Монах Косьма и южная галерея собора: первые археологические работы в Николо-Корельском монастыре в Северодвинске

В сентябре — октябре 2024 года специалистами Северной экспедиции Института археологии РАН проведены археологические исследования в Николо-Корельском монастыре. На сайте Института археологии опубликована статья М.В. Вдовиченко и А.В. Суворова, посвященная этим исследованиям.

В России немного монастырских древностей, остающихся недоступными для специалистов и широкого круга образованной публики. Среди них Николо-Корельский монастырь, расположенный в Никольском устье Северной Двины на территории оборонного предприятия-гиганта «СевМаш». К монастырскому комплексу нет свободного доступа с середины 1930-х гг., когда на его землях началось строительство военного завода и поселка Судострой, выросшего позднее в современный город Северодвинск.

Николо-Корельский монастырь — это теплая церковь с трапезной на погребах, колокольней, холодным собором и переходом между зданиями — монументальный комплекс каменных сооружений, выполненный по единому композиционному замыслу и в общем стилистическом ключе в 1664-1684 гг. В XVIII в. рядом с монастырским ядром соорудили служебный двухэтажный корпус. Каменное строительство в северной обители началось в XVII в., но само ее основание монастырские документы связывают со второй половиной XIV — началом XV в., а первое письменное упоминание обители относится к 1419 г., когда, по сведениям Двинской и Новгородской летописей, «Корельский монастырь святого Николы» был разорен «мурманами», то есть пришедшими по морю норвежцами.

В XVI в. Корельский монастырь известен как административный центр первого русского международного порта, через который происходил товарообмен с Англией и позднее Голландией. «Порт Святого Николая» с несколькими деревянными постройками, сооруженными англичанами, находился напротив монастыря на острове Ягры, и был связан с монастырем административными функциями до строительства в 1584 г. пристани и основания крепости у Михайло-Архангельского монастыря — будущего Архангельска.

К монастырским древностям обращались ученые и специалисты XIX — начала XX в. Они изучали архив и библиотеку Николо-Корельского монастыря — богатейшее документальное собрание Русского Севера, в советское время разделенное между архивными хранилищами Москвы, Ленинграда и Архангельска. Последняя историко-архитектурная экспедиция в Никольское устье Северной Двины состоялась в 1932 г., когда известный реставратор и знаток древнего зодчества П.Д. Барановский разобрал и перевез деревянную надвратную шатровую башню монастыря с примыкавшими к ней пряслами стен в создававшийся в это время в Москве музей деревянного зодчества в Коломенском, где памятник экспонируется по сей день. В фондах Новгородского музея-заповедника хранится, вероятно, единственная уцелевшая икона из художественного убранства храмов Корельского монастыря — образ святителя Николая, созданный, по мнению специалистов, в XVI в. и увезенный из монастыря в Новгород еще в XVII-XVIII вв. Икона покрыта слоем позднего лака, и ее расчистка и изучение первоначальных слоев живописи — дело будущего.

Эти немногочисленные материальные свидетельства некогда напряженной культурной и бытовой жизни богатейшего монастыря Русского Севера заставляют с особым вниманием отнестись к сохранению архитектурного комплекса обители, дошедшему до наших дней в удовлетворительном состоянии.

Первое каменное здание монастырского ансамбля — Успенская церковь с трапезной на погребах, было заложено 29 мая 1664 г. Осенью 1667 г. церковь была освящена «при … игумене Косьме». Одновременно к северо-западу от Успенской церкви была сооружена каменная шатровая колокольня, верх которой не дошел до наших дней. На фотографиях XIX в. можно видеть два ее нижних яруса, над ними возвышался шатер со слухами — окнами, через которые звук распространялся в пространство.

3 июня 1670 г. в монастыре заложили Никольский собор, освященный 9 сентября 1673 г. «при Иоакиме, митрополите Новгородском, и при том же игумене Косьме». Никольский собор — это монументальный пятиглавый храм с двумя внутренними опорами и обширным подклетом, часть которого была отведена под усыпальницу, а часть — под погреба и кладовые. С севера и запада к собору примыкает двухэтажная сводчатая галерея, габариты собора с галереями — 28,2×23,8 м. На второй этаж галереи с запада и севера поднимаются две величественные крытые лестницы. В 1684 г. между Успенским храмом и Никольским собором соорудили переход, на возведении которого практически завершилось основное каменное строительство в обители.

За 20 лет — очень короткий по средневековым меркам период — был начат с нуля и завершен огромный каменный монастырский комплекс, строительство которого потребовало консолидации колоссальных усилий. Такое начинание в XVII в., как правило, осуществлялось при финансовой и организационной поддержке митрополии или самого государя. По всей видимости, Николо-Корельский монастырь рассматривался властями в качестве оплота государственного православия на Русском Севере, где движение раскола набирало силу, поэтому представительный ансамбль каменных зданий в нем был особенно необходим. Именно к 1663 г. — году, предшествовавшему строительству в Николо-Корельском монастыре, — относится приговор старцев Соловецкого монастыря о неприятии новых книг и обрядов, предваривший знаменитое Соловецкое восстание против Никоновских реформ.

Для восстановления монастырского комплекса несколько лет назад по инициативе Архангельской епархии, правительства Архангельской области и дирекции ОАО «ПО "СевМаш"» был создан благотворительный фонд. Летом 2024 г. в монастыре были начаты противоаварийные и консервационные работы, которые ведет ООО «Ярославская художественная мастерская "Реставратор"». В процессе этих работ в качестве обязательных были запланированы археологические исследования, проведенные в сентябре—октябре 2024 г. специалистами Северной экспедиции Института археологии РАН. Первые исследовательские подступы к памятнику были осуществлены сотрудниками лаборатории архитектурной археологии Института археологии РАН в 2022 г.

Раскопки 2024 г. стали первыми археологическими работами на территории монастыря, поэтому их результаты невозможно было запланировать. В пристенных шурфах, заложенных у Никольского собора и Успенской церкви, были раскрыты фрагменты фундаментов зданий XVII в. Фундаменты под собором, имеющие общую высоту 2 м, сложены из больших валунов с использованием в верхней части грубо отесанных квадров белого камня (известняка) и мелких булыжников для заполнения пустот между крупными валунами. Подошва фундаментных рвов была укреплена по традиции средневекового строительства на болотистых грунтах свайным полем — вертикально вбитыми с расстоянием в 20-30 см между собой деревянными бревнами, уплотняющими подвижный грунт основания здания. В лаборатории естественнонаучных методов Института археологии РАН проведено определение породы древесины двух фундаментных свай. В результате микроскопического исследования установлено, что обе сваи фундамента собора были сосновыми (Pinus) (определение Л.Н. Гриценко).

В шурфе, заложенном с южной стороны собора, на уровне самого низа фундаментной кладки раскрыт ряд валунов, примыкающий к стене храма под прямым углом. Стратиграфическая ситуация в шурфе однозначно говорит о том, что эта конструкция была устроена одновременно с устройством фундамента храма. Не исключено, что эта кладка — основание под южную галерею собора, задуманную первоначально, но не воплощенную в жизнь по каким-либо причинам. Отсутствие в композиции собора южной галереи вызывало много вопросов — это непоследовательное решение, которое должно было быть чем-то обусловлено. Теперь можно предполагать, что галерея все-таки была задумана, но что-то помешало ее возвести.

Исследование северной лестницы, ведущей в собор, принесло настоящее археологическое открытие. Под лестницей есть перекрытая цилиндрическим сводом камера в рост человека размером примерно 3×4 м, в западной стенке которой есть заложенная снаружи силикатным кирпичом входная дверь, а возле нее изнутри — крытая городком нишка для светильника, а на противоположной восточной стенке — сводчатое окошечко размером в кирпич. По монастырскому преданию в этой камере под лестницей был упокоен игумен Косьма, тот самый «строитель», часто упоминаемый в летописи в связи с работами второй половины XVII в.

Реставраторами была разобрана закладка двери из силикатного кирпича и из подлестничного пространства вытащено несколько кубометров строительного и индустриального мусора ХХ в. После зачистки в южной половине камеры показались пятна смешанной материковой породы, а в северной выявился контур погребения, отмеченного по центру крупной неотесаной кривоватой плитой местного белого камня длиной 1,5 м.

Эта плита давала надежду, что время не тронуло погребения, но выяснилось, что оно сохранилось в сильно потревоженном виде: уже на уровне плиты в перемешанном слое были найдены отдельные кости скелета. Для захоронения была выкопана прямоугольная яма, местами обложенная мелким плитняком на ребре, стенки которой были укреплены срубом из нетолстых почти истлевших плах.

Плита была перевернута, на ее отшлифованной лицевой поверхности оказалась надпись:

ЛѢТА ЗРЧИ [7198 — т.е. 1690] ГОДУ МЕСЯЦА

ГЕНЪВАРЯ ВЪ [*] ДЕНЬ

ПРЕСТАВИСЯ РАБ БОЖIЙ МОНАХЪ КОСМА

И ПОЛОЖЕНЪ ПОД СИМ КАМЕНЕМ

На месте обозначения дня оставлен большой пробел.

После проведенных археологических работ монастырь обретает еще одну достопримечательность. Открыто место захоронения человека, энергии которого обитель обязана появлением каменного ансамбля!

Игумен-строитель Косьма имел волю и возможность к воплощению лучших архитектурных тенденций XVII в. в северном комплексе, он сумел собрать артель строителей, обладавших опытом для реализации задуманного. Известно, что игумен Косьма (Козьма, Косма) управлял обителью с 1657 г. по 1674 г. (начало строительства монастырского комплекса), а затем был отрешен и сослан в Соловецкий монастырь. В середине 1680-х гг. вновь вернулся на игуменство (этому периоду соответствует второй, завершающий этап строительства ансамбля). Об этом человеке из документов известно, что пострижение он получил в Кирилло-Белозерском монастыре, а занимал должность строителя (настоятеля) монастыря после возвращения с Соловков до 3 октября 1686 г. Археологические работы открыли место его захоронения, год смерти и его останки, что может считаться как исключительной исследовательской удачей, так и восстановлением исторической справедливости.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь