! Изначально созданная для бесплатного обучения сироток и девочек из малоимущих семей, школа просуществовала с 1891 года по 1918-й. Ее заведующей была сама матушка-игумения Евфрасия. Когда она умерла, эстафету приняла новая настоятельница – игумения Тамара, матушкина племянница. Попечительницей школы с самого начала стала благотворительница монастыря вдова купца Клавдия Алексеевна Зубова, а после ее скоропостижной кончины (что случилось намного раньше смерти матушки Евфрасии) эстафету заботы об ученицах приняла ее сноха, жена ее сына Наталья Митрофановна...

Тема благотворительности светлым лучиком осветила доклад иеродьякона Нафанаила (Бобылева) Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии (из ученых степеней и званий – доктора педагогических наук, кандидата филологических наук, профессора¬). «Дело убиенных монахов Новосильского Свято-Духова монастыря: история провокации ВЧК в сентябре 1919 года» – название доклада. Этот монастырь относится к числу старинных российских обителей, куда за духовным советом приезжали и цари, и влиятельные государственные мужи, и тянулись сюда вереницы паломников со всей земли. Однако в 1764 году в ходе секуляризационной реформы, проводимой императрицей Екатериной II, он попал в печально большое число упраздненных. Но монастырю, заметил отец Нафанаил, сильно повезло, так как спустя три года двенадцать (!) новосильских помещиков обратились в Московскую духовную консисторию с прошением о восстановлении обители Святого Духа, обязуясь ее обеспечивать. Им, к великой радости (а среди них были представители таких знатных фамилий, как Голицыны, Шуйские, Воротынские) пошли навстречу. Сегодня же пишется новая страница летописи обители, духовником которой является вдохновитель ее восстановления после страшной разрухи советского времени старец Илий (Ноздрин).

Крепкая у России корневая система! И серьезное архивное наследие, которое нам изучать и изучать.


Эпоха большевизма: приняли мученическую смерть

Изучение архивов идет широким фронтом. Причем, помимо историков, в этот многоплановый, «многослойный» и зачастую настоящий научно-исследовательский процесс вовлечена огромная армия людей. Среди них немало музейных работников, реставраторов, монашествующих, студентов. Александра Серафимова, бакалавр 4 курса факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры представила доклад «Судьбы монахинь Феодоровского женского монастыря г. Переславля-Залесского Любови (Макуриной) и Даниилы (Стыркиной). По материалам архивного уголовного дела)». На основе судебно-следственного дела, заведенного на двух монахинь, а также книги памяти «Новомученики и исповедники Александровские» молодой специалист сумела сделать биографическую реконструкцию их судеб. И подробно, не упуская ни одной важной детали, рассказала об этом участникам конференции с помощью презентации, позволившей визуально увидеть найденные архивные документы. После закрытия монастыря монахини Любовь и Даниила стали трудиться в детской колонии, размещенной в монастырских стенах. А в 1925 году они по приглашению старосты Покровской церкви приехали в село Снятиново, там нашли себе приют, но в 1930 году последовал их арест и высылка в Северный край на три года. Набор обвинений был стандартный: агитация против мероприятий советской власти, разжигание религиозных чувств среди женщин села и окружных деревень, и т.д. Обе они после ссылки вернулись в Снятиново. В 1989 году монахиня Любовь была реабилитирована Прокуратурой Владимирской области, но дальнейшая ее судьба неизвестна. А жизнь ее сомолитвенницы монахини Даниилы оборвала пуля. В начале большого сталинского террора, в 1937 году, последовал второй арест, и в том же 1937-м ее расстреляли.

Первым ударом, направленным на духовенство, назвала Александра Серафимова репрессии 20-х-30-х годов прошлого века. Под него (можно сказать, под наипервейший удар) попали насельники Свято-Духова монастыря на Орловщине, расстрелянные в 1919 году. Но поскольку в упоминаемом выше докладе отца Нафанаила (Бобылева) столько разных поворотов, своеобразных моментов, что мне хочется как-то отдельно (по возможности полно) осветить ситуацию с изощренно-провокационными действиями одних, иудиным предательством других и достойным поведением третьих, которые уходили в вечность, оставаясь верными евангельским заповедям и монашеским обетам.

А два доклада в контексте данной темы были посвящены тем, кто уже прославлен нашей Церковью и молится за нас на Небе. В них тоже изложено много фактов с опорой на архивные материалы или свидетельства участников событий. Так С.А. Малкин, член Московского Историко-Родословного Общества, выступивший с докладом «Последний духовник Новодевичьего монастыря протоиерей Сергей Павлович Лебедев (по воспоминаниям его духовной дочери Ольги Ильиничны Подобедовой)» опирался в своем выступлении на письменные воспоминания своей мамы, Ольги Ильиничны.

И благодаря ей стал широко известен важный для нас с вами эпизод, связанный с именами митрополита Сергия (Страгородского) и архиепископа Филиппа (Гумилевского). Будущий священномученик Сергий Лебедев вернулся из ссылки в Москву, но ему запретили занимать место на каком-либо московском приходе. Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский Сергий, пытаясь материально поддержать священника (на руках у того были две больные престарелые сестры и старуха-мать), придумал ему должность своего личного секретаря. Находясь в Москве проездом из северных лагерей во владимирскую ссылку, архиепископ Филипп зашел в канцелярию в Бауманском переулке, но митрополит Сергий на тот момент был в отъезде. Тогда ссыльный архипастырь оставил митрополиту Сергию письмо, содержащее следующие строки: «Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах – я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике». На следующий день митрополит Сергий вернулся и, прочитав письмо, растроганно прижал его к груди со словами: «С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно». Потом сказал своему секретарю: «Подшей-ка, Сережа, его в мое личное дело. Много будут судить обо мне. Пусть хоть эти добрые слова прочтет кто-нибудь». Всё это отец Сергий буквально в тот день рассказал своей духовной дочери, а она всё дословно запомнила и записала.

Протоиерей Сергий Лебедев был расстрелян на Бутовском полигоне весной 1938 года. Другой священномученик – архиепископ Калужский и Боровский Августин (Беляев) – еще раньше, осенью 1937 года... Ему был посвящен доклад И.Н. Канурской, секретаря секции Правления Российского общества историков-архивистов «Архивы Русской Православной Церкви» – "О формировании христианского мировоззрения в семье и школе (по трудам свщмч. Августина (Беляева) (1886-1937 гг.) "». Модератор секции сделала существенное дополнение к докладу, сказав, что в известной многим гимназии Свято-Алексеевской пустыни на Ярославщине, которая возрождается под духовным окормлением протоиерея Алексия Василенко (ныне он – иеромонах Петр), концепция по гимназическому и христианскому образованию очень созвучна трудам священномученика Августина. Так что благое дело не пропало ¬– оно находит своих последователей.

Перекличка времен, или Рождение монастырского музея

В некоторых докладах на секции «Монастырские музеи» освещался научный подход к теме, изобилующий примерами тех или иных элементов исследований. Другие выступления вылились в живой рассказ о процессе рождения и становления музея в стенах обители. Об этом особенно интересно услышать из первых уст, почувствовать «нерв» события. Выступив с докладом «Развитие Переславского музея святителя Луки в системе социокультурных проектов Феодоровского женского монастыря», настоятельница монастыря игумения Даниила (Севериненко) рассказала, что музей находится приблизительно в километре от обители – на территории бывшей земской больницы, где святой подвижник трудился. И хотя музей еще только создается, о нем уже говорят, как о действующем. Потому что для этого есть основания. Свою работу музей начал два года назад с передвижной выставки «Дороги святителя Луки», которая в составе монастырского проекта «Миссия – врач» получила поддержку Фонда президентских грантов. В семнадцати местах она побывала за минувшее время!

А вот один из ярких, по словам матушки, примеров, когда решение прикладной задачи в рамках отдельного проекта привело к рождению художественной концепции целого музея. В течение 2020-2021 годов Феодоровский монастырь постепенно приобретает ряд ценнейших подлинников, имеющих отношение к святителю Луке. После покупки на аукционе летом прошлого года нескольких подлинных личных вещей cвятителя перед монастырем встала проблема формирования экспозиции и возмещения средств (причем существенных) за приобретенные экспонаты. Тогда была придумана специальная акция для узкого круга меценатов с целью собрать благотворительные средства. «Когда мы в этой связи планировали временную экспозицию "Доктор Войно-Ясенецкий: время и вечность", – продолжила игумения Даниила, – мы и не предполагали, что ее концепция ляжет в основу художественного решения всего музейного пространства Центра наследия святителя Луки. Но уже первые наброски, предложенные художником Оксаной Винарчук, создавали впечатление чего-то более глубокого и основательного, чем одноразовая выставка».

После того, как концепция временной выставки родилась и четко оформилась, появилось осознание, что она несет в себе те смыслы и ту эстетику, которые матушке, сестрам, помощникам захотелось сохранить и развить в пространстве постоянно действующего музея. То есть из зернышка замысла стала прорастать большая идея. Матушка выразила надежду, что экспозицию удастся открыть нынешней осенью, и это позволит обители продвинуться в деле реставрации бывшего терапевтического корпуса земской больницы. Территория больницы – с ее зданиями, обладающими высокой мемориальной ценностью и уникальными для музейного показа – включена в единую систему социокультурных проектов монастыря. Наряду с музейно-просветительским комплексом, здесь много чего планируется создать. Если конкретизировать: это паллиативное отделение как филиал московской больницы святителя Алексия, отделение лучевой диагностики, лечебно-хирургический корпус, социально-реабилитационный центр для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья – иными словами, вырисовывается многофункциональный центр. И, конечно, в нем будет храм-часовня (в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение»). Такие задумки. Такие масштабы.

Безусловно, у каждого монастырского музея свой неповторимый облик. Свой путь и «точка отсчета». Монахиня Ольга (Сельская), и.о. настоятельницы Алексеевского женского монастыря, г. Углич, кандидат педагогических наук, почетный член Российской академии художеств поведала участникам конференции, как и когда в обители появилась картинная галерея, которая вскоре стала играть важную роль в культурной жизни города и региона. (Тема доклада: «Музейная практика взаимодействия с молодежной аудиторией на материале анализа Народной картинной галереи при Алексеевском женском монастыре г. Углича»). Удивительный факт: в Алексеевском монастыре целых три музея! Первый из них основан на материалах, которые будущая монахиня начала собирать еще 30 лет назад, учась тогда в городе на Неве. Посвящен он такой яркой незаурядной личности, как митрополит Никодим (Ротов). Однако акцент в докладе матушки был сделан на картинной галерее, потому что в монастыре есть приют для девочек-сирот, потому что воспитанниц нужно приобщать к высокой культуре, чтобы они рассматривали не просто какие-то картинки, а видели настоящее искусство, способное преображать душу. Народная картинная галерея была открыта 2 июня 2021 года в рамках празднования 650-летия Алексеевского монастыря. В ней собраны замечательные работы художников, сумевших сохранить традиции русского реалистического искусства, и являющиеся, как и в прежние века, в значительной степени «противоядием» от безумных вызовов западного мира.

***

В одном из своих интервью, говоря о задачах Переславского форума, епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов) заметил, что ему хочется, чтобы город с богатейшей историей немножко по-новому прозвучал в информационном пространстве, немножко по-новому прозвучал и для научного сообщества... Как видим, обозначенная владыкой задача успешно решается, становясь при этом всё многограннее и значительно расширяя географию, поскольку организаторы форума, к примеру, на данном научно-практическом направлении активно привлекают к сотрудничеству известных ученых, исследователей, перспективных студентов из самых разных уголков нашей большой страны. В общем, не только Переславль-Залесский стал звучать по-новому.


Так на нынешней конференции «зазвучала» Рязань (в докладе Н.А. Козеевской, заведующей отделом научной библиотеки Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова – «Жемчужина Рязанского края – Дом Пресвятой Богородицы: Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь (1390–2022)». По-особенному «зазвучал» и бывший Симбирск (доклад И.А. Ильина, сотрудника научно-исследовательского отдела музея-заповедника ФГБУК «ГИММЗ «Родина В.И. Ленина» – «Покровский мужской монастырь г. Ульяновска: от рассвета до заката»). Добавились некие яркие краски и к облику древней Костромы (доклад А.Г. Авдеева, доктора исторических наук, профессора ПСТГУ «К истории архитектурного ансамбля Троицкого Ипатьевского монастыря в конце XVI века). Удалось даже «шагнуть» за пределы нашей Родины, в некоторые другие страны, в том числе и в далекий американский штат Пенсильвания, где в 1905 году по благословению будущего святителя Тихона, Патриарха Всероссийского был основан Свято-Тихоновский монастырь – первый православный монастырь в Америке (об этом подробно в своем выступлении, насыщенном фактами и размышлениями, рассказала Н.Я. Безбородова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» – «Храмы и монастыри в честь святителя Тихона Задонского как метакультурные объекты сакральной географии»).


Понятно, что в рамках одной статьи не охватить весьма широкий круг тем (доклады были представлены по разнообразной тематике, включая архитектуру монастырей, монастырские синодики, духовное наследие известных исторических личностей, поиск форм музеефикации и др.). Но важно отметить, что каждый участник конференции внес свою лепту, помогая монастырю выстраивать линию духовной обороны, о которой говорилось вначале. И таких линий в России становится всё больше.

Подготовила Нина Ставицкая
Снимки взяты из открытого доступа

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Воскресенский Новодевичий монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Макарьева пустынь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь