В прекрасном месте на высоком берегу реки Вятки в центре города стоит древнейший на Вятской земле Спасо-Преображенский женский монастырь, основанный в первой половине XVII века. Были в его почти четырехвековой истории светлые дни, проведенные в трудах и молитвах, были и гонения, которые выпало на долю сестер претерпеть.Монастырьодним из первых пострадал в годы послереволюционных гонений. Сестер подвергли арестам, ссылкам и даже расстрелу.
Разрушение и уничтожение Русской Православной Церкви началось сразу же после установления советской власти. Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» содержал в себе жесткие рамки запретов и ограничений для Церкви: она теряла статус юридического лица, лишалась всего имущества. Отныне церкви и монастыри имели возможность «бесплатно» пользоваться своим же имуществом только с разрешения местной или центральной власти. Во исполнение декрета у Церкви сразу же были отобраны 6 тыс. храмов. Вятский Преображенский девичий монастырь пострадал одним из первых. Уже в мае 1918 г. были изъяты его постройки, а в последующем и здания храмов: Преображенского, Тихвинского и Афонского. Разошлись сестры по разным местам, кто к родственникам, кто к знакомым, у кого таковых не было – пошли в храмы. По-разному сложились их судьбы. Некоторые из них отразили судебно-следственные дела, хранящиеся теперь в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области.
Первое дело было заведено органами ОГПУ в отношении 56-летней послушницы сестры Серафимы (Куклиной). Поводом для ее ареста и содержания в тюрьме послужило письмо к ее подруге, бывшей насельнице монастыря, направленной в 1913 г. в Иерусалим в монастырь Большая Панагия, который находился недалеко от Храма Гроба Господня. В своем письме Серафима рассказала о происшествии, случившемся в ночь на 1 января 1923 г.: на спичечной фабрике «Красная Звезда», встречая Новый год, председатель спичтреста Макаров с рабочими фабрики соорудили чучело Бога Саваофа и взорвали его. Взрывом фугаса несколько человек убило, в том числе и самого Макарова, нескольких ранило.
После закрытия Преображенского девичьего монастыря изгнанниц приютил у себя самый большой храм Вятки – Александро-Невский собор. Поселились в нем несколько насельниц: Дарья (Лопаткина), Александра (Попова), Анна (Кузикова), Марфа (Жгулева). В 1932 г. все они, за исключением Дарьи (Лопаткиной), были арестованы по делу о «филиале Всесоюзной контрреволюционной организации Истинно-православной Церкви». В обвинительном заключении говорилось: «На территории Вятки и прилегающих к нему ряде районов секретно-политическим отделом полномочного представителя ОГПУ была вскрыта и ликвидирована контрреволюционная церковно-монархическая организация «Истинно-православная Церковь», руководимая епископом Гдовским, Иосифом Ленинградским и Виктором Глазовским». О роли сестер в этом деле можно узнать из многочисленных протоколов допроса, в которых говорится, что, беседуя с приходящими к ним крестьянками, они высказывались против советской власти, вели разговоры о том, как поступать верующему, как спасти себя от большевиков. Говорили, что советская власть – это власть безбожников.
Идеи епископа Виктора (Островидова) сестры разделяли всей душой, такие мысли были им близки и понятны. Сестра Александра (Мельчакова) говорила: «Владыка Виктор же в самом начале шел и идет за православие…» Сестра Александра (Попова) признавала: «Я действительно принадлежу к Истинно-православной Церкви и разделяю с ней все действия, в этой части виновной себя признаю…»
По делу «группы церкви села Русского» были арестованы священник Михаило-Архангельской церкви Аркадий (Вознесенский) и бывшие послушницы Преображенского девичьего монастыря, на тот момент работавшие в церкви: сестра Наталья (Клестова) и сестра Ольга (Шутова). Из следственных материалов следует, что в окрестных деревнях села Русского появилось письмо, где говорилось, что «большевики – безбожники, скоро доведут страну до гибели». Авторство приписывалось духовенству села Русского, в частности сестрам Наталье, Ольге и Анастасии (Глушковой) под руководством отца Аркадия. Сестры, кроме того, ходили по деревням с подписными листами в защиту Церкви. Свидетели говорили, что среди населения отец Аркадий и монашки пользовались большим авторитетом.
Особым совещанием при коллегии ОГПУ 21 сентября 1932 г. сестры Александра (Попова), Александра (Мельчакова), Анна (Кузикова), Марфа (Жгулева) были осуждены по ст. 58 УК РСФСР к ссылке в Казахстан на три года и этапом отправлены в Алма-Ату. Сестра Наталья (Клестова) осуждена к заключению в концлагерь на три года, сестра Ольга (Шутова) после семимесячного заключения по приговору коллегии ОГПУ освобождена из-под стражи.
Сегодня игумения возрожденной Спасо-Преображенской обители матушка София (Розанова) рассказывает, как к ним постоянно приезжают люди. Вот был дедушка, который рассказывал, что в детстве его воспитывала монахиня разоренного Вятского Спасо-Преображенского монастыря Мария (Жгулева). «Я любил ее больше матери», – говорит он. Спустя полгода приезжает пожилая женщина и также рассказывает о том, что в няньках у нее была вятская сестричка. И снова те же слова: «Я любила ее больше матери!»
«Дети ведь чувствуют добро. От них ничего не спрячешь, – говорит матушка София, – а родные бабушки гнали сестер, ревновали, наверно». Такие были они простые, ласковые, мягонькие – сестры дореволюционной обители. За что их было подвергать гонениям?
Сестры, пострадавшие в годы гонений
Десятки насельниц Преображенского монастыря пострадали в годы борьбы против Русской Православной Церкви. Вот некоторые краткие биографические данные сестер, пострадавших за веру.
Сестра Прасковия (Бабинцева), 1880 г.р. «Вела агитацию против снятия колоколов». Арестована 6 ноября 1930 г. Осуждена к заключению в концлагерь сроком на три года. После отбывания наказания вернулась в родное село. Работала уборщицей в школе. Реабилитирована посмертно 31 мая 1989 г.
Игумения Елена (Баранова), на сентябрь 1929 г. – 60 лет. Являлась председателем правления Филейской трудовой артели женщин. Арестована 27 сентября 1929 г. Приговорена к трем годам ссылки в Северный край. Отправлена в Архангельский округ. В июле 1967 г. постановлением Президиума Кировского областного суда приговор от 3 февраля 1930 г. был отменен и дело прекращено за недоказанностью преступления.
Сестра Наталья (Гудина), 1877 г.р. Из обвинительного заключения: «Являлась активной сторонницей нелегальных религиозных обрядов, принимала активное участие в антисоветских высказываниях…» Осуждена на пять лет лишения свободы 20 апреля 1940 г. Реабилитирована 30 мая 1990 г. «за отсутствием состава преступления».
Сестра Александра (Кошкина), на 1930 г. – 59 лет. По словам свидетелей обвинения, «ходила по деревням продавать иконки и крестики». Виновной себя не признала. Осуждена 5 июня 1931 г. к высылке в Среднюю Азию. Отправлена в Ташкент. Реабилитирована 31 марта 1989 г.
Сестра Мария (Никулина), 1898 г.р. На 1933 г. – санитарка в Вятской горбольнице. Арестована 26 февраля 1933 г. как «член контрреволюционной организации Истинно-православная Церковь». Осуждена к одному году исправительно-трудовых работ за то, что распространяла «провокационные слухи», говорила, что советская власть не прочна, большевики, чувствуя это, откупаются от иностранных капиталистов и отправляют за границу продукты, а иначе их у власти уже не было бы. Реабилитирована 10 октября 1989 г.
Сестра Анна (Пономарева), 58 лет. Арестована 25 июля 1937 г. Обвинялась в том, что, будучи членом контрреволюционной монархической организации, вела активную антисоветскую агитацию, руководила церковной общиной, распространяла провокационные слухи среди колхозников. Осуждена особой тройкой 29 сентября 1937 г. к расстрелу и конфискации имущества. Приговор приведен в исполнение 14 октября 1937 г. Реабилитирована 30 сентября 1967 г.
Подготовила Наталия Заева