Богатый купец, золотоискатель, один из самых уважаемых людей своего времени принимает постриг в великую схиму… Не напоминает ли это нам житие одного из древних святых? Однако это было не в далекой древности, а в начале XX века. В феврале 2021 года исполнилось 115 лет со дня праведной кончины Михаила Ивановича Иванова, уральского золотопромышленника и благодетеля Екатеринбургской Ново-Тихвинской обители, незадолго до смерти принявшего схимнический постриг. Что же привело этого человека к монашеству?
Миллионер из крестьян
Родиной Михаила Ивановича была Симбирская губерния с ее величественными волжскими просторами. Родился он в 1837 году в простой крестьянской семье, и образование получил, конечно, самое скромное; с детства должен был много и тяжело трудиться. В середине 60-х годов он перебрался на Урал, где начал заниматься торговлей. Стоит дать должную цену трудолюбию, целеустремленности и остроте ума этого человека: нужно было иметь поистине железную волю и отвагу, чтобы из крестьянского сына к сорока годам стать именитым купцом!
В 1869 году на Главном проспекте Екатеринбурга появился первый магазин Михаила Ивановича – кондитерское и булочное заведение. Буквально через год Иванов стал владельцем не только кондитерского, но и бакалейного магазина, где продавались колониальные товары, привезенные из Индии и Китая. Чай, кофе, какао, мускат, гвоздика, перец и другие тропические продукты и даже редкие на Урале японские товары – все это было представлено в магазинах Михаила Ивановича.
Торговля была не единственным его занятием – со временем он стал владельцем около двадцати золотых приисков. Иногда сам участвовал в поисках золота. В феврале 1884 года Михаил Иванов лично во главе партии из трех человек искал золото на Серебрянском и Каменском приисках.
Приют трудолюбцев
Михаил Иванович был глубоко верующим человеком. Богатство и видное положение в обществе не изменили его доброго христианского нрава. Труды, тяготы и лишения, которые он, несомненно, должен был испытать в детские годы, укрепили в нем веру и нравственные силы, развили сострадание, любовь к ближним, сердечную доброту. Много времени Михаил Иванович посвящал делам милосердия. Он не только основал первый на Урале Дом трудолюбия, но и лично вникал во все дела этого учреждения и помогал ему до самой своей кончины. Также на его средства содержалась столовая при приюте трудолюбцев, в которой бесплатно питались нищие. Михаил Иванович ежегодно жертвовал на нее тысячу рублей.
Дом трудолюбия давал работу и средства к существованию обездоленным людям, в основном детям и женщинам. Они занимались шитьем, щипали перо, клеили коробки; потом появились столярная и картонажная мастерские, началось производство сумок, чемоданов и тому подобного. Детей в Доме трудолюбия обучали начальной грамоте.
Михаил Иванов был прост в общении и доступен всем, кто нуждался в его помощи. Люди часто обращались к нему в тяжелых ситуациях, и не было ни одного случая, чтобы он кому-либо отказал.
Храмоздатель Оптиной пустыни
Не только на Уральской земле Михаил Иванович был известен как щедрый благотворитель. В летописи скита Оптиной пустыни сохранились о нем многие благодарные свидетельства. А в 1899 году Михаил Иванович, серьезно размышлявший об избрании монашеского пути, приехал пожить в скиту. Его сердце жаждало духовного совершенства, он желал послужить Богу не только милостыней, но и самого себя сделать нищим ради Христа и, став смиренным послушником, создать в своей душе прекрасный храм Живому Богу [1]. Когда в 1900 году в скиту по благословению отца Иоанна Кронштадтского началась постройка нового храма, посвященного преподобным Льву Катанскому и Иоанну Рыльскому, Михаил Иванович с радостью пожертвовал средства на его возведение. Храм построили всего за два года. В подвальном этаже новой церкви был устроен нижний храм – в честь святого Архангела Михаила (небесного покровителя Михаила Ивановича) и братская усыпальница. Михаил Иванович построил для Оптинского скита и двухэтажный корпус. В верхнем этаже располагалась ризница, библиотека скита и две братские кельи. Внизу – две кельи для братии и келья для самого храмоздателя. Очевидно, он готовил себе здесь тихий и уединенный приют.
Однако, Господу было угодно, чтобы Михаил Иванович пока еще потрудился в миру и послужил ближним делами милосердия. Пожив некоторое время в Оптиной, он вернулся в Екатеринбург.
Ктитор монастыря
С годами Михаил Иванович все меньше занимался предпринимательством, а затем и вовсе передал дела сыну. Его душа искала Бога, и самой жизнью он исполнил слова Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его». Благотворительность стала единственным делом Михаила Ивановича. Он помогал бедным воспитанницам епархиального училища, нуждающимся ученикам и учителям в школах грамоты и многим другим. Михаил Иванович был попечителем церковно-приходской школы, на его средства в школе, например, устраивались детские елки. Одновременно он помогал храму при женской гимназии и лично вникал во все нужды гимназического храма: от капитального ремонта здания до снабжения его свечами. За свои многочисленные труды он получил орден Святой Анны II степени [2].
Для Ново-Тихвинского женского монастыря Михаил Иванович был особенно близким человеком. Он любил бывать в обители, и сестры также глубоко почитали его.
На средства Михаила Ивановича в монастыре был построен новый корпус, где позднее разместилась иконописная мастерская. Михаил Иванович пожертвовал средства и на строительство новой церкви Всех Святых – небольшой, но очень уютной. Сестры давно хотели, чтобы у болящих и престарелых монахинь была возможность молиться за богослужениями. С появлением нового храма эта мечта исполнилась: к церкви Всех Святых, также на щедрые пожертвования Михаила Ивановича, был пристроен корпус с кельями для болящих сестер. Во время каждого богослужения двери этих келий открывались, и сестры, не вставая с постели, могли слышать всю службу.
Осенью 1900 года газета «Уральская жизнь» писала: «22 октября в Ново-Тихвинском монастыре состоялось скромное, и, вместе с тем, редкое в монастырской жизни торжество освящения каменного двухэтажного здания, построенного для богадельни и больницы благотворителем екатеринбургским купцом М.И. Ивановым на собственные средства. Создателю богоугодного заведения М.И. Иванову была поднесена от сестер монастыря святая икона Тихвинской Божией Матери, покровительницы святой обители, изготовленная сестрами в шитой золотом ризе с украшением уральскими цветными камнями. От М.И. Иванова всем престарелым и убогим сестрам, переведенным из старых келий в нижний этаж, прекрасно устроенного во всех отношениях здания, был предложен чай и обед» [3].
Дар сестер – украшенный их старанием образ Божией Матери – был особенно дорог Михаилу Ивановичу.
Визит чудотворца
Одним из выдающихся дел Михаила Иванова было приглашение в Екатеринбург отца Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн был известнейшим в России священником, при жизни прославившемся чудотворениями. Когда 22 июня 1905 года отец Иоанн прибыл на Урал, именно Михаил Иванович встречал его в Перми и уже оттуда привез в Екатеринбург. Остановился высокий гость в его доме.
Отец Иоанн пробыл в Екатеринбурге всего три дня, и Михаил Иванович всюду сопровождал его. Для пожилого купца это было делом нелегким, так как отец Иоанн проводил время очень деятельно. Он каждый день совершал утреню и Литургию в одном из городских храмов, а потом служил молебны по домам.
В любую погоду за отцом Иоанном Кронштадтским следовали толпы народа. Храмы, в которых он совершал богослужения, всегда были переполнены богомольцами, которые стояли даже на подоконниках. Тысячи людей окружали церкви в эти дни. При появлении отца Иоанна приходилось сдерживать людей, рвавшихся к чудотворцу и просивших помолиться о них, благословить, «приложить руку». Многие горожане приводили и приносили к отцу Иоанну больных в надежде на их исцеление. Для каждого несчастного священник находил два-три слова утешения и ободрения. Неизменно его верным спутником был Михаил Иванов.
После отъезда отца Иоанна Кронштадтского имя Михаила Иванова уже не появлялось в Екатеринбургской прессе. И без того слабое здоровье Михаила Ивановича резко стало ухудшаться. Видимо, предчувствуя приближение смерти, незадолго до своей кончины купец и крупный общественный деятель Михаил Иванов принял постриг в великую схиму; имя в постриге у него осталось прежним. 26 января (8 февраля по н. ст.) 1906 года известный уральский благотворитель скончался. Перед смертью он просил, чтобы гроб был сделан самый простой, без украшений, и чтобы на похоронах не было пышных венков. Его желание было исполнено, а любовь людей выразилась по-другому: по городу до места погребения гроб с его телом благодарные горожане пронесли на руках. Отпевание схимонаха Михаила совершалось по монашескому чину в монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а совершал его правящий архиерей – епископ Владимир (Соколовский).
Погребен схимонах Михаил был на кладбище Ново-Тихвинского монастыря, которому он столько благотворил при жизни и в котором его глубоко почитали не только как мецената и общественного деятеля, но и как глубоко верующего, благочестивого человека, исполнившего Евангелие своей жизнью. В советские годы монастырский некрополь был стерт с лица земли, и могила Михаила Иванова была утрачена. Но в возрожденной обители живет о нем благодарная память как о ктиторе и благоукрасителе, и каждый день возносится молитва о том, чтобы Господь вселил его душу в селениих праведных.
[1] В летописи Оптиной пустыни говорится о том, что Михаил Иванов действительно стал рясофорным послушником в Иоанно-Предтеченском скиту: https://www.optina.ru/temples/lev_ioann/ . – Примеч. ред.
[2] В 1894 г. в Екатеринбурге был создан отдел Императорского Православного Палестинского общества, действительным пожизненным членом которого являлся М.И. Иванов, охотно оказывавший деятельную помощь молодой общественной организации. См. https://www.ippo.ru/historyippo/article/palestinskoe-obschestvo-i-predprinimateli-srednego-200360. – Примеч. ред.
[3] Уральская жизнь. № 295. 1900, 26 окт. С.2.
Источники: Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/archives/events/44/html_id-full
Императорское Православное Палестинское общество https://www.ippo.ru/historyippo/article/palestinskoe-obschestvo-i-predprinimateli-srednego-200360