Святая Полоцкая подвижница

Дарья Филатова


«Благоухает, сияющи, рака мощей твоих, преподобная Евфросиние, всем верным исцеление душ и телес дарующи. Темже тя молим богодарованное тебе стадо в мире соблюсти, православие утвердити, люди укрепити, да вси тебе, яко заступление наше и молитвенницу к Богу, непрестанно величаем»

Стихира службы на перенесение мощей
преподобной Евфросинии Полоцкой

В период с 5 сентября по 25 октября 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храмы и монастыри Русской Православной Церкви будет принесен ковчег с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой. Великую святыню готовятся принять Смоленская, Московская, Ярославская, Ржевская, Новгородская, Санкт-Петербургская и Псковская епархии. Места принесения мощей преподобной выбраны не случайно. Каждое из них тесно связано как с самой подвижницей, так и с историческими фактами ее почитания. Личность святой княжны занимает уникальное место в церковной истории Руси, а столь усердное чествование ее памяти в наши дни свидетельствует о ее действительной молитвенной помощи. Для православных христиан память о торжественном перенесении мощей преподобной Ефросинии из Киева, где они покоились на протяжении более 700 лет, в Полоцк становится еще более значима ввиду трагической ситуации с запретом канонической Православной Церкви на Украине. В 1910 году мощи были возвращены на родину, в основанный преподобной Евфросинией Спасский монастырь в Полоцке, и благодаря этому поклониться святой и попросить ее застуничества теперь может каждый. Стоит отметить и то, что подвижница была славна своим влиянием на политическую жизнь Полоцкого княжества, имея право голоса на вечевых собраниях как представительница правящей династии.

В этой статье мы хотим вспомнить историю жизни и многовекового почитания полоцкой княжны, которая своим присутствием освятила не только белорусские земли, но и другие уголки земного шара.

О жизни и подвиге Полоцкой подвижницы

Преподобная княжна Евфросиния, родившаяся в XII веке в Полоцком княжестве, своей жизнью явила благой и спасительный пример современникам и всем последующим поколениям православных. Нареченная родителями – князем Георгием и княгиней Софией – Предиславой, будущая святая воспитывалась в страхе Божием и духовном учении, мудрость которого постигала с большим усердием. Ее чистая душа уже к двенадцати годам познала радость общения с Господом, сердце горело любовью к Спасителю. Мысль о земном союзе и утешениях семейной жизни не могла возобладать над стремлением стать невестой Небесному Жениху Христу и Ему Единому служить. Предислава тайно от всех ушла из княжеского дворца и пришла в монастырь, игуменией которого была вдова ее дяди князя Романа. Смущенная юностью княжны, игумения не сразу решилась принять ее в обитель. Но святая настойчивость и глубина отношения к миру, которыми руководствовалась Предислава, убедили настоятельницу; она повелела постричь Предиславу и дать ей имя Евфросиния.

По слову преподобного Максима Исповедника, истинным монахом человека делает, прежде всего, внутреннее монашество: «Внешнего человека, если захотеть, легко соделать монахом, но сделать им внутреннего человека требует немалого подвига». Юная инокиня осознанно пошла на этот подвиг. Исполняя в точности обеты о посте, молитве и послушании, Евфросиния испросила у епископа Полоцкого Илии позволения поселиться в маленькой келии при княжеской великой церкви в честь святой Софии Премудрости Божией. Владыка благословил ее доброе устремление, и Евфросиния занялась трудами по переписыванию священных книг, от продажи которых благотворила нищим.

Однажды, как повествует Житие, в сонном видении ей явился Ангел Божий: «Взял ее Ангел и повел туда, где была церковка святого Спаса… что зовется в народе Сельцо. И показал ей Ангел Господень эту церковь, говоря: “Евфросиния, здесь тебе подобает быть”. Она же, пробудившись, удивлялась про себя: “Что бы сие могло значить?” Той же ночью было ей видение это трижды, и, пробудившись от сна, со страхом встала она, прославляя Бога, и говорила: “Слава Тебе, что сподобил меня в нынешнюю ночь видеть святое лицо ангельское”». Явился Ангел также и епископу Илии, возвещая ему о месте, в которое нужно привести святую Евфросинию для будущего ее служения. Епископ благословил создание в Сельце, небольшом местечке близ Полоцка, женского монастыря и назначил Евфросинию игуменией. Число инокинь в ее обители день ото дня возрастало. Игумения наставляла своих сестер евангельским истинам и монашеским правилам, при этом сама являя пример их исполнения.

В глубокой старости, приблизившись к восьмидесятилетию, преподобная Евфросиния решилась исполнить давнее желание своего сердца – посетить упоминаемые в Евангелии священные места Палестины и поклониться Живоносному Гробу Христову. Там она надеялась и окончить свою жизнь. Это благое намерение Господь исполнил, послав по ее прибытии на Святую Землю болезнь, от которой преподобная мирно скончалась, заранее зная дату своего преставления.

Похоронили праведницу в обители преподобного Феодосия при паперти церкви Пресвятой Богородицы, рядом с матерью святого подвижника. В Житии это событие относят к 23 мая 1173 года.

Преподобная Евфросиния мирно почила в желанном для нее месте, при жизни и не зная о том, какое путешествие суждено было совершить ее святым мощам за многие века. Долгая и болезненная для полоцких верующих история перенесения мощей святой княжны берет свое начало спустя четырнадцать лет после ее погребения – в 1187 году. Тогда при осаде Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии, иноки русского иерусалимского монастыря в честь Пресвятой Богородицы перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии в Дальние пещеры Киево-Печерского монастыря. 723 года почивали мощи в Киеве. Но душа святой никогда не оставляла без попечения родную землю, где она выросла и где воздвигла обитель, которая и поныне живет ее святыми молитвами.

«…везде требуется пождание и терпение»

Верующие веками молились о возвращении преподобной Евфросинии в родной монастырь. Во времена царствования Николая I началась история ходатайств о перенесении мощей в Полоцк. Однако дело никак не развивалось вплоть до 1910 года. Уместны здесь слова преподобного Нектария Оптинского: «И никакое дело не делается сразу – везде требуется пождание и терпение». Первое ходатайство в Священный Синод о перенесении мощей в 1832 году направил епископ Могилевский и Витебский Гавриил (Городков), в состав епархии которого входил тогда Полоцк. Ответа не последовало. Спустя восемь лет Полоцкий архиепископ Василий (Лужинский) направил официальное ходатайство о перенесении мощей преподобной в созданную ею обитель. Ту же просьбу он повторил в 1844 году – но и тогда она не была удовлетворена. В царствование императора Александра II, в 1858 году о перенесении мощей просили православные жители Полоцка, а в 1867 году – епископ Полоцкий Савва (Тихомиров), заручившийся поддержкой митрополита Московского Филарета (Дроздова). В 1870 году Господь послал великое утешение ревностным почитателям преподобной Ефросинии: по соизволению Киевского митрополита Арсения (Москвина) от мощей преподобной Евфросинии была отделена частица (средний перст правой руки) и принесена из Киева в Витебск. В мае 1871 года ковчег со святыней был доставлен в Спасо-Евфросиниевский монастырь. В следующем году владыка Савва возобновил усилия – Священному Синоду был представлен подробнейший доклад с обоснованием своевременности прошения. Однако и на этот раз – отказ. В 1893 году епископ Полоцкий Антонин (Державин), при поддержке всей епархии, направил новое ходатайство, в результате тоже отклоненное. Тогда же последовало определение Священного Синода впредь не возбуждать этот вопрос. Казалось бы, такое обилие отказов и столь категоричное определение должно было смирить всех неравнодушных к этому вопросу. Но полочане не теряли надежду на возвращение дорогой для них святыни, и «терпение и пождание» принесло наконец благие плоды. Спустя шестнадцать лет, в апреле 1908 года, полоцкое духовенство и тысячи мирян во главе с епископом Полоцким и Витебским Серафимом (Мещеряковым) вновь обратились с прошением в Священный Синод. Это усердное прошение, выраженное от лица Полоцко-Витебской епархии уже в седьмой раз, было признано заслуживающим удовлетворения. 3 июля 1909 года оно было утверждено и Государем Императором Николаем II.

В январе 1910 года утвердили чин перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. 22 мая (4 июня по н. ст.) торжественная процессия с мощами преподобной прибыла в Спасский монастырь. Через более чем семь столетий святая подвижница возвратилась на место своего подвига и великого служения к радости всех верующих и в особенности сестер Спасской обители, для которых преподобная Ефросиния всегда была истинной матерью, заступницей и помощницей, главной ходатаицей пред Господом.

Истинный архипастырь-исповедник

Интересна в связи с преподобной Евфросинией Полоцкой судьба архиепископа Иннокентия (Ястребова). Будучи ректором Киевской Духовной Академии, владыка деятельно участвовал в торжествах по перенесению мощей: накануне возглавлял всенощное бдение, а в день перенесения отслужил Литургию и молебен, во время которого была освящена новая кипарисовая рака для мощей святой. После освящения он вместе с монахами Киево-Печерской лавры переложил мощи святой княжны в новую раку. Преподобная призвала владыку вслед за собой на Полоцкие земли спустя четыре года. 11 июля 1914 года епископ Иннокентий получил назначение на Полоцко-Витебскую кафедру, в чем сам он видел особый Божий Промысл. Об этом свидетельствует его поучение, которое он произнес в день приезда в Витебск с амвона кафедрального собора. Тогда Преосвященный отметил: «Четыре года тому назад Бог послал на мою долю великое счастье: при перенесении святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк мне поручено было совершить переложение святых мощей преподобной из ветхого гроба в новый, в котором она и прибыла в Полоцк. Теперь же Бог привел меня к высокому архипастырскому служению в Полоцкой епархии». Великий молитвенник и истинный монах, епископ Иннокентий часто обращался в своих молитвах к небесной покровительнице Полоцкой земли. Полочане радушно встречали нового владыку, а он благодарил их за теплое приветствие, говоря, что слава и гордость Полоцкой Руси – древняя Полоцкая обитель, где покоятся нетленные мощи преподобной Евфросинии, есть именно то святое место, которого жаждет его душа, и где он «вместе с народом будет неустанно молиться Господу Вседержителю о благом успехе в нашем общем святом и правом деле».

Архиепископ Иннокентий (Ястребов)

Однако пребывание епископа Иннокентия на Полоцко-Витебской кафедре было непродолжительным – всего шесть месяцев. Владыке и его пастве тяжело было разлучаться. Духовенство и верующие Полоцкой епархии искренно полюбили своего архипастыря, и он отвечал им любовью. Но уже в 1918 году владыка был вновь направлен на древнюю Полотчину. В смутное время становления нового государственного строя Церковь Христова нуждалась в мудром и стойком архиерее, который мог бы возглавить самую древнюю епископскую кафедру на Белой Руси. И Господь послал ей такого пастыря «овец словесных» в лице епископа Иннокентия. Он ревностно исполнял свое послушание вплоть до 1922 года, когда в общую волну гонений на верующих его арестовали.

Дальнейшая судьба подвижника была полна скорбей… витебская тюрьма, тяжелое заболевание, психиатрическая больница, многие годы ссылок. Однако и в этих трудных условиях, архиепископ Иннокентий продолжал заочно управлять Полоцко-Витебской епархией. Его мудрые советы во многом помогли местным приходам противостоять обновленческому расколу и сохранить церковное единство. После освобождения владыка прожил недолго. Он отошел ко Господу в день Святого Духа, 22 мая 1928 года, в Москве, куда за полгода до кончины митрополиту Сергию (Страгородскому) удалось его перевести для лечения. Отпевал архиепископа Иннокентия сам митрополит Сергий с собором иерархов в Донском монастыре, где владыка настоятельствовал с 1915 по 1917 годы. Похоронили его на Даниловском кладбище близ храма Сошествия Святого Духа. Думается, что именно молитвами преподобной Евфросинии на Полоцкие земли в тяжелые смутные времена был определен такой удивительный и ревностный архипастырь, до самого последнего дня хранивший чистоту Православия, ведь особая духовная связь со святой у владыки прослеживается еще со времен ректорства в Киевской Академии.

Трудный путь к «тихому пристанищу»

Возвращаясь к истории перенесения мощей преподобной Евфросинии, хотелось бы отметить и то, что святая пробыла на родной и любимой земле лишь до 1915 года, – с владыкой Иннокентием Полоцкие земли покинула и их покровительница. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в связи с приближением к Полоцку линии фронта Священный Синод распорядился о срочной эвакуации мощей преподобной Евфросинии в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Вместе с мощами преподобной в Ростов Великий отправились сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с игуменией Еленой (Волковой). Мощи преподобной удалось вернуть в Спасский монастырь лишь к 1921 году. Но на этом испытания не закончились. 13 мая 1922 года по постановлению Народного комиссариата юстиции РСФСР совершилось кощунственное вскрытие мощей преподобной (первое вскрытие было совершено в 1919 году в Ростове). И это было лишь началом безбожной «повестки». Вновь последовали странствования… Страдал от безбожной власти полоцкий архипастырь, страдала от ее кощунственных глумлений и святая княжна. Вскоре мощи преподобной Ефросинии перевезли в Витебский губернский историко-археологический музей, в котором они с целью антирелигиозной пропаганды были выставлены рядом с атрибутами других религий. Вплоть до 1941 года мощи святой княжны перемещали из одного атеистического музея Белоруссии в другой. В августе 1941 года святыня была перенесена верующими в Витебскую Свято-Покровскую церковь, а спустя два года, когда началось возрождение Спасо-Евфросиниевского монастыря, монашествующим удалось добиться разрешения немецкого командования на возвращение нетленных мощей святой подвижницы в ее родную обитель. После этого святотатственным намерениям советской власти Господь уже не дал осуществиться. В 1960-х годах, когда Полоцкую обитель закрыли, мощи преподобной оставались в древней монастырской церкви Спаса, переданной на попечение приходской общины. В 1998 году монастырь вернули Церкви, и впервые во вновь открывшейся обители совершилось освидетельствование мощей преподобной Евфросинии.

Ныне у мощей Полоцкой подвижницы насельницы Спасо-Ефросиниевского женского монастыря ежедневно служат молебны, а поклониться великой святыне съезжаются люди не только со всех уголков Белоруссии, но и из других стран. Осенью этого года ковчег с мощами подвижницы будет принесен и во многие города России. Кажется, наступившие времена положили конец многовековым странствованиям святыни…

Такие времена – великая Божия милость. Ведь в годы гонений люди терпели притеснения и скорби, церкви закрывались, молитва была под запретом. Сегодня же мы имеем возможность посещать храмы, поклоняться святыням и молиться свободно. И сегодняшние события призывают всех верующих усилить молитву о нашей родной стране. К этому призывает нас и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В одной из своих недавних проповедей Предстоятель Церкви произнес такие слова: «И молитва наша сегодня только об одном – чтобы оградил Господь землю Русскую от врагов внешних и внутренних». Исполняя заповеданное Святейшим, будем и мы обращаться к преподобной Евфросинии Полоцкой, ходатаице о земле Русской и примирительнице враждующих, с просьбой об ограждении нашей страны, об укреплении нашего Отечества в борьбе с «внешними и внутренними врагами».

Фото: Владимир Ходаков.
Также представлены фото из архива Спасо-Евфросиниевского монастыря
и из открытых источников в интернете.

Материалы по теме

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Казанская Амвросиевская женская пустынь