Транслировать слово правды на Новые территории

Х Международный фестиваль православных средств массовой информации «Вера и Слово»

Х Международный фестиваль православных средств массовой информации «Вера и Слово», который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходил в Москве с 16 по 20 октября, предоставил возможность участникам обсудить немало животрепещущих тем, выявить новые формы сотрудничества Русской Православной Церкви и современного общества. Обращаясь к собравшимся, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда отметил важность социального служения Церкви: «В мире, который захлестывает ненависть, противостояние и жестокость, голос Церкви особенно важен...»

Для представителей СМИ, которые прибыли на фестиваль с бывших украинских территорий, эти слова имеют особенное значение. И именно этому вопросу – интеграции в российское пространство, а также теме гонений на Украинскую Православную Церковь было посвящено несколько мероприятий форума.

С момента присоединения Новых территорий прошло немногим больше года, и сегодня уже можно говорить о том, что сделали и продолжают делать Церковь, духовенство, люди, в чем есть потребность у жителей Донбасса, какие существуют сложности и какой опыт уже накоплен. На этих аспектах и сконцентрировались участники дискуссии «Интеграция новых территорий в российское пространство: церковный, общественный, гуманитарный аспекты», чтобы определить главное в этом интеграционном процессе и подвести итоги прошедшего года.

Председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви епископ Луховицкий Евфимий дважды в этом году побывал на Новых территориях – в Донецке, Луганске, Бердянске, а также в Херсонской области. «Многие люди, живущие там, – сказал владыка Евфимий, – до конца еще не поняли, что произошло. Мы общались и с духовенством, и с мирянами, и нам приходилось слышать горькие, но справедливые слова, что, когда год назад мы оставили Херсон, некоторые города Харьковской области, это подорвало доверие к России. У людей возникли сомнения в том, что цели, заявленные при начале СВО, будут достигнуты. Многие оказались дезориентированы и заняли выжидательную позицию. Есть и те, конечно, кто поддерживает курс, который проводит правительство России, и понимает, что проект под названием «Украина» зашел в тупик и не имеет перспективы... Однако отсутствие ответов на конкретные вопросы порождает опасения в обществе, в том числе среди епископата и духовенства УПЦ. Мы побывали на Новых территориях сначала в феврале, а потом в сентябре. За эти полгода наметилась положительная тенденция, появились признаки стабильности. Уже понятно, что мы (Россия) отступать никуда не будем и успешно блокируем все попытки контрнаступлений».

Глава Миссионерского отдела также поделился своими впечатлениями от встречи с духовенством Луганской епархии, для которого наиболее важным остается вопрос, когда епархия сможет вернуться в лоно Русской Православной Церкви. Этот вопрос удивил владыку: «А разве епархия выходила из состава Русской Православной Церкви? Да, она находилась в юрисдикции Украинской Православной Церкви, которая является неотъемлемой частью Русской Церкви. Да, необходимо пройти определенную юридическую процедуру, перерегистрацию, но в каноническом смысле Луганская епархия исторически всегда была епархией Русской Православной Церкви. И сам факт наличия этих вопросов свидетельствует о том, что за годы независимости Украины сформировалась не только светская украинская идентичность, но и церковная. Это некий феномен, который еще подлежит осмыслению». По мнению епископа Евфимия, наряду с гуманитарными и социальными проектами, не менее важно проводить и просветительскую работу среди народа Новых территорий. Нужно разъяснять людям, что мы – едины, мы все – братья, чада Русской Православной Церкви. Внутри Российской Федерации очень сильно отличаются регионы севера и юга, востока и запада, везде есть свои особенности, но все это не отменяет, а наоборот, лишь укрепляет нашу общую национальную и церковную идентичность.

Об изменениях, происшедших за год в Луганской епархии, рассказал редактор епархиальной газеты «Православие Луганщины», интернет-миссионер, писатель, протоиерей Александр Авдюгин. Священник начал с гуманитарного аспекта: «Мой глубокий поклон и огромное спасибо от всех прихожан и всех людей, которые там живут. Россия помогла столько, сколько не ожидал никто, и продолжает помогать. Еще в 2014 году у нас была огромная проблема с медицинскими препаратами, и с помощью фестиваля “Вера и Слово” и православных средств массовой информации мы спасли от смерти многих людей. Что изменилось в общественном аспекте? Я сам родился в Ростове-на-Дону, но так получилось, что все священнические годы служу на Донбассе. И все время, пока я ездил к родителям в Ростов, я думал: “Господи, когда же уберут эти таможни?!” И вот я дожил до этого времени. КПП еще есть, но таможен уже нет, и паспорта у всех одинаковые. Мало осталось тех, кто застал период дружбы, сотрудничества, единства, когда все вместе мы пели “Спят курганы…” или “Знов зозулi голос чутен в лiсi” и никаких разделений не было. С теми же, кто воспитывался уже в пространстве современной Украины, придется непросто. Но в то же время общество сейчас резко меняет свою позицию. На протяжении последних восьми лет в нашем городе практически не было воды, а сейчас появилась, не было дорог – они появились. И всё это благодаря России.

И по поводу церковного аспекта. Не надо забывать, что большая часть прихожан в наших храмах – это представители Правобережья Украины. Прекрасные священники, верующие люди, из традиционных священнических семей, но “отменить” украинство в них будет непросто. Да, наша Ровеньковская епархия первой попросилась под омофор Святейшего Патриарха, но для священства разрыв с Украиной – катастрофа, в первую очередь личная, поскольку многие люди связаны друг с другом родственными узами».

Комментируя выступление протоиерея Александра, председатель Синодального миссионерского отдела епископ Евфимий напомнил, что в уставе Русской Православной Церкви написано, что она многонациональна и объединяет не только этнических русских. А определение «Русская» это не что иное, как обозначение духовной традиции, которая создавалась тысячами святых людей – святителей, преподобных, равноапостольных, мужей и жен, благоверных князей, новомучеников. «Мы – живший в разных государствах и разделенный, но все же один народ. А Русская Православная Церковь всегда была, есть и остается связующим звеном этого народа. И в этой концепции есть место для любой национальной идентичности – великорусской, малорусской, белорусской. Более того, неславянские народы – молдаване, татары и многие другие – находятся в лоне Русской Церкви, и это их осознанный выбор», – напомнил епископ Евфимий. По мнению владыки, последствия нагнетания национальной темы в Церкви подобны последствиям вируса, которым заразилась значительная часть украинского общества, и это требует лечения.

О том, как выглядит ситуация на освобожденных территориях в Запорожской области, рассказал начальник отдела по работе с религиозными организациями Департамента социально-политических коммуникаций, информационной политики военно-гражданской администрации Запорожской области Артем Шарлай. По его словам, большинство духовенства спокойно восприняли приход России, а проукраински настроенными остались те священнослужители, у которых есть родственные связи на Западной Украине. Некоторые из них были в тесном общении с органами власти и даже с нацбатальонами.

Что касается населения, то, как отметил чиновник, «в первые месяцы СВО люди слабо себя проявляли в политическом аспекте. Ядром массовых беспорядков и протестов были секты, но после работы с их лидерами (пасторами) все протесты сошли на нет. К сожалению, агентура украинских спецслужб есть и среди духовенства УПЦ. Некоторые начали сотрудничать с СБУ в 2014 году, кто-то раньше. Некоторые из священнослужителей остались и продолжают служить, и это определенная проблема, которая остается и сейчас».

Дополнил рассказ Артема Шарлая наместник мужского монастыря преподобного Саввы Освященного в Мелитополе архимандрит Иоанн (Прокопенко).

На сегодняшний день правящий архиерей Запорожской и Мелитопольской епархии находится на украинской стороне, поэтому вполне логично, что мелитопольское духовенство, оказавшееся на освобожденной территории, желает последовать примеру Бердянской епархии, оставшейся без архиерея, и войти в состав Русской Православной Церкви.

Как отметил наместник мелитопольского монастыря, «75 клириков теперь на российской стороне и столько же на украинской. Есть те, кто выехал на территорию Украины или вывез свои семьи. Среди прихожан ситуация тоже непростая, и мы не ожидали, что будет столько тех, кто не рад приходу России. Их процентов двадцать, но эти люди ушли в храмы к проукраинским священникам и ждут прихода “визволителiв”. При этом некоторые пытаются вредить пророссийски настроенным горожанам. Кто-то вступил в террористические организации. Даже среди пономарей монастыря было несколько диверсантов, и они действовали по благословению священников. Запорожский архиерей все же пытается управлять этой частью епархии, насколько это возможно, но при этом запрещает сотрудничать с действующей властью, считая их коллаборантами, брать российские паспорта, а тем более – следовать примеру бердянского духовенства. Поэтому теперь те вопросы, которые мы не можем решить с украинским архиереем, мы решаем напрямую с Патриархией, которая не бросила нас на произвол судьбы».

Участие в дискуссии принял также клирик Бердянской епархии, протоиерей Евгений Клименко. Он рассказал о переходе оставленной украинским архиереем епархии в подчинение Русской Православной Церкви. Священнослужителям, каких бы ни придерживались они взглядов, ничего не оставалось, как написать письмо с подписями Святейшему Патриарху и попросить принять Бердянскую епархию под свой омофор. При этом покинуло епархию всего 5 священнослужителей, а 96 осталось.

Да, процесс перехода сложный и небыстрый, так как, по словам председателя Российской ассоциации религиозной свободы (РАРС), заместителя директора Института этнологии и антропологии РАН Сергея Мельникова, Русская Православная Церковь еще не определилась со схемой, как новые епархии будут входить в российское правовое пространство. К тому же очень сильно законодательство РФ отличается от украинского. «Что касается идеологии, то фактически с 1991 года между Украиной и Россией строилась стена, и очень важно сейчас это всё преодолеть. Здесь большое значение имеют и высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, музеи. В этом году была принята специальная программа до 2025 года по реализации национальной политики в новых субъектах Федерации, и она подразумевает определенные меры. Украинская историография – это практически мифология, которую предстоит развенчать. Сейчас мы работаем с шестью крупнейшими вузами в четырех новых регионах – по линии института заключаем договоры, чтобы готовить своих специалистов, которые могли бы транслировать слова правды и объективную историческую реальность на эти территории», – сказал Сергей Мельников.

В свою очередь руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Луганской епархии протоиерей Александр Пономарев отметил, что «сегодня необходимо включаться в работу с административным корпусом, чтобы миссия Церкви распространялась и на госслужащих, потому что, выстраивая пространство Русского мира, людям без христианского мировосприятия русскости невозможно формировать единое интеграционное пространство в России».

Еще одним мероприятием, посвященным ситуации, сложившейся вокруг Украинской Православной Церкви, стал круглый стол фестиваля «Вера и Слово» под названием «Гонения на Украинскую Православную Церковь. Медийный аспект».

Реалии таковы, что сегодня наиболее опасное место для православных христиан – территория Украины, которая является многонациональным и многоконфессиональным государством. После «майдана», с момента прихода к власти Петра Порошенко, а потом Владимира Зеленского, началась информационно-идеологическая война против Православия.

Попытки Киева избавиться от всего русского привели к самым масштабным гонениям на верующих в новейшей истории. За последний год были совершены нападения на сотни храмов, тысячи священнослужителей и прихожан. За полтора года около пятисот религиозных объектов в зоне проведения специальной военной операции подверглись нападениям. Священнослужителей, которые, несмотря на тяжелую обстановку, продолжают выполнять свой долг, похищают украинские спецслужбы, избивают, подвергают пыткам и содержат в нечеловеческих условиях. Духовенство обвиняют в государственной измене за наличие у них литературы на русском языке, любого изображения с двуглавым орлом, а также за книги по церковной истории и истории Святой Руси. Тех, кого подозревают в связях с Россией, лишают гражданства. В 2023 году президент Украины В. Зеленский приостановил гражданство тринадцати священников УПЦ, которые по причине ужесточения украинского законодательства могут быть выдворены с территории Украины. Раннее президент Украины ввел санкции против семи граждан Украины – видных деятелей УПЦ, утверждая, что право людей добровольно исповедовать религию является «ниточкой, за которую Россия может дергать украинское общество». С ноября прошлого года служба безопасности Украины проводит «контрразведывательные меропрития» – обыски в монастырях и храмах, у архиереев и священников в поисках «антиукраинской деятельности».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно обращался в международные организации, межхристианские и межрелигиозные структуры, свидетельствуя о том, что происходящее на Украине является грубейшим нарушением самой концепции прав человека и религиозной свободы в частности.

По словам заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе, «мы делаем все возможное, чтобы облегчить участь тех людей, которые становятся жертвами этих гонений. Мы понимаем, что есть мало способов воздействия на украинские власти, которые чувствуют полную безнаказанность. Это печальная реальность нашего времени, но мы убеждены, что это временно. Думаю, что те безбожники, которые сейчас под разными предлогами уничтожают Церковь, преследуют верующих, отнимают святыни – они уже осуждены судом истории. Несмотря на непрекращающийся характер этих гонений, мы не должны привыкать к ним и делать вид, что ничего не происходит. Наша Церковь молится о тех людях, которые становятся жертвами гонений, и эти молитвы не останутся без ответа».

Что касается украинской идентичности, то, как отметил настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах Москвы протоиерей Андрей Новиков,

она создана, как целенаправленный проект для того, чтобы стать антиРоссией.

По мнению священника, то, что мы видим сегодня в отношении Церкви, должно было произойти неизбежно: «Тот ужасный проект по полному уничтожению канонической Церкви, который осуществляется сейчас на Украине, заложен в логике ее государственности. Что касается гонений, то интересно проследить, как открывались “окна Овертона”. В начале, в 90-е годы, захват храмов осуществлялся, вроде, без официального одобрения. Общины раскольнических структур регистрировались без официального одобрения, очень мощно работала и государственная пропаганда. Потом была создана ПЦУ. Началось давление на руководство УПЦ, чтобы оно молчало, чтобы признало “майдан” и всё больше и больше втягивалось в повестку украинской жизни. И это было следующее “окно Овертона”. Затем стали происходить “юридически оправданные” захваты храмов и со стороны государства. В итоге общество было подведено к принятию закона о запрете канонической УПЦ. Христианская конфессия страны уничтожается президентом-нехристианином – классический пример гонений из житий святых эпохи Рима.

К сожалению, в Украинской Православной Церкви существует еще и внутренняя проблема – это гонения и давление со стороны верных раскольническому курсу и так называемой “Феофании” епископов на соблюдающих каноны и поминающих Святейшего Патриарха Кирилла священников. Они подвергаются запрету. Кроме того, известны случаи, когда сам архиерей доносил на них в СБУ.

Рассчитывать же на какую-то справедливость в условиях невозможности подачи апелляции, выезда за территорию Украины, не приходится. Против десятка архиереев и священников, сторонников канонического порядка и единства с Русской Православной Церковью, ведутся уголовные дела. И сегодня речь идет не просто о правозащите, а защите истинной Церкви от уничтожения богоборцами».

На связь с участниками круглого стола вышла заместитель постоянного представителя России при ООН Мария Заболоцкая, отметив, что «чиновники ООН ведут определенную работу с правительством Украины, которое старается это не афишировать, потому как боится западного общественного мнения и находится под его давлением… Мы не оставим принятие закона о запрете УПЦ незамеченным, и работаем над обращением к генеральному секретарю ООН, чтобы меры были приняты».

Никого из присутствующих в зале не оставило равнодушным выступление украинского писателя-публициста Яна Таксюра. Он стал не просто свидетелем гонений на УПЦ, они коснулись его непосредственно, – в СИЗО Ян Ильич провел более пяти месяцев. Его обвинили в госизмене за выступления в поддержку канонической Украинской Православной Церкви, критику киевского режима и пророссийские высказывания. В мае 2023 года Яна Таксюра удалось вывезти в Россию в рамках обмена. «Господь проявил ко мне особую милость – сначала позволил в меру сил защищать Его Церковь от гонителей, потом быть арестованным, потом усилиями Церкви быть освобожденным. Если бы не помощь Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приговор к 12 годам колонии, который вынес мне украинский суд, уже сегодня вступил бы в силу. Поэтому за возможность обращаться к вам и жить на свободе я прежде всего благодарен нашему Патриарху!», – сказал в своем выступлении Ян Ильич.

В одной камере с писателем за «измену родине» по ст. 111 УК Украины сидел известный киевский врач. Его арестовали по доносу коллег-медиков. Основанием для ареста стало то, что доктор – прихожанин Украинской Православной Церкви, а значит, имеет антиукраинские взгляды. В итоге – одиннадцать дней в подвале СБУ, избиения, переломанные ребра, потом СИЗО, суд, приговор...

Ян Таксюр также рассказал о своем друге-журналисте: «С февраля 2023 года в Лукьяновской тюрьме Киева сидит лучший, на мой взгляд, публицист Украины и мой друг Дмитрий Скворцов. Недавно из политкорпуса, где и мне пришлось пребывать, его перевели в камеру для уголовников. Арест Дмитрия Скворцова – это сигнал всем журналистам, общественным деятелям и просто гражданам, что с ними поступят точно так же, если они, как Скворцов, будут выступать против раскольников ПЦУ, ложного Томоса и унии. Замечу, священник к Дмитрию не допускается, поскольку УПЦ – единственная конфессия, официально лишенная права доступа к узникам».

Недавно в одном из сел Ивано-Франковсковской области произошел характерный для нынешней Украины случай. Два соседа заговорили о церковных делах в стране, и один из них в ярости убил другого (забил до смерти) только лишь за сочувствие Украинской канонической Православной Церкви. По словам Яна Таксюра, такое безумие возможно только лишь благодаря постоянно нагнетаемой украинской властью атмосфере ненависти к Православной Церкви, которую они называют Русской Церковью в Украине, подчеркивая ее непатриотичность. Технологии и методы травли УПЦ, откровенно повторяющие методы Третьего рейха, строятся на создании из Церкви Христовой образа врага, изгоя, лишенного прав. А самый востребованный метод нагнетания антицерковной истерии – это прямая и грубая ложь о том, что якобы Украинская Православная Церковь молится о победе Владимира Путина и его армии, что в храмах и монастырях УПЦ хранится оружие для врагов Украины, а священство занимается наведением огня на украинские города. Подобные сюжеты круглосуточно вкладываются в сознание зрителей. Эта травля ставит представителей УПЦ в положение людей без прав.

Таким же озлобленным атакам постоянно подвергаются архиереи, пребывающие ныне под судом – 74-летний митрополит Тульчинский и Брацлавский Иоанафан, митрополит Черкасский и Каневский Феодосий.

Недавно председатель Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук наградил некоего мага с очень говорящим именем Велиар, который устраивал кощунственные представления у ворот Киево-Печерской лавры. Угрожающие антицерковные заявления периодически делает и глава СБУ, весело рассказывая на телевидении о погроме в Киево-Печерской лавре.

Особо злобному поношению в антиправославных СМИ Украины подвергается имя Святейшего Патриарха Кирилла, а священники, поминающие его в молитве на Литургии, рискуют быть подвергнутыми жестким репрессиям.

В свою очередь правозащитник, вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников рассказал о том, что на сегодняшний день гражданских лиц, в отношении которых возбуждены политические уголовные дела на Украине, в частности по 111-й статье УК Украины, не менее полутора тысяч человек. Первым из священнослужителей удалось обменять протоиерея Андрея Павленко (хотя такие обмены происходят в единичных случаях). Неделю его держали в отделении полиции, избивали, не давали есть, спать, а когда привезли в СИЗО, то намеренно поместили в камеру без кровати...

Вопросы о гонениях на Украинскую Православную Церковь удается поднимать в ООН но, по словам Ивана Мельникова, «сама конвенция нуждается в доработках, и, наверное, нам стоит попробовать принять соответствующую резолюцию, чтобы предложить конвенцию по защите прав верующих, потому что последняя датирована 1960-ми годами. Важны обращения в различные международные организации (ОБСЕ, ООН) и институты. Но так как сейчас есть проблемы с коммуникацией, очень важно, чтобы наши братья по вере из других стран помогали нам в отстаивании прав тех самых священнослужителей на Украине. Нужны совместные усилия».

Участник круглого стола православный публицист и миссионер Руслан Калинчук с Украины выехал 10 месяцев назад и таким образом избежал ареста по 161-й статье («Разжигание межконфессиональной розни») – за то, что назвал раскольников “раскольниками”, а униатов – «униатами».

Заключительные слова писателя Яна Таксюра, обращенные ко всем участникам круглого стола, прозвучали как глас страждущего и гонимого, но не теряющего веры и надежды православного народа Украины: «Да, Церковь и народ Божий, все, кто хранит веру – сегодня на Украине вне закона, но верю, что так будет не всегда и ненадолго. Рассчитываю я, конечно же, не на украинское правосудие и не на Европейский суд, а только на молитву и славные смелые дела верных, живущих на землях Великой, Малой и Белой Руси. Общими усилиями с помощью Божией мы победим!»

Завершением X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» стала встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками форума.

Обращаясь к собравшимся, Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал:

«Мы с печалью наблюдаем за тем, как во многих странах мира чада нашей Церкви становятся объектом притеснения и даже травли только за то, что они являются носителями многовековой русской культуры, которая неотделима от наследия российской государственности. Так называемая отмена русской культуры, беззастенчивая клевета и безнаказанное уничтожение Украинской Православной Церкви – это способы противопоставить и поссорить тех, кто имеет отношение к единому духовному и культурному наследию, созданному народами исторической Руси...

Верим и надеемся, что усердием и тщанием свободных людей доброй воли, в том числе и представителей средств массовой информации, пламя вражды будет погашено и Господь, приклонив Свою милость, ниспошлет всем нам столь желанные мир и благоденствие».

Материалы по теме

Публикации:

Иеромонах Макарий (Маркиш)
Иеромонах Макарий (Маркиш)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Зачатьевский ставропигиальный монастырь
Е.Н. Святицкая
Х Международный фестиваль православных средств массовой информации «Вера и Слово»
Х Международный фестиваль православных средств массовой информации «Вера и слово»
Зачатьевский ставропигиальный монастырь
Е.Н. Святицкая
Х Международный фестиваль православных средств массовой информации «Вера и Слово»
Х Международный фестиваль православных средств массовой информации «Вера и слово»
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра