Ежегодно 30 октября, в день кончины блаженной Алипии (Авдеевой), в Свято-Покровском Голосеевском мужском монастыре г. Киева (Голосеевская пустынь) собираются тысячи верующих. Во временной жизни пристанищем старицы было дупло дерева, в котором она совершала подвиг столпничества по благословению своего духовника, наместника Киево-Печерской лавры. Чуть позже ей пришлось жить в ветхом домике под снос, откуда были выселены все жильцы. А потом до конца дней старица ютилась в крохотной комнатке бывшего монастырского дома близ Голосеевской пустыни, представлявшей собой в то время развалины и руины. Ныне монахиня Алипия покоится в красивой мраморной гробнице, находящейся в усыпальнице под восстановленным монастырским храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». И нескончаемым потоком идут к Матушке люди.
Избранная Богом
Особое ее избранничество прослеживается с детских лет, о чем подробно рассказано в четырех томах книги «Стяжавшая любовь», изданных в разные годы по благословению приснопамятного Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Девочка, крещенная во младенчестве с имения Агафия (в честь святой мученицы, жившей в III веке), родилась в православной мордовской семье в Пензенской губернии, где строгий к себе в духовном плане отец неукоснительно соблюдал посты, а отличавшаяся сердечным отношением к людям мама подготавливала дочке корзину, полную подарков, и та разносила их по селу, раздавая милостыню особо нуждающимся односельчанам. Делала это с любовью, как с любовью эта тихая спокойная девочка читала священные книги, и в первую очередь – Псалтирь. До глубины души поразил из ее биографии такой факт. В годы гражданской войны после принятия советским правительством декрета «о красном терроре» несчетное число людей было расстреляно, многие умерли в лагерях от непосильной работы, голода, холода и болезней. Конвейер смерти большевиков уничтожал всех «неугодных», имя которым – собственный народ. В тот механизм уничтожения на Пензенской земле попали, словно песчинки, еще две жизни, оборванные пулями красноармейцев. Дочка отлучилась к соседке, а вернувшись домой, увидела бездыханные тела родителей. Что она сделала, какова была ее реакция – еще даже не подростка, а просто ребенка девяти лет, ставшей вдруг сиротой? Всю ночь маленькая Агафия читала над убиенными Псалтирь... (Подробности гибели отца и матери старица поведала одной верующей семье уже в зрелые годы). Наверное, точкой отсчета, началом ее осмысленной духовной жизни с полным доверием к личному, живому Богу и решимостью нести свой крест, молясь за страждущих и несчастных, стали те скорбные дни. Пожив какое-то время у родного дяди, она отправляется в странствия и посещает обители, которые к тому времени еще чудом не разорились. Нередко нанимается на поденную работу – сызмальства к труду приучена. Но качественно новый этап – восхождение на вершину духовной жизни под руководством духовно опытных старцев – начался у нее в Киево-Печерской лавре. Туда она пришла закаленной после тюремного заключения, попав за решетку как христианка, однако чудесным образом освободившаяся от уз. А еще в ее жизни был концлагерь и побег. Пробираться приходилось по оккупированной немцами территории и через линию фронта...
Но вот один из парадоксов нашей истории, недавнего нашего прошлого, из которого следует делать выводы, чтобы не повторилась та страшная катастрофа с тотальным уничтожением собственного народа: закрытая советской властью в 1930 году Лавра вновь была открыта в сентябре 1941 года – при фашистских оккупантах. В обители стали селиться священнослужители, монашествующие. Многие из них прошли испытания в лагерях и ссылках. В храмах возобновились богослужения. Агафия Авдеева приняла в Киево-Печерской лавре постриг с именем Алипия (в честь преподобного Алипия Печерского, иконописца). Постригал ее наместник открывшейся Лавры архимандрит Кронид (Сакун). Его современники запомнили как сильного проповедника, постоянно напоминающего о том, что грех омрачает совесть. О богоизбранности Агафии, ставшей монахиней Алипией, может свидетельствовать и то, что высокодуховный наставник увидел в ней внутренним взором человека, который своим молитвенным подвигом, безграничной любовью к Богу и людям сможет стяжать благодатные дары. В Лавру тогда прибывало немало верующих женщин – их часто отправляли в другие монастыри, женские, которые могли их принять. А монахиня Алипия никуда не рвалась. С глубоким смирением она приняла благословение отца Кронида на столпничество, как особую форму монашеского подвига, и три года прожила в дупле старой липы, слыша от батюшки неизменное: «Спасайся!» С утра до вечера трудилась при храме на послушаниях, а ночью шла к большой липе, растущей неподалеку от колодца преподобного Феодосия Печерского. После кончины отца-наместника ее духовником стал прозорливый старец Дамиан (Корнейчук). Схимонах Дамиан благословил ее жить в коридоре помещения, где находились келии лаврских старцев. Составители книги «Стяжавшая любовь» пишут: «Это была школа смирения, терпения, бдения и молитвы, пройдя которую матушка Алипия духовно окрепла в невидимой брани с духами злобы поднебесной». Надо добавить, что в те годы в этой великой святыне Православия нес подвиг старчества преподобный Кукша, и матушка Алипия, слушая его обращения к постриженным, что ничего не нужно делать напоказ, ничего не делать открыто, молиться непрестанно и тайно, все терпеть и смиряться, одеваться, ничем не отличаясь от мирских людей, так и поступала. Только после ее кончины, последовавшей в 1988 году, то есть в год Тысячелетия Крещения Руси, сестры Свято-Вознесенского Флоровского монастыря облачили усопшую в монашеское одеяние, трижды обвив ее мантией. Погребение совершалось по монашескому чину. Первую панихиду совершил иеромонах Роман (Матюшин), приехавший из Печор. Его привез в маленький домик среди развалин Голосеевской пустыни киевлянин Женя, в юности часто бывавший у Матушки. Отпевали новопреставленную в Вознесенском соборе Флоровской обители при огромном стечении народа. Похоронили ее на кладбищенском участке Флоровского женского монастыря. Что касается Жени, то он, 24-летний Евгений Иващенко, за два дня до ухода старицы в мир вечности принял иноческий постриг. Сейчас он – епископ Сиэтлллийский Феодосий, викарий Сан-Францисской епархии Русской Зарубежной Церкви. Многих матушка Алипия привела к монашеству, провидя их будущее. Тех, кто уже шел по монашескому пути, она называла «родней всегдашней», тепло говорила: «...из нашей деревни».
Беспаспортная монахиня, или Подвиг юродства ради Христа
Весной 1961 года, во время хрущевских гонений на Русскую Церковь, Киево-Печерская Лавра – якобы под предлогом «ремонтно-реставрационных работ» – была закрыта. Почти на 30 лет. Часть братии перешла в Свято-Вознесенский храм на Демиевке, Матушка последовала за ними. Слава о старице распространилась в Киеве и за его пределами. Правда, некоторых смущал ее внешний вид. Они видели в ней лишь «странную старушку» в детской меховой шапочке, надетой поверх платка, да еще горбатенькую (всю жизнь она носила на плечах икону святой мученицы Агафии Палермской, в честь которой была крещена во младенчестве). Но большинство людей, приходили к блаженной старице со своими бедами в ее убогое по людским меркам жилище, где она жила «на птичьих правах», без паспорта и прописки. И по ее горячим молитвам ко Господу и Пресвятой Богородице многие получали помощь. Неожиданную, казалось бы, помощь при строительстве храма, когда дело двигалось совсем туго; помощь в трудноразрешимых квартирных вопросах; в возвращении детей в лоно Православной Церкви после их ослепления ересями; исцеление от болезней, часто считавшихся неизлечимыми. Великое множество документальных свидетельств было собрано за эти годы. Часть из них представлена в вышеупомянутом издании «Стяжавшая любовь», часть – в фильме «Матушка Алипия. Путь мудрости». Немало свидетельств размещено на официальном сайте Свято-Покровского Голосеевского мужского монастыря г. Киева.
Кстати, известный в то время киевский миссионер (сейчас он служит в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке и успешно продолжает свою миссионерскую деятельность) – протоиерей Андрей Ткачев – в интервью для съемок фильма «Матушка Алипия. Путь мудрости» называет юродство Христа ради совершенно особенным подвигом. Вспоминая слова Маяковского о писательском труде, когда приходится изводить единого слова ради тысячи тонн словесной руды, отец Андрей продолжает: «Значит, человеческий материал, если можно грубо так выразиться, в многомиллионных своих массах едва ли рождает одного юродивого в целое поколение». Здесь следует выделить наиважнейшую мысль современного пастыря: любой христианский подвиг заквашен на любви, и юродивый только потому может юродствовать, что он любит людей. Юродство – это уже период раздавания сокровищ, по словам отца Андрея.
Другой священнослужитель, протоиерей Николай Доненко, пишет, что мы слишком развращены, заторможены в духовном плане, дезориентированы. По этой причине подвиг юродства становится для нас таким труднодоступным, иногда принимаемым нами за мошенничество. «Для осознания этого типа святости требуется определенный уровень церковности, церковного сознания», – заключает батюшка. Сам он не раз бывал у блаженной старицы. Вспоминает, что о своем будущем ее не спрашивал, как другие, поскольку с профессией, думалось ему, он вполне определился. Рисовал, лепил скульптуры. Закончил художественно-промышленный вуз, стал членом Союза художников Украины. Слова Матушки о предстоящем священстве очень его поразили. Но вот уже много лет отец Николай является настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Нижняя Ореанда на Южном берегу Крыма. Он также известен как автор книг и исследований, посвященных новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви. Из его рассказа о Матушке приведу отрывок, показывающий, как блаженная смиряла своих посетителей, делая это для их же пользы. Однажды Николай пришел со своим другом, а старица взяла и легла «спать» – на такой лавочке, на которой и спать практически было невозможно. Несколько часов она пролежала на ней, а двое молодых людей сидели и ждали, размышляя каждый о своем. Потом вскочила и говорит другу Николая: «Ничего, ничего, Бог прощает грехи – каешься, значит прощает!» «Матушка так утешила его! – пишет священнослужитель. – Но... заставила посидеть. Заставила, так скажем, напрячься». Люди свидетельствовали, что матушка Алипия настолько отреклась себя, что даже говорила о себе в мужском роде: я был, видел, служил, пережил… Некоторым посетителям она говорила что-то не напрямую, а какими-то иносказаниями или даже, на первый взгляд, полнейшими алогизмами. Но тот, кому эти слова были адресованы, понимал смысл обличения...
Подвижническая жизнь старицы, проходившая в непрестанной молитве и неустанной помощи людям, глубочайшее смирение и совмещение разного рода аскез помогли ей стяжать дух чудотворения и прозорливости, предвидения будущих событий. Хочется привести из этого ряда одно предсказание-предостережение, которое, к прискорбию, сбылось в полной мере и уже без малого три десятилетия заставляет нас содрогаться при мысли, как лукавый может поглумиться над впавшим в безумную гордыню человеком и сделать его послушным инструментом в сеянии раздора. Речь идет о бывшем митрополите Киевском и всея Украины, самозванном «патриархе» раскольнической «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» Филарете (Денисенко). За какое-то время до горьких событий с силовым захватом раскольниками храмов, избиения ими священнослужителей и наиболее стойких прихожан, у ряда людей, обращавшихся к матушке Алипии за духовными советами, искреннее недоумение вызывало ее резко отрицательное отношение к митрополиту Филарету. (Еще тогда не извергнутому из сана, не лишенному всех степеней священства, не преданному анафеме 135-ю епископами Русской Православной Церкви, членом которой он состоял). Люди говорили, что им нравится, как служит благообразный Киевский митрополит и хор у него замечательный, однако Матушка утверждала, что этот «волк в овечьей шкуре» заберет храмы, будет раскол. Одну монахиню она попросила, чтобы та передала своим знакомым: истинная Церковь будет в поругании, но пусть помнят, что спасение только в канонической Православной Церкви.
Блаженная старица предсказала возрождение монастыря
Другое, скажем, масштабное предсказании Матушки – только в отличие от предыдущего удивительно светлое и радостное – относится к возрождению Голосеевской пустыни. Сестры Флоровского монастыря хорошо помнят, как она им не раз говорила: «Девки, смотрите: тут еще будет монастырь и служба…» Поверить в это было немыслимо. Монастырь, с которым связаны имена многих угодников Божиих, просиявших на Киевской земле, находился в полном запустении, а существенные изменения в жизни Русской Православной Церкви произошли гораздо позже... Но Матушка твердила и о красивой церкви здесь, на обезображенной людьми земле, и о предстоящих службах. Сегодня богослужения совершаются в трех монастырских храмах – в Покровском, в храме преподобного Иоанна Дамаскина и в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Служатся панихиды у гробницы старицы и в часовне, возведенной (благодаря усердию и упорству ее духовных чад) на том месте, где беспаспортная скиталица жила последние годы своей жизни. Радостно читать на сайте Голосеевской пустыни, что начавшая возрождаться с 1993 года как скит Киево-Печерской лавры и получившая вскоре статус самостоятельного монастыря, эта мужская обитель на Киевской земле благоукрашается, крепнет духовно. Обитель взяла на себя такую миссию – в созданном ею монастырском духовно-профессиональном училище имени преподобного Иоанна Дамаскина готовят художников-иконописцев, столяров, станочников деревообрабатывающих станков, изготовителей художественных изделий из дерева, поваров, кондитеров, пекарей, портных, закройщиков и т.д. Построена четырехэтажная гостиница для паломников, приезжающих из разных уголков мира. А скитоначальник Исаакий (Андроник), возведенный в 1993 году в сан игумена и направленный возрождать поруганную святыню, в декабре 2016 года был хиротонисан во епископа Ворзельского и назначен викарием Киевской епархии.
Ревностные прихожане Свято-Покровской мужской обители в Голосеево уверяют, что возродившийся величественный монастырь объединяет черты монашеской Русской Афонской губернии и Святого Града Иерусалима. Свято-Покровская Голосеевская обитель, говорят они, это Новый Иерусалим по своей реальной и сакральной значимости. И вот сюда с Лесного столичного кладбища в мае 2006 года были перенесены мощи монахини Алипии – подвижницы высокой духовной жизни. Почему? Как при жизни старицы, так и после ее кончины народ шел к ней со своими бедами и проблемами, уповая на ее молитвенное ходатайство. Но спустя время на кладбище стали происходить некие странные вещи. Различные околоцерковные группировки, искажающие учение Церкви, пытались установить свой порядок возле ее могилки. Экстрасенсы старались сделать себе рекламу, совершая «исцеления» от ее имени. Совершались и акты вандализма. Братия не осталась к этому равнодушной. На созванном Духовном совете обители архимандрит Исаакий (Андроник) предложил обсудить вопрос о перезахоронении монахини Алипии. Духовный совет единодушно поддержал предложение отца-наместника. Тот сразу же обратился с прошением к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины и получил благословение. 16 мая перед рассветом (во избежание нездорового ажиотажа) архимандрит Исаакий совершил литию на могиле Матушки и приступил к раскопкам. Позже он так опишет свое состояние: «На душе было спокойно, мирно, никаких эмоций, только сознание важности происходящего». В монастыре честные останки старицы встречало многочисленное духовенство и насельники обители. «Люди переживали вторую Пасху», – продолжит вспоминать наместник. В одном интервью он признается, что поначалу не был «поклонником» матушки Алипии, поскольку привык проявлять осторожность в подобных вопросах. Но лет 15-17 назад увидел, что жизнь, которой жила старица до отхода в вечность, она посвятила Богу. И что люди действительно получают помощь по молитвам своим, а это доказывает, что матушка Алипия – угодница Божия. И еще одно интересное признание сделал нынешний епископ: «Когда лет 8-9 назад я стоял в очереди к блаженной матушке Матроне Московской, обращался к ней со своими житейскими просьбами, то вдруг осознал, что в молитвах вспоминал не имя блаженной Матроны, а имя матушки Алипии. Испугался. Думаю: интересно, как это? Я тогда понял: "Родненький мой, что же ты бегаешь к московской блаженной, у тебя "своя Матрона" в монастыре есть, обращайся к ней, она поможет". И действительно, сколько обращался к матушке Алипии, она всегда помогала». Духовные чада Матушки полагают, что утвердиться в мысли о богоизбранности блаженной старицы наместнику Голосеевской пустыни помогла также личная встреча на Афоне с иеромонахом Макарием (Макиенко) – духовником братии русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Отец Макарий, почитавший старицу, поведал о ее прозорливости в отношении его монашеского служения в целом и на Афоне в частности...
Ширится народное почитание блаженной Алипии Голосеевской. Братия тепло, с любовью встречает Матушкиных почитателей. Например, в прошлом году, чтобы все желающие (а это тысячи и тысячи людей) смогли посетить богослужение в день ее памяти, в обители было решено отслужить пять Божественных литургий. Готовятся материалы к канонизации подвижницы. Этого события ждут верующие на разных континентах: достоверно известно, что к матушке Алипии молитвенно обращаются православные Сербии, Румынии, США, Италии, Польши и других стран. Доктор педагогических наук, профессор, академик Галина Сигач написала: «Мы все в ожидании канонизации Матушки, в предощущении триумфа православной веры в XXI веке – веке апокалиптических событий, кризисов и катастроф... Истинная слава пред Господом принесет великие духовные плоды детям, молодежи, подрастающему поколению, которое придет после нас и будет иметь счастье иметь еще одну ходатаицу пред Богом – монахиню Алипию. Слава Богу за все!» А в конце третьего тома книги «Стяжавшая любовь» помещен краткий рассказ киевлянина, побывавшего у отца Николая Гурьянова на острове Залит. Люди задавали старцу самые разные вопросы, и вдруг кто-то спросил: «Батюшка, как Вы считаете – матушка Алипия святая»? – «Она не только русская святая – она вселенской святости!» – ответил пастырь.
...Сколько мы знаем примеров из окружающей жизни, когда, не имея веры в Спасителя, но имея чуткое от природы сердце, человек отзывается на призыв о помощи, постоянно помогает другим! Сердобольный, говорят о нем. Сердоболие – похвальное качество, только горько думать, что такие люди проживают свою земную жизнь, как дальтоники. Они не видят в ней главного – света евангельской Христовой истины. Им не ведомо чувство наивысшего порядка – любовь к Богу. Матушка Алипия безропотно претерпела на земле столько скорбей, потому что жила с мыслью о Небесном Иерусалиме. Это сподвигло монахиню принять на себя смиренную личину юродства, чтобы помогать людям не только в их земных делах, но прежде всего – в спасении их душ для вечности.
Автор: Нина Ставицкая
Снимки взяты с официального сайта Свято-Покровского мужского монастыря Голосеевская пустынь