ХХ век стал для России веком трагических разделений. Разделенной оказалась и Русская Церковь – часть ее иерархов и паствы осталась в составе Московского Патриархата, часть, разбросанная по всему миру, образовала Русскую Православную Церковь за рубежом. Уврачевание этого разрыва, восстановление утраченного единства стало возможным лишь в ХXI веке.
В судьбе Валаамского монастыря тоже произошел свой разлом. Он пережил как бы «двойную эмиграцию»: сначала, после принятия Финским сеймом постановления об отделении от советской России, автоматически, не меняя своего географического положения, оказался на территории независимой Финляндии в юрисдикции Финской Автономной Церкви, а затем, в 1940 году, покинул и свои благословенные острова, отправившись искать нового пристанища.
В феврале 1940 года, когда Валаамский архипелаг подвергся жесточайшим бомбардировкам советской авиации и финал советско-финской войны стал для всех очевиден, руководство монастыря, спасаясь от безбожной власти, решилось на полную эвакуацию обители вглубь материковой Финляндии.
Ехать пришлось по льду Ладожского озера, на грузовиках, предоставленных финскими военными. По воспоминаниям иеромонаха (будущего игумена монастыря) Нестора: «было очень печально смотреть, как полубольные старики суетились со своими узелками, некоторые не могли вскарабкаться и беспомощно ждали, кто бы им помог влезть в кузов».
18 марта 1940 года эвакуация была полностью завершена. С собою удалось увезти самое дорогое: богослужебную утварь и облачения, наиболее ценные иконы, серебряную раку преподобных Сергия и Германа, реликвии монастырского древлехранилища, значительную часть архива и библиотеки. Последние иноки, оставленные руководить вывозом имущества, перед тем как покинуть остров, совершили 24 скорбных удара в главный 1000-пудовый колокол – в знак смерти тысячелетней Валаамской обители.
Валаамцы, имевшие денежный счет в Финском Почтовом банке, после усиленных поисков и молитв, приобрели усадьбу Папинниеми на юго-востоке Финляндии, в пустынной лесистой местности, где в июле 1940 года был официально основан монастырь «Новый Валаам», существующий и поныне.
Промыслом Божиим сейчас валаамская традиция продолжается в двух Валаамских обителях – в России на острове Валаам и в Финляндии на Новом Валааме. На двух кладбищах этих монастырей упокоились валаамские старцы, в соборах хранятся валаамские святыни (в России – мощи преподобных Сергия и Германа, в Финляндии – чудотворная Валаамская икона Божией Матери). Каждый из монастырей несет свое миссионерское служение, свидетельствуя о Православии: русский Валаам в постсоветской России, финский Валаам – в современной секуляризованной Европе. И обители чувствуют поддержку и молитвенное участие друг друга.
***
В середине августа Валаам с паломнической поездкой посетил настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий (Райяполви) с братией – теми, кто еще никогда не был на Старом Валааме.
Сойдя с метеора, прибывшего из Сортавалы, финские гости прежде всего отправились на прием к игумену Валаамского монастыря епископу Троицкому Панкратию. Теплая, во всех смыслах – родственная встреча прошла в исторических покоях валаамских игуменов. До недавнего времени эти помещения старого, XVIII века постройки, келейного корпуса были заняты поселковой больницей. Лишь в 2014 году они были полностью отреставрированы. И вот, год спустя, в стенах, которые помнят всех валаамских игуменов, начиная с преподобного старца Назария, символически встретились настоятели двух современных Валаамов!
Финские братья поздравили владыку Панкратия с его недавним 60-летним юбилеем и преподнесли Владимирскую икону Божией Матери. После сердечной беседы и обмена подарками владыка благословил гостей на паломничество. В ходе поездки они постарались посетить как можно больше скитов: Никольский, Всех Святых, Александра Свирского, Ильинский, Воскресенский, Гефсиманский, а также ферму и сады.
На Смоленском скиту радушную встречу оказал финским братьям отец Давид, состоялось дружеское чаепитие (валаамская традиция «тут же звать на чаек», как говорили монахи Старого Валаама, поддерживается, к слову сказать, и на Валааме Новом!) прямо под открытым валаамским небом.
На Свято-Владимирском скиту гости осмотрели церковно-исторический музей и иконописную мастерскую, здесь «гидом» для ново-валаамцев стал начальник скита и иконописной мастерской иеромонах Сергий.
Везде братья искренне молились, пели церковные песнопения, тропари. Старый «ладожский» Валаам встретил свою финляндскую братию хорошей погодой и теплым августовским солнышком!
Хотя график паломнической поездки был очень плотным, нам удалось немного поговорить с отцом Сергием и его спутниками.
– Отец Сергий, сколько раз Вы уже приезжали на Старый Валаам и когда?
– Я и сам над этим задумался. По крайней мере – пять раз. Впервые в 1998 году с паломнической поездкой, с насельниками своего монастыря, а также с игуменьей Мариной из Линтульского монастыря, ныне почившей. Это была однодневная поездка.
– А последний раз?
– Пять лет назад, когда исполнилось 70 лет эвакуации монахов на Новый Валаам.
– Насколько сейчас изменился Старый Валаам, по сравнению с 90-ми годами?
– Да, прошло много времени, но я могу вспомнить. Конечно, сам остров и монастырь произвели на меня большое впечатление. Ну, например, собор был совсем не тронут реставрацией. Он был в разрушенном виде, даже окон, кажется, не было. Нас пустили в верхний храм, но это был не храм. И тогда я подумал: увижу ли я в течение своей жизни его отреставрированным? Не мог представить, что уже в 2005 году Святейший Патриарх Алексий II будет освящать верхний храм, и я буду присутствовать и сослужить, и что собор будет готов. В 2005 году меня это очень сильно тронуло. Я подумал: русский народ сам его разрушил, разорил, а теперь сам его восстановил; грех – искуплен. Что касается последнего моего визита, то, конечно, я удивляюсь, как много сейчас восстановлено скитов и храмов, построено новых. Как много работы проделано. Во всем монастырь идет вперед. Особенно меня радуют сады, цветники, которые разбиты и вокруг собора, и на всех скитах. Так красиво! Я только благодарю Бога, что все движется в добрую сторону.
– Насколько отличаются богослужебный круг на Новом Валааме и на Старом Валааме?
– Трудный вопрос. В этот раз мы посетили очень много скитов, много ездили, но довольно мало молились. Программа была очень насыщенная, мне ведь хотелось братии показать, как выглядит монастырь, чтобы они побольше смогли увидеть. Богослужебный круг здесь совершается в гораздо большей полноте, так как здесь больше монахов и иеромонахов, которые могут служить, у нас – намного меньше.
– Как братия Нового Валаама поминает братию и старцев со Старого Валаама?
– У нас, конечно, сугубо поминают всех настоятелей. Есть специальный синодик, и за каждой Литургией на проскомидии по этому списку служащий священник поминает всех настоятелей. И кроме этого, у нас есть помянник, в котором записан день смерти каждого брата, и в ближайший день, когда служится Литургия, эти имена поминаются – круглый год, то есть каждое имя обязательно поминается в течении года. Но мы молимся не только о монахах и настоятелях, но и о членах Царской семьи, которые бывали на Валааме. В день смерти схиигумена Иоанна всегда служим панихиду на кладбище на его могиле.
– Отец Сергий, с кем Вы приехали на Старый Валаам в этот раз?
– Я в этот раз привез отцов и братию, которые еще никогда не бывали на Старом Валааме. Со мной приехали иеромонах Михаил – наместник игумена и казначей монастыря, иеродиакон Яков – наш псаломщик, секретарь монастыря монах Назарий, который также является псаломщиком, – можно сказать, что почти весь духовный собор монастыря здесь. Также с нами монах Симеон, который является главным экскурсоводом и архивариусом, ведущий реставратор нашего Реставрационного Центра Антти Нармала, переводчица Елена Павинская и водитель Вейкко Мууронен.
– Отец Сергий, благословите задать несколько вопросов Елене Павинской?
– Да, конечно.
– На Смоленском скиту нам стало известно, что Вы принимали активное участие в первом этапе его восстановления. Вы показывали нам альбом с фотографиями. Расскажите немного об этом.
– Да, это было в 1990 году, по благословению тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, в будущем – Святейшего Патриарха Алексия II. Союз православной молодежи Финляндии хотел чем-нибудь помочь, когда стали восстанавливать Старый Валаам. Тогда владыка Алексий благословил восстанавливать именно Смоленский скит. Нас приехало 15 человек в первой группе, на десять дней трудниками. Приехали на Смоленский скит, где ничего не было, кроме руин старого храма. Мы поставили палатки. Сперва выстроили причал, потом, конечно, финскую сауну. И начали заново строить часовенку. Первоначально мы не знали, что делать с храмом, и только потом решили. Там на крыше, а точнее на фрагментах крыши, было по два метра разбитого кирпича и земли, из которых уже деревья росли. И вот мы карабкались туда (и я лично) и сбрасывали весь этот мусор…
– Сейчас Вы увидели Смоленский скит, помолились в скитском храме, насколько Вам понравилась реставрация?
– Да, конечно, 25 лет назад я и представить себе не могла, что увижу его полностью восстановленным в такой красоте, как он сейчас есть. Храм и снаружи восстановлен полностью, и особенно красивы его стенные росписи. Наверное, это не соответствует прежнему храму, внутри которого росписи вряд ли были, но получилось очень хорошо, красиво. А часовенка, которую мы строили, тоже стоит! Я в нее сходила, помолилась. Очень приятно видеть, что та маленькая работа, с которой мы начали, здесь уже завершена – на Смоленском скиту живут и молятся.
На наши вопросы ответил иеромонах Михаил (Нумелла).
– Отец Михаил, Вы являетесь наместником и казначеем Ново-Валаамского монастыря, а где Вы проходили послушание раньше?
– Я пришел в Ново-Валаамский монастырь уже иеромонахом. Был пострижен и рукоположен в Хельсинки, служил там как русскоязычный священник, а также в других городах Хельсинской епархии. У нас были планы создать свой монастырь, но это оказалось не так легко, и я уехал на Новый Валаам.
– Вы впервые на Старом Валааме, – что Вам запомнилось больше всего?
– На Старом Валааме я в первый раз, но очень много читал, старые и новые книги, смотрел фотографии. Во многом мои представления совпали, но я никак не ожидал увидеть здесь столько посетителей. Я думал, что к нам приезжает много, а оказалось, что здесь еще больше! Меня очень радует, что здесь монашеская жизнь продолжается и развивается, что здесь много строят и реставрируют. Все очень красиво! Больше всего мне запомнился Спасо-Преображенский собор, его верхний и нижний храмы. Было очень интересно и волнующе увидеть своими глазами то, о чем слышал и читал, видел на картинах, фотографиях. Хотелось ощутить всё своим существом, находясь в храме, в котором молились Валаамские старцы, те, что потом молились у нас в старом храме и которые теперь покоятся у нас на кладбище.
***
Милостью Божией, по молитвам всех святых, на Валааме просиявших, паломничество финских братьев прошло прекрасно. На Новый Валаам они уехали вдохновленными и утешенными, выражая особую благодарность владыке Панкратию и игумену Мефодию за оказанный прием.
Текст и фотографии: Михаил Шишков.