В честь 785-летия заключения союзного договора князем Новгородским Александром Невским с полоцким князем Брячиславом Васильевичем, 25-летия Союзного государства России и Беларуси, 920-летия со дня рождения преподобной Евфросинии Полоцкой, 155-летия прославления в лике святых преподобной Евфросинии Московской и 615-летия ее блаженной кончины, 630-летия Сретения (встречи) Владимирской иконы Божией Матери в Москве и чудесного спасения от нашествия Тамерлана в храмы и монастыри Москвы принесены для поклонения верующих мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, а в Белоруссии православные христиане в настоящее время имеют возможность помолиться у мощей преподобной Евфросинии Московской. О преподобной Евфросинии Полоцкой «Монастырский вестник» писал в преддверии принесения святыни в Сретенский монастырь. Сегодня расскажем о преподобной Евфросинии Московской, великой княгине Евдокии, чья память празднуется не только традиционно в день преставления, но и в день ее монашеского пострига (17/30 мая).
«И будут двое одна плоть»
К московской княгине обращаются с молитвой тысячи верующих. Как в далеком XIV веке она, забывая себя, милосердствовала народу Божиему, так и сегодня помогает страждущим. По прошествии более шестисот лет мы имеем возможность посещать обители, основанные ее усердием. События древности порой забываются, но, перефразируя пятую заповедь, – важно помнить и «почитать отцов и матерей», оставивших нам столь значимое духовное и одновременно зримо воплощенное наследие. Матерью московских земель и монастырской строительницей по праву можно назвать благоверную княгиню Евдокию, окончившую свой земной путь в ангельском образе с именем Евфросиния.
…На стройной полосе Рождественского бульвара, расположенного вдоль ныне невидимой стены Белого города, историей запечатлены важные даты, здесь оживают в памяти святые имена. Начало бульвару полагает Богородице-Рождественский монастырь, а завершает его Сретенский. Обе обители связаны с духовными трудами преподобной Евфросинии Московской. Если же мы будем двигаться по бульварному кольцу, широко обнимающему Кремль, оно приведет нас на Остоженку, где расположился Зачатьевский женский монастырь (изначально — Алексеевский), воздвигнутый молитвами и стараниями митрополита Киевского и всея Руси Алексия, который был отцом и хранителем святого супружеского союза Димитрия Донского и Евдокии Московской. Столичные монастыри, в наши дни почитаемые как древнейшие, были созданы и поддерживались усердием княгини Евдокии.
После благословленного святителем Алексием бракосочетания князь Димитрий с супругой Евдокией поселились в Москве. В ту нелегкую для города пору во всей полноте проявилась душевная доброта Евдокии, ее сострадание и любовь к людям. В Москве тогда свирепствовали пожары, болезни и разорения. Несчастные, лишившиеся крова, приходили к княгине за помощью. Никто не встречал отказа. Деньги шли не только из казны, но и из личных средств княжеской четы. Княгиня Евдокия помогала, казалось, не зная усталости, утешая всех своей тихой улыбкой, удивляя бодростью и твердой верой в Бога. В то время духовником Евдокии был игумен Симонова монастыря Феодор, ученик и племянник Сергия Радонежского.
Княжение Димитрия пришлось на один из самых сложных, но и славных периодов отечественной истории. Русские земли тогда начинали объединяться вокруг Москвы, а Золотая Орда терпела поражения. Все радости и горести разделяла с князем его супруга. И особенно важно, что в это время благоверных правителей и народ хранили молитвы великих светочей духа: святителя Алексия, преподобных Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, Кирилла Белоезерского.
Под молитвенным покровом
Одно из жизнеописаний благоверной княгини указывает: «Не прошло и пяти лет супружества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем. Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку – восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствие супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение». А перед битвой на Куликовом поле он, как известно, получил благословение преподобного Сергия Радонежского. Большое значение в жизни семьи имело духовное попечение преподобного Кирилла Белоезерского, который обращался с назидательными посланиями к уже взрослым сыновьям князя Димитрия. Василия он просил о примирении с суздальскими князьями, Андрея – явить справедливость, Юрия – покаяться. Преподобный Савва Сторожевский, покровитель Москвы и защитник царей, стал духовным отцом княгини Евдокии после смерти мужа и благословил его сына Юрия Дмитриевича на поход в Волжскую Булгарию, окончившийся победой. Семья Димитрия Донского всю жизнь находилась под молитвенным покровом святых людей, что отразилось и в жизни каждого ее члена, и в жизни самого Московского княжества.
Благоверные строители, благоустроители и жертвователи
Дела святой княжеской четы были всегда богоугодны. Вместе с супругом княгиня Евдокия отстраивала Москву. В годы княжения Димитрия в столице были возведены белокаменный Кремль, Андроников (1357) и Симонов (1370) монастыри-крепости, защищавшие подступы к Москве.
Своими горячими молитвами и делами любви княгиня помогала супругу в борьбе за освобождение Руси от власти Золотой Орды. В день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября (ст. ст.) 1380 года князь Димитрий, возглавивший войска русских княжеств, одержал на Куликовом поле решающую победу. Заступничество Божией Матери, благословение и молитвы преподобного Сергия и его учеников, молитвы княгини Евдокии, примирение и объединение самих сражавшихся против общего врага исходатайствовали у Бога эту победу. В память сражения на Куликовом поле княгиня построила впоследствии в Кремле храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Даниилом Черным. Так княгиня выполнила обет отблагодарить Пресвятую Богородицу за помощь русским войскам в битве с Мамаем. Также будущая преподобная участвовала в строительстве женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1386), основанного по благословению преподобного Сергия и указу великого князя, помогая княгине Марии Ивановне Серпуховской (в схиме Марфе), матери Владимира Андреевича Храброго, героя Куликовской битвы, двоюродного брата Димитрия Донского. Устроительницы этой обители были во всем единодушны и стремились созидать не только стены, но и дух монастыря. Любила посещать будущая монахиня Евфросиния и Зачатьевский монастырь (1360), первую женскую обитель Москвы.
19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. Умирая, он завещал детям беспрекословно слушаться мать и чтить духовных наставников. В завещании князя сказано, что если сыновья не будут повиноваться матери, то от них отойдет его благословение. Столь строгое указание не является ли свидетельством величины духа и мудрости будущей святой Евфросинии Московской? Княгиня по духовному устроению была подвижницей еще при жизни супруга, а после его кончины усилила подвиг, нося под великокняжеским одеянием власяницу и тяжелые вериги, что было тайной даже для родных. На долю княгини выпало понести тяжкую клевету, которая посеяла смущение и в душах ее сыновей. Но, показав им однажды скрытое под роскошными одеждами истощенное постами тело, княгиня Евдокия навсегда развеяла любые сомнения относительно своего благочестия. Кажется, ее монашеский подвиг начался задолго до принятия пострига: безропотное терпение поношений, клеветы, преданность воле Божией, всегдашний пост… А сила молитвы московской княгини и твердое упование на Бога проявились и в судьбоносный для Руси исторический момент.
Судьбоносное Сретение
Устройство обителей, храмов и благотворение им являлось великим благодарением Богу, Пресвятой Богородице и святым за их помощь и ходатайство. Многие монастыри и церкви святой Руси сквозь века пронесли память о важнейших победах, которые без молитв правителей, народа и решающей Божией помощи не могли бы состояться. В их числе и Сретенский монастырь. В конце лета 1395 года, через 15 лет после победы князя Димитрия на Куликовом поле, войско не знавшего пощады Тамерлана подошло к границам Москвы. Великая княгиня Евдокия, всецело полагаясь на помощь Пресвятой Богородицы, послала во Владимир за Ее чудотворным образом. На Кучковом поле княгиня с духовенством и народом с трепетом ожидали прибытия святыни. Молитвы матери-княгини и верующих были услышаны Царицей Небесной. В тот самый миг, когда образ Владычицы торжественно вступил в Москву, Тамерлану было сонное видение, в котором светоносная Жена повелела ему оставить пределы русской земли. Враги отступили, войско князя Василия (сына Димитрия Донского) вернулось, не понеся потерь. На месте встречи москвичами чудотворного образа княгиня Евдокия и ее сын впоследствии повелели построить Сретенский монастырь. Сама же икона осталась в столице. Ее новым домом стал Успенский собор в Кремле. Перед ней молились великие князья, выступая в походы, давали присягу на верность государю знатные люди государства. 26 августа (по ст. ст.), когда произошло «сретение» (встреча) Владимирский иконы Божией Матери, стало церковным праздником, днем торжества и духовной победы русского народа – и высящиеся купола Сретенской обители тому подтверждение.
Свидетельство ангельской жизни
Богоугодная жизнь княгини указывает нам не только на ее внешнее благочестие, но еще более – на ее внутреннюю глубину. Одну из самых важных монашеских добродетелей – отсечение своей воли – московская княгиня являла на протяжении всего своего земного пути. Династический изначально брак князя Димитрия Ивановича и юной Евдокии, призванный остановить междоусобицы между Московским и Суздальско-Нижегородским княжествами, в итоге оказался счастливым. За послушание и смирение Господь даровал супругам любовь. По смерти князя Димитрия княгиня Евдокия получила беспрецедентную власть, фактически став регентшей при сыновьях, но и это не изменило ее кроткого и смиренного сердца. Она взяла на себя заботу об обездоленных, вдовах и сиротах, основывала приюты, монастыри и строила церкви. На клевету и поношения никогда не отвечала. Монашеское устроение выросло в ней задолго до пострига, а само Таинство стало венцом, желанным итогом многотрудной жизни. Примечательно, что преподобная Евфросиния Московская является единственной святой, чей день пострига отмечен в церковном календаре.
В Москве ко времени принятия решения княгини о постриге существовало две женских обители – Алексеевская и Рождественская, а затем и третья — Вознесенская. Будущая преподобная избрала для своего подвига и кончины последнюю обитель, которая ею и была устроена. Под монастырь Евдокия отдала свои кремлевские чертоги: он был основан на том месте, где, по преданию, великая княгиня провожала мужа на Куликово поле и где встречала его с победой. 17 мая (по ст. ст.), за полгода до смерти, она приняла здесь иноческий постриг с именем Евфросинии, в честь почитаемой ею святой Евфросинии Суздальской. Через несколько дней после пострижения заложили каменный храм Вознесения Господня, в котором великая княгиня завещала себя похоронить. Кончина наступила 7 июля.
Преподобная Евфросиния стала единственной канонизированной женщиной княжеского дома Москвы.
Завещание святой было исполнено. Мощи ее покоились в Вознесенской церкви до 1929 года, на протяжении более пятисот лет одаривая приходящих помощью и любовью. В 1929 году храм был взорван, а мощи сохранены в подвале Судной палаты Архангельского собора Кремля. В 2008 году мощи преподобной были перенесены для поклонения в придел мученика Уара.
Жизнь великой княгини стала житием преподобной Евфросинии. Ныне каждый прибегающий к ней в молитве может просить о своем. Ведь ее широкое сердце, познавшее ценность семьи и общественный долг, жертвенно служившее своим близким и народу, в той же мере познало и сокровенную тайну отречения от мира во имя Христа. Преподобная поймет и услышит всех. Будем же обращаться к этой великой заступнице, благоверной супруге и истинной подвижнице с верой и надеждой на ее скорую помощь!
Дарья Филатова
Фото: Владимир Ходаков