«Самое драгоценное, что у нас есть – это Божественная свобода»

Слушая проповеди архипастыря

Сегодня горячие проповеди епископа Питирима (Творогова) звучат не только в городских, сельских и монастырских храмах Скопинской епархии (Рязанская митрополия), которую он возглавил в августе 2020 года. Набатом они прозвучали и в зоне специальной военной операции на Украине, куда архиерей ездил, чтобы поддержать наших бойцов. Недавно владыка выложил на RUTUBE все свои проповеди (начиная с периода служения в Таджикистане, где он был правящим архиереем Душанбинской епархии Русской Православной Церкви около семи лет), а также ряд своих публичных выступлений и интервью. И их оказалось более пятисот!

Как видно по комментариям в соцсетях (ВКонтакте, Телеграм), многое из того, что говорит владыка, к чему он призывает не только православных христиан, но и весь многонациональный народ родного Отечества, находит отклик в людских сердцах. Хочется обратить внимание читателя портала «Монастырский вестник» на некоторые аспекты последних проповедей архипастыря, призванных нас серьезно задуматься над тем, что в это историческое время, выпавшее на долю современной России, верующий человек, патриот своего Отечества не может «отсидеться» в сторонке. Взяв на себя пусть и небольшой молитвенный подвиг, приняв участие в помощи фронту, приблизит нашу победу над врагом, то есть над темными силами – силами зла.

«Украина уже сдалась без боя, а вот мы сдаваться не хотим»

Красной нитью проходит в проповедях епископа Питирима мысль чрезвычайно горькая, и, хотя она, можно сказать, общеизвестна, но столько людей старается от нее отмахнуться, затушевать ее в своем сознании! Отсюда и многие наши беды... Мы находимся, как сказал владыка, в самом жутком и прискорбном рабстве – рабстве плоти. А что нужно рабам? Хлеба и зрелищ. И этот «просвещенный» Запад, с которым Россия сейчас борется, давал нам для плоти многое, «благодаря» чему наша страна стала его колонией. У нас выработалась рабская психология. (Или добавлю: мы долго, очень долго испытывали иллюзии в отношении западных стран, и так волшебно, маняще еще недавно звучали названия европейских столиц – Париж, Лондон, Брюссель и т.д.). Но часть российского народа, по слову архипастыря, самая его лучшая, самая сознательная, самая свободная восстала против этого. И люди готовы жизнь свою отдать за то, чтобы освободиться от этого рабства, в которое вверг нас Запад. В проповеди после молебна о даровании победы, произнесенной в Георгиевском храме города Скопина 25 февраля нынешнего года (получается, на следующий день после того, как минуло два года с начала СВО), владыка отметил, что спустя два года мы до конца от этого рабства еще не освободились – мы просто взбунтовались против него. (Не все, конечно: сколько же ринулось за границу испугавшись того, что не будет здесь привычной для них сытой жизни и любимых зрелищ, или их отправят воевать!) Но многие начали понимать, что человек не для рабства создан, он создан Творцом для свободы. И самое драгоценное, что у нас есть – это Божественная свобода.

– Не с Украиной мы воюем, – повторил епископ Питирим то, что он говорил своей пастве все эти два года. – Украина уже сдалась без боя, а вот мы сдаваться не хотим. Мы хотим освободить себя и тех украинцев, которые согласятся перестать быть рабами и скинут с себя то рабское ярмо, которое сами на себя возложили.

Ответ преподобного Сергия Радонежского

В этой связи хочется обратить внимание и на удивительное произведение владыки под названием «Луганская рапсодия» (как он сам обозначил жанр: тут и проза, и поэзия, и притчи-сновидения, и цитаты из Евангелия, Апокалипсиса и святых отцов). Верится, что и читатели воспримут одно из самых сокровенных признаний архипастыря с пониманием и благодарностью. (К слову, благодарностей от людей он получает немало. Например, ему пишут в комментариях: «Благодарим Вас, владыка, за то, что Вы так доходчиво, понятно всё нам растолковываете. А понимая, что происходит, мы не будем бояться и унывать»). Так вот что написано в «Луганской рапсодии»: «Первые два дня [СВО] – шок! Растерянность от невозможности поверить в происходящее. Тревожные мысли и бессонница. Уныние от бессилия что-либо сделать, страх перед будущим, предчувствие тысяч, десятков, сотен тысяч смертей самых лучших парней, зрелых мужчин, мирного населения, ни в чем не повинных детей и стариков, чья жизнь и так была преисполнена скорбей и лишений. С такими мрачными и тревожными мыслями на третий день я прибыл на свою малую родину, в Сергиев Посад. По обыкновению, первым делом поспешил к раке мощей преподобного Сергия Радонежского. В Троицком соборе пели акафист Преподобному. У меня один безмолвный истошный вопль к нему: «Отче Сергий, вразуми, что происходит, как ко всему этому относиться?!» В то время как я приложился к открытым мощам святого, звучали слова 12-го икоса из акафиста: «Даруй победу на враги, яко царю Константину на Максентия, яко Давиду на Голиафа; державу нашу укрепи, Церковь Свою святую от распрей и расколов незыблему сохрани...» Вот и ответ!»

Действительно, вспомним, какой шок мы испытали в те первые дни, когда нашу жизнь разделило на «до» и «после» эпохальное событие, обозначенное непривычной тогда для слуха аббревиатурой СВО. Было глубокое погружение в тяжелейшее состояние с полной растерянностью и изматывающей бессонницей, что так подробно описал епископ Питирим. Мы ловили каждое слово Президента России, вслушивались в слова российских политиков, военных экспертов и экспертов-международников, а для православных христиан особенно важным было слово Святейшего Патриарха и слово священнослужителей. Что могу твердо сказать: мои добрые знакомые, уроженцы Днепропетровской, Запорожской областей, ряда областей Западной Украины, живущие в Москве, в Подмосковье, в Крыму уже лет десять-пятнадцать и более, услышали это пастырское слово – и слава Богу, заняли определенную позицию. Осознали, с каким врагом вступила в смертельную схватку Россия и стали молиться за ее победу.

На Украине – великая печаль для сердца! – до осознания того, кто истинный враг и в чьем обличье он выступает, судя по всему, еще далеко. Недавно одна моя родственница оттуда съездила в командировку в столицу Нидерландов Амстердам. Цель поездки: подписание с голландским правительством договора о предоставлении помощи в восстановлении инфраструктуры в ее родном городе. В том самом, откуда украинские войска цинично обстреливали Запорожскую атомную станцию. Вернулась восторженная, с желанием выучить английский язык, чтобы снова туда поехать, снова полюбоваться впечатлившей ее западной цивилизацией. А то, что Амстердам «славится» ежегодными гей-парадами, привлекающими всё больше и больше голландцев и их заграничных гостей; то, что здесь легализована марихуана и власти хотят легализовать кокаин, как-то прошло мимо ее сознания. К прискорбию, видимо, как и то, что в школах ее родного города исполняют гимн идеолога украинских националистов Степана Бандеры, а недавно (совсем свежая новость) одну из городских улиц переименовали в честь военного преступника, соучастника Холокоста и карателя дивизии СС «Галичина» Петра Дьяченко.

Это к вопросу, который владыка Питирим постоянно заостряет в своих проповедях. Неизменно актуальный во все времена вопрос – вопрос Божественной свободы... Господь, как мы знаем по опыту собственной жизни и жизни других людей, не навязывает насильственно Свою волю кому-либо. У отдельного человека и страны в целом даже при самых, казалось бы, катастрофических обстоятельствах всё же есть выбор: быть на светлой стороне или – под нашептывания диавола – выбрать «блаженство» на темной стороне. Сегодня всё отчетливее становится видно, кто на нашей планете, где насчитывается более 200 стран, какой выбор сделал. Один русский человек, патриот России, сказал следующее: «Мы вошли в 24 февраля 2022 года как народонаселение, а выйти должны нацией».

Как Россия будет жить после победы?

Чтобы выйти из нынешней полосы скорби нацией крепкой и жизнеспособной, нашему обществу надо измениться. На фронте, где идут боевые действия, рано или поздно мы одержим победу. В это мы верим. А на войне духовной? На культурном фронте? Образовательном? Владыка Питирим неустанно спрашивает об этом свою паству, напоминая о грозных предостережениях из минувших эпох нашего Отечества. Так после победы над Наполеоном, когда русские офицеры вернулись в Россию, то сколько же славных победителей, заразилось духом вольнодумства и стало участниками тайных объединений и обществ, в которых главенствующую роль играли масоны?! А что говорил святитель Феофан Затворник о заразе, о той грязи, что хлынула к нам с Запада после Крымской войны? Что будто плотина какая-то прорвалась... Слушаешь епископа Питирима и чувствуешь: это один из самых близких его душе святых. Владыка часто его цитирует в своих проповедях, предлагая людям задуматься над пророчествами Вышенского Затворника, предсказавшего и смуту, и революцию 1917 года. И –предвидевшего судьбу России в XXI веке. В наступившем ныне веке с его стремительно разворачивающимися событиями, полностью подтвердившими предвидение святителя: «Западом и наказывал, и накажет нас Господь...»

А 23 января сего года, на день памяти великого учителя христианской жизни, владыка Питирим после Литургии в Свято-Успенском Вышенском женском монастыре (Скопинская епархия) произнес проповедь, в которой привел высказанные, как он отметил, со свойственным святителю остроумием меткие слова: «Видите, вся беда, в попах молчащих! – Надо гайдуков нанять и всех их пооттаскать за аксиосы». Обеспокоенность святителя вызывало то критическое положение дел (в эпоху расцвета русской культуры и русской государственности!), связанное с расцветом в России и самых разных оккультных течений и практик. Распространялись всякие лжеучения, ереси, сектантство, и часто плевела заглушали злаки, но священники молчали. Гласом вопиющего в пустыне оказались предостережения святителя Феофана, который, даже находясь в затворе на Выше, продолжал следить за событиями в мире и государстве Российском. Был еще один обличающий «глас» – святого Иоанна Кронштадтского. Поскольку и в наше время такого рода «духовные практики» (правда, более коварные, более изощренные, в «современной упаковке») находят большой спрос, епископ Питирим (Творогов) и сам не молчит, и горячо призывает других священнослужителей Русской Православной Церкви на всех приходах говорить об этом, останавливать людей от походов к экстрасенсам, «чистящим карму», к колдунам, ведьмам и на всякие психологические тренинги. Словом, остерегать от всего того страшного, разрушительного, что приводит человека к духовному прелюбодеянию, когда он за помощью не к Богу обращается.

– Нас Господь хранит, Матерь Божия хранит, но когда мы с таким упорством просим помощи у темных сил, отступает от нас Ангел-Хранитель, отступает – в последнюю очередь – Пресвятая Богородица, и эти темные силы выходят из ада и начинают поступать с нами так, как они сейчас поступают на Украине, – произнес епископ Питирим в недавней своей проповеди, обращенной к прихожанам храма села Можары в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали» в престольный праздник.

Подтверждений тому, что наш современник-архипастырь не сгущает краски относительно духовной слепоты немалого числа россиян, к прискорбию, великое множество. Некоторые из них вызывают, можно сказать, оторопь, просто не укладываются в голове. Совсем недавно газета «Комсомольская правда» опубликовала пространную статью о секте, скупившей в деревне под Ульяновском домишки и основавшей там новое государство под названием «Триединая Русь». Лидером его стал четырежды судимый уголовник Леонид Власов, объявивший себя и последним императором, и пророком, и державным патриархом. Прежде эта тоталитарная секта проявляла немалую активность в Волгоградской, Нижегородской, Рязанской и других областях, затем капитально обосновалась в Ульяновской области. Ее адепты бросали семьи, продавали имущество, жгли документы и селились здесь. Согласно информации в «Комсомолке», Леонида Власова сотрудники правоохранительных органов в этом месяце всё же арестовали, предъявив ему обвинение – создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. Кроме того, было объявлено подозрение, что куратором этой секты могла быть Служба безопасности Украины.

Как, например, у экстремистской секты (запрещенной в РФ) «Духовный центр "Возрождение"» (ДЦВ) и одноименного благотворительного фонда. Лидер ДЦВ – фигурант уголовных дел на Украине за воровство и мошенничество и одновременно друг Зеленского Владимир Мунтян (себя он именует апостолом, целителем) – живет на две страны (Индонезия, Германия), а в нашей стране последователям организации удалось создать целую сеть ячеек, привлечь к себе людей обещаниями «изгнать беса безденежья», вылечить от алкоголизма, СПИДа, рака и т.д. Так вот: после начала специальной военной операции на Украине (что было установлено в ходе следствия) деньги обманутых россиян направлялись на покупку снаряжения и вооружения для боевиков ВСУ.

Повреждаются души, заражаясь духовным вирусом. Повреждается общество...

– Мы уже знаем, как наши предки согрешили, почему они не услышали голос своих святителей, и опять наступаем на те же самые грабли! – говорит епископ Питирим. Но добавляет, что мы обогащены трагическим страшным кровавым опытом XX века и наш XXI век не должен стать его повторением.

Нельзя расслабляться

Маскировочные сети изготавливают и в Скопинской епархии

Владыка Питирим обращает внимание и на тот важный момент нашей жизни, что специальная военная операция привела в движение дремлющие здоровые силы в обществе – в зону соприкосновения с боевыми действиями стали тоннами отправлять грузы со всем необходимым для бойцов, а также с гуманитарной помощью для настрадавшихся жителей новых российских территорий, остервенело обстреливаемых по приказу нечестивой украинской власти, что находит поддержку у европейских правительств. Широкое волонтерское движение охватило всю страну. Волонтеры занимаются сбором помощи и доставкой грузов, бабушки вяжут теплые носки для солдат, женщины плетут маскировочные сети, дети пишут письма на фронт, в храмах собирают огарки свечей, из которых отливают окопные свечи. Да много чего такого делается, чтобы хоть на шаг приблизить нашу победу! По словам владыки, сработало глубинное народное чутье. В одной из его архипастырских проповедей приводятся слова стяжавшей дар прозорливости великой подвижницы XX века схимонахини Сепфоры (ее еще называют Клыковской, потому что последние годы своей телесной жизни она подвизалась в монастыре в честь Образа Спаса Нерукотворного пустыни в Клыково на Калужской земле). Задолго до тех событий, которые сейчас происходят на Украине, старица предсказала, что там будет война, будет много смертей и разрушений. Однако война эта ограничится одной территорией Украины, России она не коснется – но только при одном условии. Каком? Если Россия покается и будет крепка верой, если люди станут ходить в храмы и молиться. Тогда этот вспыхнувший ярким пламенем пожар («языки пламени гнева Божия») распространится не на Россию, а на Европу.

Но что мы сегодня видим? Наши лучшие – сильные духом мужчины – находятся на передовой, а все ли их замечательные жены ходят в храм не просто поставить свечку, а помолиться соборно? И те мужчины, которые не на фронте, как мало их бывает на богослужениях! Мусульмане, к примеру, исправно ходят на пятничные молитвы в мечети, соблюдают уразу (пост), и в этом плане сравнение не в пользу многих крещеных в Православии мужчин. И особую обеспокоенность у владыки Питирима вызывает внутреннее состояние детей, которых враг улавливает с самого трепетного их возраста. Это одна из стержневых тем проповедей архипастыря. Он приводит запоминающуюся аналогию: семя греха в ребенке проявляется уже с младенческого возраста – ребенок капризничает, просит сладкого, шантажирует родителей и опутывается своими капризами, как Гулливер лилипутами. А сколько этих «лилипутов» у маленького ребенка! То есть с раннего детства он становится рабом своей плоти. Когда вырастает, наоборот – становится лилипутом. Как у Свифта в «Путешествиях Гулливера»: во время второго своего путешествия Гулливер попадает в страну великанов, и они играют с ним, как хотят. И с повзрослевшим человеком грехи-великаны (для них он лилипут!) играют, как хотят.

– Я повторяю, повторяю и повторяю: нужно меняться, нужно каяться, нужно исправлять свою жизнь, – говорит владыка пастве.

И еще один его требовательный призыв к пастве:

– Вот вы услышали то, что я вам сейчас сказал, и вы должны пойти в свои дома, в свои коллективы и пересказывать это. И так же проповедовать.

***

Наш спасательный круг в бушующем океане лютой американо-западной ненависти – молитва. Полные храмы молящихся людей по всему лицу Русской земли. И способные высечь в людских сердцах искру веры пастыри – от священника в сане иерея до архиерея. Епископ Питирим не только благодарности в свой адрес получает (и за назидательные проповеди, и за острые интервью, и за теплые душевные зарисовки, кои он размещает на своих страницах ВКонтакте и Телеграм-канале, и прочитав их, добросердечные люди могут даже прослезиться). А что касается произведения владыки «Луганская рапсодия», тут я хочу дать слово таджикскому и русскому поэту и писателю Тимуру Зульфикарову, который написал, по признанию владыки, «возвышенно-поэтический отзыв, незаслуженный, но приятный». В частности, там есть такие строки: «Это живой трепетный документ эпохи, поражает океанская вселюбящая, всепрощающая Любовь и высота взгляда на темные дни. Это взор орла, который высоко плывет, но зорко видит все события на земле. Вы из орлов, а не из куриц, которых тоже жаль...»

И в то же время нападки на архиерея-проповедника встречаются в Интернете постоянно. Особенно злобно, оскорбительно они зазвучали после его недавней проповеди, в которой епископ Питирим обрисовал возможные последствия новой угрозы для людей, связанные с искусственным интеллектом и андроидами, и затронул тему инопланетян, назвав это подготовленной «сказкой» о встрече с ними. Но разговор об этом уже в следующем материале.

Автор: Нина Ставицкая
Снимки взяты с личной страницы ВКонтакте епископа Скопинского и Шацкого Питирима и со страницы ВКонтакте Скопинской епархии Рязанской митрополии

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Сурский Иоанновский женский монастырь