«Каждый христианин должен нести в этот мир свет»

Оптинский лекторий

Оптинский просветительский лекторий для братии и мирян во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь набирает силу. Уже с начала этого года в рамках лектория состоялось тринадцать духовных бесед. На вопросы насельников обители, прихожан, паломников отвечали наместник монастыря епископ Можайский Иосиф (Королев), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и братия в священном сане. Открыл в начале года серию встреч епископ Иосиф, только-только приступивший тогда к исполнению послушания наместника Оптиной пустыни. В начале этого месяца владыка снова встретился с верующими людьми, чтобы услышать, что их волнует, и, исходя из своего монашеского опыта, опыта священнослужителя, дать пастырские советы.

Вступительное слово владыки: «Братия здесь очень хорошая»

Вступительное слово наместника, ставшее преамбулой к этой июньской встрече, задало ей тон: спокойный и рассудительный. Епископ Иосиф заметил, что за минувшие месяцы обитель стала ему ближе – ближе становится дух Оптиной, Оптинские старцы, их учение, и высказал слова благодарности братии за поддержку и помощь, которые он постоянно ощущает. «Братия здесь очень хорошая, – сказал владыка, подтвердив высказывание своими наблюдениями. Согласно которым, то, что создал здесь отец Венедикт (архимандрит Венедикт (Пеньков)) занимался возрождением монастыря на протяжении 27 лет, до своей кончины, последовавшей в 2018 году – Ред.), всё это сегодня работает. И в духовной жизни, и в немаленьком хозяйстве Оптиной, где всё отлажено до мелочей. Собранная батюшкой братия, с любовью им воспитанная, отличается смирением и терпением. Каждый монах старается выполнять свое правило, творить непрестанную Иисусову молитву – постоянно исповедуется у духовника. И этот высокий дух, по словам наместника, необходимо сохранять общими усилиями – как братии, так и прихожан, которые живут неподалеку от монастыря, приходят на службы уже много лет. Поэтому, заключил епископ Иосиф, хотелось бы, чтобы и дальше здесь царил дух любви, и чтобы монастырь процветал.

Еще одну характеристику нынешней братии Оптиной пустыни довелось услышать из уст ее наместника, успевшего за пять с небольшим месяцев осмотреться на месте своего нового чрезвычайно ответственного послушания. Она прозвучала после вопроса священника из Белоруссии (к сожалению, никто из бравших в руки микрофон не представлялся – по этой причине нет возможности назвать имя и фамилию батюшки-паломника, а также указать, из какой он епархии). Белорусский пастырь поинтересовался взглядом руководителя обители на известную всем болевую точку нашего технологизированного времени. А именно: в какой степени пользование Интернетом вредит молодым людям, пришедшим в монастырь. На что епископ Иосиф ответил, что пользование Интернетом – действительно, большое искушение для монашествующих, игуменам и игумениям нужно стараться их ограждать от сего великого соблазна, о чем, к слову, на монашеских форумах говорят постоянно. Относительно Оптиной пустыни владыка ответил так: ее братия в основном в возрасте, на послушаниях насельники чаще всего пользуется кнопочными телефонами, а какого-то стремления к Интернету у них не видно. «Это наш вот дух такой – консервативный», – с улыбкой произнес епископ Иосиф, что прозвучало, как наивысшая похвала.


О стяжании радости через благодарение Богу и покаяние

Итак, в начале беседы епископ Иосиф дал небольшой срез монастырской жизни, показавший, что «адаптация» нового наместника в прославленной обители прошла быстро и безболезненно, что случилось во многом благодаря вверенной его попечению братии. Дальше последовали ответы на вопросы мирян, присланные заранее, через Интернет, а также прозвучавшие «вживую» в ходе встречи. Вопросов было много, они были разного плана, выберем некоторые из них. Начнем с первого – названного епископом Иосифом хорошим вопросом: «Как научиться всегда радоваться?» Убеждение владыки, прошедшего большую школу монашеской жизни, в которой точкой отсчета стал его приход в шестнадцатилетнем возрасте в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, таково: христиане не должны быть унылыми. Ведь святые отцы, Оптинские старцы не были угрюмыми, не были сердитыми, а источали тепло, согревающее всё и всех вокруг. У них была внутренняя духовная радость, и они ею делились с людьми. К сожалению, современный человек подвержен ропоту – он не ценит, что имеет, потому Господь и посылает сейчас такие испытания. «Всегда нужно благодарить Бога за то, что нам дается, и очень важно стяжать эту внутреннюю радость. Не какую-то светскую, земную, а радость духовную», – сказал наместник, сделав акцент на том, что благодарить Господа нужно и за скорби – тогда душа придет в спокойное состояние, в каком ей надлежит пребывать. «Каждый христианин должен нести в этот мир свет и внутреннюю радость», – наверное, эти слова владыки, выражающие суть христианства как религии радости, многим запомнились...


Но возможно ли стяжать внутреннюю радость без слезного покаяния? Категорическое «Нет! Без слез и покаяния не получится!» прозвучало в контексте темы, поднятой одной из прихожанок: как быть с трудами архимандрита Андрея (Конаноса)? Читать или не читать? Заметив, что известный греческий проповедник и духовный писатель, можно сказать, ушел из Церкви – сложил с себя священный сан, – епископ Иосиф вспомнил примечательный момент: при проверке книг знаменитого миссионера сотрудниками Издательского Совета Русской Православной Церкви (владыка, тогда еще иеромонах Иосиф, был в Совете внештатным рецензентом) всё время возникало какое-то смущение. Вроде бы придраться не к чему, но... Теперь понятно: мыслей о покаянии в них не доставало. Заразен дух протестантизма, которым, видимо, заразился отец Андрей...

О молитвенном правиле, позволяющем держать себя в рамках

Суть вопроса о молитвенном правиле, заданном через Интернет, сводилась к следующему: порой суета земная так придавливает к земле, что навалившаяся к вечеру усталость мешает молиться, вычитывать вечернее правило. Можно ли в таких случаях кратко молиться или нужно принуждать себя прочитывать всё правило? Процитирую ответ владыки Иосифа: «Господь простит, конечно, если сил у кого-то не будет, и он кратко помолится. Но главное – не делать для себя такого послабления на постоянной основе. Если есть духовник, он подскажет и, возможно, на какое-то послабление благословит. Потому что можно себя заставлять читать через силу и при этом не вмещать слова молитвы... Утром людям тоже бывает тяжело встать пораньше перед работой, чтобы успеть всё правило вычитать. Некоторые слушают молитвы, что тоже неплохо (лучше так, чем никак). Но и аудио-прослушивание не должно быть на постоянной основе. В идеале верующему человеку надо стремиться к тому, чтобы вычитывать и утреннее, и вечернее правило – вычитывать перед иконами. Это будет держать нас как-то в рамках, давать нам силы, помогать нашему духовному росту».

Слово «духовник» часто звучало во время беседы. Оно и понятно! Ведь столько разных вопросов появляется в голове, ответы на которые лучше все-таки получить от духовного отца, хорошо знающего свое духовное чадо – его характер, содержание души, состояние здоровья и т.д. Да, много тонких моментов возникает в жизни человека, и тут требуется индивидуальный подход. Правда, когда прозвучал вопрос, на решение каких бытовых проблем можно брать благословение у духовного отца, в зале заулыбались, засмеялись добрым смехом, а владыка-наместник ответил, что, допустим, на переезд куда-то стоит испросить благословения, переезд – это дело серьезное, но в какой цвет красить забор, спрашивать не надо. Где-то ведь должна быть грань!

О жизни в городе и жизни на земле

Звучали на встрече и житейские вопросы. Например, молодой мужчина рассказал, что он с семьей первый раз приехал в Оптину, и захотелось им перебраться сюда поближе, поскольку в наши сложные времена (особенно сложные в плане воспитания детей) лучше жить рядом с таким духовным центром. Тем более, что неподалеку от Оптиной находится христианское поселение, о котором этот человек узнал из интервью владыки-наместника и куда, кстати, семья уже съездила, посмотрела, порадовалась увиденному. Он попросил епископа Иосифа дать свой комментарий. Владыка ответил, что в создании подобных поселений в нашей большой стране лично он видит немало положительных моментов. Очень хорошо, когда люди тянутся к жизни в естественных условиях на своей земле, в своем доме. Те, кто проживает в больших мегаполисах, в неких муравейниках, где высотные дома (в 30-40 этажей, а то и более – Ред.) становятся, как говорят в народе, «человейниками», попросту не могут в таком жилье создать нормальную многодетную семью. И в этом кроется одна из причин, почему наше государство не развивается демографически. Посему некоторые старцы и духовно опытные священнослужители благословляют своих чад переехать в село или поселение. «Но с другой стороны каждый спасается, где может, как может, и не у всех есть возможность переселиться», – добавил владыка.

Что касается села Губино Козельского района Калужской области, которым заинтересовался паломник, как местом с прекрасными возможностями для воспитания детей в христианском духе, то, по рассказу владыки-наместника, Губино к монастырю напрямую не относится, но насельник Оптиной пустыни иеромонах Вадим (Басов) занимается им, знает о его перспективах. Там, действительно, складывается крепкая христианская община, люди берут участки, строятся. И это можно только приветствовать! (Важно отметить, что в Губино, о котором говорили гость и владыка, сердцем недавно еще вымирающего села стал храм Зачатия Иоанна Предтечи постройки начала XVIII века, в наши дни чудесно поднявшийся из руин. И люди стали сюда приезжать на постоянное место жительства со всей России. А большую часть приезжих составляют как раз молодые семьи, которые приобретают земельные участки и возводят на них дома).


Обозначенная тема – воспитание детей в наше время – стала сквозной всей встречи наместника обители с прихожанами и паломниками. У многих из них душа болит, что дети растут эгоистами, потребителями, а молодежь, пораженная страшным вирусом эгоизма, вовсе не спешит создавать семьи, рожать детей, растить их в любви и согласии. Все отодвигается «на потом». Вот только может ли в этом «потом» быть всё нравственно? Об этом говорил епископ Иосиф. И о том, что на повестке дня наиболее актуальных государственных проблем в масштабах всей России должна стоять задача сохранения семейных ценностей. Это – вопрос выживания нашей страны и всего христианского мира. Поэтому нам следует вводить в школах предмет, необходимый сегодня, как воздух – «Основы семейного воспитания». И вести его на хорошем достойном уровне, чтобы полученные знания помогали школьникам, молодежи противостоять мировой тенденции к стремительному разрушению традиционной семьи.

Причем владыка высказывал свой взгляд на эти вещи не умозрительно. Вспомним, что его стараниями (по благословению его духовного отца приснопоминаемого схиархимандрита Власия (Перегонцева)) в селе Высоком Калужской области появилось просто-таки уникальное монастырское подворье Пафнутьев- Боровского монастыря – восстановленный храм Покрова Пресвятой Богородицы, памятник деревянного зодчества 1621 года, и новостройка – прекрасное здание Духовно-просветительского центра «Покров». (Об этом мы подробно рассказывали на портале «Монастырский вестник» в публикации «Как исполняется главный завет Преподобного "Спешите делать Добро! "»). Думается, иеромонах Иосиф, в ту пору даже не предполагавший, что в обозримом будущем он станет архиереем, викарием Святейшего Патриарха, трудился здесь, совершал службы в деревянном храме, исповедовал людей и видел, какой духовной скрепой для многих семей становятся реализуемые проекты – православная гимназия «Зернышко», воскресная школа для взрослых и детей. На его глазах определение «семейные ценности» наполнялось весомым содержанием.


И всё же верной расстановкой приоритетов в глобальном масштабе должно заниматься государство. Таково его мнение. Оно должно заниматься душами детей, молодежи, что делается у нас пока недостаточно.

«Настоятельская жизнь вменяется за святое послушание»

Настроенному на серьезный лад залу епископ Иосиф отвечал на большинство вопросов, как говорилось выше, серьезно. Но можно ли обойтись без легкого юмора, который иногда так и просится в те или иные высказывания? Вот маленький пример. Увидев среди вопросов на своем ноутбуке благодарность за возможность слушать трансляции Оптиной пустыни через Интернет, наместник сказал: «Я тоже считаю, что это хорошо. Для Бога нет расстояний, и это нам помогает быть вместе. Та братия, кто из-за своего послушания не может быть на службе, слушает трансляцию по радио. Трудятся братия или сестры в теплицах, включают Псалтирь, и огурцы хорошо растут. Я захожу туда, смотрю: чего ж они так быстро растут? А там трансляции богослужений постоянные!» Юмором были окрашены и слова, что, к счастью, в монастыре, связь плохо работает, так зачем насельникам смартфоны? «Да и Wi-Fi по кельям нет», – снова улыбнулся владыка, вызвав множество ответных улыбок в зале.


Снова повторю: вопросы были разного характера. Саму встречу с епископом Иосифом можно посмотреть:

Я же в завершение рассказа об этом мероприятии, приведу краткие ответы на несколько вопросов, вероятней всего, волнующих не только вопрошавших.

«Просят молиться за тяжелобольных людей, незнакомых тебе, надо ли в таких случаях молиться?» Владыка: «Если просят, то надо. Нам тысячи записок подают, и мы их читаем. Молимся».

«Душа хочет в монастыре жить, а я думаю о внуках, что я им нужна пока. Как поступить?» Владыка: «С рассуждением, конечно. Смотреть по ситуации: если внуки нуждаются в духовном воспитании, а вы уйдете, плохо будет...»

«Что делать с литературой, которая принадлежала умершему родственнику (при жизни он попал в сети к Свидетелям Иеговы)? Можно ли ее хранить дома, смотреть?» Владыка: «Сжигать! Библию посмотрите – какое издание. Если Синодальный перевод, сохраните. Остальное – сжечь».

Были, разумеется, и вопросы по Украине. Епископ Иосиф посоветовал слушать проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, в которых Предстоятель нашей Церкви хорошо раскрывает причины происходящего там сейчас. Также посоветовал слушать протоиерея Андрея Ткачева, имеющего право высказываться по этому вопросу, поскольку много лет пастырь прожил на Украине и видел развитие негативных процессов изнутри. «Там в ненависти всё это столько лет воспитывалось, и вот взорвалось. Теперь ненависть зашкаливает», – сказал наместник и добавил, что у нас никогда не было никакой злости по отношению к украинскому народу. Не было и не будет.

...А проникновенный рассказ наместника о его духовном отце схиархимандрите Власии и о том, какую великую школу смирения, кротости, любви к ближнему довелось пройти при батюшке в Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьевом монастыре в Боровске, находясь рядом со старцем 27 лет, собравшиеся слушали с особым вниманием.

***

И вот о чем еще хочется сказать. В прошлом месяце, 22 мая, братия Оптиной пустыни поздравляла с Днем тезоименитства владыку-наместника, названного при постриге в мантию в честь преподобного Иосифа Оптинского. На монастырском сайте в качестве поздравления рядом с портретом владыки была размещена цитата из наследия преподобного Иосифа Оптинского, применимая к сегодняшнему положению епископа Иосифа (Королева). «Настоятельская жизнь вменяется за святое послушание. Жалуетесь на суету. Что делать? Такая уж суетная настоятельская жизнь. Но то должно вас утешать, что суетитесь вы за святое послушание; а "послушание, – как говорят опытные в жизни духовной отцы, – паче поста и молитвы"». И дальше – тоже утешительные слова: «Кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает!»

В какой-то момент, отвечая на вопрос одного из участников Оптинского лектория, епископ Иосиф сказал, что он старается по совести выполнять послушание, данное ему Святейшим Патриархом Кириллом. Помоги, Господи, владыке Иосифу, наместнику любимой всем верующим народом Оптиной пустыни, в несении нелегкого креста!

Нина Ставицкая
Снимки представлены пресс-центром монастыря, а также взяты из свободного доступа.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра