«У нас здесь послушание Божией Матери – страждущих окормлять»

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

17 июня 2021 года постановлением Священного Синода Высоцкий мужской монастырь города Серпухова был преобразован в ставропигиальный. Игумен обители, епископ Серпуховской Роман, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси отныне является ее наместником. Новый статус монастырь получил в год 30-летия возрождения. В народе он известен, прежде всего, благодаря чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», но на самом деле каждое столетие его многовековой жизни отмечено интересными и важными событиями – значимым вкладом в историю России и нашей Церкви.

Чреда святых игуменов

Высоцкий монастырь – один из древнейших в Московской Руси. Один из девяти лично основанных преподобным Сергием Радонежским. В Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского князь Владимир Андреевич Храбрый. Желая устроить в своем городе обитель, он обратился с этой просьбой к своему духовному отцу – преподобному Сергию. На что игумен земли Русской охотно отозвался и, несмотря на преклонные годы и зимнее время, пешком, в сопровождении ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на холме Высоком – отсюда и название монастыря Высоцкий. По ходатайству князя обитель посвятили честному зачатию Пресвятой Девы Марии праведной Анной. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и в наши дни братия ежедневно возносит за богослужением. Дата основания Серпуховской обители – 2 декабря 1374 года. В том же году первопострижеником здесь стал преподобный Никон Радонежский.

История обители связана с целым собором великих святых. Прославлены ее первые три игумена. Изначально возглавил монастырь преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия его почитали как мужа ученого и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственной связи с византийской духовной традицией. Господь устроил так, что Афанасий, оставив управление монастырем ученику, отправился в Царьград – сопровождая митрополита Московского Киприана, и прожил там более двух десятилетий, до самой кончины, в неустанной работе по переводу с греческого и переписыванию церковных книг. Рукописные книги, как и лучшие образцы иконописного искусства, преподобный отправлял на родину. Благодаря его трудам Высоцкий монастырь приобрел славу центра византизма на Руси.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал ученик преподобного Афанасия, преподобный Афанасий младший. Он почил рано – в возрасте тридцати трех лет, и с самого момента погребения прославился чудесами. При нашествии крымских татар под предводительством Девлет-Гирея жители города видели его в образе грозного всадника на белом коне, выехавшего из врат обители и обратившего врагов в бегство. За избавление града его стали почитать небесным покровителем Серпухова. Уже в наши дни при обретении мощей преподобного 24 сентября 1994 года происходили чудеса исцелений. Ныне мощи преподобного Афанасия младшего почивают в возрожденном Покровском храме монастыря.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 году на его место был поставлен преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия. То есть при самом основании обители здесь был заложен крепкий подвижнический и молитвенный фундамент. Несмотря на все перипетии и разорения – от татар, когда неподготовленное войско Иоанна Грозного вынуждено было бежать из Серпухова, и в Смутное время, – обитель каждый раз восставала и следовал новый период расцвета. К началу XX века это был один из самых благоустроенных монастырей.


Годы богоборчества в стране и разрухи в обители

С приходом богоборческой власти в 1918 году древнюю обитель оккупировали латышские стрелки, отличавшиеся особой жестокостью и кощунствами. На монастырском дворе горели костры из икон, за крепостной стеной шли расстрелы. Самих жертв предварительно заставляли рыть себе могилы. Иногда трупы сбрасывали прямо в пруд у монастыря. Уже в наше время, когда новособранная братия облагораживала эту территорию, постоянно находили черепа и кости убиенных, – все их захоронили у Зачатьевского собора.

Убийства шли на территории монастыря и в дальнейшем: уже в 1919 году тут устроили губернский концентрационный лагерь. По свидетельству очевидцев, расстрелы продолжались в Тайницкой башне, – именно она потом будет разрушена при бомбежках фашистов в годы Великой Отечественной войны. Бомбы же, – а зачастую это были огромные снаряды по 250 кг, – которые попадали в соборы монастыря, во двор или в другие постройки, каким-то чудом не взрывались.

До 1928 года в отдельных не занятых богоборцами корпусах монастыря еще пребывала братия. С 1919 года в обители жили и сестры закрытого уже тогда Введенского Владычнего монастыря. Службы не прекращались. В 1924 году монастырь посетил Святейший Патриарх Тихон. Братия хранила верность каноническому Православию, противостояла обосновавшимся в Серпухове обновленцам.

Когда в 1928 году власть официально объявила о закрытии монастыря и выселила братию, настоятель архимандрит Пантелеимон продолжал, несмотря на все запреты, совершать в Покровском храме богослужения, пели на клиросе монахини. В 1931 году исповедник был арестован.


В начале Великой Отечественной в монастыре размещался 157-й Отдельный батальон аэродромного обслуживания. Как уже отмечалось, благодать хранила святыню от вражеских снарядов. А вот перед варварством граждан некогда Святой Руси обитель оказалась беззащитной. После войны сюда вселились всяческие конторы, организации и учреждения, склады, гаражи, коммунальные квартиры, здесь же были устроены загоны для скота. Некогда столь изящные строения монастырского комплекса ветшали и разрушались. К середине 1960-х годов три башни и большая часть стен обвалились. О Покровском храме в то время вспоминают так: «Западная часть его сгорела, купол был снесен, пол выломан, в стенах зияли пробоины, штукатурка снаружи и внутри полностью отсутствовала, кирпичная кладка рассыпалась». В таком же аварийном состоянии пребывали тогда все постройки.

Общественность смогла в те годы добиться реставрации за счет государственных средств. Удалось законсервировать Зачатьевский собор, восстановить внешний облик примыкающего к нему Никольского храма, братский корпус, фрагмент стены монастыря с юго-восточной башней. Финансирование было скудное, реставрационные работы растягивались на долгие годы, и тем не менее, благодаря им обитель сохранили от полного разрушения. Правда, известен позорный факт: видимо, не желая лишних хлопот, сами же реставраторы разрушили «как не имеющую исторической и культурной ценности» церковь преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского, – ту, где под спудом покоились святые мощи преподобного Афанасия младшего.

Ко времени передачи Высоцкого монастыря Русской Православной Церкви в 1991 году многие его храмы и другие здания находились в самом удручающем состоянии.


Труды по восстановлению монастыря

25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Настоятелем был назначен архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне это митрополит Улан-Удэнский и Бурятский. Торжественное открытие монастыря совершили в среду Светлой Седмицы того же года, на память преподобного Афанасия младшего. Первые службы проходили в маленькой надвратной церкви Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Тогда, в год открытия монастыря, единственной на его территории церковью, которую возможно было приготовить к зиме для совершения богослужений, оказался Никольский храм. Возведенный в XVI веке, он когда-то служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители. В годы советской власти тут располагалась пилорама. В восточной стене была большая пробоина для бревен, станков. Стены были побелены известью. Братия стали расчищать завалы мусора, смывать побелку со сводов, и там вдруг обнаружили росписи. Именно благодаря тому, что их некогда закрасили, фрески и были спасены. Требовалась реставрация. К 11 августа 1991 года, дню Рождества святителя и чудотворца Николая, состоялось великое освящение Никольского храма. В настоящее время по воскресным дням здесь служатся молебны.

В 1992 году началась работа по восстановлению Покровского храма, который тогда уже разрушался. Через год освятили придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а еще через год – главный престол в честь Покрова Божией Матери.


В том же 1994 году, 24 сентября состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. На следующий год в день 600-летия со дня его преставления – 25 сентября 1995 года – монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II.

В начале 1996 года начались восстановительные работы в Сергиевском храме, и уже 6 сентября того же года в день празднования явления Божией Матери преподобному Сергию состоялось его освящение.

В 1998 году во вновь отреставрированном корпусе освятили домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

С 2001 года принялись за реставрацию храма Всех святых – практически, как и все другие, руинированного. Изначально это был храм-усыпальница. В послереволюционные годы все могилы здесь вскрыли, осквернили, разграбили.

Так один за другим были восстановлены все храмы обители, в том числе придельная церковь Рождества Богородицы и внизу, под ней, маленький храм во имя преподобного Афанасия Афонского.

28 июля 2005 года, в связи с празднованием 625-летия Куликовской битвы, в день памяти Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, одного из ее героев, командовавшего Засадным полком, который решил победоносный исход знаменитого сражения, Высоцкий монастырь вновь посетил Святейший Патриарх Алексий II. У Зачатьевского собора, на монастырской площади, по воинам, павшим на Куликовом поле, была отслужена панихида, а в подклете собора Святейший Алексий II возжег неугасимую лампаду. Тогда же Патриарх освятил знамя основанного при Высоцком монастыре военно-патриотического клуба, который носит имя князя Владимира Андреевича.

Второе явление чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

При восстановлении духовной основы монашеской жизни – ежедневных богослужений, которые братия постаралась наладить с самого начала возрождения монастыря, за основу был взят Афонский устав: вечерня совершается вечером, потом ужин, после малое повечерие; с утра, после утренних молитв и полунощницы служатся утреня, Литургия, следом лития или панихида и каждый день обязательно молебен пред образом Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Именно этот чудотворный образ особо привлекает паломников в монастырь. Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» стала, можно сказать, главной святыней обители, хотя это не единственная чудотворная икона в монастыре. Много здесь и других величайших святынь, таких как частица Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей святой праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеймона, мучеников Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина; а также – Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинских старцев; новомучеников Российских. Святынь в возрождаемом монастыре собрано теперь даже больше, чем было до революции.

Изначальный чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», возможно, был сожжен еще в 1931 году. Тогда у реки Нары устраивали «показательные сожжения». Несколько ранее в 1928–1929 годах в Серпухове на кафедре находился владыка Мануил (Лемешевский). Предвидя уничтожение святынь, он благословил тогда написать восемь копий с иконы. Но и они все были утрачены в годы лихолетья. При этом некоторые другие иконы монастыря уцелели и, атрибутированные как «Высоцкий чин», выставляются сейчас в Третьяковской галерее и в Русском музее Санкт-Петербурга.

Архимандрит Иосиф (Балабанов), до назначения его настоятелем Высоцкой обители клирик серпуховского Ильинского храма, увидел как-то в старой, еще царского времени газете «Воскресный листок» репродукцию иконы «Неупиваемая чаша» и статью об этом образе, написанную священномучеником Иаковом (Бриллиантовым), клириком Введенского Владычнего монастыря – где и была в 1878 году явлена и потом вплоть до революции находилась чудотворная икона. В годы террора отец Иаков и некоторые из монахинь и прихожанок обители были расстреляны на Бутовском полигоне.

В статье священномученика указывалось, что образ был греческого письма, то есть восходил к византийской традиции. Однако сначала в монастыре решили написать его по той чёрно-белой репродукции, что нашли в газете, а там все-таки изображалась икона, выполненная в живописной манере. Потом уже, когда открылся Высоцкий монастырь, попытались воссоздать святыню по описаниям священномученика: по благословению архимандрита Иосифа икону в византийском строгом стиле написал известный иконописец Александр Соколов († 2015). Сделали басменный оклад. В мае 1993 года внесли икону в храм, освятили, и тогда Божия Матерь стала являть чудеса от этого образа. Их было очень много. Так что воссоздание святыни можно назвать вторым явлением чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Натиск горя

Пьянство, нарко- и прочие зависимости стали бичом нашего времени, потому и стекается народ к святыне. За кого-то приезжают молиться родственники, но много и самих одержимых страстями. Каждый день братия принимает натиск горя, которое несут в обитель страждущие. Всех надо выслушать, утешить, помолиться. Ежедневно служащие иеромонахи поминают десятки тысяч имен. Те, кто не могут приехать сами, со всех концов страны и мира шлют сюда письма с просьбами помолиться. Здесь у братии отдельное послушание – работа с письмами: рукописными и присылаемыми на электронный адрес монастыря. Некоторые из получивших помощь потом присылают письма с благодарностью.


Важно, отмечают отцы, служащие в обители, чтобы человек сам захотел исцелиться, но иногда чудо происходит и по молитвам сродников – за их слезы и прошения Господь влагает желание исправиться в сердце того, кто до этого бесчинствовал. Сродникам братия обычно благословляют, пусть и у себя дома, 40 дней читать Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», и в это же время братия служит сорокоуст в монастыре. Обычно по итогам какое-то ослабление страсти происходит, и это как раз тот зазор, когда зависимый может, придя в сознание, согласиться с тем, что что-то в жизни необходимо менять. Некоторые сами едут в обитель. Три дня здесь говеют, исповедуются, причащаются, общаются с братией. Каких-то специальных бесед не устраивается, но отцы всегда открыты к диалогу. Говорят: «У нас здесь послушание Божией Матери – страждущих окормлять».

Кто-то из зависимых паломников остается трудничать: при монастыре есть обустроенный паломнический корпус. Вместе с братией они участвуют в утренних молитвах с шести часов утра, Полунощнице, величании у мощей преподобного Афанасия младшего, в службе, потом расходятся по послушаниям. Вечернее правило трудники читают уже у себя в корпусе. Во все время проживания действует жесткое правило: никакого спиртного; если дежурный почувствует запах даже пива, это, как условлено, – знак того, что человек не хочет дольше здесь оставаться. Кто-то не выдерживает, срывается, уезжает. Но много случаев и преодоление недуга. Причем не только алкоголизма или табакокурения; как отмечают братия, избавляются здесь даже от тяжелейшей героиновой зависимости – отец благочинный помнит порядка десяти таких чудесных исцелений с начала 2000-х годов, когда сам поступил в монастырь.


Оттого-то люди и едут сюда со всей России и даже из-за границы. Еще недавно, до эпидемии, каждое воскресенье прибывали автобусы из Румынии, Украины, Молдовы… Сейчас зарубежных гостей стало меньше, но зато активнее потянулись в монастырь серпуховчане. К тому же власти города не так давно замостили тропинку от приречного парка к обители. Братия обустроили пруд у стен монастыря, там много всякой живности – утки, гуси, нутрии. Окрест высажены подсолнухи – место живописное, на ухоженной территории самой обители диковинные цесарки расхаживают. Сначала горожане стали приходить сюда просто на прогулки с детьми. К наплыву посетителей монахи здесь привычны, да и в обители такой умиротворенный дух, что пришедшие как-то быстро успокаиваются, не внося какого-то диссонанса во внешне размеренную, а внутренне напряженную монашескую жизнь. У каждого из братий по несколько послушаний, работы много. Но и от гостей не отгораживаются, специально выстроили павильон-трапезную на монастырском дворе. Потом, как говорят братия, смотришь: те, кто время от времени просто прохаживались здесь, – уже на службе стоят. Кто-то так и воцерковляется. А значит, меньше будет нестроений и бед в семьях, – если люди вновь научатся жить с Богом.


Подготовила Ольга Орлова
Фото: Владимир Ходаков
Фотографии также предоставлены Серпуховским Высоцким ставропигиальным монастырем

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Петропавловский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Воскресенский Новодевичий монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь