Неспешные уроки монастырского житья

Свято-Введенский Островной монастырь

В этом году исполнилось четверть века, как стал возрождаться Свято-Введенский Островной женский монастырь Александровской епархии. Располагается обитель на месте необычном  на острове среди огромного озера. В самом начале XVIII века на остров прибыли два инока, положившие здесь начало монашескому деланию. Святитель Иоанн Златоуст назвал монастыри «островами любви ко Господу». Введенский островной монастырь эту метафору воплощает в реальности на протяжении уже более трехсот лет.

Сейчас озеро замерзло и встало. На пути к острову мы застали двух рыбаков. День у них был, по их признанию, неудачен. Но местные жители – рядом поселок Введенский – говорят, что озеро (когда-то именованное Вятским, а ныне чаще называемое тоже Введенским) изобилует рыбой. Всё кругом окутал снег, привнеся в мир чистоту и свежесть. Как из легенды о граде Китеже, среди снежного тумана виднелся монастырский храм – можно было подумать, что мираж. Но к обители ведут два моста. Надежный металлический был сооружен не так давно. Ранее только деревянный, значительнее меньше по размеру, связывал монастырь и, как здесь скажут, «материк». Именно этот мостик служил единственной дорогой и для транспортных средств, и для пешеходов. Когда монастырь поднимался из руин, устраивался вновь, по мосту переправляли многие материалы вручную, зимой выручали сани. Много здесь пришлось потрудиться, чтобы исчезли запустение, дух безысходности и равнодушия. До возрождения монастыря храмы и монастырские здания занимала колония для юных правонарушительниц. Некоторое время женской обители и колонии пришлось существовать совместно: одни бежали на зарядку под громкие звуки музыки, другие тихо шли к молитве. Промыслом Божиим конец этому соседству вскоре положил все тот же мостик, пришедший в аварийное состояние. Колонию перевели в другое место.


И все возвратилось на круги своя. Поначалу Введенская Островная пустынь была подворьем Муромской Свято-Троицкой Новодевичьей обители, затем обрела статус самостоятельного монастыря. Стали здесь возрождать забытое, как кому-то казалось – навсегда, иное бытие; для большинства насельниц очень далекое от той жизни, в какой они росли и воспитывались. Молодые сестры перенимали опыт у старших. А те, в свою очередь, эту монастырскую школу во всей реальности познали в Рижском Свято-Троицком монастыре. Там подвизалась нынешняя игумения Феврония (Маратканова), которая и стала строительницей Островной обители. В Свято-Троицком монастыре, она научилась золотошвейному искусству и освоила его прекрасно. Так и протянулась ниточка традиции: сейчас Введенский Островной монастырь славится своим рукоделием. Но у самой матушки среди множества забот для этого делания практически не остается времени…

Мы бредем по мостику и разговариваем с монахиней Верой – благочинной обители.

− Монастырская традиция складывается из четкого последования. Конечно, на первом месте устав, богослужебная жизнь обители, келейное правило. Но есть еще некие неписаные правила, и они тоже очень важны. Нам матушка все время говорит: «У нас в Риге было так». Она привнесла в нашу жизнь свой опыт. И многие игумении, которых вырастил Свято-Троицкий монастырь, продолжают эти традиции. Например, в трапезе: у них было традиционное меню, они от него никогда не отступали. Матушка говорит: «Мы не смотрели в календарь, какой день недели. Мы смотрели, что сегодня на трапезе. Если горох и гречка – значит, среда». Такое установление не меняется на протяжении десятилетий. Важно это или не важно? Те, кто имеют этот опыт, считают, что важно: неуклонное следование установленному определенному правилу.

– Есть ли какие-то утешения в монастыре?

– Утешение – это то, что «сверх». Даже в древних иноческих уставах отмечено: на выходе из трапезы келарь выдавал братии утешение в виде какой-нибудь смоквы. Что-то сверх привычного, обыденного. Но если бы мы каждый день ели то, что нам хочется, – как бы мы сделали себе праздник?


Праздник здесь делают сами. Много трудятся для этого. И монастырь с его деятельными сестрами представляет собой обширное поле для творчества. Уже было сказано, что сестры занимаются рукоделием. Приучают они к этому и девочек – сорок пять воспитанниц пансионата, который устроен десять лет назад. У всех непростые судьбы. Большинство находятся здесь, пока родители, чаще матери, разбираются со сложными обстоятельствами своей жизни; некоторые мамы живут в пансионате вместе с дочками. На «материке» возведены корпуса, быт девочек хорошо устроен. Монастырь для них это тоже часть дома, где не только воспитывают и учат, но где доверяют и любят.

– За время пребывания здесь они должны получить навыки какой-то профессии, – говорит матушка Феврония.

Практически все девочки занимаются рукоделием. Их работы представлены на импровизированной выставке в паломнической трапезной. Помогают сестрам по хозяйству, стараются на кухне. Монастырь изготавливает много видов выпечки и кондитерских изделий. Это очень вкусные продукты, настоящего – монастырского – качества. Некоторые из девочек уже определились в выборе профессии и в будущем видят себя кондитерами. В преддверии Рождества Христова, как и всякого большого праздника, здесь все стали большими затейницами – придумывают нечто особенное. Уже второй год подряд все сообща создают большой пряничный домик. Дело это непростое. Как настоящие архитекторы, мастерят макеты-трафареты будущего строения, по ним вырезают детали из теста, щедро наполненного пряностями, – в этом году дом получится с террасой и балкончиками. Потом части дома отправляют в настоящую русскую печь. Все выпеченные детали надо собрать, соединить, по-праздничному украсить. Окошки делают из кусочков карамели, и напоминают они настоящую слюду.


– Пряничный дом уникален – один на всех, – говорит мать Вера. Более четверти века она в монастыре. Пришла сюда практически со школьной скамьи. Монастырь научил ее всему, самое главное − послушанию.

– Утеряв послушание, наши прародители пали в раю. Ослушались. В монашеской жизни умение слушать и выполнять восстанавливается. Это очень нужно. Вопрос в том, как ты слышишь, как делаешь. Ты доверяешь тем, кто тебе говорит, веришь этим людям, идешь за ними, вслед их стопам. Принимаешь их решение как свое собственное. Если ты все понял, осознал, то ты и делаешь все как будто от себя. Это радостно, легко.


Так легко в обители приняли девочек-воспитанниц. Они как некое напоминание сестрам о детстве, и с ними невозможно состариться − забот и хлопот всем хватает, никто не сидит сложа руки. И девочки не растут белоручками. Их день начинается в полседьмого утра. Среди обязательных дел – зарядка. Раз в неделю к ним приходит тренер по биатлону. Зимой все ходят на лыжах и катаются на коньках. «Для иммунитета. Матушка хочет, чтобы мы закалялись и не болели», – объясняет нам восьмиклассница Аня. При этом главная обязанность школьниц – хорошо учиться. Педагоги к ним приезжают из города Покрова, который находится в четырех километрах от обители. При содействии благотворителей девочки часто выезжают на экскурсии, на отдых, их жизнь разнообразна. Но занятия в монастыре, помощь обители в определенные дни недели обязательны.

Не так давно матушка Феврония доставила в монастырь итальянский агрегат по созданию мороженого, поручив монахине Александре его осваивать. Теперь в обители всегда есть и свое мороженое, которое отличает особый вкус. Делают его тоже по собственным рецептам, с добавлением перетертых свежих ягод из своего сада, из сливок собственного производства (хотя мороженое может быть и постным). При монастыре действует подворье в селе Матренино, где около 50 голов крупного рогатого скота. На подворье любят бывать и девочки. Кто-то, привыкнув к общению с животными, уже решил стать ветеринаром. Монастырь обеспечивает себя молочной продукцией − изготавливает сливки, сметану, творог, сливочное масло.

Одна из важных позиций в монастырском производстве – хлеб. Выпекают его нескольких видов, сейчас приступили к выпуску бездрожжевого, который считается более полезным. Закваской поделилась братия Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Месторасположение обители показалось нам совершенно удивительным. Было в этом что-то таинственно-прекрасное. Тишина и спокойствие поражали, как и простое, без елейности и прикрас, отношение к приезжим сестер и девочек, готовых всё показать и рассказать.


Подготовка к Рождеству Христову сейчас идет полным ходом. Младшие, конечно, получат подарки. На совете было решено, что подарком старших девочек будет большое паникадило в храм. Без радости в монастыре никто не останется. Тем более, здесь секрет праздника прост – сделать своими руками. Например, сшить для подружки замечательный фартук, единственный во всем свете. Всё просто. Хотя проблем у монастыря очень много, и матушка говорит о них прямо. С Божией помощью они постепенно решаются.

Рассказали, как в самом начале возрождения обители, в 90-х годах прошлого века, перед Рождеством совсем не было денег. Не было возможности устроить праздничную трапезу. Молились. И Господь послал к вратам обители коробки с продуктами и немного денег. Жертвователи остались неизвестны, сестры нашли только записочки о здравии, с именами.

– Рождество Господа – это величайшее событие, и подготовка к нему всегда сопряжена с искушениями, − рассказывает мать Вера. – В Рождественский пост они в нашем монастыре бывают сильнее, чем в Великий. Мне кажется, что враг лютует больше из-за того, что Христос рождается…

Когда ты органично пребываешь в церковной жизни, ты острее чувствуешь и природу, и красоту, и тишину, и запахи. Мы даже как-то размышляли об этом: каждый праздник пахнет по-своему. Можно сказать, чем пахнут Рождество, Крещение.

– Чем же?

– Рождество, конечно, пахнет елками, лесом. А Крещение пахнет свежестью. У нас тут прорубь, воды много. Запах ледяной воды − его не передать. Крещение пахнет чистотой. И в воздухе чисто-чисто… Слава Богу, мы в таком месте живем, до нас не доносятся шумы, суета, эмоции. Здесь все свое – ты только вдыхай, слушай и отдавай так, как ты можешь. Кто-то владеет даром речи – батюшки с проповедью выходят, чтобы донести до людей смысл праздника. А женщина – заботой, украшением…

Один день пребывания на острове-монастыре принес много удивительных впечатлений. Потрескивала настоящая печка, при нас выпекали хлеб, показывали, как сделать пряник, учили рождественские песни… Репетировали: уже скоро девочки покажут гостям монастыря рождественскую назидательную постановку. Неспешные уроки монастырского житья надолго останутся в памяти.


Юлия Стихарева
Фото автора, Владимира Ходакова и из архива монастыря

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Макарьева пустынь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь