С 16 по 20 октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве состоялся юбилейный Х Международный фестиваль «Вера и слово», в котором приняли участие более 500 представителей православных средств массовой информации из разных епархий Русской Православной Церкви. Традиционно этот фестиваль, который совместно проводят Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, проходит раз в два года. Задача форума – помочь тем, кто, помимо служения Богу и Церкви, отдает свое время и силы православной журналистике, ищет новые пути взаимодействия Церкви и современного общества.
Работникам медийной сферы, которые неустанно трудятся в весьма непростой сфере православной журналистики, необходимо постоянно быть в курсе всех новшеств, которые помогают улучшить качество присутствия Православной Церкви в интернет-пространстве. Поэтому каждый фестиваль «Вера и слово», помимо встреч и знакомств, дает его участникам новые знания и навыки, предоставляет возможность разобраться в современных технологиях и понять, как правильно вести диалог с обществом по различным насущным проблемам современности.
В рамках Х фестиваля «Вера и слово» корреспондент «Монастырского вестника» принял участие в практикуме, который назывался «Православная повестка в сети ВКонтакте (Методология продвижения)». Его провела руководитель проектов компании «Пять плюс один диджитал» Ксения Сафиуллова.
Совсем неслучайно Ксения Романовна посвятила свой семинар-практикум работе православных журналистов в медиа-пространстве: по ее словам, россияне две трети своего времени практически «живут» в сети: играют в игры, общаются в мессенджерах, делают покупки, читают новости, переписываются… Для тех, кто задумывается над вопросом «Какую интернет-площадку выбрать?», Ксения Сафиуллова дает однозначный ответ: ВКонтакте! После того как компания Мета, владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, была признана экстремистской организацией и запрещена в России, именно социальная сеть ВКонтакте стала самой главной российской социальной сетью.
Ксения Сафиуллова привела следующие данные: ежедневно в сеть ВКонтакте заходят 51, 1 миллиона человек, это почти 80 миллионов просмотров (!) в месяц. При этом основная аудитория сети ВКонтакте – это люди в возрасте 25-44 лет и 65% этой аудитории – женщины. Правда, с ростом популярности этой социальной сети растет и конкуренция: ведь ежемесячно в сети ВКонтакте более 27 миллионов авторов пишут свыше 468 миллионов постов (!).
Обращаясь к участникам фестиваля, которые ведут страницы и блоги в социальных сетях, Ксения Романовна дала два совета. Первый: необходимо точно понимать особенности своей целевой аудитории. И второй совет: чтобы разобраться в специфике работы на площадке ВКонтакте, надо стать ее активным пользователем. Недостаточно просто выкладывать посты на своих страницах – важно смотреть на то, что и как делают коллеги, заимствовать у них самое лучшее.
К слову, о целевой аудитории. Человеку, начинающему трудиться в социальной сети, надо точно понимать, чего он ждет от общения со своей целевой аудиторией, и что она (целевая аудитория) ждет от социальной страницы этого человека (храма, монастыря). На этой стадии необходимо решить главное: хотите ли вы заниматься просветительской или миссионерской деятельностью, или создавать сообщество единомышленников.
Говоря о создании сообщества на страницах в ВКонтакте, Ксения Сафиуллова определила следующие параметры, которые необходимо учитывать модераторам соцсетей. По ее словам, для успешного ведения страницы сообщества в социальной сети необходимы: качественный уникальный и разнообразный контент, структура журнала, регулярный постинг и постоянный контакт с аудиторией (лучше выкладывать 2 поста ежедневно, чем 5 постов – 1 раз в неделю). Не менее важна обратная связь, вовлеченность аудитории в жизнь сообщества, нативная подача материала, а также регулярный анализ эффективности публикуемых материалов.
Особый акцент Ксения Романовна сделала на smm-стратегии, то есть на том, как продвигать свою страницу в этой бескрайной социальной сети. «Чтобы вашу страницу в Сети ВКонтакте увидело как можно больше людей, вы должны прежде понять, как работают алгоритмы «умной» ленты в сети ВКонтакте, – поясняла Ксения Сафиуллова. – «Умная» лента – это своего рода зачаток искусственного интеллекта, который непрерывно оценивает вашу реакцию и реакцию ваших друзей. И не только оценивает, но и постоянно обучается. Алгоритм умной ленты отслеживает, на какие сайты и социальные страницы вы заходите, что вам интересно, а что – нет, длительность просмотра каждого поста».
Далее Ксения Романовна разобрала конкретные шаги, которые помогут определять smm-стратегию и способствовать продвижению социальной страницы в ВКонтакте. Начинать надо с определения миссии и цели, которые стоят перед созданным сообществом. «Миссия отвечает на вопрос: зачем вы идете в этом направлении, – пояснила Сафиуллова. – Она придает смысл всем вашим действиям. А цель указывает на конкретный результат, который вы хотите получить от вашей деятельности в социальной сети. Скажем, вашей миссией может быть разговор о вере с членами сообщества, а цель – увеличение прихожан».
Увеличению количества подписчиков помогает анализ того, как пользователи интернета реагируют на публикуемые на социальной странице посты. Для этого существуют специальные метрики сообществ и метрики постов, которые покажут реакцию читателей. Зная, какие посты больше всего нравятся вашей аудитории, можно тем самым увеличить и саму аудиторию.
Вообще, по словам Ксении Сафиулловой, продвижение своей страницы в социальной сети во многом зависит от анализа аудитории и конкурентов. «Только, анализируя аудиторию, нельзя судить по себе, – пояснила Ксения Романовна. – Можно легко ошибиться. Здесь важно заниматься позиционированием. Это даст понимание того, какими вас видят подписчики. Вы должны показать подписчику, какую выгоду он получит, если подпишется на вас. И сами вы должны понять, какими вы хотите выглядеть среди подписчиков: скажем, строгим, добрым или ироничным. В этом владельцам социальной страницы помогает правильно сделанный рубрикатор и так называемый tone of voice – манера общаться с аудиторией».
И, конечно, весьма значимым моментом в продвижении социальной страницы в сети ВКонтакте является контент, то есть то, чем человек наполняет публикуемые посты. Контент, по словам Ксении Сафиулловой, может быть четырех видов: информационный, полезный, развлекательный и продающий.
Какую главную мысль православные люди, пишущие в Интернете, могут извлечь из этих слов руководителя проектов компании «Пять плюс один диджитал» Ксении Сафиулловой? Учитывая особенности восприятия современного человека и его занятость, нет смысла предлагать своим подписчикам только новости, проповеди и житийную литературу – тексты должны быть разнообразными по содержанию, форме и стилю. «Какие форматы вы можете и должны использовать, если собираетесь писать в социальной сети ВКонтакте? – обращалась к присутствующим в зале Ксения Романовна, и сама же отвечала: – Помимо обычных постов надо не забывать про медиаматериалы, репосты, видео, подкасты, прямые трансляции, постеры, мемы, посты с карточками…»
Говоря о том, каким должен быть хороший пост во ВКонтакте, Ксения Сафиуллова упомянула следующе характеристики: «Качественный контент должен быть полезным, нативным (подстраиваемым под площадку), виральным (чтобы им хотелось поделиться), эмоциональным, релевантным (соотноситься с вашей миссией), вычитанным и структурированным».
Ксения Сафиуллова также напомнила участникам форума, что в социальной сети тексты необходимо размещать регулярно, и порекомендовала использовать с этой целью искусственный интеллект, к примеру, чат-бот ChatGPT. Именно искусственный интеллект может помочь быстро готовить посты на разные темы.
Ведущая остановилась еще на одном вопросе, важном для всех, кто ведет страницы в социальных сетях, – как реагировать на критику в комментариях? «Что делать, если вы выложили пост, и пользователи негативно на него отреагировали? – разбирала ситуацию Ксения Романовна Сафиуллова. – «Забанить» (ограничить действия – Ред.) этих пользователей?! Не отвечать на их комментарии? Оба варианта неверные. Вас пытаются «троллить» (издеваться с целью вывести человека из равновесия, вызвать у него обиду или гнев – Ред.). Что тогда делать? Надо понимать, что критика бывает двух видов: конструктивная и неконструктивная. На первую необходимо всегда отвечать, объясняя свою позицию. На троллинг и просто обидный негатив можно ответить один раз, максимально спокойно, но не ввязываться в бесконечный и бессмысленный спор».
Под конец своего семинара-практикума, увлекательного и весьма полезного для всех, кто трудится в социальных сетях, Ксения Сафиуллова рассказала о различных инструментах продвижения – платных и бесплатных. Такие инструменты помогают создателям сообществ и страниц в социальных сетях продвигать свои идеи и привлекать новых подписчиков.
Участники со вниманием и интересом слушали советы о конкретных методах, которые позволяют расширить аудиторию и более эффективно заниматься просвещением своих подписчиков. Со слов Ксении Романовны, если нет финансовых средств для продвижения православного сообщества в Сети, можно использовать различные бесплатные инструменты: давать комментарии под постами в чужих православных сообществах, тем самым попадая в ленты рекомендаций; придумывать и создавать вирусные посты, которые распространяют по Сети сами подписчики, снимать бесплатные видеоклипы в ВКонтакте; вести прямые эфиры со священниками, насельниками монастырей, занятыми на послушаниях, рассказы о которых могут быть полезны читателям, и другими интересными людьми…
Есть и немало эффективных, но платных методик. Ксения Сафиуллова привела ряд из них, и я видел, что многие участники практикума записывали эти техники, внимательно слушая ведущую и снимая на телефон изображения из ее презентации. «Если позволяют средства, вы можете легко продвигать вашу страницу в сети, используя, скажем, посевы в сообществах (рекламное размещение постов в сторонних группах – Ред.), – заметила Ксения Романовна. – Или работать с популярными блогерами, приглашая их принять участие в прямых эфирах или записи клипов. Активному продвижению вашего сообщества может быстро помочь и таргетированная реклама (таргет – реклама, которая демонстрируется конкретным пользователям в соответствии с заданными параметрами – Ред.). Одним словом, инструментов продвижения существует множество, и популярность вашего сообщества в социальной сети ВКонтакте зависит лишь от вашей активности».
Ксения Сафиуллова завершила свой семинар-практикум. Кто-то потянулся к выходу, обмениваясь мыслями по поводу услышанного, другие участники – обступили Ксению Романовну и стали задавать ей вопросы. Чувствовалось, что тема продвижения сообщества в социальных сетях волнует многих, только теперь, благодаря этому практикуму, люди, подвизающиеся на ниве православной журналистики, получили в руки инструменты, которые смогут использовать на благо христианской проповеди.
Подготовил Петр Селинов