Предлагаем вниманию читателей рассказ о прошлом и настоящем московского Донского монастыря.
Тот, кто хотя бы однажды видел Донской монастырь, никогда не спутает его ни с каким другим, настолько индивидуален и ярок образ обители. В разные времена разные роли доводилось исполнять монастырю, но начинался он все же как крепость. Донской монастырь стал последним по времени создания из полукольца крепостей-монастырей, прикрывавших Москву с юга. Он защищал город со стороны Калужской дороги.
Начало обители положило чудо, явленное Божией Матерью при нападении на Москву крымского хана Казы-Гирея. В начале июля 1591 года войско хана подошло к Москве. Надежд на спасение было мало, поскольку у крымчан было значительное превосходство в воинской силе. Но зато крепок верой был русский народ. Царь Феодор Иоаннович молился в Благовещенском соборе перед Донской иконой, которую затем обнесли по стенам вокруг Москвы и поставили в походной церкви русского войска. 5 июля, ночью, татары бежали в смятении, гонимые непонятным страхом. На переправе через Оку их разгромили русские отряды. Это был последний поход крымских татар на русскую землю. На месте, где в стане русских воинов находилась церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, царь повелел устроить монастырь.
Обитель пользовалась особым вниманием государей, которые молились здесь, делали богатые вклады, возводили и украшали храмы. Донской монастырь стал одним из центров духовной жизни государства. Здесь останавливались киевские ученые монахи, вызванные в ХVII веке в Москву для устройства школы, сюда приезжали креститься мордовские мурзы. Большую роль сыграл монастырь в укреплении связей России и Грузии, когда в конце ХVII века его игуменом стал митрополит Лаврентий, глава Имеретинской Православной Церкви.
В Смутное время монастырь был разорен поляками, но быстро начал возрождаться с воцарением Михаила Федоровича. С 1 июля 1745 года он стал ставропигиальным, таковым и оставался до 1917 года, находясь в подчинении Святейшего Синода.
В XVIII веке Донской монастырь являлся одним из богатейших. Его владения располагались в тринадцати уездах России. Но в 1812 году благосостояние обители было серьезно подорвано грабежами французов, которые в течение месяца занимали монастырь.
К началу ХХ века монастырь вновь стал образцом благополучия – один из первых по объему капиталов, хорошо обустроенный, богато украшенный, с множеством храмов и крепкими монашескими традициями.
После революции, в январе 1918 года, все монастырское имущество перешло в собственность государства, но за монахами еще на некоторое время оставили право пользования. В 1924 году часть помещений заняла детская трудовая колония, и лишь в 1929 году все монастырские храмы были закрыты. Здесь был создан антирелигиозный музей, потом музей архитектуры, с 1964 года – филиал Музея архитектуры им. А.В. Щусева. В братских кельях и башнях были квартиры, располагалось общежитие Метростроя, на территории – автобаза, но Донской стоял и, теперь уже в качестве музея, собирал в своих стенах то, что оставалось от разрушенных московских храмов.
30 октября 1990 года началась новая история древней обители – решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы Церкви. В мае 1991 года здесь возродилась монашеская жизнь. Наместником был назначен архимандрит Агафодор (Маркевич).
Непросто было начинать устройство монашеской общины. Расположившиеся в Донском кооперативные организации с неохотой покидали занятые территории. Бывало, что противостояние принимало криминальный характер, как это было с Малым Донским собором, который был подожжен злоумышленниками. Однако с этими трудностями справились довольно быстро. Уже в первые годы храмы удалось привести в порядок.
Особым образом шло собирание братии. Архимандрит Агафодор, руководствуясь благословением духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова), набирал в послушники молодых людей, не живших прежде в монастырях. Эта молодежь, совместно проходя непривычные поначалу послушания, преодолевая трудности монашеского быта в условиях реставрации и потихоньку накапливая столь ценный духовный опыт, сплачивалась в единую братскую семью, практически одновременно приняв монашеский постриг, а затем рукоположение в священный сан.
Центром монастырской жизни всегда было богослужение, и в Донском удалось уже с первых лет начать службы почти во всех храмах.
Старейшим храмом Донского монастыря является Малый Донской собор, построенный в 1593 году на средства Бориса Годунова. Он представляет собой небольшой четверик, без столпов, перекрытый крещатым сводом, – единственный в ХVI веке монастырский соборный храм такого типа. Древний иконостас был утрачен, но частично сохранился изысканный декор в итальянском стиле и росписи ХVIII века.
Малый собор был открыт как приходской храм еще в послевоенные сталинские времена (1946 год). Безбожным властям не удалось его осквернить. Рассказывают, что поначалу там решили устроить жилье, но, придя в собор, люди услышали голоса, ангельское пение – и, испугавшись, отказались от этих планов. Именно здесь cейчас находится специально обустроенная печь, где один раз в три года совершается чин мироварения.
В Малом соборе Донского монастыря на протяжении почти пятнадцати лет с необыкновенной самоотверженностью служил протоиерей Николай Голубцов (1900–1963), которого люди называли последним московским старцем. Вскоре после его кончины регулярные богослужения в соборе были прекращены, и до середины 80-х годов служба совершалась только по великим праздникам.
В Малом соборе были чудесно обретены мощи Патриарха Тихона. Имя Святителя Тихона, избранного на патриаршество под грохот артиллерийского обстрела Кремля 18 ноября 1917 года, неразрывно связано с Донским монастырем. Здесь он жил некоторое время под домашним арестом. У стен Большого собора погребен келейник Патриарха Тихона Яков Полозов, закрывший его собой от пули подосланных убийц.
После кончины, последовавшей 7 апреля 1925 года, Святейший Патриарх Тихон был погребен в Малом соборе. Погребение совершалось втайне, в присутствии всего нескольких человек. Спустя два года монастырь был закрыт. Что стало с погребением? Говорили разное: то ли тело было сожжено, то ли перезахоронено. Учитывая условия того времени, все это было более чем вероятно.
С возобновлением монашеской жизни сразу был сделан необходимый ремонт в Малом соборе. И вдруг, через две недели после окончания работ, 18 ноября – пожар. Кто-то бросил в окно зажигательную смесь. Пламя разгорелось такой силы, что плавились паникадила. Огонь увидела из окна своей квартиры прихожанка монастыря и вызвала пожарных. Когда удалось сбить пламя, оказалось, что собор выгорел, но невредимыми остались чтимые иконы и алтарь.
Начав восстанавливать собор после пожара, братия по благословению Святейшего Патриарха Алексия озаботилась поисками погребения Святителя Тихона. Довольно быстро под полом было обнаружено помещение, похожее на склеп, однако там было пусто. Это сооружение оказалось частью калориферной отопительной системы и было устроено для прохождения под полом горячего воздуха от печей. Несмотря на неудачу, поиски продолжались. Около полуночи 19 февраля 1992 года был найден настоящий склеп – мощное сооружение, покрытое огромной каменной плитой, надежно защищавшей погребение. Мощи были обретены практически нетленными, хотя одна из панагий Патриарха, сделанная из кости, во влажном склепе истлела полностью.
Мощи Святителя Тихона стали святыней возрожденного монастыря, а сам незадолго до того прославленный в лике святых Патриарх – Небесным Покровителем Донского. В 1997 году здесь была построена церковь во имя Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
Большой Донской собор (1684–1698) был заложен царевной Софьей, продолжал его строить Петр I. Собор – уникальное в русской архитектуре сооружение. Он является примером переноса на русскую почву пятикупольного храма крестообразной формы, характерного для зодчества Левобережной Украины. Крест ориентирован по сторонам света. Изначально собор был выбелен, детали цветные, а с середины XVIII века стал красным с белыми деталями. Собор со всех сторон окружен галереей, в интерьере четыре столпа. Росписи А. Клаудо «по идее» В.И. Баженова, выполненные в 1782–1785 годах, – редкий образец эпохи классицизма – были частично уничтожены в 1935 году, в 1996 году началась их реставрация. Сохранился первоначальный семиярусный резной иконостас, выполненный в стиле «московского барокко». Большинство икон относится к концу XVII века.
В Большом соборе находится главная святыня – Донская икона Божией Матери (1591–1598). Еще одна чтимая Донская икона – в Малом соборе. Она чудесным образом осталась невредимой при поджоге храма.
Древняя чудотворная, кисти Феофана Грека, Донская икона, с которой связаны многие победы русских войск, хранится в Третьяковской галерее. С первых лет восстановления монашеской жизни в Донском монастыре зародилась традиция принесения ее сюда из музея для поклонения. Это знаменательное событие происходит каждый год 1 сентября – в праздник в честь Донской иконы Божией Матери. Обычно в этот день в Донском служит сам Святейший Патриарх. Патриаршие службы проходят и в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в память о преставлении Святейшего Патриарха Тихона.
Напротив Большого собора, с северной стороны ограды, находится главный вход в монастырь. Святые ворота были построены в 1693 году, а в 1713–1714 годах над ними был поставлен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К сожалению, от убранства храма не сохранилось ничего, все пришлось делать заново. С 1993 года здесь ведутся богослужения. В 1730-е годы на средства императрицы Анны Иоанновны к храму были пристроены кельи для пребывания высокопоставленных особ. Здесь проживали на покое настоятели крупнейших московских монастырей. Здесь находился под арестом и Святейший Патриарх Тихон. В бывших покоях Патриарха устроен мемориальный музей – представлена келья и личные вещи Святителя Тихона.
Над западными вратами в колокольне был отстроен храм во имя праведных Захарии и Елизаветы по проекту архитектора Д. Трезини. В конце ХVIII века храм был закрыт, здесь размещались монастырский архив и библиотека. После революции помещение разделили на этажи и отдали под квартиры. В ходе реставрации храму вернули первоначальный облик.
Большую историческую ценность и особую славу Донского монастыря представляет монастырский некрополь. Кладбище здесь было довольно большое, но стало значительно расширяться с 1771 года, когда в связи с распространением чумы запретили хоронить умерших на церковных кладбищах в черте города.
В подклете Большого собора находятся погребения сыновей имеретинского царя Арчила II. В 1712 году над их могилами была устроена церковь в честь Сретения Господня. Впоследствии здесь нашли упокоение многие представители грузинской царской династии и знатных княжеских родов – всего 63 человека. В связи с желанием знатных лиц быть погребенными на Донском немало трудностей возникало у настоятелей монастыря. Ведь необходимо было и угодить благотворителям, и одновременно соблюсти собственные интересы в условиях, когда территория застраивалась храмами, служившими родовыми усыпальницами.
Церковь во имя Архангела Михаила (1714) стала храмом-усыпальницей князей Голицыных. Церковь во имя Александра Свирского (1796–1798) является усыпальницей графов Зубовых. Сюда были перенесены надгробия из Малого собора. Они образуют ценнейшее собрание русской мемориальной скульптуры. Недалеко от северных ворот находится храм во имя святителя Иоанна Златоуста (верхний) и великомученицы Екатерины (нижний), построенный как усыпальница купцов Первушиных.
В обширном монастырском некрополе встречаются фамилии множества известных личностей: литераторы А.П. Сумароков, В.Ф. Одоевский, И.И. Дмитриев, В.И. Майков, А.Н. Аксаков, архитектор О.И. Бове, историк В.О. Ключевский, художник В.Г. Перов, «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский. Здесь покоятся ближайшие родственники А.С. Пушкина (их надгробия выделены особыми табличками с профилем поэта).
На Донском погребены участники Отечественной войны 1812 года и обороны Севастополя (1854–1855).
В начале ХХ века у южной стены монастыря образовалось Новое Донское кладбище. Здесь в безымянных могилах погребены маршалы Блюхер, Тухачевский, Егоров, Куликов. Здесь же устроен первый в столице мемориальный комплекс «Вечный огонь» (1959–1960) в память о воинах, погибших под Москвой в 1941–1942 годах. На Новом кладбище похоронены и многие наши разведчики-нелегалы. На их надгробиях – только имена, обычно вымышленные.
Построенная незадолго до революции церковь во имя прп. Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской в 1925–1927 годах была переделана в первый в Москве крематорий (закрыт в 1973 году). В 1930-е годы здесь сжигали тела репрессированных. Где-то на Новом кладбище погребен прах и ближайших пособников Сталина.
В последние годы некрополь Донского пополнился еще рядом известных имен. В 2000 году здесь перезахоронен писатель И.С. Шмелев, в 2005 году – философ И.А. Ильин, генерал А.И. Деникин с супругой. В 2008 году недалеко от могилы Ключевского был погребен писатель А.И. Солженицын. Это захоронение стало на сегодняшний день последним.
Некрополь Донского являет собой богатейшее собрание монументальной надгробной скульптуры, не имеющее себе равных по количеству надгробий и их художественному достоинству. Ряд надгробий выполнены выдающимися русскими мастерами. Самые ранние – надгробия грузинских царевичей Давида (†1688), Матвея и Александра (†1711).
При возобновлении монашеской жизни в Донском монастыре старались с особым вниманием отнестись к сохранению тех исторических ценностей, которые оказались на его территории. Ведь здесь, кроме собрания предметов мемориальной скульптуры, находятся, в частности, горельефы взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя. Среди них «Князь Димитрий Донской перед преподобным Сергием Радонежским» работы скульптора А.В. Логановского.
Очень тщательно восстанавливали интерьеры храмов. Так, в церкви Иоанна Златоуста (1887–1891) были воссозданы первоначальные росписи, а за новым иконостасом сохранены детали прежнего, мраморного, в стиле флорентийской мозаики. К 2007 году все храмы монастыря были открыты для богослужений. Восстанавливались и другие здания: в корпусе братских келий, кроме жилых помещений, разместили библиотеку и воскресную школу. Здания каретника, конюшни, квасоварни конца ХVIII века приспособили под жилье.
При монастыре стали действовать иконописная и реставрационная мастерские, была открыта воскресная школа для детей разных возрастных групп, налажено духовное окормление военнослужащих Семеновского полка и других воинских частей.
Новый этап в истории возрожденного Донского монастыря начался в декабре 2009 года с вступлением в должность наместника епископа Павлово-Посадского Кирилла (Покровского). Им были предприняты реставрационные работы в Малом соборе, отремонтирован Больничный корпус и старинная братская трапезная, обустроены складские помещения и монастырские службы, начато восстановление Сретенского храма в подклете Большого собора, где все еще располагалась музейная экспозиция.
В 2010 году при Донском монастыре стал действовать Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, задачей которого стало духовное окормление и катехизация казаков России. Председателем комитета был назначен наместник монастыря епископ Кирилл.
Так произошло неслучайно. Ведь по преданию, чудотворную икону Божией Матери, имя которой получил монастырь, на Куликово поле принесли донские казаки. Тесные связи с войском Донским у монастыря установились еще в ХVIII веке при атаманах Данииле Ефремовиче Ефремове и его сыне Степане. Казаки жертвовали в монастырь денежные средства, лошадей, рыбу. Даниил Ефремович заказал для монастыря серебряное паникадило, которое сохранилось до наших дней. Граф М.И. Платов передал в монастырь отнятые донскими казаками у французов 10 пудов серебра, из награбленного ими в период войны 1812 года.
В восстановленном монастыре постарались возродить добрую традицию взаимопомощи. Здесь ежемесячно проводятся семинары атаманов казачьих войск Установлено постоянное дежурство казаков на территории обители.
Одновременно с реставрационными работами монастырь начал вести книгоиздательскую деятельность, организовывались художественные выставки, был создан паломнический центр и появился первый интернет-сайт.
В июле 2012 года был назначен новый наместник Донского монастыря – игумен Парамон (Голубка), продолживший труды своих предшественников по возрождению древней обители. В частности, была благоустроена территория монастырского некрополя, восстановлены уникальные надгробия. Возобновлен Сретенский храм, отреставрирован корпус, где разместился Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.
К сентябрю 2015 года планируется завершить реставрацию Малого собора с возвращением ему первоначального облика, который был утрачен в результате позднейших перестроек.
За последние годы возросла численность братии, в том числе в священном сане. В монастыре совершается ежедневный круг богослужений, который начинается утром в 6.40 братским молебном и заканчивается вечерним богослужением. Братия несут различные послушания. Действует несколько мастерских: реставрационная, столярная, золотошвейная. Прихожане монастыря могут купить в лавке хлеб, квас, копченую рыбу и соленья монастырского производства. С недавнего времени стали в монастыре делать и собственные свечи.
Обитель гостеприимно открыта для всех: для тех, кто ищет помощи и утешения под Покровом Богородицы, для тех, кому интересно погрузиться в глубины многовековой истории древней столицы, и для тех, кто хочет просто перевести дух среди шума и суеты современного бытия. Монашеская обитель, крепость, музей, некрополь – каждый из ликов Донского согревает душу, дает пищу уму и укрепляет дух. Так счастливо все сложилось в истории монастыря, что, даже теряя, он что-то все-таки приобретал, собирал, накапливал, чтобы теперь вновь щедро делиться с теми, кому это необходимо.