В Вознесенский Макарьевский мужской монастырь мы отправились от здания Казанского епархиального управления, из самого центра города. За рулем – игумен Амвросий (Горновский), наместник монастыря – обители не слишком известной, куда не проложено удобной дороги, где удивительная тишина и где можно без помех всматриваться в свою душу... По дороге, любуясь прекрасными видами, говорим с отцом Амвросием о прошлом и настоящем этого места. Проезжаем суперсовременный город Иннополис, «силиконовую долину» Татарстана. А совсем рядом – Свияжские холмы. Кажется, невозможно насытиться этой захватывающей дух красотой… Здесь речка Свияга впадает в Волгу. Есть и источник, известный с древности. Пока мы в пути, отец Амвросий рассказывает, как он попал в обитель и стал исполнять обязанности настоятеля.
Меня привез сюда уже более восьми лет назад митрополит Феофан (Ашурков, †2020. – Ю.С.), прежний владыка на Казанской кафедре. На тот момент я был в Семиозерном монастыре под Казанью. Раздался звонок. Позвонили из епархиального управления, секретарь владыки сказал, что завтра надо с вещами прибыть в резиденцию архиерея. Я приехал на машине, тогда у меня была отцовская. Владыка Феофан сел ко мне. Он – человек резкой динамики, всё – быстро, сходу. Сказал:
– Едем!
– А куда, владыка?
– В Макарьевский!
Я бывал там до этого несколько раз. Монастырь считается уединенным, далеким от благ цивилизации, отправление в эту обитель можно счесть чем-то вроде ссылки. Мы поехали, за нами водитель владыки на джипе. Тут надо отметить, что путь в монастырь на тот момент был по берегу реки. Когда вода уходит, – есть дорога. Когда вода высокая, ее нет. В этот раз вода была высокая. Альтернативный вариант – ехать вéрхом, через поля. А там довольно крутой рельеф, перепад. Поля – суглинок, и незадолго до того прошедший дождь превратил их в грязь непроезжую, но мы как-то пробрались. Монастырь находится на плато среди леса, между берегом и вершиной горы. Спускаясь вниз, я просто нажал на тормоз, и, как на саночках в колее, моя машинка съехала в монастырь. Вернуться на ней назад никаких вариантов не было. Владыка собрал братию, сказал: «Вот вам отец Амвросий, он у вас старший. Какие есть проблемы?» Вопросы, просьбы какие-то были озвучены. То, что мог, владыка исполнил моментально, пообещал решить остальное и уехал. А я остался.
Скажем прямо, «бразильская система» – обучение непосредственно в процессе освоения навыка…
Да, что-то похожее есть: лодка, середина реки, кинули – и выплывай. Мне было тогда 27 лет, я был намного моложе монастырской братии. Никакого опыта управления монастырем не имел. Одно дело – монашество, а тут еще и юридическое лицо, масса хозяйственных проблем. Так что следующие три года были очень тяжелы.
И какое было первое дело в Макарьевском монастыре?
Первый шаг был такой, что я пошел и прибил вертушок на дверь сарая, которая постоянно болталась. Сейчас я понимаю, что это было самое глупое, что можно сделать. Тем не менее, лучшего ничего не нашел, просто сделал то, что мог «здесь и сейчас». Все эти годы для меня были большой школой. Я учился плавать, точнее – все это время учился держаться на плаву, не тонуть. Пока никуда не уплыл, это впереди. Надо еще научиться грести, распознавать направление. Но, слава Богу, сейчас уже не такая паническая ситуация, когда: «Всё, мы идем ко дну!..»
***
За этими разговорами и воспоминаниями мы доехали. Место потрясающе красиво. Вдали виден Свияжск. После строительства в начале этого века дамбы он снова стал полуостровом, доступным для туристов. Их в сезон массово доставляют и теплоходы, плывущие по Волге. А в монастыре, – тихо, безлюдно, слышны только шелест листьев и редкий крик птиц. Отец Амвросий показывает тот самый вертушок, приделанный «здесь и сейчас». По прошествии стольких лет он все еще держится, крепко был прибит…
Оглядываешься вокруг и понимаешь, что это несуетное место сразу завладевает твоим сердцем: такую красоту создал Бог!
Эта природа рассеивает мусор в голове. У нее ведь не бывает некрасивых моментов, в любое мгновение ты можешь проникнуться ее величием. В горах особенно это чувствуется. Не то чтобы ты ощущал свое ничтожество, но все мирские дела, проекты отсюда видятся суетой…
Привлечь сюда как можно больше людей не входит в наши приоритеты. Если нас сравнить со Свияжском, – это пустыня, но даже те люди, которые до нас добираются, – и то могут стать неким раздражителем для братии, соблазном. Братия говорят, что не хочется превращаться в приход…
***
Вознесенский Макарьевский монастырь был устроен в XVII веке преподобным схимонахом Исаией по завещанию преподобного Макария, основателя нескольких обителей. История не совсем типичная, и относится она к XV столетию. Смиренный монах Макарий в преклонном возрасте устроил обширный монастырь у Желтоводского озера. Это Нижегородская земля, там тогда проходила граница Руси и Орды. Спустя четыре года войска хана Улу-Махмета пошли с разорительным походом на Русь. Монастырь преподобного Макария, находившийся на пути рати, был сожжен, часть братии убита, многие взяты в плен, как и сам преподобный. Но хан обратил внимание на благообразного и кроткого старца. Он пригласил преподобного на беседу, которая, как свидетельствует Житие святого, была продолжительной. Макарий вместе с несколькими десятками пленных был отпущен с условием не оставаться в земле хана и не возвращаться на место уничтоженной обители у Желтоводского озера. Освобождение случилось в праздник Вознесения Господня. Усталые, израненные пленники отправились в путь. Чтобы не заблудиться, они брели вдоль Волги, ведь если идти от Казани против течения реки, то обязательно придешь в Нижний Новгород. Дорога дальняя и тяжелая даже для молодых людей, а святому Макарию было уже 90 лет. Но старец не только нашел в себе силы преодолевать тяготы пути, но и ободрял и утешал других, молился об их исцелении. На ночь нижегородцы остановились возле источника. Святой Макарий поблагодарил Бога за чудесное избавление из плена, освятил источник и завещал когда-нибудь, когда это станет возможным, основать на этом месте монастырь в честь Вознесения Христова. Преподобный Макарий все-таки возвратился к Желтому озеру, чтобы похоронить своих убитых братий. Затем он, исполняя обещание, данное хану, удалился на реку Унжа, в Костромской край, где основал новую обитель, Унженскую. Через пять лет он отошел ко Господу. Обет об основании монастыря, данный Богу, не был забыт: по прошествии более века его исполнил схимонах Исаия из Унженского монастыря.
Преподобный Макарий участвует в жизни братии?
У преподобного Макария интересная жизнь была – сколько монастырей им основано! Побывал в плену в средневековом Казанском ханстве. Остался в живых, спасся. В 90 лет смог пройти около 700 километров и еще один монастырь устроить… Мы каждый год проводим крестные ходы и просто походы по тропе святого Макария. Идем вдоль берега реки, частью лесами, около 25 километров, повторяя путь преподобного и его спутников. Крестный ход приурочен ко дню памяти Макария в начале августа. Эта идея возникла тогда, когда пришло осознание, что преподобный нас ведет сам, – не просто по тропе, а по дороге жизни. И с ним в этом пути легко. Кроме этого для людей интересующихся мы иногда устраиваем походы, связанные с историей монастыря. Места эти не только очень красивы, – они насыщены памятью об исторических событиях.
Было такое время, когда я особо ничего и не знал о преподобном Макарии. Постепенно приходило узнавание, почитание. Прошло несколько лет, прежде чем я понял, что этот святой очень дорог мне. Для нас, братии Макарьевского монастыря, он стал родным: наш покровитель, попечитель, наш отец. Это чувство растет с каждым годом, поэтому и хочется ходить его тропой. А схимонах Исаия, взявший на себя дерзновение основать монастырь по завету преподобного Макария, – первый из нас, как бы старший брат. Мы ощущаем, и с каждым годом все больше, покров преподобного Макария и монаха Исаии. Существует предание: если ты чтишь святого, читаешь его Житие, то он начинает молиться за тебя…
По молитвам преподобного Макария и схимонаха Исаии этот отдаленный монастырь, не избежав за несколько веков и бед секуляризации, и пожаров, и закрытия и разорения при советской власти, все-таки выстоял. Восстановлен прекрасный архитектурный ансамбль, созданный в едином стиле в XIX столетии: два храма, архимандритский и братский корпуса…
Во второй половине XIXвека здесь был активный отец-настоятель, иеромонах Мартиниан (Муратовский). В это же время здесь стал подвизаться известный отец Нил. Этот человек, в миру Николай Васильевич Хрисогонов, часть своей жизни работал чиновником Казанской казенной палаты, но мечтал о монашестве. Он отправился паломничать, был и на Святой Земле, и в Италии. Попал на Афон и хотел там остаться, но афонские отцы отправили его на родину собирать пожертвования для монастырей Святой Горы. Он стал заниматься этим делом очень усердно, и пошло оно у него хорошо. Помимо этого, при епархии было попечительство о вдовах и детях сиротах. Он и здесь принял деятельное участие. Всей душой этот человек хотел подвизаться на Афоне, но до конца жизни только помогал афонским обителям. В награду за его труды ему был преподнесен в дар список с иконы целителя Пантелеимона с частицей мощей – об этом свидетельствовала надпись на обороте образа. В тот момент в Казани и ее окрестностях это была единственная икона с частицей мощей святого Пантелеимона. Святыня обеспечила поток паломников в Макарьевский монастырь, – не дождавшись пострига на Афоне, Николай Хрисогонов пришел сюда, принял здесь постриг, стал иеромонахом. И продолжал собирать пожертвования. И, возможно, благодаря этому появились здесь новые здания. Они приблизительно все одного времени постройки…
***
Отец наместник ведет нас по небольшому, очень, можно сказать, компактному монастырю. Некой оградой служат здесь горы и само плато, на котором расположилась обитель в окружении леса. С другой стороны – распахнулась Волга. В центре ансамбля высится громадный памятник преподобному Макарию. Святой с крестом в руках, обращенный к реке, благословляет путешественников, следующих водным путем. Заходим в храм. Отец Амвросий подводит к иконе преподобного Макария с частицей мощей. Это монастырская святыня, перед этим образом ежедневно молится братия.
Говорим о строительстве: игумен Амвросий показывает новую ограду, балкончик, смотровую площадку, вид с которой на Свияжск и просторы завораживает.
В стройке постоянно есть необходимость?
Да, но работать можно только летом, так как все связано с дорогой. По зиме стройка замирает. Случаются такие снегопады, что братия на некоторое время оказывается совсем отрезанной от мира…
Здесь нет ни одного наемного человека: ни повара, ни охранника, ни водителя, ни бухгалтера. Мы стараемся всё делать сами. В этом, конечно, есть и интерес освоения нового, и немаловажная экономическая составляющая. У нас своя мастерская – очень любим технику, работаем на ней тоже сами. Машинами, погрузчиками нас снабдил владыка Феофан. Он никогда не оставлял Макарьевский монастырь. И внутреннюю жизнь владыка взял под свой контроль – мог порой по два раза в день к нам приезжать, мы полностью были под его опекой. Я думаю, эту обитель он очень полюбил и делал всё, чтобы она устроилась и благоукрасилась...
Монастырь – твой дом. Любая малость становится для тебя радостью. Не только потому, что, делая что-то с душой, ты видишь плоды, но и просто общению с братиями радуешься. Начинаешь понимать, что вот раньше эти люди были далеки от тебя, а сейчас стали ближе. Жизнь в братстве – это основное, главное. Это то, чему я еще не научился, чему пытаюсь учиться… Как жить с людьми, которые не таковы, как бы тебе хотелось. Ты вроде бы согласен других принять, но чтобы они соответствовали твоему пониманию. А они совсем другие. Принять человека таким, каков он есть, – это только сказать легко… Святые отцы приводили в пример мешок с камнями, которые трутся, трутся, трутся друг о друга… и ты один из этих камушков. Часто бывает, что я чем-то занят, обдумываю предстоящие дела, а меня начинают отвлекать просьбами. И, конечно, в первую очередь мысли: знали бы, как мне тяжело, а вы тут со своими мелочами! Хочется показать, что меня занимает большое и важное. А на самом деле, может, нужно отойти от своих планов и фантазий, потому что чужая «мелочь» оказывается очень важна. Вроде бы живем вместе, но найти минуту пообщаться по душам иногда бывает сложно. Надо оторвать время от себя и посвятить его другому, научиться жить друг с другом без высоких слов, по опыту преподобных отцов…
Больших перспектив я не строю, хотя у меня есть список дел на два года вперед. Я стараюсь относиться к этому списку так, чтобы он меня не мучил. Ведь кроме этого нужно заниматься вещами и бытовыми. Может быть, и немного скучными, и суетными, но необходимыми в братской жизни…
Я раньше старался определить, чтó самое главное в монашестве, ключевые какие-то вещи, условия. Сейчас бросил эту затею. Наверное, Господь каждого христианина Сам ведет, и у каждого «свое» монашество, только им пройденный путь…
***
День был замечателен. Светило ласковое осеннее солнце, было тепло. Мы сидели в трапезной, пили чай с монастырским медом. Шла одна из редких бесед, запоминающихся надолго. И уже было понятно, что в это место обязательно захочется вернуться…
Юлия Стихарева
Фото автора и с сайта Вознесенского Макарьевского мужского монастыря