Воссоздание истории назидает, врачует и объединяет

Ольга Орлова

В Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь открылся музей обители, который можно назвать наглядным учебником монашества. На примере опыта преподобного Зосимы (Верховского) здесь рассмотрены все степени и этапы монашеского пути.

Музейное пространство – несколько залов – выдержано в традиционном ключе: без тач-панелей и мультимедийных эффектов. Оно само словно предлагает современникам вернуться к реальности, оторвавшись от мерцающих экранов гаджетов, – сосредоточиться, задуматься. Здесь даже черепки, настил пола, утварь в инсталляции пустыньки преподобных Зосимы и Василиска в Туринских лесах – аутентичные, привезены с раскопок на месте подвига святых. Память о старцах в тех сибирских весях, где они двадцать лет подвизались, сохранилась и свято чтится. Озеро и протоки, на берегах которых жили преподобные Зосима и Василиск, местное население так и именует – «Монашки»; там служат молебны, устраивают регулярные крестные ходы.

Восстановление как самих мест подвигов святого, так и духовных связей со всеми, кому дорога память преподобного Зосимы, – сегодня одна из целей, поставленных для себя Зосимовой пустынью. Открытие музея – лишь этап в подготовке к празднованию 200-летия основания монастыря, которое должно состояться через пять лет. К этой дате планируется также начало работы духовно-просветительского центра при обители. Уже давно здесь проводят ежегодные конференции, посвященные Иисусовой молитве, издают книги, в том числе исследовательские, по наследию преподобного Зосимы и основанного им монастыря; за научные достижения в этой области присуждаются специально учрежденные премии.

География подвигов святого Зосимы на территории нашей страны весьма обширна, а значит, и все эти места находятся под его молитвенным покровительством. Это не только его родина Смоленщина, где в Рославльских лесах он впервые приобщился к опыту отшельничества, и уже упомянутая Сибирь, где они подвизались с преподобным Василиском и где в Туринске отец Зосима основал первую женскую обитель, но и остров Коневец на Ладожском озере – там будущий преподобный сам проходил послушнический искус и принял постриг, и Соловки, куда, будучи пострижен в честь преподобного Зосимы Соловецкого, старец стремился в последние годы жизни. Это и Подмосковье, где в основанной им Троице-Одигитриевой пустыни, а точнее – в уединенной келье неподалеку от нее, приняв великую схиму, он оставался до самой кончины. Отчин колодец в трех километрах от обители – место подвига последних трех лет земной жизни преподобного Зосимы – сегодня воссоздан и тоже является местом паломничества.

Спасительные простота и смирение

Редко кто достигает нынче духовных вершин отшельничества, но для знакомящихся с экспозицией нового монастырского музея приоткрываются тайны и такого вида подвижничества. Само свидетельство об этих перспективах благодатной жизни – необходимое для наших теплохладных дней лекарство.

По слову святых отцов, многое в духовной жизни зависит от изначального произволения человека, а оно в информационную эпоху особо подвергается атакам: в миру опыт старших востребован уже не так, как было принято прежде, и поколению, с детства воспитанному Интернетом в иллюзорном «всезнайстве», гораздо труднее дается послушание. Привыкших к постоянной самопрезентации в соцсетях страшит затвор в монастырских стенах с обесточенной виртуальной реальностью.

Поразительно, как в опыте преподобного Зосимы и его близких соблазны наших дней развеиваются как наваждение. Так, опыт одной из племянниц преподобного Зосимы, постриженной без послушнического искуса, по вере дяди-подвижника, убедительно свидетельствует, что монашествующим открываются куда более захватывающие виды инобытия, чем может предложить мир, даже оснащенный современными мультимедиа технологиями:

«…Маргарита (так было имя меньшой его племянницы) почти полумертвая стояла в церкви пред Распятием. Ибо близ большого Распятия находился ящик со свечами, а ее послушание было помогать свещнице. В самое величание на всенощной Матерь Божия соделала чудо Своего милосердия: вдруг слезы ручьями полились по лицу Маргариты, которое мгновенно изменилось, сделалось необыкновенно веселым и спокойным, на ее мертвенно-бледных щеках даже показался румянец. По выходе из церкви старшая сестра спросила ее: «Что с тобой?» – «Ах, Вера, друг мой, я не могу и рассказать: мне вдруг представилась вся слава Матери Божией на небесах, вся радость Ее, и как будто услышала я слова: “Что мешает и тебе того же достигать? Матерь Божия и тебя примет в Свою радость!” И в сердце моем разлилась какая-то радость, какое-то приятное спокойствие. Гляжу теперь на монастырь, и мне чудится, что я в раю»… (Ранее новоначальная монахиня без конца сетовала: «Счастливые люди живут своей жизнью, а для меня все кончено, я погребена в этих стенах, как в вечной могиле».)

Сам будущий преподобный Зосима, в миру Захария, с детства был невосприимчив к мирским наукам, – о чем и благочестивый отец его еще до рождения сына получил откровение: «Не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». Когда впоследствии дворянин Захария возжелал иноческого пути, он легко сблизился духовно с отцом Василиском – из «простых». Создавая же позднéе житие своего сподвижника, отметил – на примере пустынников Павла книжного и Иоанна безграмотного – к какой духовной катастрофе может привести то самое «всезнайство» и как спасительны простота и смирение.


Потенциал духовного единства

Не так много сохранилось изображений с видами дореволюционного монастыря, портретов и соборных снимков его насельниц, но тем ценнее то, что удалось все-таки раздобыть путем многолетней кропотливой работы в архивах и общения с местными жителями. Какие-то ценнейшие экспонаты, узнав, что в обители создается музей, люди сами приносили или даже присылали издалека, – так, например, как-то из Краснодара пришла посылка, а в ней молитвослов с автографом – дарственной надписью насельницы монастыря своей племяннице. Надо только начать этот увлекательный труд воссоздания истории, и тогда уже история, точно откликами предтеч-подвижников из вечности на наши молитвы и труды, ответит взаимностью и немало обогатит нынешних насельников обителей.

Обращение к истории помогает, например, понять, почему преподобный Зосима так почитаем в Грузии. Дело в том, что первая церковь Зосимовой пустыни во имя Святой Троицы была построена в свое время по ходатайству грузинской царевны Тамары, большую часть жизни проведшей в Москве: она лично обратилась к императору Николаю I с просьбой устроить для своих молитвенных нужд храм. Ранее преподобный Зосима, можно сказать, спас царевну. Когда она сильно заболела, ее братья, грузинские царевичи, которые благоговели перед старцем, пригласили его к болящей, чтобы он возложил на нее руки. Отец Зосима взмолился, говоря, что недостоин, а те чуть ли не насильно взяли его руки и приложили… Царевна исцелилась. Грузины до сих пор чтят святого и не оставляют своим попечением его обитель.


А еще известно, что в свое время отцы Зосима и Василиск трижды пытались выехать на Афон, но, встретив непреодолимые препятствия, восприняли их как волю Божию остаться в России. Сегодня в Троицком храме Зосимовой пустыни можно поклониться иконе Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон», – образ изящно украшен самоцветными камнями, его не спутаешь ни с каким другим. История его такова. Священник, который некогда служил в Зосимовой пустыни, часто паломничал на Святую Гору, и вот однажды в очередной его приезд знакомый афонит вручил ему эту икону, пояснив: «Приходил монах. Сказал, что скоро приедет батюшка, который знает матушку из России. Пусть этот батюшка передаст икону в Зосимову пустынь». Из какого монастыря был этот монах, передавший дар, как его звали, так и осталось тайной. Но это приношение и рассказы других афонитов подтверждают, что старцев Зосиму и Василиска отцы на Святой Горе очень почитают.

Даже в Соединенных штатах Америки особо чтят преподобных Зосиму и Василиска – там житие старца Зосимы на английский язык перевели еще в 1979 году иеромонахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) [1]. Как жаль при этом, что множеству соотечественников в России жизнь и подвиги преподобных практически неизвестны; просветительские труды в этой области требуют еще много стараний.

Особое чаяние сестер Зосимовой пустыни – обрести мощи преподобного Зосимы, которые исчезли в годы разорения монастыря при советской власти. А вот мощи преподобного Василиска в 2000 году по милости Божией обрели Спасский мужской и Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастыри города Екатеринбурга. Тогда же по собранным сестрами Ново-Тихвинской обители документам старец был прославлен, и Урал тоже стал одним из мест особого почитания преподобных Зосимы и Василиска.

Связь с предшественниками

Пожалуй, только за исключением Афона, всюду в указанных местах памяти преподобного Зосимы, привозя оттуда что-то для музея, побывала тезоименитая святому его праправнучатая племянница монахиня Зосима (Верховская), насельница и историограф обители. Именно с ее изысканий в области собственной родословной началось восстановление памяти о преподобном, а затем и самой Зосимовой пустыни.


Настоятельница монастыря игумения Фаина (Кулешова) подчеркивает, что музей создан именно для раскрытия образа монашества на примере их святого отца-основателя и основанной им обители. Внимание здесь также уделяется святым и подвижникам, с кем монастырь так или иначе связан. А это и преподобный Варнава Гефсиманский, для кого посещение в отроческие годы Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни было большой духовной поддержкой, и преподобный Антоний Радонежский († 1877), который, будучи наместником Троице-Сергиевой лавры, с самого начала утвержденного здесь общежития 30 лет руководил Зосимовой пустынью в качестве благочинного. Это и Оптинские старцы преподобные Макарий, Антоний, Моисей – они приезжали сюда из Оптиной пустыни на праздник освящения расширенного двумя приделами Троицкого собора и возносили здесь соборную молитву вместе со святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, возглавившим тогда Божественную литургию и, как известно, особо благоволившим этому монастырю, как и его основателю преподобному Зосиме.

Есть в экспозиции музея и раздел, повествующий об испытаниях XX века. Он включает, в том числе, личные вещи новомучеников Церкви Русской, а таковых в Зосимовой пустыни прославлено шестеро: игумения – преподобномученица Афанасия (Лепёшкина), чьи сродники в наши дни бывают в монастыре и рассказывают удивительные истории ее помощи своему роду; два служивших здесь священника – отцы Димитрий Розанов и Михаил Виноградов, а также три насельницы – инокиня Магдалина (Забелина) и послушницы Евдокия Бучинева и Мария Портнова. Музей словно реконструирует связь с предшественниками, которую в годы гонений враг пытался разрушить.

***

Созданный некогда в болотистых подмосковных лесах монастырь и сегодня (несмотря на то, что теперь вошел в состав столицы в рамках территорий Новой Москвы) остался «пустынькой», – как отметил это Святейший Патриарх Кирилл, посетив обитель. Молитвенной, тихой и, благодаря все так же окружающему ее лесу, укромной. Здесь идеальное место, чтобы обремененному суетой жителю мегаполиса прийти в себя, поговеть, помолиться и – может быть, посетив открывшийся музей, задуматься о монашестве. По крайней мере, познакомиться с иноческой жизнью поближе, узнать о ее сути, проследив подвижнический путь преподобного Зосимы, вчитавшись в его труды, – благо, нам доступны ныне и его эпистолярное, и агиографическое наследие, и аскетические наставления.


_________________________________________________________________________________

[1] В издательстве братства преподобного Германа Аляскинского житие преподобного Зосимы (Верховского) издавалось в 1979 и 1990 годах.

Материалы по теме

Монастыри

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Петропавловский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Макарьева пустынь