Макариев-Решемский монастырь, по преданию, был основан в конце XIV века преподобным Макарием Унженским и Желтоводским. Житие святого рассказывает, как, будучи двенадцатилетним отроком, по любви к Богу и горячему желанию иноческой жизни, он тайно оставил родительский дом и поступил в Вознесенский Печерский монастырь близ родного Нижнего Новгорода. Здесь он вскоре сподобился иноческого пострига от рук настоятеля монастыря архимандрита Дионисия. В течение нескольких последующих лет преподобный Макарий проводил строгую подвижническую жизнь, украшаясь добродетелями. После поставления архимандрита Дионисия в 1374 году во епископа Суздальского и Нижегородского он недолго оставался в обители. Чтобы избежать мирской славы и похвалы за свои великие подвиги, смиренный инок пожелал скрыться из монастыря. Странствие его растянулось почти на всю жизнь: в поисках безмолвного уединения преподобный переходил от одного места к другому.
Однажды преподобный Макарий остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решма. Место ему понравилось, и он устроил небольшую келью, в которой несколько лет подвизался в посте и молитве. Мало-помалу стали приходить к отшельнику жители близлежащих селений, и некоторые из них оставались, чтобы проводить вместе с ним подвижническую жизнь. Постепенно образовалась небольшая община. Тогда для собравшейся здесь братии Макарий основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшую впоследствии известной как Макарьевская пустынь. По устроении ее и с назначением игумена для братии преподобный в очередной раз тайно удалился в поисках безмолвия. В дальнейшем, уже в преклонном возрасте, преподобный Макарий основал еще две обители: Свято-Троицкую Макариево-Желтоводскую (в середине 1430-х годов) и Свято-Троицкую Макариево-Унженскую (в 1439 году). В последней подвижник и окончил свой земной путь 25 июля / 7 августа 1444 года девяноста пяти лет от роду.
В жизнеописании святого содержится немало сведений о чудесной помощи, подаваемой Богом всем нуждающимся по молитвам великого угодника Божия. В XV-XVI веках унженские и галичские земли непрерывно подвергались опустошительным набегам казанских татар. Местные жители молились перед образами преподобного, взывая о помощи, – и чудесным образом получали ее. В XVI-XVII веках (особенно после событий Смутного времени) почитание преподобного Макария как небесного защитника и хранителя Костромского и Нижегородского Поволжья, а также как покровителя находящихся в плену и неволе стало особенно широким. В 1619 году он был прославлен как общерусский святой.
Жизнь Макариев-Решемского монастыря складывалась непросто. О первоначальном его состоянии сведений не сохранилось. Согласно живому преданию, обитель вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги. Обитель не обладала богатыми денежными вкладами и какими-либо прочными средствами к существованию, пользуясь случайными приношениями почитателей преподобного Макария. Не раз несла она потери от нередко случавшихся здесь природных стихийных бедствий и пожаров. Терпела, как ни странно, притеснения со стороны местных жителей. Долгое время не имела ни земельных, ни лесных угодий. В Смутное время междуцарствия монастырь находился в глубоком упадке, жизнь его замерла.
Слобода Решма не раз подвергалась нападению польских интервентов во главе с паном Лисовским, жестокость которого вошла в историю. Тогда слобожане обратились с горячими молитвами к своему святому покровителю. В 1609 году при слободе произошла историческая битва, в которой простые жители Решмы и близлежащих селений нанесли сокрушительный удар врагу и посрамили его. В начале 1612 года в Решме на ночлег останавливался князь Димитрий Пожарский, направлявшийся с войском из Нижнего Новгорода через Кинешму и Кострому к Москве для избавления ее от захватчиков. К его дружине присоединились и добровольцы-решемцы. С войском была великая святыня – Казанская икона Пресвятой Богородицы. С тех пор Казанский образ Божией Матери особо чтим и любим в этих краях и, конечно, в Решемском монастыре. До революции в обители находился чудотворный ее список, обретенный в лесу в одной версте от Нодоговской пустыни, которая после 1744 года была приписана к Макариев-Решемскому монастырю и стала его подворьем. Местонахождение иконы в данное время неизвестно.
После победы над поляками, в чувстве глубокой признательности за явленное святым чудесное избавление, жители Решмы и Юрьевецкого уезда решили восстановить обитель, перенеся ее на гору. По сведениям монастырских документов 1684 года, храмы и прочие строения обители вначале были деревянными. В 1767 году взамен обветшавшего деревянного выстроен каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского и великомученицы Екатерины.
В 1764 году при учреждении монастырских штатов Макарьеву пустынь не упразднили, но оставили в числе заштатных. Обветшание ее постепенно становилось значительным. К началу ХХ века по причине малочисленности братии и оскудения духовной жизни остро встал вопрос о дальнейшем существовании монастыря. 14 июля 1901 года Священный Синод своим указом определил Решемскую Макариеву пустынь обратить в женский монастырь. Открытие его совершилось 26 августа 1901 года.
Настоятельницей была назначена игумения Досифея из Костромы (в миру Фелицата Ивановна Ипатова), умная и опытная руководительница. За годы ее управления обитель ожила, окрепла и духовно расцвела, укрепилось монастырское хозяйство. Сестер было более двухсот. Обитель имела свою пристань и часовню, в которой служились молебны для пассажиров пристающих пароходов. Молитвенная атмосфера, установившаяся в монастыре, благочестие игумении Досифеи и сестер, их простое и доброжелательное отношение к прихожанам благотворно действовали на окружающих и будили в них ответное чувство любви и признательности.
После революции Макариев-Решемский монастырь продолжал существовать некоторое время под вывеской трудовой сельскохозяйственной артели, однако духовная жизнь сестер не прекращалась. Здесь любил бывать святитель Василий Кинешемский, при монастыре подвизался блаженный Виктор Раевский (духовное чадо святителя), впоследствии скончавшийся в заключении. Здесь проживала некоторое время широко известная в Костромской губернии блаженная Вера Босоножка, окончившая свою жизнь в одном из лагерей Урала. В 1927 году артель ликвидировали. Игумения Досифея, заранее предусмотрев закрытие обители, постаралась никого из сестер не оставить без крыши над головой. С несколькими из них она переехала в село Маврино под Кинешмой (в настоящее время не существует), где вскоре скончалась и там же была погребена. В 1930-е годы часть сестер была репрессирована.
Монастырь был разграблен и разрушен. Кирпичные стены храмов и монастырской ограды разобраны и использованы в военное время для строительства аэродрома. Монастырское кладбище разорено – теперь на его месте стоят жилые дома. По бывшей территории монастыря в настоящее время пролегает сельская улица, на месте храма построена средняя школа, в двух сохранившихся монастырских зданиях разместилась администрация села и коррекционная школа-интернат. Разрушена часовня, стоявшая над монастырским колодцем, который, по преданию, выкопал сам преподобный Макарий.
В тяжелые для Православной Церкви годы просияла святостью одна из сестер обители – преподобная Анимаиса Острецовская (+1963). Эта угодница Божия была насельницей Макариев-Решемского женского монастыря до его закрытия в 1927 году, а затем подвизалась при Свято-Троицком храме села Острецово. Матушка Анимаиса порой отдавала нуждающимся последний кусок хлеба, а за ее мудрым духовным советом шли со всей округи. Благодаря ее бесстрашию и молитве храм в Острецове был сохранен от разорения безбожниками. Ныне она – небесная молитвенница за свою родную обитель. Прп. Анимаиса особо почитается решемскими сестрами, вместе с преподобным основателем аввой Макарием и святителем Николаем, храм во имя которого является сердцем монастыря. В Свято-Никольском храме имеется икона преподобной. Память ее празднуется в Соборе Иваново-Вознесенских святых 7 июня/20 июня
В конце восьмидесятых годов оживилась духовная жизнь села. Оставались еще люди, любящие Бога, бережно хранящие веру отцов, почитающие историю своей малой родины. Их силами в 1990 году был восстановлен один из сельских приходских храмов в честь святителя Николая Чудотворца. В 1992 году при храме возникла мужская монашеская община, которая в апреле 1998 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви получила статус монастыря. Однако история повторилась. Монастырь не удалось восстановить, и по причине расстройства в нем духовной жизни 26 декабря 2006 года постановлением Священного Синода РПЦ Макариев-Решемский мужской монастырь был преобразован в женский. Первой настоятельницей женского монастыря стала монахиня Василисса (Грудогло).
С декабря 2008 года Макариев-Решемский монастырь возглавляет игумения Феофания (Губайдулина). Кроме Матушки, в Обители подвизаются двенадцать сестер: семь монахинь, две инокини, одна послушница и две трудницы. На их долю выпало много забот: пришлось ремонтировать храм, проводить отопление, ставить временную монастырскую ограду, оформлять необходимую документацию на здания и земельные участки и многое другое. Но сестры не унывают. «Живем мы в бедном районе Ивановской области, – рассказывают насельницы, – поэтому помочь нам некому. Но с Божьей помощью потихоньку начали строить сестринский дом рядом с храмом. Сейчас живем в старом, еще дореволюционной постройки доме в селе – правда, недалеко от храма, в кельях по одному-два человека».
Насельницы пришли в монастырь из разных уголков нашей страны с желанием благоугодить Господу. В большинстве своем они среднего и пожилого возраста. Управляет сестрами игумения Феофания во главе с Духовным Собором, состоящим из трех старших сестер обители и духовника монастыря иерея Владимира Смирнова. Главным в обители считается сохранение молитвенного настроя в повседневной суете, приучение себя к духовному вниманию, чуткости, послушанию игумении, стремление к сохранению устойчивого мира и доброжелательности в отношении к сестрам. Новые сестры в монастырь приходят не часто. Просятся в основном женщины среднего и пожилого возраста. Всех желающих принять нет возможности из-за отсутствия жилья.
День насельниц начинается в 6.00, начало утреннего правила – в 6.30. Оно включает в себя утренние молитвы, полунощницу, молитву и поклоны Божией Матери, чтение Апостола и Евангелия, каноны и акафисты святым покровителям обители. Из-за нехватки священнослужителей богослужения в обители совершаются пока в среднем трижды в неделю (один раз в неделю – ночное богослужение). При отсутствии богослужения после утреннего правила сестры сами вычитывают службу, а после нее – монастырский помянник о здравии и упокоении. Окончание утреннего правила в 9.30–9.45. В 10.00 – завтрак, затем до 13.30 послушания. Обед с 13.30 примерно до 14.15, с духовным чтением. После обеда – время отдыха и келейного правила. В богослужебные дни начало часов и Литургии в 8.00, после службы сразу бывает обед, затем небольшой отдых и послушания. Вечернее богослужение бывает в 16.00 (при отсутствии священника сестры сами читают службу с присоединением пятисотницы). В 20.00 – ужин. В 21.00 – вечернее правило. С 21.30 – келейное правило, духовное чтение. В 23.00 – отход ко сну. Все сестры обязательно участвуют в богослужениях. Келейное правило у каждой сестры свое, по усмотрению игумении. Ежедневно чередной сестрой читается Псалтирь: кафизма и монастырский синодик с молитвами о здравии и упокоении.
Послушания в монастыре разные: благочинная, казначея, ризничая, алтарница, церковница, швея, просфорня, секретарь, летописец, библиотекарь, кухонная, трапезарь, садовница, огородница, водитель, сестра по сбору, экскурсовод, гостиничная, птичница. В монастыре есть огород, две теплицы, куры и утки. Каждая из сестер несет несколько послушаний. У обители есть две помощницы-сотрудницы. При необходимости они помогают в извозе на собственных автомобилях, а также принимают участие в общих послушаниях на кухне, в саду и огороде. Обе в дальнейшем хотели бы стать насельницами монастыря, но пока не могут этого сделать, имея несовершеннолетних детей.
Обитель находится на берегу Волги в большом селе, где монастырский храм – единственный. Поэтому прихожан-селян здесь больше, чем сестер. Монастырь оказывает помощь нескольким малоимущим и многодетным семьям, а также, по своим скромным возможностям, старается помогать женщинам, находящимся в заключении, по их письменным просьбам. В молитвенной поддержке здесь не отказывают никому. Рядом с храмом построена просторная летняя трапезная для паломников.
Желающих посетить монастырь довольно много, особенно в летнее время. Пока среди них больше туристов, чем паломников. Добраться до Макариево-Решемского монастыря из Москвы можно поездом Москва–Кинешма, либо автобусом. Монастырь находится в 25 км от г. Кинешмы. Из города ходит рейсовый автобус от автовокзала (рядом с железнодорожным вокзалом) до села Решма.
В монастыре есть частицы мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского, преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев, святителя Феофана Затворника Вышенского, святителя Луки Симферопольского (Войно-Ясенецкого).
По благословению епископа Илариона для всех приезжающих сестры проводят экскурсии, рассказывают об истории монастыря и слободы, отвечают на вопросы, угощают монастырским обедом.