«Монаху нужно иметь большое сердце...»

Епископ Серпуховской Роман

Особенно – в Высоцком ставропигиальном мужском монастыре города Серпухов, куда на протяжении многих лет идут и едут люди, страдающие от пьянства, наркомании, игромании, блуда и т.д. Или приезжают их отчаявшиеся родственники. Молитвы перед чудотворным образом иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», надежда на помощь Царицы Небесной, доброе слово поддержки монастырской братии – всё это дает свои плоды. В этом году 25 сентября, в день памяти преподобного Афанасия Младшего, второго игумена обители, ее Небесного покровителя и Небесного покровителя всей Серпуховской земли, монастырь отмечает свое 650-летие. Накануне юбилея корреспондент портала «Монастырский вестник» встретилась с наместником обители епископом Серпуховским Романом. В беседе с владыкой были затронуты темы, касающиеся далекого прошлого древней святыни и ее дня сегодняшнего.

«Двух Афанасиев в монастыре чтут и любят»

Практически во всех публикациях, размещенных сегодня в печатных изданиях или в прочно вошедшем в нашу жизнь Интернете, упоминается такой примечательный факт, связанный с моментом основания вашей обители: преподобный Сергий Радонежский пришел сюда зимой пешком. Читаешь и чисто по-человечески пытаешься это представить...

История умалчивает о том, с какими сложностями преподобный Сергий в сопровождении своего любимого ученика Афанасия добирался в эти края из радонежских лесов, преодолевая тот – совсем неблизкий – путь в зимнюю пору. Но из летописи мы знаем, какова была цель их путешествия. Блаженный старец откликнулся на просьбу своего духовного сына – князя Владимира Андреевича Храброго, желавшего в своем городе устроить обитель. Придя на Серпуховскую землю, наставник и ученик долго выбирали место для монастыря. И выбрали его, но не в самом городе, а в версте от основного городища, на возвышении. Оно носило название «Высокое» и было на берегу реки Нары, поросшем лесом. Согласно летописи, когда этот участок земли от деревьев расчистили, Преподобный встал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву, которую братия поет на протяжении столетий. А тогда, после молитвы, преподобный Сергий обратился к своему спутнику со словами, поначалу вызвавшими у того горький плач от предстоящей разлуки. Старец сказал ученику, что за всё то время, пока Афанасий был при нем, он ни разу не оказал непослушание не только своему наставнику, но и братии. И дело в устроении обители возлагается на него по всей справедливости...

Как когда-то святой апостол Павел не переставал изумляться величию и премудрости Божественного Промысла, так и нынешние христиане часто восклицают: «Пути Господни неисповедимы»! Известно, что источником этого афоризма являются слова апостола Павла: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33)». Удивительным оказался жизненный путь первого игумена Высоцкой обители.

Преподобный Афанасий Высоцкий Старший почил в глубокой старости – и не на родной Русской земле, а в Константинополе, где и был похоронен. Каким образом первый игумен Серпуховской обители, управлявший ею на протяжении 9 лет, оказался вдруг в Царьграде, где он прожил многие годы, предавшись молитве и занимаясь переводом с греческого языка и переписыванием церковных книг для Русской Церкви, об этом написано немало. Сведения очень интересные! Но мне сейчас хочется привлечь внимание читателя к двум аспектам относительно нашего монастыря. Как мы читаем у специалиста по истории древнерусского искусства и культуры, лауреата двух Государственных премий (СССР и РФ) Герольда Ивановича Вздорнова, в Высоцкой обители в ту пору действовал феноменальный центр русского византинизма. Обитель получила возможность принимать у себя книжников, искусных каллиграфов, иконописцев, зодчих и певцов из Византии, которые приносили богатый опыт церковной культуры и искусства греко-славянского мира. И на глазах растущей по численности братии и всего благочестивого народа происходило возведение моста культуры между Византией и Русью.

А уже из Константинополя преподобный Афанасий Старший, все годы хранивший сердечную память о родном монастыре, прислал для соборного храма Зачатия Пресвятой Богородицы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкого». Украшавшие собор до 1920 года, теперь эти иконы выставлены в государственных музеях. Шесть из них находятся в Третьяковке, седьмая – в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Ровно тридцать лет назад, 24 сентября, были обретены мощи второго игумена Высокой обители – Афанасия Младшего, почитание которого как местночтимого святого было велико на протяжении минувших столетий, но общецерковное прославление подвижника состоялось лишь в наше время. Владыка, насколько остро братия чувствует, что в монастыре есть такая великая святыня?

Я бы сказал так: братия это чувствует постоянно. Навсегда уезжая в Константинополь, преподобный Афанасий Старший поставил здесь своим преемником по игуменству Афанасия Младшего. И при нем тоже возрастало число братии, монастырь и далее процветал. Афанасий Младший прожил 33 года. Почувствовав «старческое изнеможение» от великих подвигов и трудов, он преставился ко Господу в 1395 году, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы. О тех явных чудесах, что стали совершаться сразу же, с момента погребения игумена, можно прочитать на сайте нашего монастыря. А в 1994 году, при обретении его цельбоносных мощей, случилось одно из чудес, которое живо в памяти наших современников. Тяжко болящему Владимиру врачи предрекли, что он до конца жизни не встанет на ноги. Будет инвалидом. А Владимир (впоследствии помогавший братии с подготовкой репринта оригинального издания о Высоцком монастыре, выпущенного в 1902 году), молясь в тот поистине незабываемый день вместе с братией, на ноги вскоре встал! И люди, страдавшие разного рода болезнями костной и мышечной систем, стали притекать к раке с честными мощами и просить святого об исцелении. Первый настоятель возрождавшейся после лихолетья обители, архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне – митрополит Улан-Удэнский и Бурятский, все чудеса исцеления документально фиксировал. Затем эту кропотливую (и одновременно духоподъемную) работу продолжил следующий настоятель – архимандрит Кирилл (Костиков). И в 2005 году Серпуховской чудотворец был причислен к лику общецерковных святых.

Возвращаясь к вопросу, как относится братия к тому, что в обители покоятся мощи ее Небесного покровителя, должен сказать, что каждый день после утреннего правила с полунощницей мы открываем раку с честными мощами, и не только насельники, трудники прикладываются к ним, но такая возможность есть у любого человека, приходящего в это время в храм. Еще каждую неделю по пятницам вечером братия совершает в Покровском храме молебен с акафистом перед ракой с мощами преподобного Афанасия. Обоих Афанасиев в монастыре чтут и любят. И не только братия, но и прихожане, и многие серпуховчане. Также в лике святых был прославлен третий наш настоятель – преподобный Никита Радонежский, управлявший обителью 19 лет. Мне кажется, мы не посрамили святых предшественников: тот дух монашеской жизни, который был при них, и сегодня дышит в монастыре. Кроме того, после тяжелейших десятилетий богоборчества, поругания святыни мы стараемся вернуть ей былую красоту и благолепие. Стоит только человеку ступить на монастырскую территорию, обойти все наши храмы, посмотреть на образа, и он сразу это увидит, почувствует.

Труды земные, земная красота

Владыка, позвольте задать Вам наш традиционный вопрос: сколько братии здесь подвизается и какие послушания они выполняют?

Поскольку у нас находится чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», то основная характеристика монастыря – это помощь алко- и наркозависимым, которые приезжают сюда нередко с трясущимися руками, бегающим взглядом. И братия осуществляет духовное окормление этих людей, страдающих тяжелейшим недугом. Монаху нужно иметь большое сердце, чтобы вместить в него весь этот поток людской беды и найти для каждого нужные слова, слова утешения. Подвизается в обители десять монашествующих. В их число входит шесть священнослужителей, два диакона, один монах и я, епископ, который до июня 2021 года был настоятелем монастыря, а после получения им статуса ставропигиального – его наместником.

Если посмотреть в историческом разрезе, Вы стали 83-м настоятелем монастыря со времени его основания и недавно – первым его наместником.

Выходит так. Знаете, что в первую очередь меня радует? Что литургическая жизнь, которая должна быть сердцевиной жизни монастыря, здесь ею и является. Налажена, слава Богу, и церковно-приходская жизнь. Но, как и в других монастырях, у нас имеются разные трудовые послушания, выполняемые братией с большим усердием. Взять хотя бы прекрасный монастырский сад, в котором растет более сорока плодовых деревьев – яблони, груши, вишни, сливы, плюс к ним – ягодные кустарники. Понятно, что всё это требует квалифицированного ухода и определенных знаний. Есть у нас также поле, на котором мы уже который год сеем подсолнечник.

А семена подсолнечника (или по-народному – семечки подсолнуха) находят какое-то практическое применение?

В большей степени подсолнечник мы выращиваем для того, чтобы птиц небесных кормить. И такое «солнечное» поле, как мы и сами видим, и слышим от серпуховчан и приезжих, облагораживает общий вид монастыря и города. А практическое применение находят дары огорода, расположенного рядом с этим полем. На нем братия с трудолюбивыми прихожанами выращивает картошку, капусту. На монастырском подворье, где находится часовня Иверской иконы Божией Матери (отреставрированная и освященная как церковь), иеромонах Тихон выращивает в теплице огурцы, помидоры. Ухода и заботы требуют цесарки, которые степенно расхаживают на территории монастыря. Также между службами братия занимается покосом травы. Причем косят ее, используя триммеры, газонокосилки, и в самой обители, и вокруг нее, наводя там порядок на данных нам двух гектарах земли. В продолжение разговора о послушаниях добавлю, что у нас своя просфорня: монахи пекут просфоры и на этих просфорах служат Литургию. А один из братии, иеромонах Трифон, успешно несет послушание экскурсовода. На буднях он читает и поет в храме, а между службами проводит экскурсии для паломников.

Судя по отзывам в Интернете, экскурсии с отцом Трифоном, бессменным экскурсоводом, на многих, кто здесь побывал – будь то ученики воскресной школы или прихожане какого-то храма, сотрудники ФСИН или мотоциклисты клуба «Ночные волки» – произвели сильное впечатление. Еще бы! Паломники видят мощевики, иконы, дивные росписи в церквях, слушают пояснения батюшки, который старается не только изложить историю храма и появления в нем той или иной святыни (что, разумеется, тоже очень интересно), но донести главное: они находятся там, где соединяются Церковь Небесная и земная.

И это особое чувство – и особое должно быть понимание. Если оно приходит, значит паломничество, знакомство с монастырем, поклонение святыням принесет духовную пользу. А наша задача – поспособствовать этому.

Вся в праздниках, но не в праздности

Владыка, нередко заметки о вашей обители даются под броскими заголовками. Приведу один из них: «В полутора часах от трезвости. В Высоцком монастыре знают всё об алкоголизме и исцеляющей благодати». Но, думается, не всё так просто, как заявлено. Не все страждущие недугами телесными и душевными получают благодатную помощь от чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша»...

В Высоцком монастыре нет каких-то специальных курсов, на которых, допустим, медики или психологи по своим методикам оказывали бы людям помощь в преодолении алкогольной, табачной, игровой и других зависимостей. У нас упование возлагается на предстательство Богоматери, на Ее помощь по молитвам перед чудотворным образом. Но Богородица тому помогает, кто действительно осознал, что он подошел к самому-самому краю бездны и надо не просто остановиться, а осознанно и очень решительно повернуть назад, иначе его ждет погибель. Какое-то небольшое время назад в монастыре жил и трудился в трапезной один человек, которого привезла сюда родная сестра. Это была последняя надежда семьи. Тот человек стал вместе с братией участвовать в утренних молитвах, полунощнице, величании у мощей преподобного Афанасия Младшего, а по воскресным дням в 17:45 часов приходил в Покровский храм, где совершался братский молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (в которую вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы). Понимая, что собственных сил не хватает для «рывка» от края бездны, он усердно просил об этом Богородицу. Сейчас тот трудник строит ГЭС, куда отправился по собственному желанию.

Однако, к прискорбию, мы видим и другие истории: когда люди не имеют ни желания, ни воли остановить процесс деградации своей личности.

<На портале «Монастырский вестник» в материале «У нас здесь послушание Божией Матери – страждущих окормлять» можно прочитать о том, как взамен утраченной чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» была написана новая (и когда ее в мае 1993 года внесли в Покровский храм монастыря, освятили, Пресвятая Богородица стала являть чудеса от этого образа). А подробности о явлении первообраза иконы крестьянину Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, одержимому страстью пьянства, описываются на вышеуказанном монастырском сайте.>

Но случались ведь исцеления по молитвам отчаявшихся родственников, когда пьяница или наркоман проявляли «духовное иждивенчество»: мол, пусть за меня кто-то другой молится, не я сам – и родственники вымаливали его?

И такое было. Родственникам мы обычно благословляем 40 дней читать дома акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», и в это же время братия служит сорокоуст в монастыре. Совсем недавно к нам приезжала супружеская чета из другой страны. Несколько дней супруги жили в паломническом корпусе монастыря и ходили на Литургии, заканчивающиеся водосвятным молебном перед иконой «Неупиваемая Чаша». Видимо, за кого-то из близких или хороших друзей молились. Уезжали домой, мы им дали то же напутствие, что и другим: читать 40 дней акафист с верой, что Царица Небесная поможет. Также недавно монастырь посетила группа паломников из Молдовы, а теперь ожидаем группы из ДНР и ЛНР. Часто люди рассказывают: когда в их родных местах узнают, что они отправляются в паломничество в монастырь, где есть такая святыня, им дают стопку записок с просьбой помолиться о родственниках и знакомых, страждущих недугом пьянства и другими вышеназванными недугами. А некоторые зависимые люди сами сюда едут. Три дня говеют, исповедуются, причащаются, общаются с братией. Кто-то остается трудничать.

Немного о тех, кто остается трудничать. В стенах древней обители, красивой и ухоженной, невольно приходит мысль, что многим из настраивающихся на изменение своей жизни должна помочь, должна их напитать, укрепить в решимости и та земная красота, то благолепие, которое они здесь видят. Начиная с убранства храмов и обилия в них святынь и заканчивая пешеходными дорожками, покрытыми превосходной брусчаткой, а также цветущим и плодоносящим в определенное время года монастырским садом. И, конечно, украшающим пейзаж полем подсолнечников!

Важные составляющие внешнего благоукрашения – ухоженность, порядок вокруг – безусловно, играют определенную роль. Но, смею надеяться, что преображению или пробуждению заблудшей человеческой души помогает и та атмосфера, в которую зависимый человек попадает и видит неизменно доброе отношение насельников обители к приезжим и друг к другу. Братия у нас дружная, слово «поддержка» – это про них. Все тут давно подвизаются (кто-то пришел еще в 90-е годы, кто-то – в начале 2000-тысячных) и привыкли в будни и праздники, образно говоря, подставлять один другому плечо.

В отношении праздников вспоминаются замечательные слова Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (ныне на покое), произнесенные им в Высоцкой обители в день 645-летия ее основания. Владыка сказал, что тот, кто не знает церковной жизни, наверное, думает: «Что за Церковь у вас? Она всё время в праздниках, она праздна». И продолжил, что нет, Церковь наша не праздна: «Как военные люди стоят на своем посту день и ночь, так и наша Церковь духовно бодрствует, просвещая и освящая жизнь наших сограждан». При этом архипастырь подчеркнул, что особая роль принадлежит монашествующим, которые полностью отдаются служению Богу и людям.

Да, у нашей Церкви много праздников, но она никогда не пребывает в праздности. Она молится, просвещает, поддерживает, помогает в исцелении от недугов, в искоренении грехов, мешающих человеку жить достойной христианина жизнью. И некоторые наши трудники не просто к такой жизни потянулись – они пошли за нее сражаться, отправившись в зону СВО. Эти люди стали защитниками России.

***

И снова обратим свой взгляд вглубь веков и посмотрим на человека, чьи заслуги перед русским народом огромны. Это князь Владимир Андреевич Серпуховской или Владимир Храбрый, как его называли в средневековой Руси, а наши современники (например, Российское военно-историческое общество) включили умелого воеводу в список ста великих полководцев Отечества. Много о нем написано запоминающегося: внук великого князя Московского Ивана Калиты, двоюродный брат и соратник Димитрия Донского, герой Куликовской битвы, основатель отечественной артиллерии. При всем при этом как важна духовная сторона жизни! Его детство и юность прошли в Москве, где он вместе с великим князем Димитрием находился под опекой митрополита Киевского и всея Руси святителя Алексия. Затем состоялось знакомство со светильником земли Русской преподобным Сергием Радонежским. И какое дивное переплетение событий мы видим!

По благословению Преподобного князь Владимир Храбрый в 1374 году возрождает Высоцкий мужской монастырь в Серпухове, а его мать, княгиня Мария Ивановна (в схиме Марфа), тоже духовное чадо Преподобного, в 1386 году в честь победы на Куликовом поле при участии святого благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евдокии (Евфросинии) Московской основывает Богородице-Рождественский женский монастырь на окраине Москвы, на левом крутом берегу реки Неглинной. И первым духовником этой обители становится преподобный Сергий Радонежский...Сегодня это две возродившиеся обители, два ставропигиальных монастыря.

На прочном духовном фундаменте стоит Россия. Никаким врагам его не расшатать, хотя их попытки на протяжении веков не ослабевают.

Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков. Также снимки разных лет предоставлены
Высоцким ставропигиальным мужским монастырем в Серпухове

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь