Подобно маяку, Афон освещает путь нашего народа

XXIV Международные Рождественские образовательные чтения 

Сейчас все святогорское братство переживает период юбилеев в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. В прошлом году здесь отмечалось 200-летие освящения Кафоликона – соборного храма обители. Чуть более трех месяцев назад прошли торжества по случаю 100-летнего юбилея схиархимандрита Иеремии (Алехина), самого долголетнего управляющего обителью Святого Пантелеимона. А главный юбилей – тысячелетнее присутствие русских на Афоне – приходится на февраль нынешнего года, поскольку февралем 1016 года датируется  имеющийся в афонских архивах святогорский акт, на котором среди подписей игуменов других монастырей стоит и такая: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал». В рамках  Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя состоялись две конференции в один день, предварившие широкомасштабные празднования великого юбилея: «Святая Русь и Святая Гора Афон. Традиции и современность» и «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России». Предлагаем читателям познакомиться с наиболее важными темами, которые обсуждали участники конференции.

 Будут ли прославлены русские старцы-афониты?

С этим вопросом обратился к сопредседателю названных конференций, Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, наместнику Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископу Троицкому Панкратию митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. По словам Высокопреосвященного владыки, часто бывающего на Афоне, мы бы не смогли проникнуться всей глубиной трудов аскезы преподобного Силуана Афонского, если бы афонский старец Софроний (Сахаров) не написал о нем столь проникновенно, а это значит, что он был сотаинником преподобного Силуана Афонского. Но есть и другие русские старцы, оставившие глубокий след в духовной истории Афона. Это иеросхимонах Тихон (Голенков), который оказал большое влияние на судьбы многих подвижников  Святой Горы Афон, в том числе и на преподобного Паисия Святогорца, в прошлом году причисленного к лику святых Константинопольским Патриархатом. Это схимонах Иннокентий (Сибиряков), построивший во втором земном Уделе Пресвятой Богородицы скиты, поражающие своим величием и нынешних паломников. Какая замечательная судьба у этого подвижника. А все ли русские верующие знают о ней? Все ли знают, что бывший миллионер-золотопромышленник, один из самых богатых людей дореволюционной России, тяготился своим богатством и раздал свой огромный капитал Христа ради на нужды Святой Церкви? Иноческий постриг он принял в России, затем уехал на Афон, где принял схиму и, по свидетельству братии, «проводил строго постническую и глубоко безмолвную аскетическую жизнь». ( Доклад на тему «О русском купце, меценате и впоследствии афонском монахе Иннокентии (Сибирякове)» подготовил епископ Панкратий, но поскольку желающих выступить было очень много, то передал его организаторам форума с пожеланием опубликовать вместе с другими материалами двух конференций).

– Хочется, чтобы труды многих подвижников благочестия были открыты Русской Церкви и чтобы те из наших соотечественников, кто сегодня известен святой жизнью, святыми подвигами на Афоне, принесли духовные плоды и нам. Для этого я предложил бы, чтобы вопрос о прославлении русских старцев-афонитов был рассмотрен и на данной конференции, и в дальнейшем, – заключил митрополит Зиновий.

С таким предложением выступил и игумен Петр (Пиголь), насельник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря в Москве, назвав в числе подвижников имя иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), духовника русского монастыря во имя Великомученика Пантелеимона и первого духовного наставника выдающегося православного мыслителя Константина Леонтьева, который незадолго до смерти принял монашеский постриг с именем Климент.

Обратившись к участникам форума, среди которых были монашествующие из разных регионов России и представители греческого духовенства со Святой Горы Афон, политические и государственные деятели, известные ученые, богословы и прихожане московских храмов, епископ Панкратий сообщил радостную весть: на очередном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, намеченном на начало февраля, будет рассмотрен вопрос об общецерковном прославлении преподобного старца Аристоклия Афонского и Московского, в 2004 году причисленного к лику преподобных для местного и церковного почитания в Москве и Московской епархии. Что касается непрославленных подвижников благочестия, то, по убеждению Преосвященного владыки, мы должны в этом вопросе руководствоваться теми – довольно строгими – критериями, которые были выработаны на протяжении столетий в нашей Церкви. А именно: безупречное исповедование православной веры, подвижническое житие, народное почитание, прижизненные и особенно посмертные чудеса. Если речь идет о новомучениках, то к этому прибавляется факт пролития крови за Христа. Епископ Панкратий подчеркнул, что обычно инициатива исходит от епархий, и далее подробно познакомил собравшихся с «механизмом» сбора материалов епархиальными комиссиями по канонизации святых, их передаче на Синодальную комиссию, куда, по его словам, входят специалисты очень высокого уровня. После этого документы передаются в Священный Синод, затем Святейший Патриарх вместе со Священным Синодом рассматривают вопрос и после глубокого изучения представляют окончательное решение суду Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Но как быть с Афоном и русскими старцами-афонитами? Ведь удивительное дело: за тысячу лет русского присутствия на Афоне только один русский подвижник был канонизирован Константинопольским Патриархатом, Матерью-Церковью, в лоне которой находится Святая Гора Афон! Преподобный Силуан Афонский! Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Панкратий высказал мнение, что определяющей здесь должна быть роль афонских монахов и тех обителей, где подвизались авторитетные, особо почитаемые братией старцы из России.

Например, великий бессребреник схимонах Иннокентий (Сибиряков) был насельником Свято-Андреевского скита, и братия этого скита может взять на себя труд записывать документальные свидетельства о его предстательстве за обращавшихся к нему с молитвой. (К слову сказать, в Сибири, где во второй половине XIX века появился на свет этот замечательный сын нашего Отечества, ширится движение по его канонизации).

 Изучая духовное наследие святогорцев-подвижников

Это была вторая глобальная тема, поднятая архимандритом Симеоном (Гагатиком), игуменом Ахтырского мужского монастыря РПЦ (в Сумской епархии на Украине), архимандритом Иоанном (Коганом) и другими. В своем выступлении «Связи старца Иосифа Исихаста и русского монашества» отец Симеон отметил, что житие и писания  местночтимого афонского святого, являющегося одним из самых выдающихся подвижников и духовных писателей минувшего столетия, со вниманием и любовью читают везде, где есть православные христиане. А в монастырях эти книги – излюбленное чтение за трапезой. При этом сам старец считал себя малограмотным, так как закончил он два или три класса начальной школы. Но через 20 лет после его блаженной кончины были опубликованы письма и жизнеописание этого духоносного мужа, и в них, по словам архимандрита Симеона, мы находим путь ко спасению, начертанный для нас нашим современником. Переведенные на русский язык, эти книги разошлись тиражом более чем в 100 тысяч экземпляров, что для нашего времени цифра впечатляющая. Особенно волнуют душу воспоминания греческого старца о русских подвижниках, подвизавшихся в афонских пещерах и скитах и многому его научивших. Об одном из них, неизвестном старце-пустыннике, боговидце, отец Иосиф пишет, что у того день и ночь были непрестанные слезы. Весь парящий, полный созерцания, он говорил: «Когда кто-нибудь видит Бога, то ничего Ему не может сказать. Только плачет от радости».

– Русские издания, посвященные преподобному Иосифу Исихасту, – это не просто перевод с греческого, – продолжил архимандрит Симеон, известный в среде ученого монашества как переводчик книг о греческих старцах. – Например, русская книга «Моя жизнь со старцем Иосифом» основана не на греческой публикации, а на расшифровке записанных на магнитофон бесед его духовного чада – старца Ефрема Филофейского. Отец Ефрем  подвизался на Афоне и затем на наших глазах совершил  невиданное в истории чудо: за несколько лет создал на Американском континенте около 20 монастырей – духовных оазисов для жаждущих благодати Божией американцев. Так вот магнитофонные записи отца Ефрема, ставшие основой греческого издания, были отредактированы и существенно сокращены публикаторами. В русском же переводе эти беседы даны без сокращений, со всей возможной полнотой...

Как заметил выступавший, подобным образом обстоит дело и с русским изданием сочинений преподобного Иосифа Исихаста. В конце прошлого года вышло полное собрание его творений, не имеющее аналогов на греческом или других языках. Помимо того, что оно объединило все, ранее публиковавшееся в греческих изданиях, в нем также напечатан нигде не издававшийся прежде сборник писем подвижника. Архимандрит Симеон выразил сожаление, что дальнейшую работу по изучению бесценного наследия старца, с памятью которого связана целая эпоха обновления духовной жизни на Святой Горе Афон, тормозит одно серьезное обстоятельство. До сих пор нет доступа к рукописям святого и прежде всего – к собранию его писем, вошедших в сборник «Выражение монашеского опыта», изданный монастырем Святого Филофея. Эти письма были изданы с сокращением и редакторской правкой, затронувшей не только орфографию и пунктуацию, но и само содержание. Как ни прискорбно, но, по словам отца Симеона, руководство монастыря Святого Филофея не очень хорошо понимает общецерковное значение старца Иосифа. Игумен монастыря с Украины высказал мысль: хорошо было бы всем почитателям святого – представителям разных национальностей – создать единый центр изучения его духовного наследия.

А автор известной в православных кругах автобиографической книги «Из плена – к Свету! Или исповедь одного человека» архимандрит Иоанн (Коган) поделился с участниками конференции радостью: как раз перед началом конференции он получил сигнальный экземпляр второго тома (первый том вышел в 2012 году). В своем двухтомном произведении отец Иоанн подробно рассказывает не только о гнете тоталитаризма в СССР, но и о встречах и беседах с афонскими монахами, о посещении  обителей на Святой Горе и их святынях, что по мнению пастыря, может быть особенно интересно для женщин, которым нет доступа в священный Удел Царицы Небесной. Но это была преамбула, а тема выступления архимандрита Иоанна звучала так: «О русском старце Тихоне, духовнике преподобного Паисия Афонского». Иеросхимонах Тихон (Голенков) не оставил письменного наследия, однако его устные назидания, изречения, записанные преподобным Паисием, учившимся у него отшельнической жизни, стали широко известны и особенно близки монашествующим. Дороги нам и многие факты его жизни, свидетельствующие о любви к Богу, переданной, как говорится, с молоком матери. Родившись в селе Новая Михайловка, что на территории современной Волгоградской области,  мальчик с детства по благословению своих благочестивых родителей стал обходить монастыри, собирая в них, как пчелка, духовный мед. Он посетил около 200 обителей в России, затем побывал на Синае и в Палестине, а в возрасте 24 лет Промысл Божий привел его на Святую Гору Афон. Здесь подвижник провел шесть десятилетий в непрерывном подвиге покаяния и молитвы. Называя смирение одной из величайших добродетелей каждого христианина и непосредственно монаха, старец говорил: «Каждое утро Бог благословляет мир одной рукой. Когда же видит смиренного человека, благословляет его двумя руками». Духовный наставник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Никодим (Ротов) рассказывал близко  знакомому ему по юношеским годам архимандриту Авелю (Македонову), что свиделся на Святой Горе с этим дивным старцем, упал ему в ноги, исповедовался у него. «Я видел живого святого», – признался отцу Авелю владыка  Никодим. Многие из тех, кто встречался с кротким старцем, называли его земным ангелом, небесным человеком...

Наши монахи-ученые старательно, по крупицам, собирают материалы о подвижнической жизни своих собратьев на Святой Горе Афон. Наши издательства – издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры, «Сибирская благозвонница», «Ахтырский Свято-Троицкий монастырь», «Издательский Домъ "Русскiй Паломникъ"» и другие – выпускают книги об афонских старцах. Духовной пищей мы не обделены, и нужно осознавать, что, насыщаясь ею, мы укрепляем свои силы на крестном пути ко спасению как себя лично, так и России, нашей земной Родины. Эта мысль стала лейтмотивом многих выступлений.

Возвысить свой голос в защиту особого статуса Афона

Хотя эта тема детально не рассматривалась, но она была поднята теми, для кого Святая Гора и связанный с ней религиозный опыт стали ценной и неотъемлемой частью их жизненного пути. Так, российский и общественный деятель, глава Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин отметил, что «на уровне Европарламента, хотя об этом еще мало известно, было принято постановление о том, что существование Афона как Афонской республики, вообще говоря, противоречит законам Евросоюза».

– Я считаю, что мы должны совершенно четко в преддверии этой великой даты – 1000-летия нашего присутствия на Афоне, – может быть, в каких-то резолюциях, документах, возвысить свой голос в защиту права Афона на существование в том виде, в каком эта традиция сложилась тысячелетие тому назад. Мало говорить, необходимо еще и действовать, – заявил Якунин.

Известный тележурналист Аркадий Мамонтов, который в 2011 году, накануне прибытия в Россию великой афонской святыни, поехал со своей командой на Афон в Ватопедский монастырь и создал документальный фильм «Пояс Пресвятой Богородицы»,  тоже призвал оберегать это святое место встречи с Богом, с Горним миром. Хранить его от житейской суеты, защищать от всякого рода попыток обустроить святыню «цивилизованно», на современный манер. Еще – от безумных требований пускать туда женщин. (Подобное требование было выдвинуто еще в 90-х годах прошлого века некоторыми депутатками Европарламента, а Министерства иностранных дел Финляндии и Швеции тогда поддержали их инициативу). В продолжение этого разговора: не может не пугать и другая тенденция, которая сегодня наблюдается, – открыть Афон для внеконфессиональных туристов, превратить его в туристическую зону. Иными словами, погубить монашескую республику, многонациональный центр духовного единства, где идет непрерывная молитва за весь мир. И как тут не вспомнить слова преподобного Силуана Афонского: «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда и мир погибнет»!

На протяжении многих столетий Россия помогала Афону. Афон помогал России, являясь для нее маяком, указывающим путь, камертоном для русского сознания. Еще пять лет назад на телепередаче «Православная энциклопедия» игумен Петр (Пиголь) сказал, что замечено по истории: Афон и Россия – они как некие сообщающиеся сосуды. То, что происходит на Афоне, отражается на России, и наоборот. А на форуме в Храме Христа Спасителя Преосвященный епископ Панкратий, тележурналист Аркадий Мамонтов, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка поделились сокровенными воспоминаниями, как Святая Гора преображает человека. Кто-то приезжал невоцерковленным, а уезжал с укоренившейся в душе верой. Или, скажем, вполне успешный в светском обществе человек отправлялся за «экзотикой», но по молитвам афонских монахов прозревал, в корне менял свою жизнь, принимал монашество. Поэтому в юбилейный год тысячелетнего присутствия русских на Афоне, в год очень значимых мероприятий, встреч важно показать миру, что этот уголок нашей планеты, это средоточие святости и благочестия для всего православного мира Россия будет оберегать как свои духовные рубежи.


***

Многие докладчики говорили, что трудно «уложить» все имеющиеся у них материалы в 12 минут, отведенные для выступления. Также трудно в рамках одной статьи рассказать о богатстве тем, органично соединивших две конференции в один день. Думается, отдельного разговора заслуживает выступление схимонаха Никодима (Ранциноса), члена Священного Кинота Святой Горы Афон, который привел интересные исторические факты, как правители Руси в разные времена выделяли крупные денежные суммы на возведение великолепных соборов в обителях Святогорья и остальных необходимых зданий монастырских комплексов. (В подтверждение гость с Афона продемонстрировал хранящийся в монастыре Святого Павла хрисовул императрицы Елисаветы Петровны, где сообщалось о регулярном выделении средств для афонского монастыря из русской казны). Отдельного разговора заслуживают выступления наших ученых, глубоко осветивших тему духовного наследия Византии и Афона в истории и культуре России. Вообще исторический «пласт», связанный с тысячелетним пребыванием русских на Святой Горе Афон, был представлен особенно полно, и сборник материалов с полным изложением докладов и выступлений на данных конференциях, несомненно, будет востребован разными категориями читателей, включая монашествующих.

Материал подготовила: Нина Ставицкая

Снимки из архива фотографа Владимира Ходакова

Материалы по теме

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь