Пещерный монастырь Вардзиа

Монастыри Грузии

Благословенна земля Грузии! Сколь много здесь поистине изумительных мест, созданных руками людей во славу Божию. Пещерный монастырь Давид-Гареджи в Кахетии, Тбилисский кафедральный собор Цминда Самеба, собор Свети-Цховели в Мцхета, монастырь Гелати в Кутаиси… Перечислять эти святыни можно до бесконечности. Но одной из самых восхитительных «жемчужин» в этом грузинском православном «ожерелье» по праву считается пещерный город-монастырь Вардзиа.

В 300 километрах от Тбилиси, в районе Самцхе-Джавахети, на левом берегу Куры, девять столетий назад в самом сердце горы был построен пещерный город-крепость, город-монастырь Вардзиа. Когда смотришь на него издалека, невольно возникает мысль, что на склоне горы «потрудились» гигантские муравьи, построившие необыкновенную гору-муравейник. На самом же деле Вардзиа – это творение рук человеческих, и город-монастырь олицетворяет собой славные страницы истории «золотого» века Грузии.


История монастыря берет свое начало в XII веке, когда грузинский царь Георгий III понял, что для защиты Грузии ему необходимо иметь на границе с Персией и Турцией хорошо укрепленную крепость. Он долго искал подходящее место, и Господь привел его к горе Эрушети (Медвежья гора). Ее отвесная стена, обращенная к долине реки Куры, была сделана из туфа (легкая и пористая горная порода – Ред.) и идеально подходила для создания подземного города. По приказу царя в Эрушети начали вырубать пещеры. Причем делали это поистине с царским размахом! Вдоль берега реки в сердце горы прорубили свыше 600 помещений, связав их между собой запутанными ходами и галереями. Из подземного города-крепости на поверхность вели лишь три скрытые от глаз входа. При необходимости долгую осаду под горой могли бы выдержать порядка 20 тысяч человек! Здесь всё было приготовлено для нормальной жизни: помещения для сна и отдыха, хранилища еды и резервуары с водой, трапезные, бани, библиотеки…


Чтобы оценить грандиозность замысла грузинского царя, мысленно представьте себе многоэтажный дом в километр длиной, построенный в недрах Эрушети! Подземные пещеры поднимались ввысь на 19 этажей (ярусов), а вглубь горы они уходили на 50 метров.

Понимая, что в борьбе с иноземцами нельзя уповать лишь на силу воинов, а нужна еще помощь Господа, царь Георгий III решил построить не только крепость под горой, но и спрятанный от глаз монастырь. После смерти Георгия III дело царя продолжила его дочь знаменитая и мудрая царица Тамара, которую Георгий III еще при жизни сделал своей соправительницей.

Согласно легенде своим названием монастырский комплекс обязан царице Тамаре. Говорят, еще девочкой она играла в прятки со своим дядей в пещерах недостроенного подземного города. В какой-то момент дядя потерял девочку из виду и страшно взволновался: «Пропала дочь царя!» Он бегал по галереям и звал ее. И наконец Тамара, чтобы успокоить дядю, крикнула: «Ак вар, дзиа» («Я здесь, дядя»). Ее слова громким эхом прокатились по подземным пещерам и галереям и достигли ушей Георгия III. Царь счел это за добрый знак и приказал весь город-монастырь так и назвать – Вардзиа.

Если царь Георгий III строил, в основном, подземную крепость, где должны были жить и готовиться к защите грузинских границ его воины, то царица Тамара внесла изменения в планы подземного строительства. Мудрая правительница не только всячески защищала независимость Грузии, но и активно распространяла в стране христианство. Продолжая великие деяния своего прадеда знаменитого грузинского царя Давида IV Строителя она строила церкви, монастыри, поддерживала духовенство. При ней Вардзиа стала не столько городом-крепостью, сколько подгорным монастырем.

Основным краеугольным и смысловым центром Вардзии согласно плану царя Георгия III и царицы Тамары стал храм Успения Пресвятой Богородицы. От него в обе стороны шли пещеры, галереи, комнаты, хранилища… Сегодня храм находится как бы в глубине горы, снаружи видны лишь арки притвора.


Сам храм представляет собой большой зал с закруглением в восточной части. Под алтарем есть потайной ход, ведущий в помещение, где хранились церковная утварь и одеяния священнослужителей. Особую ценность храма Успения Пресвятой Богородицы составляют его уникальные фрески. В алтаре можно увидеть изображение Богородицы с архангелами, а ниже – изображения 12 первосвященников со свитками в руках. На своде подземного храма, несмотря на прошедшие 9 веков,  сохранились фрески с различными евангельскими сюжетами: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, воскресение Лазаря, Вознесение, сошествие Святого Духа и Успение Пресвятой Богородицы. На одной из стен храма можно увидеть и фреску, изображающую царя Георгия III и царицу Тамару.


Храм Успения Пресвятой Богородицы был освящен 15 августа 1185 года. Кстати, в нем хранилась знаменитая на всю Грузию икона Пресвятой Богородицы Вардзийская. Подле этой иконы накануне знаменитой Басианской битвы царица Тамара молилась о спасении Грузии и победе над врагом. А потом, сняв порфиру и драгоценности, босиком спустилась к войску, находившемуся в долине реки Куры, чтобы благословить воинов на битву. Вот как об этом упоминается в грузинских летописях: «Сама Тамар босиком и в слезах благословляла путь своих воинов...». Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы грузинское войско одержала победу над 400-тысячной армией сельджуков султана Рукн ад-Дина, который стремился захватить и поработить Грузию.


Чтобы читатель мог еще раз оценить грандиозность творения царя Георгия III и царицы Тамары, я лишь перечислю, что находилось на территории этого монументального города-крепости-монастыря. В Медвежьей горе было высечено 120 келий для монахов, 420 подсобных помещений, 25 погребов, где хранились 185 кувшинов вина. Кроме того, в Вардзии находилось 15 церквей, трапезные, бани, казнохранилище, библиотеки, «тоне» (грузинские пекарни), «сацнахели» (виноградные давильни), мастерские по обработке металла…

А чего только стоит водоснабжение Вардзии! По глиняным трубкам, выложенным на дне специального тоннеля, вырезанного в  скале, в монастырь доставлялось 170 тысяч литров воды в сутки. Кроме того, возле храма Успения Пресвятой Богородицы из скалы бьет ледяной ключ (а это еще 56 литров в сутки). Его называют «Слезы Тамары», поскольку вода стекает со скалы, словно слезы с лица девушки. Кроме того, в западной части монастыря имеется резервуар для хранения запаса воды – на 700 тысяч литров. И всё это было придумано и воплощено в жизнь девять столетий назад!


Но то, что мы видим в Вардзиа сегодня, – лишь третья часть некогда грандиозного подземного сооружения. В 1283 году, через 60 лет после смерти царицы Тамары, накануне светлого праздника Пасхи в районе Самцхе-Джавахети произошло страшное землетрясение. От Медвежьей горы откололся громадный кусок скалы толщиной в 15 метров и рухнул в Куру. А вместе с ним обвалилась вся передняя часть подземного города: помещения, лестницы, галереи, переходы…

Весь монастырский комплекс обнажился, и Вардзиа потерял свое главное преимущество – невидимость от вражеских глаз.


В последующие годы, в так называемый четвертый период Вардзиа (1285–1306 гг.), монастырский комплекс пытались восстановить и укрепить. По приказу тогдашнего правителя Самцхе Бека Джакели в монастыре даже построили колокольню и арки притвора, ведущие к главному храму.

Печальные времена для монастыря Вардзиа наступили в середине XVI века. Войска персидского шаха Тахмасла раз за разом обрушивались на Грузию, как морские волны накатывают на берег. Грузинский царь Луарсаб I Великий упорно дрался за каждую пядь грузинской земли, но противостоять персидским ордам ему было трудно.

В 1551 году шах Тахмасл разграбил Вардзийский монастырь. Персидский историк-хроникер Хасан-бек Румлу, назвавший Вардзию «небывалым чудом столь же неприступным, как стена Александра Великого», так описал разграбление подземного города: «Шах – прибежище веры – вместе с великими амирами вошел в церковь и там убил двадцать монахов. Колокол, который весил 70 манов и был семикратно отлит, разбили так, как разбился сосуд их жизни. Сорвали железную и золотую двери и передали счастливой казне. ... крепость сравняли с землей».

Страшное злодеяние персидского шаха в 1578 году довершили турки-османы. Великий монастырь, уже не скрытый от глаз врагов, стал для них легкой добычей. Захватив Вардзию, турки живьем сожгли в главном храме всех монахов, потом уничтожили книги и забрали с собой все найденные ценности. На долгие двести с лишним лет монастырь Вардзиа погрузился в запустение – лишь пастухи с отарами овец поднимались на Эрушети и ночевали в безлюдных пещерах некогда величественного поземного города.

В 1798 году грузинский царь Георгий XII, опасаясь, что из-за распрей, которые вели между собой грузинские князья, государство в скором времени будет порабощено Персией, попросил российского императора Павла I принять Грузию в состав Российской империи. 22 декабря 1800 Павел I подписал Манифест о присоединении Грузии к России, а уже в 1828 году русские войска освободили Джавахетию от турок.

Вслед за этим в Вардзию стали возвращаться православные монахи. В 1854 году сбежавший из османского плена грек Хаджи Георгий Попондопуло получил от экзарха Грузии разрешение на восстановление Вардзийского монастыря. На свои средства он расчистил гроты и некоторые галереи-переходы, установил в главном храме новый иконостас. В 1857 году экзарх Исидор освятил обновленную обитель, и Вардзиа вновь стал действующим монастырем.


Но лишь на 60 лет… Большевики, захватившие власть в России, подобно туркам-османам, вновь начали планомерно уничтожать христианство в Грузии: богослужения запрещались, священников арестовывали. В 1938 году Вардзию превратили в туристический музей.

С падением советского режима для Вардзии появился шанс на возрождение. В 1989 году по благословению грузинского Патриарха-Католикоса Илии II в стенах пещерного храма на берегу Куры вновь зазвучали богослужения и молитвенные песнопения в честь Вардзийской иконы Пресвятой Богородицы. Можно надеяться, что Вардзиа восстановит свое былое величие. Правда, чтобы возродить монастырь, сделать предстоит еще очень и очень многое. Будем вместе молиться о том, чтобы нашлись на это силы и средства.  Сегодня в монастыре Вардзиа подвизаются четверо насельников. Господь да поможет им в их трудах и молитвах!

          Материал подготовил Петр Селинов

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Протоиерей Михаил Дудко
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Протоиерей Михаил Дудко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь