Тема номера: Башкирия: афонские традиции
Несмотря на то, что православные поселения стали обосновываться в пределах Уфимского края во второй половине XVI века, следы христианской веры здесь обнаруживаются уже в VIII-X веках. Территория, занимаемая нынешней Уфимской епархией, с древних времен населялась многими народами, которые различались не только языками и обычаями, но и происхождением
«Башкирская земля ждет своего Патриарха»
Событие
Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон
В июне текущего года Святейший Патриарх Кирилл посещает башкирскую землю. Событие историческое: на эту землю до сего момента не ступал ни один из предстоятелей Русской Православной Церкви. В связи с особым событием в жизни Башкортостанской митрополии на вопросы «МВ» отвечает глава митрополии, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон
«1990-ые гг. – это время сложное, неспокойное. Различные зарубежные эмиссары пытались расшатать стабильность общества в республике, в том числе и религиозную ситуацию. Но нам совместно с Центральным Духовным управлением мусульман России и Духовным управлением мусульман республики Башкортостан удалось удержать общество в мире и согласии, предотвратить многие негативные тенденции».
«На период образования Башкортостанской митрополии в епархии действовали 283 прихода и 8 монастырей. Их открытие проходило в сложное время перестройки и безденежья, однако все постепенно строится и восстанавливается. Особые трудности испытывают монастыри – как мужские, так и женские. И их главная проблема – недостаток желающих подвизаться в монастырях.
Это можно объяснить несколькими причинами: угасание стремления к монашескому подвигу вообще, нежелание прикладывать усилия для возобновления обителей – везде нужно трудиться, работать. Кроме того, существенный сдерживающий фактор – отсутствие опытных духовников, могущих созидать монашескую жизнь в соответствии с церковным преданием. Однако, несмотря на это, в монастырях совершаются духовное делание, молитва и послушания».
Афон Благовещенского уезда
Духовная география
Бывали ли Вы на Святой Горе Афон? Есть место в России, чей духовный облик во многом близок афонскому. Хоть и находится место сие – Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь – в тысячах километров от солнечной Греции, в предгорьях Урала. Но препятствие ли для духовной связи пространство и время?
Эту мужскую обитель все знающие люди именуют не иначе как «Святые кустики». Кустиками назвали 3 березы и 2 ивы, прославленные тем, что близ них явился «святой старец в блестящих золотых ризах с крестом в руках» под звон незримых колоколов. Достопримечательных дерев тех уже нет – на их месте кирпичная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери.Монастырь в стороне от башкирской столицы Уфы, в районе, а лучше сказать по-дореволюционному – уезде, имя которого уже настраивает на духовную радость – Благовещенский. «Святые Кустики» удалены от оживленных трасс и крупных поселений, поэтому им вполне подобает наименование пустынь, пустыня.
«Главное – сохранить в обители строгий монашеский дух»
Интервью
Архимандрит Варлаам (Максаков)
Как будущему монаху успокоить своих родителей, желающих многочисленных внуков, из чего складывается строгий монашеский дух обители и почему нельзя торопиться с постригами? Журнал «МВ» беседует с архимандритом Варлаамом (Максаковым), игуменом Успенского Свято- Георгиевского мужского монастыря в Башкирии
«Даже не думая, что здесь будет когда-нибудь монастырь, начал собирать разные сведения о бывшей обители. А бабушка, которая когда-то меня на клирос позвала петь, оказывается, окончила школу при этом Успенском монастыре, и у нее сохранились разные фотографии, документы, рассказывающие историю тех давних лет. Однажды встретил здесь, в «Святых кустиках», одну бабушку из Красноуральска. Мы планировали вместе поехать приложиться к мощам Симеона Верхотурского. Поехать не получилось, но она мне прислала письмо, рассказала, что ей приснился сон, будто служу я среди лесов, среди холмов, во «Святых кустиках». Это было удивительно. Так постепенно я стал окончательно понимать, что жизнь моя связана именно с этим местом. А в Уфе в это время возобновили Успенский мужской монастырь. С приходов собрали 7-8 монахов, но самой общины не сложилось, монастырской жизни не было. Меня туда определили экономом, а потом «Святые кустики» стали скитом этой обители, а я – его начальником».
Пять веков башкирской миссии
Исторический ракурс
XVI столетие в истории нашей страны было отмечено многими знаменательными событиями. Окончательно оформилась централизованная власть, Русская Церковь официально приобретает автокефалию, учреждается патриаршество. Еще совсем молодое, но почувствовавшее свои силы Русское государство обрастает новыми землями, в которых начинает возвещаться свет Христовой веры
После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирскому народу с предложением добровольно войти в состав Русского царства. В 1557 году башкирские послы прибыли в Москву, где получили жалованные грамоты от царя, в которых оговаривались основные условия присоединения, в частности было особо указано: за башкирскими племенам признается право «жить по обычаям и религии» предков в обмен на воинскую службу и уплату ясака. Так фактически был оформлен договор о присоединении между Российским государством и башкирами. Отметим, что речь идет о европейской части нынешнего Башкортостана. Окончательное вхождение территории исторического расселения башкир в состав России состоялось после распада Сибирского ханства, к середине XVII века.
«Не нам, но имени Твоему…»
Небесные покровители
В Уфимской губернии большевики захватили власть осенью 1917 года, сразу же приступив к радикальным реформам. Народ, вскоре осознавший пагубность происходящего, уже к концу года стал оказывать сопротивление захватчикам. Но было и особое сопротивление безбожному режиму – бескомпромиссное стояние в вере, непоколебимое исповедание Спасителя вопреки угрозам лишений и расправы
Времена, казалось бы, призванные уничтожить христианство, удивительным образом лишь укрепляют Церковь, преумножая сонм мучеников, пострадавших за веру Христову. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский, писал: «В эти годы лишь окрепла моя вера в Церковь и утвердилось сердце мое в надежде на Бога… Когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке… Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят… Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов, как скала, стоит Церковь…»
Табынская икона Божьей Матери.
Святыня
Митрофорный протоиерей Владимир Сергеев
Обретенная история Почитание чудотворной Табынской иконы распространено не только среди башкирского населения, но и во многих епархиях Русской Православной Церкви. Ее особенная – государственная, державная – роль была отмечена императорскими и синодальными указами. Руководители белой эмиграции в Китае считали ее своей спасительницей. Советская власть видела в ней существенное препятствие антицерковной политике...
История Уфимской епархии простирается в глубину веков I тысячелетия. Еще до Крещения Руси здесь было распространено православие. По данным академика С.П. Толстова, южная часть Башкирии в VIII–X вв. относилась к территории Астильской епархии Дороской митрополии Хазарии. Наличие развитых форм христианства подтверждают работы ученых-этнологов Башкортостана. В переведенных с арабского языка племенных преданиях «шежере» среди родоначальников часто встречаются христиане. Например, повествуется о христианах-родоначальниках Бекатуне и Наримане. Последний из них «странствовал по всему свету. В страну Юнан (Грецию) он ушел ради обретения знаний. Много времени провел он в путешествиях. Он стал искушенным в науках рассудочных, написал двадцать четыре книги о науке мудрости». Уже первые церковные исследователи епархии высказывали предположения о древнем происхождении чудотворной Табынской иконы, связывая историю ее появления со временами первых христиан Южного Урала. Вероятно, этим можно объяснить глубокое почитание иконы в среде местных народов.
Преподобный Моисей Уфимский.
Личность
Человек не должен жить праздно Выходец из простой крестьянской семьи, смиренный труженик, преподобный Моисей Уфимский был канонизирован 19 мая 2001 года, спустя всего 19 лет после своей кончины. С начала его сознательной жизни было понятно, что человек этот – не от мира сего. Святейший Патриарх Алексий I, вероятно, дал ему самую точную оценку: «это монах четвертого века»
Отец Моисей, с детства привыкший к физическому труду, и в монашестве никогда его не оставлял. Обычный день батюшки начинался в три-четыре часа утра. Зимой он чистил снег в церковной ограде и на санках вывозил его в овраг, летом присматривал за порядком на церковном дворе, пилил и колол дрова, сажал деревья, выращивал овощи на своем огороде. Мозоли на руках отца Моисея не исчезали. Он сам шил себе подрясники, шапки, рукавицы и рубашки, тачал сапоги и тапочки. Питался отец Моисей один раз в сутки, в три часа пополудни. Ел в основном самую простую пищу: ржаной хлеб, картошку, квашеную капусту, огурцы. По воспоминаниям духовных чад, отец Моисей носил вериги, долгое время жил в баньке у церковного старосты, спал полусидя на топчане из двух досок, а под голову подкладывал чурбачок. Матушка Моисея вспоминает: «Потом уж хотели его в Архиерейский дом поселить, но он не согласился. «Куда мне, убогому!» В подвале жить согласился, а в доме – ни за что». Часто он говорил: «Трудитесь, всегда трудитесь. Человек не должен жить праздно. Там Богу за все дадим ответ». А братьям во Христе советовал: «Мы, священники, не должны прилепляться к земному. Мы служим Господу». Своих духовных чад отец Моисей призывал: «Молитесь, молитесь, мы здесь гости, а там – вечные. А как там хорошо!»
Возрождение византийского стиля
Искусство
Сергей и Владимир Карцевы, художники-иконописцы, ответственные за большую часть росписей Успенского Свято-Георгиевского монастыря «Святые кустики», рассказывают о том, почему нельзя легкомысленно относиться к канону, как работают современные греческие иконописцы и возможно ли воссоздать технику древней фрески
Игумен Варлаам рассказывает, что изначально у него не было никакого единого, генерального плана застройки монастыря. Появлялись финансовые возможности, шло строительство, то есть такая точечная застройка, не являющаяся частью целостного ансамбля, архитектурного стиля. Если бы отец Варлаам знал, что в будущем появится возможность строить основательно и продолжительно, то он бы чуть ли не весь монастырь построил иначе. И дело здесь даже не столько в определенных ресурсах, сколько в том, что за эти годы у батюшки сложился конечный, целостный образ монастыря. Теперь он уже лучше понимает, как все должно быть устроено. Но что есть, то есть.
Защитник безмолвия
Отцы Церкви
Святитель Григорий Палама был выдающимся практиком и теоретиком умного делания. Он защищал учение о Фаворском свете от латинствующих богословов, претерпел гонения от духовных и светских властей, попал в плен к туркам и закончил жизнь епископом Фессалоникийским, чудотворцем и целителем
Афонские исихасты создали кружок монахов и мирян, интересовавшихся духовными проблемами. «Главой этого кружка был святой Исидор (ученик Григория Синаита), хотя он еще и не принял постриг. Святой Исидор провел в Фессалонике почти десять лет, проповедуя многочисленным ученикам отречение от мира Святитель Григорий Палама был выдающимся практиком и теоретиком умного делания. Он защищал учение о Фаворском свете от латинствующих богословов, претерпел гонения от духовных и светских властей, попал в плен к туркам и закончил жизнь епископом Фессалоникийским, чудотворцем и целителеми монашеские добродетели. Его биограф, святой Филофей, особо подчеркивает суровость его проповеди; святой Исидор любил приводить слова Писания о “тесном пути”, о необходимости бежать из Содома и Гоморры; “пусть имущие жен, – говорил он Фессалоникайцам, – будут яко не имущие, ибо преходит образ мира сего.” На первый взгляд, кажется удивительным, что молодой мирянин проповедует таким образом, и святой Филофей объясняет, что святой Исидор получил специальное наставление от своего духовного отца, преподобного Григория Синаита: он должен был оставаться в миру и служить примером для живущих в нем. В этом мы видим одну характерную черту, присущую исихазму XIII и XIV веков: монашество понимается как пророческое служение в мире и ради мира, а не только как средство личного спасения»1.Эта проповедь была очень актуальна, потому что византийский мир погружался в настоящее безумие: несколько десятилетий почти не прекращались гражданские войны, причем враждующие стороны привлекали для защиты своих корыстных интересов и турок, и латинян, и они без зазрения совести грабили те немногие города и веси, которые остались от некогда великой империи.
Ватопедские оглашения
Книжная полка
Старец Иосиф Ватопедский.
Наверное, многие согласятся, что для общежительного монаха одним из лучших чтений является 4-ый том «Добротолюбия», содержащий оглашения Феодора Студита. Но хочется порекомендовать еще одну книгу, которая полностью удовлетворяет всем потребностям современного монашества: и просвещает, и наставляет, и хранит дух монаха. Это Ватопедские Оглашения, изданные Богородице-Сергиевой пустынью. Ее автор – старец Иосиф Ватопедский, духовное чадо Иосифа Исихаста, возобновитель общего жития в Ватопедском монастыре, отошедший ко Господу совсем недавно, в 2009 году
Чтение – одно из деланий инока, оно составляет часть келейного правила наряду с молитвой и поклонами. Известно выражение аввы Пимена Великого «плач сугуб – делает и хранит». Так и о чтении монашеской литературы можно сказать, что оно сугубо (т. е. имеет двоякое действие) – просвещает и хранит. Просвещение и наставление – это естественное следствие чтения, но всегда было важно для монаха и то, чтобы держать свою душу в поле монашеского предания, в поле духовного образа мыслей, которые хранят душу от забвения главной цели всех усилий монаха, от обмирщения, от рассеяния как неизбежных следствий вовлеченности в рутину повседневности.
«Господь наш открывает нам: Яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца (Ин. 5, 30), и совершу дело Его (Ин. 4, 34). Православное Предание для нас равносильно воле Божией. Поэтому и мы, согласно с Преданием Церкви, при помощи блаженного послушания и подчинения божественной воле совершаем путь монашеского подвига, совершаем, как и Христос, наше дело и становимся участниками Его обетований – и блаженная надежда извещает нас о нашем оправдании. Время от времени на суровом пути, по которому мы идем, попадаются препятствия, иногда мы получаем ранения в сражениях. Но мы не должны терять мужества и думать, будто мы побеждены. Препятствия или ранения не являются неудачей; они также не означают, что мы уже решили отступать. Нет, они являются временным симптомом, означающим, что мы находимся под давлением настойчивых, наглых и неутомимых врагов, а также – что мы неопытны. Мы еще не приучили, согласно Давиду, персты на брань и руце на ополчение (ср. Пс. 143, l). Мы неопытны, потому что находимся в состоянии становления».
