К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника – преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до 12 человек – по количеству апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. Предлагаем нашим читателям познакомиться со статьей к юбилею основания скита, написанной насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонахом Памфилом (Осокиным). Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии».
За алтарем Вознесенского храма города Спасска Рязанской области есть скромная могилка. Крест из металлических полос с незатейливыми арматурными завитушками, в овале – фото старца в монашеских одеждах. Архимандрит Паисий – это всё, что сообщает надпись на кресте. Между тем рязанское духовенство, служившее во времена «укромные, теперь почти былинные», знало отца Паисия и помнило его могилку. Один из насельников Иоанно-Богословского монастыря города Рязани вспоминает, что, когда он приехал с архимандритом Авелем [1] служить в Спасск, тот ему сразу показал могилку и сказал, что отец Паисий – последний настоятель Параклита. Это было в 1991 году. Потом каждый год с отцом Авелем он ездил в Спасск и всегда заходил на могилу архимандрита Паисия поклониться.
Будущий архимандрит, в миру Петр Петрович Ларин, родился 18 ноября 1869 года в деревне Савин-Корь (Савина, Савинково) Тырновской волости Пронского уезда Рязанской губернии [2]. В списке населенных пунктов 1859 года Савин-Корь (Савина) числится как казенная деревня, то есть крестьяне имели статус государственных. Расположена «при колодце», «по левую сторону Пронского тракта, из г. Пронска в г. Рязань». В то время там насчитывалось 20 дворов, где проживало 85 мужчин и 80 женщин. Центр уезда располагался в 30 километрах [3].
Образование Петр Ларин получил домашнее [4]. По преданию, в деревне Савин-Корь ходил по сельским домам приходской священник и учил детей: собирались в чьем-нибудь доме, и ребята учились писать и читать.
Чаще всего рязанские крестьяне находили работу и заработок в Москве. Так случилось и с Петром Лариным. До зрелых своих лет он трудился во «второй столице Империи» поваром [5]. С 1893 года значится послушником пустыни Святаго Духа Параклита Свято-Троицкой Сергиевой лавры [6]. В пустыни Петр исполнял обязанности келаря и нес клиросное послушание [7].
17 марта 1901 года Петр принял монашеский постриг с именем Паисий [8]. С 1910 по 1917 год исполнял обязанности заведующего хозяйством пустыни [9]. Одной из забот отца Паисия было надлежащее состояние таких строений, как хлебная, квасоварня, погреба и сарай. Они соединялись между собой торцевыми сторонами, образуя протяженное по фасаду единое строение. «Все они были построены вскоре после устроения обители и, пришедши со временем в крайнюю ветхость, были перестроены в 1911 г.» [10]. Почти все работы за недостатком средств совершались самой братией пустыни «за послушание» [11].
21 февраля 1913 года отец Паисий был рукоположен во иеромонаха [12].
Придя к власти, большевики развернули деятельность по закрытию Троице-Сергиева монастыря. В ночь на 18 августа 1918 года одновременно во всех подчиненных Лавре монастырях были произведены обыски. С конца августа начался массовый исход братии из Лавры на основании отпускных билетов.
25 декабря 1919 года по соглашению, заключенному между местными властями и новоучрежденной из лаврских монахов Гефсиманской трудовой сельскохозяйственной артелью, последней было передано «в бесплатное и бессрочное пользование» имущество бывшего Гефсиманского скита [13]. Монашеским общинам уже не разрешалось оставаться в привычном для них статусе, и монахи организовывали сельскохозяйственные артели, в которых старались сохранить привычный для них уклад жизни. Этим же путем пошел и скит Параклита. Его реорганизовали в сельскохозяйственную артель «Параклит» [14].
В июле 1920 года Патриарх Тихон назначил иеромонаха Паисия настоятелем (строителем) скита, а затем возвел его в сан игумена [15].
Число братии скита (и артели «Параклит») росло: кроме бывших насельников Лавры поступали иноки и из других скитов. В 1921 году был ликвидирован Черниговский скит, братия которого перешла в Гефсиманский и частично в пустынь Святого Параклита [16].
Однако тучи сгущались и над сельхозартелями. Президиум исполкома Сергиевского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов 11 сентября 1924 года письмом за № 537 сообщал президиуму Моссовета ответ на запрос под № 8572:
«Помещения бывших монастырей в Сергиевском уезде использованы: <...> “Параклит” сельхозартель бывших монахов <...> Помещения 5 монастырей, занятые сейчас сельхозартелями, в случае их ликвидации (вопрос о ликвидации находится в стадии разрешения) будут использованы для нужд УИК <...>
Председатель УИКа Захаров
Зав. секц[ией] благоустройства Дунин» [17].
В 1924 году Пустынь посетил Патриарх Тихон. С 1926 по 1929 год здесь жил бывший настоятель Лавры архимандрит Кронид (Любимов; 1859–1937), причисленный к лику святых Архиерейским Cобором 2000 года.
Сергей Извеков (будущий Патриарх Пимен), в 15-летнем возрасте ставший иноком, приняв рясофор с именем Платон, в 17 лет, 4 октября 1927 года, был пострижен в монахи в пустыни Святого Духа Параклит. «В одном из самых уединенных скитов Лавры, – вспоминал Патриарх, – в пустыни Святого Духа Параклита состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса» [18]. Постриг совершали игумен Паисий (Ларин) и духовник скита иеромонах Агафодор (Лазарев). Они нарекли инока Пименом в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого [19]. Новопостриженный инок одним из последних вступил в число братии пустыни Параклита, настоятелем которой был отец Паисий.
В 1949 году будущий патриарх Пимен напишет пространный стих-воспоминание о Параклите, в котором есть следующие строки:
Близ обители Троицкой Лавры
Расположен был маленький скит,
Окруженный дремучим лишь лесом,
Называется он Параклит.
<...>
Вот Игумен Паисий – мудрейший,
Ростом мал, но душою велик,
Это он соблюдал и лелеял
Всех вступивших здесь в ангельский лик.
Строгий глаз Его всюду заметит,
Они ночью и днем на ногах,
И когда Его только не встретишь?
В монастырских святых «берегах».
Соблюдая устав непреложно,
Но и розы в садах не забыв,
Он украсил все души цветами
От греховного зла сохранив.
И блистали они чистотою,
Словно лилии в скитском саду,
Украшая собой поднебесье
Извлекая всех тех, кто в аду... [20]
В мае 1928 года в Сергиевом городе было арестовано более 80 человек по делу «Антисоветской группы черносотенных элементов г. Сергиево». Из них 18 дворян (в т. ч. княжна А.Д. Шаховская, научный сотрудник музея); 17 монахов (из них 13 – сотрудники музея, главным образом сторожа); восемь человек – белое духовенство; четыре профессора Московской духовной академии (в т. ч. священник Павел Флоренский); церковники (старосты, члены приходских советов) – семь человек; восемь бывших полицейских; шесть торговцев; лица других профессий – десять человек. Среди арестованных монахов был и игумен Паисий [21]. Один из источников указывает, что арестован он был 28 мая 1928 года и помещен в Бутырскую тюрьму [22].
Игумен Паисий на допросе заявил: «От церковного служения никогда не откажусь, находясь в сане игумена, поддерживаю церковное служение Патриарха Тихона. Советскую власть признаю, какая бы власть ни существовала, она исходит от Бога, поэтому [ее] надо признавать...»
Следователь же, обосновывая арест, написал: «Он настроен антисоветски, по новому порядку социалистического строительства не убежден» [23].
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 08.06.1928 года обвинение игумена Паисия в антисоветской деятельности поддержало и, по статье 58-10 УК РСФСР, приговорило его к трем годам ссылки в Архангельске. Высылку в Архангельск или Среднюю Азию получили десять монахов из 17. Из пустыни Параклита привлечен был только игумен Паисий [24].
Убывший в ссылку отец Паисий считался настоятелем скита Параклита до самого его закрытия, вплоть до 7 февраля 1929 года. Это было официально названо разгоном сельхозартели и выселением насельников из келий. Церковь пустыни перестала быть местом богослужений по решению заседания Президиума Мособлисполкома и Моссовета от 1 февраля 1930 года: «Слушали о закрытии церкви при бывшей Параклитской и Покровской с.-х. артелях... вышеуказанные церкви закрыть и здания их, после фотографирования... передать местному колхозу “Смена” под склад корнеплодов» [25].
Игумен Паисий узнавал эти печальные известия в Архангельской ссылке. В июне 1932 года закончился ее срок. Однако тройка ПП ОГПУ Севкрая по внесудебному рассмотрению дел приговорила (по той же пресловутой статье 58-10) отца Паисия и других монахов, отбывавших срок в Архангельске, к лишению права проживания в 12 городах страны, в Уральской области и погранрайонах на три года.
В 1932 году отец Паисий обратился к Прокурору Верховного Суда (была такая должность) с просьбой о разрешении свободного проживания, так как был уже стар, болен и лишен средств к существованию. Просьба была удовлетворена, и свободное проживание ему разрешили [26].
Информация о последующем служении отца Паисия крайне скудна. Настоятель Преображенского храма села Старая Рязань Рязанской области иерей Георгий Сибатров говорит о нем как о последнем священнике этой церкви до ее закрытия. По некоторым данным, Преображенская церковь села была закрыта властями в 1930-е годы. «Последний священнослужитель, настоятель архимандрит Паисий, служил в близлежащем доме: крестил, венчал и т.д. “Однажды туда пришли люди, желая погубить его. Но его спасла келейница: она задержала тех людей, пока священник выбирался в окно. Ее саму не тронули. Сейчас архимандрит Паисий похоронен в г. Спасске за алтарем храма”, – рассказал отец Георгий» [27].
Следующие свидетельства относятся к послевоенному времени и основаны на анализе документов Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Рязанской области. В докладной записке от 18.11.1948 года назван ряд лиц, к которым прислушивался епископ Рязанский и Касимовский Филарет (Лебедев). Пятой стоит фамилия Ларин. К отцу Паисию обращались за духовным советом и приезжали на исповедь схиархиепископ Лазарь (Градусов; 1881–1956), епископ Угличский Исаия (Ковалев; 1881–1960), схиархимандрит Иоасаф (Исаев; 1878–1966) и др.
В 1950 году Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви писал, что особым авторитетом среди верующих пользуются два архимандрита: из Спасского и Сасовского районов. Причем указывал, что в Спасском районе служит нелегально и самовольно (на 01.01.1951 г.) в Шатрищах архимандрит Паисий.
Скончался архимандрит Паисий в 1956 году. Отпевание было совершено настоятелем Вознесенской церкви города Спасска протоиереем Анатолием Сергеевичем Правдолюбовым (1914–1981).
Долгое время во многих домах жителей Рязанской земли вместе с иконами стояла и фотография архимандрита Паисия как почитаемого священнослужителя и последнего настоятеля скита Святаго Духа Утешителя Параклита.
------------------------
[1] Архимандрит Авель (в миру Николай Николаевич Македонов, в схиме Серафим; 21 июня 1927, село Никуличи, Рязанская область – 6 декабря 2006, село Пощупово, Рязанская область). 23 ноября 1945 года пострижен в монашество с именем Авель архиепископом Рязанским Димитрием (Градусовым). Священнослужитель Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата (в бытность на Афоне), архимандрит; в 1975–1979 годах игумен (настоятель) афонского Пантелеимонова монастыря, с 6 мая 1989 года по 25 марта 2004 года наместник Иоанно-Богословского монастыря с. Пощупово, Рязанской обл.
[2] РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 15244. Л. 7.
[3] Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. СПб.: Изд. центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861–1885. [Вып. 35]: Рязанская губерния: ...по сведениям 1859 года / обраб. ред. И. Вильсоном. 1862. XVIII, 168, [1] c., 1 л. к.
[4] Насельники монастырей Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь: Булат, 2015. С. 74; ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). См. Эл. ресурс, URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/nkws.exe/qrcode/no_dbpath/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuDc8XVe8YU86iUs8Wh66yZsi*UUe1Ve8jgdO8ctmY* (дата обращения: 07.08.2023).
[5] Там же.
[6] Список артели Параклит 1924 г. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 864. Л. 22.
[7] Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века: синодик с краткими биографическими справками: в 2 т. / сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2021–2022. Т. 2. С. 126.
[8] Послужной список 1901 г. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. Д. 24994. Л. 215–216.
[9] ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). Указ. источник.
[10] О перестройке погребов и квасной в пустыне Св. Параклита // РГАДА. Ф. 1204 (ТСЛ). Оп. 1. Д. 17488. Л. 4.
[11] Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин. Т. 1. Сергиев Посад, 2019.
[12] Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Т. 2. С. 126; Послужной список РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. 1913 г. Д. 25212. Л. 242–243.
[13] Лаврская летопись. XX век. Эл. ресурс. URL: https://stsl.ru/history/xx-vek/# (дата обращения: 08.08.2023).
[14] Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин Т. 1. Сергиев Посад, 2019.
[15] Там же; ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). Указ. источник.
[16] Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин Т. 1. Сергиев Посад, 2019.
[17] ЦМАГО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 864. Л. 9.
[18] Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин Т. 1. Сергиев Посад, 2019.
[19] Дионисий (Шишигин), архимандрит. Былое пролетает... Патриарх Пимен и его время. М., 2010.
[20] «Стихи Патриарха Пимена 1948–1949 гг.». Машинопись. С. 36. Архив автора.
[21] Смирнова Т.В. Сергиев Посад: репрессии 20-х годов // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. XV. М., 2014. С. 17–33.
[22] Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Т. 2. С. 126; Послужной список РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. 1913 г. Д. 25212. Л. 242–243.
[23] Там же; ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). Указ. источник.
[24] Смирнова Т.В. Сергиев Посад: репрессии 20-х годов. С. 17–33.
[25] Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин. Т. 1: Сергиев Посад, 2019.
[26] Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Т. 2. С. 126.
[27] Корнева А. Старый храм над Окой. Эл. ресурс. URL: http://portal-logos.ru/index.php/svyatyni-zemli-ryazanskoj/palomnichestvo/item/1532-staryj-khram-nad-okoj (дата обращения: 10.08.2023).