Сольба: монастырь в лесу

Николо-Сольбинский женский монастырь

Как создать жизнь на острове? Как построить монастырь среди глухого леса, вдалеке от населенных пунктов – с нуля, на болоте и свалке? Более того, провести в лес коммуникации, построить 10 храмов, устроить детский приют и среднюю школу. Приезжайте в Николо-Сольбинский женский монастырь в местечке Сольба Ярославской области, чтобы убедиться воочию – у Господа все возможно.

Мы приехали на Сольбу в праздник Вознесения Господня и рассчитывали пробыть в обители около одного-двух дней. Но оказалось, в Николо-Сольбинском монастыре столько всего нужно было увидеть, сфотографировать, прочувствовать, что нам не хватило и четырех. А уж рассказать обо всех чудесах, связанных с возведением храмов, о масштабных мероприятиях, которые собирают в гостеприимной обители сотни человек, о просветительских проектах монастыря и многом другом в одном репортаже и вовсе не представляется возможным. О Сольбе можно говорить долго. Наше интервью с настоятельницей игуменией Еротиидой растянулось на три часа, и даже этого было недостаточно.

Между страхом и надеждой

Каждый из монастырей России имеет свою историю возрождения из руин после безбожных лет советской власти. Истории эти во многом схожие: разруха, осквернение, трудности восстановления, кушать нечего, средств нет, иной раз мирские люди живут на монастырской территории и прочее. Но история возрождения монастыря на Сольбе имеет свои особенности, которые в будущем предопределили миссию обители и ее проекты.

Николо-Сольбинский женский монастырь открылся одним из последних в Ярославской области. Место это очень отдаленное, глухое, вокруг на многие километры лес, до ближайшего города – Переславля-Залесского – 70 км, на большие расстоянии от обители разбросаны крошечные деревушки, в которых почти не осталось жителей.

После психиатрической больницы, размещавшейся здесь в советские годы, территория эта в сознании людей стала чем-то страшным. Санэпидемстанция боялась распространения заразы отсюда – такая была антисанитария. Поэтому в 1994 году монастырь (точнее то, что от него осталось) передали Церкви.

Матушка Еротиида приехала на Сольбу с тремя молоденькими сестрами (16, 17 и 18 лет) зимой 1999 года. Чуть позже прибыли еще две сестры.

На территории монастыря сохранился только разрушенный и обезображенный Успенский храм и полуразрушенное двухэтажное здание, где жили бомжи. Там же пришлось поселиться и первым сестрам.

– Перекрытия были страшные, валились. Крыша – небо видно, – рассказывает игумения Еротиида. – Крысы бегали, тараканы как цепи свисали с потолка и падали под собственной тяжестью. Окон не было. В феврале еще лютая зима, рамы из окон вообще выпали, в помещение валил снег.

В одном здании с нами жили бомжи, брали все, что хотели, заглядывали в кастрюли, вели себя как хозяева. Двери никакие не закрывались.

У бомжей были металлические кровати, по краям которых они делали бортики из досок, сверху натягивали простыни и спали в этих похожих на гробы конструкциях. Я спрашивала: «Зачем вы так делаете?» Они объясняли: «Так теплее, не поддувает».

Мы с ними подружились, у нас была одна участь. А вот местное население – лишившийся заработка персонал психбольницы – было настроено к нам враждебно.

– Матушка, что было самым сложным на первых порах?

– Пришлось самим создавать инфраструктуру. Не было никаких коммуникаций: ни водопровода, ни канализации, ни телефона. Провода под напряжением валялись на земле, столбы сгнили. Мы тянули сюда электричество из Переславля, меняли сечение проводов на всем пути, ставили новые столбы.

Увеличение мощности заняло несколько этапов, и за каждый из них я билась, всякий раз мы проходили невероятные теснины и сложности. Мне говорили, что все это нереально, надо забыть об этом; чтобы получить достаточную мощность, нужно в Переславле менять подстанцию! И пришлось менять.

Провели оптоволокно, интернет, сделали дороги, которых не было, пробурили скважины. В 2013 году путем неимоверных трудностей ради монастыря и его проектов на Сольбу был проведен газ из Переславля-Залесского. Попутно были газифицированы все деревни.

С людьми и для людей

Постепенно матушка Еротиида знакомилась с округой.

– Такая тоска была везде, куда ни посмотришь, любая деревня – уныние и упадок. Беднота, беда страшная. Старенькие люди умирали как нелюди – в унынии, в грязи, в болезни, не нужные, неизвестные.

В школе учителя обзывали детей, унижали. Один учитель на четыре класса, все дети занимались вместе. Какое тут можно получить образование?

В больнице не было даже одноразовых шприцов, оборудование советских времен.

А что творилось в колхозе! За бутылку водки резали коров каждый день, ругались матом, кидали окурки в молоко. Это было настоящее беснование, затмение умов. Позднее мы оформили документы, сделали реорганизацию колхоза. Пять лет поднимали эту ферму, для того чтобы люди работали, получали зарплату и были примером для своих детей.

Я не знала, что делать, когда меня поглотила эта общая человеческая скорбь, не видела выхода. Пыталась понять волю Божию, что хочет от меня Бог. И тогда пришла мысль, что надо помогать людям. Идея возрождения монастыря была связана именно с печалью о людях. Я поняла, что им нужен источник для утоления духовной жажды.

Начали с молитвы. С первых дней игумения Еротиида установила распорядок дня, ежедневно совершались богослужения, исполнялось монашеское правило, каждый день сестры крестным ходом обходили обитель, призывая милость Божию на это место. Именно молитвенное делание явилось той основой, благодаря которой и монастырь восстанавливается, и возрождается округа.

Наряду с монашеской жизнью сестры кормили людей, делились с ними тем, что имели, хотя обитель сама терпела нужду. В монастыре стали устраивать праздники. Это очень объединяет людей и смягчает души. Монастырская машина до сих пор каждое воскресенье привозит жителей из окрестных деревень на службы, потому что транспорт не ходит.

Монахини занимались с детьми. Когда при монастыре открылся детский приют и школа, некоторые деревенские дети поступили сюда на учебу. Вместе с девочками из приюта местные ребятишки имеют возможность ездить в поездки, на концерты, даже на море. На Рождество, Пасху, 9 мая воспитанницы приюта вместе с сестрами ходят по деревням с подарками, поют песни.

Монастырская служба милосердия оказывает помощь старикам, инвалидам, многодетным и бедным семьям в окрестных селениях, помогает одеждой, обувью, продуктами питания, по хозяйству. Обитель предоставляет возможность трудоустройства для местного населения.

– Современный монастырь должен развивать социальное направление, – считает игумения Еротиида, – потому что современные люди, поступающие в обитель, за редким исключением не готовы к монашеской жизни. Они созревают к служению Богу, приходят к понятию о монашестве, уже находясь в монастыре. И социальное служение помогает в этом. Тогда, конечно, польза миру от такого монашества будет очень большая.

В наше время монастырь должен быть таким, чтобы любому человеку было комфортно в нем находиться, чтобы человек не смущался, не боялся что-то спросить, чтобы он мог воспользоваться предлагаемыми обителью проектами. Люди ищут место, где бы их услышали и поняли, поэтому мы стараемся очень внимательно относиться к нуждам людей.

Необходимо собственным примером, жертвенным служением и любовью помогать людям приблизиться к Богу, утешать их. От себя отказаться в пользу ближнего. А если этого нет, у современного монаха начинаются уныние, скорби, болезни.

Человек должен раскрыться в Церкви. Я поняла, что надо создать в обители близкую к современному обществу среду. Это, конечно, не относится к сестрам, у них своя аскетическая жизнь.

«Добрая школа на Сольбе»

С 2007 года при монастыре открыт приют для девочек-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и попавших в трудную жизненную ситуацию. Тогда же начала свою работу средняя общеобразовательная школа «Добрая школа на Сольбе» с углубленным изучением музыки. Это единственная в России школа при монастыре, которая имеет лицензию и государственную аккредитацию, выпускницы получают аттестаты государственного образца.

В 2015 году открылся профессиональный колледж под тем же названием «Добрая школа на Сольбе». Это второй этап образовательно-воспитательной деятельности обители. Сейчас в колледже учатся студентки по дирижерско-хоровому направлению (регенты). Планируется открыть еще 6 специальностей: декоративно-прикладное искусство (керамика), моделирование и пошив одежды, вышивка, поварское и медицинское дело, живопись (иконопись), монументальное декоративное искусство (мозаика). В настоящее время колледж проходит лицензирование и государственную аккредитацию.

– В результате мы надеемся получить образованных людей, духовно и физически здоровых, патриотов своей страны, верных чад Русской Православной Церкви, которые вливаясь в современное общество, будут оздоравливать его, – поясняет матушка. – В связи с этим также развиваем направление сельского хозяйства, чтобы кормить учащихся натуральными продуктами и привлекать их к естественному труду, прививать семейные ценности, учить домоводству, гостеприимству, учить любить людей, уважать старших. Чтобы воспитать совокупность этих добродетелей в наших детях, прежде всего, надо работать над собой.

– В «Доброй школе на Сольбе» преподают монахини?

– Не только, есть и миряне. Сестры, которые имеют соответствующее образование, ведут занятия и в школе, и в колледже.

– Вы принимаете всех детей на обучение?

– Изначально брали всех, но поскольку сейчас очень много желающих, приоритет отдается тем, у кого развит музыкальный слух. У нас серьезная музыкальная подготовка, наши дети выходят из школы уже профессионалами. Детский хор «Сольба» поет на богослужениях, ездит по всей стране, часто выступает в Кремле. Они самостоятельно поют архиерейские службы и серьезные нотные произведения, которые исполняют опытные коллективы. Музыка – это ведь тоже проповедь. Много людей обратилось к Богу через детский хор. 

Слава Богу, что сейчас открываются монастыри и на деле исполняется благословение Святейшего Патриарха Кирилла распространять в обителях богословские знания, организовывать курсы, открывать воскресные школы, воспитывать детей в духовно-нравственном ключе. В каждой епархии есть отдел образования и катехизации, социальный отдел. Это мощный рывок в сторону духовного просвещения, милость Божия, за которую нужно постоянно благодарить Господа.

– Матушка, социальные проекты и строительство требуют больших материальных затрат. Кто вам помогает?

– Благодетели, друзья монастыря, прихожане, паломники – Сольбинская обитель строится всем миром, каждый может внести свою лепту. Главный благодетель нашего монастыря, наш покровитель – святитель Николай. Мы молимся ему, просим помощи и разрешения всех проблем, и он, скорый помощник и чудотворец, посылает нам добрых людей, вразумляет, помогает. Мы не богаты, у нас просто ухоженно и со вкусом. Этим мы хотим Господу угодить.

Сольбинская весточка

Восемь раз в году на Сольбе проходят большие праздники, на которые собирается до 500 человек: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Пятидесятница, память апостолов Петра и Павла, Успение Богородицы, праздники святителя Николая.

В эти дни бывают выступления различных коллективов, театральные представления воспитанниц приюта, выставки, мастер-классы и многое другое. На Рождество устраиваются детские праздники. Приезжают не только дети из окрестных деревень и ближайших городов: Переславля-Залесского, Сергиева Посада, но также из Москвы, Ярославля и других мест.

По выходным проводятся лекции, беседы, показ и обсуждение фильмов. Раз в неделю в обитель приезжают преподаватели Московской духовной академии. В течение целого дня они читают богословские лекции.

На территории монастыря действуют выставки: как постоянные, так и временные, приуроченные к большим праздникам или событиям. Мы с интересом осмотрели экспозицию поразительных в своей глубине мозаичных картин, выполненных детьми.

Николо-Сольбинский монастырь включен в маршруты Золотого Кольца России, что является идеальным для экскурсий и паломнических поездок. Разработана программа индивидуального посещения: можно не только побывать на богослужении, но и пообщаться с сестрами, которые расскажут о Таинствах Церкви, о монашестве, ответят на вопросы.

Духовно-просветительская функция также развивается через сайт монастыря, социальные сети, еженедельную электронную газету «Сольбинская весточка», которая рассылается подписчикам по электронной почте.

Таким образом, сестры несут свет миру, просвещение и осуществляют миссионерскую деятельность, не выходя за стены обители.

Помимо многочисленных проектов, на Сольбе ведется научная работа по изучению истории монастыря в архивах страны, в планах – создание музея истории монашества.

– Паломники часто проявляют интерес к тому, как сестры попадают в монастырь, что заставляет их, отказавшись от мира, идти служить Богу, в чем смысл монашеской жизни, – отмечает игумения Еротиида. – Осознание того, что людям необходимо объяснять непонятные моменты, отвечать на волнующие их вопросы побудило нас к созданию музея, где можно будет узнать об истории монашества в России, познакомиться с подлинными документами, раскрывающими сущность монашества, увидеть уникальные рукодельные работы монашествующих, а также узнать о научных достижениях и открытиях, сделанных монахами, о вкладе монастырей в науку, искусство, просвещение.

Экспозиция планирует охватить разные стороны жизнедеятельности монастырей: сельское хозяйство, ремесла, образование, науку, богословие, литургику, миссионерство, благотворительность.

Один из новейших проектов обители – «Сольбинский сад». На обширной территории у речки Сольбы раскинется парковый комплекс с прудами, мостиком, дорожками, лавочками, беседками. По сути, экотуризм с разными элементами: от ландшафтной терапии и созерцания до активных видов досуга и монастырских послушаний в виде сбора трав, ягод, грибов.

Монастырь приглашает волонтеров и всех желающих поучаствовать в создании и благоустройстве заповедника, творчески потрудиться во славу Божию.

Живая вода

Интересуюсь у матушки Еротииды, не мешает ли калейдоскоп проектов и начинаний самим сестрам.

– Конечно, главное дело монаха – это молитва, изучение творений святых отцов, Священного Писания. Это подвиги, борьба со страстями, работа над собой и над тем, чтобы любить ближнего, чтобы приблизиться к Богу. Это отсечение своей воли, чтобы полностью придаться воли Божией. Поэтому с самых первых дней главной моей заботой было установление ежедневных богослужений и сестринского правила.

Моя душа была переполнена скорбью, что мир небрежно относится к Богу, к Церкви, что люди недостаточно уважительно относятся к священникам, и что у них неверное восприятие монашествующих.

В основном монахи для мирского человека – это люди, по крайней мере, ничего плохого не делающие. По их мнению, высшая цель в жизни человека – дети, а для чего существуют монастыри и монашество для многих непостижимо. А ведь если не будет монастырей, не будет молитвы, то не будет у нас ни семьи, ни здорового общества и вообще, – будущего. Монастыри стоят на страже спасения всего человечества, в монашеских обителях совершается ежедневная молитва за весь мир.

Очень печально и прискорбно, что люди не отдают первое место Богу в своей жизни, не ставят Его в приоритет, не видят в Нем Создателя, Отца, Питателя, да и просто не знают, Кто такой Бог. К сожалению, и среди тех, кто ходит в храм, не многие осознают, зачем они туда ходят. И даже в монастыре не все понимают глубокий смысл монашеской жизни, хотя приходят с полным желанием посвятить себя Богу.

Очень важно, что Святейший Патриарх Кирилл благословил социальное служение в монастырях. Современный человек зачастую настолько далек от духовных понятий, что именно социальная работа помогает ему приблизиться к истине, совлечься собственного эгоизма, человек мало-помалу научается добродетели, учится радоваться ей, начинает ощущать, что такое благодать.

Со временем благодать становится человеку дороже всего, дороже любых материальных ценностей. И тогда люди начинают понимать, для чего нужны монастыри. Таким образом, социальное служение помогает решать, в том числе, и проблему стереотипов о монашестве.

В будущем хотелось бы всю социальную службу перевести за пределы обители на прилегающую к монастырю территорию. Тогда сестры смогут больше углубляться в молитву, в духовное делание, заниматься рукоделиями, которыми издревле славились монастыри. Сейчас идет разработка проекта.

– Матушка, направления деятельности вашей обители очень обширны: и строительство, и социальные проекты, и образование, и сельское хозяйство. Все это требует специальных знаний.

– Меня часто спрашивают: «Кто Вы по профессии?» Я отвечаю: «Моя профессия – это служение Богу. Не зря святые отцы говорят, что монашество – наука из наук».

Когда-то на месте, где сейчас стоит монастырь, по берегам речки Сольбы жили угро-финские племена и «сольба» на их языке означало «живая вода». Теперь здесь бьет духовный родник, целебная вода которого питает не только окрестное население, но распространяется далеко за пределы обители.

Сегодня у посещающих монастырь гостей и паломников вызывает изумление этот монашеский остров среди бескрайних лесов. Трудно представить, что крепостные стены и белоснежные храмы со сверкающими куполами построены всего лишь 10-15 лет назад, что не так давно здесь царила мерзость запустения.

Встречаясь с приветливыми сестрами, которые готовы всегда прийти на помощь, подсказать, объяснить; знакомясь с веселыми и открытыми девочками из приюта, люди начинают согреваться, оттаивать. Становится легко и уютно, и понимаешь, что благодать Божия касается сердца…

Про гостеприимную обитель на Сольбе с ее удивительной историей, интересным настоящим и перспективным будущем мы будем рассказывать нашим читателям, думается, еще не раз – благо, поводов тому в ближайшее время ожидается не мало. Но лучше, как говорится, все увидеть своими глазами. Приезжайте на Сольбу! Здесь рады каждому.


Краткая справка

Настоятельница: игумения Еротиида (Гажу)


Храмы: Успения Пресвятой Богородицы; святителя Николая; святителя Спиридона Тримифунтского; преподобного Сергия Радонежского; преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских; великомученицы Варвары, мученицы Валентины, блаженной Ксении Петербургской; первоверховных апостолов Петра и Павла; Пресвятой Троицы


Часовни: Божией Матери «Спорительница хлебов»; святого благоверного князя Александра Невского; святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова); преподобных Максима Грека и Паисия Величковского


Святыни: старинная икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей; крест-мощевик и три ковчега с частицами мощей преподобных Глинских старцев, святителей Луки Крымского, Иннокентия и Филарета Московских, Игнатия Ростовского, Тихона, Патриарха Московского, Игнатия (Брянчанинова), Амвросия Медиоланского, Феодосия Черниговского, Митрофана Воронежского, Феофана Затворника, благоверной княгини Анны Новгородской, благоверных князей Петра и Февронии Муромских, преподобномученицы Елисаветы Московской, праведных Петра Великодвинского и Иоанна Русского, блаженных Матроны Московской и Феофила Киевского, мучеников Тараха и Андроника, священномучеников Ермолая Никомидийского и Антипы Пергамского, мучениц Агафоники и Евфрасии, преподобномученицы Евгении, преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских, 40 мучеников Севастийских, великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, преподобных Герасима Иорданского и Моисея Угрина Печерского


Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, местечко Сольба


Телефон: + 7 915 970 24 74, +7 915 970 43 28


Е-mail: solba@solba.rusolba@inbox.ru

Сайт: http://solba.ru

Сайт гостиницы: http://solbahotel.ru


Автор: Христина Полякова
Фото: Даниил Африн

Материалы по теме

Публикации

Николо-Сольбинский женский монастырь
Николо-Сольбинский женский монастырь

Монастыри

Николо-Сольбинский женский монастырь
Ярославская область, Переславский район, поселок Сольба
Николо-Сольбинский женский монастырь
Ярославская область, Переславский район, поселок Сольба

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь