«Самое драгоценное, что у нас есть – это Божественная свобода»

Слушая проповеди архипастыря

Сегодня горячие проповеди епископа Питирима (Творогова) звучат не только в городских, сельских и монастырских храмах Скопинской епархии (Рязанская митрополия), которую он возглавил в августе 2020 года. Набатом они прозвучали и в зоне специальной военной операции на Украине, куда архиерей ездил, чтобы поддержать наших бойцов. Недавно владыка выложил на RUTUBE все свои проповеди (начиная с периода служения в Таджикистане, где он был правящим архиереем Душанбинской епархии Русской Православной Церкви около семи лет), а также ряд своих публичных выступлений и интервью. И их оказалось более пятисот!

Как видно по комментариям в соцсетях (ВКонтакте, Телеграм), многое из того, что говорит владыка, к чему он призывает не только православных христиан, но и весь многонациональный народ родного Отечества, находит отклик в людских сердцах. Хочется обратить внимание читателя портала «Монастырский вестник» на некоторые аспекты последних проповедей архипастыря, призванных нас серьезно задуматься над тем, что в это историческое время, выпавшее на долю современной России, верующий человек, патриот своего Отечества не может «отсидеться» в сторонке. Взяв на себя пусть и небольшой молитвенный подвиг, приняв участие в помощи фронту, приблизит нашу победу над врагом, то есть над темными силами – силами зла.

«Украина уже сдалась без боя, а вот мы сдаваться не хотим»

Красной нитью проходит в проповедях епископа Питирима мысль чрезвычайно горькая, и, хотя она, можно сказать, общеизвестна, но столько людей старается от нее отмахнуться, затушевать ее в своем сознании! Отсюда и многие наши беды... Мы находимся, как сказал владыка, в самом жутком и прискорбном рабстве – рабстве плоти. А что нужно рабам? Хлеба и зрелищ. И этот «просвещенный» Запад, с которым Россия сейчас борется, давал нам для плоти многое, «благодаря» чему наша страна стала его колонией. У нас выработалась рабская психология. (Или добавлю: мы долго, очень долго испытывали иллюзии в отношении западных стран, и так волшебно, маняще еще недавно звучали названия европейских столиц – Париж, Лондон, Брюссель и т.д.). Но часть российского народа, по слову архипастыря, самая его лучшая, самая сознательная, самая свободная восстала против этого. И люди готовы жизнь свою отдать за то, чтобы освободиться от этого рабства, в которое вверг нас Запад. В проповеди после молебна о даровании победы, произнесенной в Георгиевском храме города Скопина 25 февраля нынешнего года (получается, на следующий день после того, как минуло два года с начала СВО), владыка отметил, что спустя два года мы до конца от этого рабства еще не освободились – мы просто взбунтовались против него. (Не все, конечно: сколько же ринулось за границу испугавшись того, что не будет здесь привычной для них сытой жизни и любимых зрелищ, или их отправят воевать!) Но многие начали понимать, что человек не для рабства создан, он создан Творцом для свободы. И самое драгоценное, что у нас есть – это Божественная свобода.

– Не с Украиной мы воюем, – повторил епископ Питирим то, что он говорил своей пастве все эти два года. – Украина уже сдалась без боя, а вот мы сдаваться не хотим. Мы хотим освободить себя и тех украинцев, которые согласятся перестать быть рабами и скинут с себя то рабское ярмо, которое сами на себя возложили.

Ответ преподобного Сергия Радонежского

В этой связи хочется обратить внимание и на удивительное произведение владыки под названием «Луганская рапсодия» (как он сам обозначил жанр: тут и проза, и поэзия, и притчи-сновидения, и цитаты из Евангелия, Апокалипсиса и святых отцов). Верится, что и читатели воспримут одно из самых сокровенных признаний архипастыря с пониманием и благодарностью. (К слову, благодарностей от людей он получает немало. Например, ему пишут в комментариях: «Благодарим Вас, владыка, за то, что Вы так доходчиво, понятно всё нам растолковываете. А понимая, что происходит, мы не будем бояться и унывать»). Так вот что написано в «Луганской рапсодии»: «Первые два дня [СВО] – шок! Растерянность от невозможности поверить в происходящее. Тревожные мысли и бессонница. Уныние от бессилия что-либо сделать, страх перед будущим, предчувствие тысяч, десятков, сотен тысяч смертей самых лучших парней, зрелых мужчин, мирного населения, ни в чем не повинных детей и стариков, чья жизнь и так была преисполнена скорбей и лишений. С такими мрачными и тревожными мыслями на третий день я прибыл на свою малую родину, в Сергиев Посад. По обыкновению, первым делом поспешил к раке мощей преподобного Сергия Радонежского. В Троицком соборе пели акафист Преподобному. У меня один безмолвный истошный вопль к нему: «Отче Сергий, вразуми, что происходит, как ко всему этому относиться?!» В то время как я приложился к открытым мощам святого, звучали слова 12-го икоса из акафиста: «Даруй победу на враги, яко царю Константину на Максентия, яко Давиду на Голиафа; державу нашу укрепи, Церковь Свою святую от распрей и расколов незыблему сохрани...» Вот и ответ!»

Действительно, вспомним, какой шок мы испытали в те первые дни, когда нашу жизнь разделило на «до» и «после» эпохальное событие, обозначенное непривычной тогда для слуха аббревиатурой СВО. Было глубокое погружение в тяжелейшее состояние с полной растерянностью и изматывающей бессонницей, что так подробно описал епископ Питирим. Мы ловили каждое слово Президента России, вслушивались в слова российских политиков, военных экспертов и экспертов-международников, а для православных христиан особенно важным было слово Святейшего Патриарха и слово священнослужителей. Что могу твердо сказать: мои добрые знакомые, уроженцы Днепропетровской, Запорожской областей, ряда областей Западной Украины, живущие в Москве, в Подмосковье, в Крыму уже лет десять-пятнадцать и более, услышали это пастырское слово – и слава Богу, заняли определенную позицию. Осознали, с каким врагом вступила в смертельную схватку Россия и стали молиться за ее победу.

На Украине – великая печаль для сердца! – до осознания того, кто истинный враг и в чьем обличье он выступает, судя по всему, еще далеко. Недавно одна моя родственница оттуда съездила в командировку в столицу Нидерландов Амстердам. Цель поездки: подписание с голландским правительством договора о предоставлении помощи в восстановлении инфраструктуры в ее родном городе. В том самом, откуда украинские войска цинично обстреливали Запорожскую атомную станцию. Вернулась восторженная, с желанием выучить английский язык, чтобы снова туда поехать, снова полюбоваться впечатлившей ее западной цивилизацией. А то, что Амстердам «славится» ежегодными гей-парадами, привлекающими всё больше и больше голландцев и их заграничных гостей; то, что здесь легализована марихуана и власти хотят легализовать кокаин, как-то прошло мимо ее сознания. К прискорбию, видимо, как и то, что в школах ее родного города исполняют гимн идеолога украинских националистов Степана Бандеры, а недавно (совсем свежая новость) одну из городских улиц переименовали в честь военного преступника, соучастника Холокоста и карателя дивизии СС «Галичина» Петра Дьяченко.

Это к вопросу, который владыка Питирим постоянно заостряет в своих проповедях. Неизменно актуальный во все времена вопрос – вопрос Божественной свободы... Господь, как мы знаем по опыту собственной жизни и жизни других людей, не навязывает насильственно Свою волю кому-либо. У отдельного человека и страны в целом даже при самых, казалось бы, катастрофических обстоятельствах всё же есть выбор: быть на светлой стороне или – под нашептывания диавола – выбрать «блаженство» на темной стороне. Сегодня всё отчетливее становится видно, кто на нашей планете, где насчитывается более 200 стран, какой выбор сделал. Один русский человек, патриот России, сказал следующее: «Мы вошли в 24 февраля 2022 года как народонаселение, а выйти должны нацией».

Как Россия будет жить после победы?

Чтобы выйти из нынешней полосы скорби нацией крепкой и жизнеспособной, нашему обществу надо измениться. На фронте, где идут боевые действия, рано или поздно мы одержим победу. В это мы верим. А на войне духовной? На культурном фронте? Образовательном? Владыка Питирим неустанно спрашивает об этом свою паству, напоминая о грозных предостережениях из минувших эпох нашего Отечества. Так после победы над Наполеоном, когда русские офицеры вернулись в Россию, то сколько же славных победителей, заразилось духом вольнодумства и стало участниками тайных объединений и обществ, в которых главенствующую роль играли масоны?! А что говорил святитель Феофан Затворник о заразе, о той грязи, что хлынула к нам с Запада после Крымской войны? Что будто плотина какая-то прорвалась... Слушаешь епископа Питирима и чувствуешь: это один из самых близких его душе святых. Владыка часто его цитирует в своих проповедях, предлагая людям задуматься над пророчествами Вышенского Затворника, предсказавшего и смуту, и революцию 1917 года. И –предвидевшего судьбу России в XXI веке. В наступившем ныне веке с его стремительно разворачивающимися событиями, полностью подтвердившими предвидение святителя: «Западом и наказывал, и накажет нас Господь...»

А 23 января сего года, на день памяти великого учителя христианской жизни, владыка Питирим после Литургии в Свято-Успенском Вышенском женском монастыре (Скопинская епархия) произнес проповедь, в которой привел высказанные, как он отметил, со свойственным святителю остроумием меткие слова: «Видите, вся беда, в попах молчащих! – Надо гайдуков нанять и всех их пооттаскать за аксиосы». Обеспокоенность святителя вызывало то критическое положение дел (в эпоху расцвета русской культуры и русской государственности!), связанное с расцветом в России и самых разных оккультных течений и практик. Распространялись всякие лжеучения, ереси, сектантство, и часто плевела заглушали злаки, но священники молчали. Гласом вопиющего в пустыне оказались предостережения святителя Феофана, который, даже находясь в затворе на Выше, продолжал следить за событиями в мире и государстве Российском. Был еще один обличающий «глас» – святого Иоанна Кронштадтского. Поскольку и в наше время такого рода «духовные практики» (правда, более коварные, более изощренные, в «современной упаковке») находят большой спрос, епископ Питирим (Творогов) и сам не молчит, и горячо призывает других священнослужителей Русской Православной Церкви на всех приходах говорить об этом, останавливать людей от походов к экстрасенсам, «чистящим карму», к колдунам, ведьмам и на всякие психологические тренинги. Словом, остерегать от всего того страшного, разрушительного, что приводит человека к духовному прелюбодеянию, когда он за помощью не к Богу обращается.

– Нас Господь хранит, Матерь Божия хранит, но когда мы с таким упорством просим помощи у темных сил, отступает от нас Ангел-Хранитель, отступает – в последнюю очередь – Пресвятая Богородица, и эти темные силы выходят из ада и начинают поступать с нами так, как они сейчас поступают на Украине, – произнес епископ Питирим в недавней своей проповеди, обращенной к прихожанам храма села Можары в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали» в престольный праздник.

Подтверждений тому, что наш современник-архипастырь не сгущает краски относительно духовной слепоты немалого числа россиян, к прискорбию, великое множество. Некоторые из них вызывают, можно сказать, оторопь, просто не укладываются в голове. Совсем недавно газета «Комсомольская правда» опубликовала пространную статью о секте, скупившей в деревне под Ульяновском домишки и основавшей там новое государство под названием «Триединая Русь». Лидером его стал четырежды судимый уголовник Леонид Власов, объявивший себя и последним императором, и пророком, и державным патриархом. Прежде эта тоталитарная секта проявляла немалую активность в Волгоградской, Нижегородской, Рязанской и других областях, затем капитально обосновалась в Ульяновской области. Ее адепты бросали семьи, продавали имущество, жгли документы и селились здесь. Согласно информации в «Комсомолке», Леонида Власова сотрудники правоохранительных органов в этом месяце всё же арестовали, предъявив ему обвинение – создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. Кроме того, было объявлено подозрение, что куратором этой секты могла быть Служба безопасности Украины.

Как, например, у экстремистской секты (запрещенной в РФ) «Духовный центр "Возрождение"» (ДЦВ) и одноименного благотворительного фонда. Лидер ДЦВ – фигурант уголовных дел на Украине за воровство и мошенничество и одновременно друг Зеленского Владимир Мунтян (себя он именует апостолом, целителем) – живет на две страны (Индонезия, Германия), а в нашей стране последователям организации удалось создать целую сеть ячеек, привлечь к себе людей обещаниями «изгнать беса безденежья», вылечить от алкоголизма, СПИДа, рака и т.д. Так вот: после начала специальной военной операции на Украине (что было установлено в ходе следствия) деньги обманутых россиян направлялись на покупку снаряжения и вооружения для боевиков ВСУ.

Повреждаются души, заражаясь духовным вирусом. Повреждается общество...

– Мы уже знаем, как наши предки согрешили, почему они не услышали голос своих святителей, и опять наступаем на те же самые грабли! – говорит епископ Питирим. Но добавляет, что мы обогащены трагическим страшным кровавым опытом XX века и наш XXI век не должен стать его повторением.

Нельзя расслабляться

Маскировочные сети изготавливают и в Скопинской епархии

Владыка Питирим обращает внимание и на тот важный момент нашей жизни, что специальная военная операция привела в движение дремлющие здоровые силы в обществе – в зону соприкосновения с боевыми действиями стали тоннами отправлять грузы со всем необходимым для бойцов, а также с гуманитарной помощью для настрадавшихся жителей новых российских территорий, остервенело обстреливаемых по приказу нечестивой украинской власти, что находит поддержку у европейских правительств. Широкое волонтерское движение охватило всю страну. Волонтеры занимаются сбором помощи и доставкой грузов, бабушки вяжут теплые носки для солдат, женщины плетут маскировочные сети, дети пишут письма на фронт, в храмах собирают огарки свечей, из которых отливают окопные свечи. Да много чего такого делается, чтобы хоть на шаг приблизить нашу победу! По словам владыки, сработало глубинное народное чутье. В одной из его архипастырских проповедей приводятся слова стяжавшей дар прозорливости великой подвижницы XX века схимонахини Сепфоры (ее еще называют Клыковской, потому что последние годы своей телесной жизни она подвизалась в монастыре в честь Образа Спаса Нерукотворного пустыни в Клыково на Калужской земле). Задолго до тех событий, которые сейчас происходят на Украине, старица предсказала, что там будет война, будет много смертей и разрушений. Однако война эта ограничится одной территорией Украины, России она не коснется – но только при одном условии. Каком? Если Россия покается и будет крепка верой, если люди станут ходить в храмы и молиться. Тогда этот вспыхнувший ярким пламенем пожар («языки пламени гнева Божия») распространится не на Россию, а на Европу.

Но что мы сегодня видим? Наши лучшие – сильные духом мужчины – находятся на передовой, а все ли их замечательные жены ходят в храм не просто поставить свечку, а помолиться соборно? И те мужчины, которые не на фронте, как мало их бывает на богослужениях! Мусульмане, к примеру, исправно ходят на пятничные молитвы в мечети, соблюдают уразу (пост), и в этом плане сравнение не в пользу многих крещеных в Православии мужчин. И особую обеспокоенность у владыки Питирима вызывает внутреннее состояние детей, которых враг улавливает с самого трепетного их возраста. Это одна из стержневых тем проповедей архипастыря. Он приводит запоминающуюся аналогию: семя греха в ребенке проявляется уже с младенческого возраста – ребенок капризничает, просит сладкого, шантажирует родителей и опутывается своими капризами, как Гулливер лилипутами. А сколько этих «лилипутов» у маленького ребенка! То есть с раннего детства он становится рабом своей плоти. Когда вырастает, наоборот – становится лилипутом. Как у Свифта в «Путешествиях Гулливера»: во время второго своего путешествия Гулливер попадает в страну великанов, и они играют с ним, как хотят. И с повзрослевшим человеком грехи-великаны (для них он лилипут!) играют, как хотят.

– Я повторяю, повторяю и повторяю: нужно меняться, нужно каяться, нужно исправлять свою жизнь, – говорит владыка пастве.

И еще один его требовательный призыв к пастве:

– Вот вы услышали то, что я вам сейчас сказал, и вы должны пойти в свои дома, в свои коллективы и пересказывать это. И так же проповедовать.

***

Наш спасательный круг в бушующем океане лютой американо-западной ненависти – молитва. Полные храмы молящихся людей по всему лицу Русской земли. И способные высечь в людских сердцах искру веры пастыри – от священника в сане иерея до архиерея. Епископ Питирим не только благодарности в свой адрес получает (и за назидательные проповеди, и за острые интервью, и за теплые душевные зарисовки, кои он размещает на своих страницах ВКонтакте и Телеграм-канале, и прочитав их, добросердечные люди могут даже прослезиться). А что касается произведения владыки «Луганская рапсодия», тут я хочу дать слово таджикскому и русскому поэту и писателю Тимуру Зульфикарову, который написал, по признанию владыки, «возвышенно-поэтический отзыв, незаслуженный, но приятный». В частности, там есть такие строки: «Это живой трепетный документ эпохи, поражает океанская вселюбящая, всепрощающая Любовь и высота взгляда на темные дни. Это взор орла, который высоко плывет, но зорко видит все события на земле. Вы из орлов, а не из куриц, которых тоже жаль...»

И в то же время нападки на архиерея-проповедника встречаются в Интернете постоянно. Особенно злобно, оскорбительно они зазвучали после его недавней проповеди, в которой епископ Питирим обрисовал возможные последствия новой угрозы для людей, связанные с искусственным интеллектом и андроидами, и затронул тему инопланетян, назвав это подготовленной «сказкой» о встрече с ними. Но разговор об этом уже в следующем материале.

Автор: Нина Ставицкая
Снимки взяты с личной страницы ВКонтакте епископа Скопинского и Шацкого Питирима и со страницы ВКонтакте Скопинской епархии Рязанской митрополии

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка