«Монастырский вестник». 2017. №1(37)

Тема номера: Русские монахи на земле Христа

Палестинское монашество внесло весомый вклад и в православную гимнографию. А богатый богословский, литургический и аскетический опыт обителей и храмов Палестины стал образцом для подражания в различных уголках Русской Православной Церкви. Крестившись, наши предки восприняли всем сердцем призыв ангела в евангельском повествовании прийти и увидеть место, где лежал Господь (Мф. 28:6), как обращенный ко всем христианам. Вскоре после крещения Руси одно из первых посольств было направлено князем Владимиром в Иерусалим. Столетием позже (в 1106–1107 гг.) знаменитое хожение в Святую Землю совершил игумен Даниил, который затеплил у Гроба Господня лампаду «за всю землю русскую». С самого рождения Русской Церкви интерес к Палестине не ослабевал. Тысячами русские паломники приезжали на Святую Землю, и чтобы облегчить тяжелое положение их, долгое время не имевших достойного пристанища и возможности пастырски окормляться на родном языке, в 1847 году была учреждена Русская Духовная Миссия. В результате ее деятельности сформировался тот уникальный феномен, который называют «Русской Палестиной» – совокупность русских храмов, монастырей, земельных участков и подворий. К началу Первой мировой войны Русская Духовная Миссия в Иерусалиме насчитывала 37 участков, скрепляющей основой которых были два женских монастыря.

Многим обязана Святому Граду Русская Православная Церковь, и многое нас объединяет... Отсюда мы приняли свой богослужебный устав, и доныне литургическая жизнь Русской Церкви вершится по заветам преподобного Саввы Освященного и других великих подвижников древних палестинских монастырей. Во имя того, чтобы храм Воскресения и другие святыни Палестины сохранялись в ведении Православного Патриархата Иерусалима, отдавали свои лепты русские жертвователи, проливали свою кровь русские воины, ценой своей жизни засвидетельствовавшие ту любовь, которая нас издревле связывает.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Нет народа, который бы так полюбил Святую Землю, как русский. Русские люди принесли сюда все, что имеют, прежде всего – веру, которая, как пламя свечи, возносилась и возносится ныне к небу.

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк

Официальные материалы. События

  • 22 ноября 2016 года в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре Москвы в день памяти святителя Нектария, митрополита Эгинского, состоялось очередное совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви.
  • 23 ноября 2016 года, в день памяти колесования святого великомученика Георгия Победоносца, в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь состоялся московский этап межрегиональных Зосимовских чтений, посвященных популяризации подвига преподобного Зосимы (Верховского), его письменного наследия, а также раскрытия особенностей формирования личности духовных писателей и старцев на Руси.
  • 26 ноября 2016 года в Знаменской церкви Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы начала работу выставка «С нами Бог! Да воскреснет Россия!», посвященная участникам Белого движения и их верному служению России на родной земле и за рубежом.

«Игумены и игумении должны быть любящими»

Интервью

Архимандрит Александр (Елисов)

14 ноября 2016 года отметила свое 85-летие настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина). Горненская обитель является центром монашеской жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 170-летие со дня основания которой исполняется в 2017 году. Корреспондент «МВ» специально поехал на Святую Землю, чтобы поздравить матушку, пообщаться с начальником Миссии и монашествующими в русских обителях и на участках Миссии

Вообще, главная отличительная черта зарубежного служения – более активное общение как на приходе, так и межприходское. Это неформальное общение за чашкой чая, отличающееся искренностью, открытостью, поскольку православная вера сближает людей, особенно на чужбине. Эта тенденция продолжилась и в моем служении настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Бейруте, куда я был назначен Синодом на рубеже тысячелетий. Уже на Пасху 2000 года представители всех ветвей русского православия молились здесь вместе, что было результатом канонизации царственных страстотерпцев в Соборе святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Именно их я выбрал в качестве покровителей нашего русскоязычного прихода.

Елеонская Москобия. Спасо-Вознесенский русский женский монастырь

TerraSancta

Гора Елеон – одно из самых значимых мест в Иерусалиме и во всем мире. Милостью Божией, старанием и молитвами архимандрита Антонина (Капустина), в 1870 году на вершине Елеонской горы был приобретен большой участок земли, где с тех пор и доныне возносится православная русская молитва. За 110 лет своей истории Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне пережил многое. О его непростом прошлом и молитвенном настоящем наш рассказ

Часть приобретений отцу Антонину удалось оформить себе в «вакуф» (особая форма землевладения в мусульманском праве, когда земля пожизненно становится религиозной собственностью). Завещание архимандрита звучало так: «Эта земля после моей смерти будет принадлежать следующему, кого пришлет Святейший Синод начальником Русской Духовной Миссии. А когда никого из русских не останется в Палестине, эта земля будет принадлежать Греческой Православной Церкви. А когда вообще ни одного православного не останется в Палестине, эта земля будет принадлежать мусульманской религиозной общине до того времени, пока Аллах, лучший из наследников, не унаследует землю и все, что на ней».

Узнав об этом тексте, многие тогда недальновидно были недовольны отцом начальником. «Вместо того чтобы перевести все в государственную собственность, он придумал какой-то шариатский ,,вакуф,,», – говорили они. Но именно потому, что землю нельзя было ни продать, ни обменять, участок на Елеоне навсегда остался достоянием Русской Церкви, так как шариатские законы действовали на Святой Земле и при турецкой империи, и при британском мандате и действуют сегодня в пределах государства Израиль.

Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне, Израиль

Настоятельница: игумения Моисея (Бубнова)

Святыни:

  • место первого и второго обретения главы святого Иоанна Предтечи; камень,
  • на котором, по преданию, стояла Богородица во время Вознесения Господня;
  • чудотворные иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Взыскание погибших»;
  • частица мощей святителя Иоанна Шанхайского;
  • ковчеги с частицами мощей святых

Адрес: Mount of Olives Convent P.O. Box 19229 Jerusalem 91191, Israel

Телефон: +972-2 628-43-73 (по вопросам приезда на трудничество и паломничество)

E-mail: eleon.monastery@outlook.com

Создатель Русской Палестины

Личность

В духовной жизни Палестины за две тысячи лет каких только не было тружеников: и аскеты, и строители, и странноприимцы, ученые и политические деятели Церкви. Но, пожалуй, только один человек – архимандрит Антонин (Капустин) – умудрился, с Божьей помощью, сочетать в себе все эти качества. И еще много других

Миссии также следовало укреплять русское влияние в Палестине и содействовать ослаблению иностранного, во что тоже неуклюже вмешивались отечественные дипломатические бюрократы, достигая противоположных результатов. Кроме того, миссионерам пытались навязать чисто шпионские функции. Поэтому среди ученого духовенства, понимавшего все это, желающих возглавить Иерусалимскую Миссию было мало.

Например, в свое время молодой иеромонах Феофан (Говоров) категорически отказался стать начальником Миссии по вышеизложенным причинам, однако, что примечательно, перечисляя в одном из писем известных ему иерусалимских старцев, на первое место он ставит архимандрита Антонина, называя его «сокровищем мудрости». Отец Антонин уже давно был пленен Византией и очарован Святой Землей. Он вступил в схватку с тем, что он называл «системой», то есть с вековой русской бюрократией.

Можно сказать, что в некотором роде этот дивный боец потерпел поражение, поскольку осознал, что нормально работать ему все равно не дадут, и отошел в сторону, занявшись, главным образом, своей душой и научной работой. Но это произошло только под конец его жизни. А до этого он более двух десятилетий трудился в Палестине, молясь, помогая паломникам, скупая земли под строительство храмов, школ и приютов и просто налаживая добрые отношения с местными жителями. Он внимательно приглядывался к греческому и арабскому духовенству, к подвижникам и просто христианам Святой Земли.

Значение игумена в духовном становлении новоначальной братии

Позиция

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий

Церковь, как любящая мать, всегда имела особое попечение о новоначальной монашеской братии. Через своих святых она обращается к ним со словом назидания, утешения и поддержки. Для святоотеческих текстов, адресованных новоначальным, прежде всего, характерны любовь, благорасположение, чуткая забота, желание преподать азы монашеской жизни, детально прописать все возможные опасности, которые могут встретиться на пути. В таком же духе относительно новоначальных необходимо действовать и игуменам

Под словом «новоначальный» в монашеской среде подразумевается человек, который только вступает на путь монашеской жизни и в связи с этим нуждается в особой заботе и попечении. «Чадо, аще приступаешь работати Господеви, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2:1–2), – предупреждает премудрый Сирах, и эти же слова звучат при совершении монашеского пострига.

В чем нуждается на первых порах душа, которая из любви к Богу, желая духовного совершенства, оставляет все и идет за Христом путем монашеской жизни? Разумеется, при условии, что душа эта открыта для принятия духовной помощи, имеет деятельное желание идти путем послушания. Нуждается она в том же, в чем нуждается молодое деревце: в хорошем садовнике, который будет прививать, подвязывать, поливать, удобрять, направляя энергию роста в нужную сторону. Личность игумена в этом процессе – ключевое звено.

Человек, который приходит в монастырь, оставляет отца и мать и в лице игумена больше ищет мать, чем отца. От личности игумена в обители зависит абсолютно все – начиная с духовного расцвета обители и заканчивая тем, насколько аккуратны братия в своей бытовой жизни. Но до этого игумен должен сам пройти необходимые ступени, пожить в послушании, направив все свои силы для получения практического опыта.

Учение преподобного Серафима Саровского о пастырских качествах игуменов монастырей

Мнение

Архимандрит Феогност (Пушков)

Одна из основных проблем современного монашества на постсоветском пространстве – разрыв преемства. Многие нынешние игумены и игумении вынуждены сами «восстанавливать все по книгам». Помощью для вынужденных «первопроходцев» является наследие отцов монашеского делания. Огромным авторитетом в русской монашеской традиции пользуется преподобный Серафим Саровский, который хотя и не имел игуменского сана, но был многоопытным духовником, воспитавшим, в том числе, и некоторых игуменов

Одним из аспектов игуменской рассудительности и проницательности должно быть умение определять наличие или отсутствие призвания к монашеской жизни у лиц, приходящих в обитель.

Нередко люди бегут в монастырь от социальных проблем, не думая о духовной жизни. Такой человек, несомненно, может какое-то время жить в обители и даже принести пользу своим трудом. Но он ни в коем случае не может быть монахом. И игумен должен быть честен перед собою и пред Богом, оценивая призвание и побудительные мотивы у ищущих монашества.

Бывает, человек просто мечется в жизни или пришел к монастырскому порогу из-за глубоких житейских потрясений. В таком случае задача игумена и братии – помочь потерявшемуся «найти себя», но не предлагать ему пострига. Быть может, этот человек впоследствии станет хорошим семьянином, когда выйдет из состояния потрясения.

Звонкая весть Данилова монастыря

Один день из жизни

Иеродиакон Роман (Огрызков)

О подростковой мечте, Гарварде, фестивале колокольных звонов и открытии собственного литейного производства колоколов в Даниловом мужском монастыре Москвы – в одном дне из жизни старшего звонаря Даниловой обители, руководителя Даниловского колокольного центра иеродиакона Романа (Огрызкова)

Нынешней осенью стартовал очередной цикл занятий на курсах звонарского мастерства при московском Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре, действующих в обители более двух лет. Также в монастыре прошел седьмой фестиваль звонов «Даниловские колокола», где лучшие звонари из разных уголков России продемонстрировали свое мастерство. Но все же доминирующей новостью можно назвать открытие собственного литейного производства колоколов, к чему, по словам старшего звонаря Данилова монастыря, руководителя Даниловского колокольного центра иеродиакона Романа (Огрызкова), они шли долго и сложно.

Цена святости

Культура

Игумения Феофила (Лепешинская)

Недавно вышедшая на экраны кинолента «Монах и бес» уже успела стать культурным феноменом, получила гран-при IV Международного фестиваля православного кино «Покров» и вошла в список лучших фильмов о православной вере. Картина Николая Досталя особенно примечательна тем, что снята на редчайшую сегодня в киноиндустрии тему монашества. Режиссер создал во всех отношениях профессиональное кино, полезное и, как он сам говорит, кино о любви. О «Монахе и бесе» говорили много, в том числе и критически. В среде монашествующих фильм также вызвал разные мнения.

Преподобный Савва Освященный: строитель и молитвенник

Отцы Церкви

Святой Савва был воспитан в киновии, закален отшельничеством, однако в конечном итоге выбрал для себя и своих учеников промежуточный вид подвига – лавриотское житие. В лавры собирались монахи, живущие в некотором удалении друг от друга, и, соответственно, обособленно подвизающиеся. Объединяла их всех личность игумена – как правило, духовно опытного старца. И, можно сказать, что до преподобного Саввы это объединение было несколько условным, но именно этот подвижник ввел в лаврскую жизнь стержень, которого ей уже в тот момент сильно не хватало – достаточно подробно разработанный общий устав

Чистота и усердие Саввы не могли не привлечь благодать Божию, о чем свидетельствует событие, произошедшее с ним в отроческом возрасте: «Монастырский хлебник в зимнее время, когда не было солнца, разостлав мокрую одежду в теплой печи, чтобы она там высохла, забыл о ней. Через день некоторые из братьев, в числе которых был и юный Савва, по приказанию настоятеля работали в хлебопекарне. Когда они затопили печь, хлебник вспомнил об одеждах. Никто не смел войти в печь, поскольку она была велика и уже сильно разгоралась. Юный Савва, с глубокой верой перекрестившись, вскочил в печь и, взяв одежду, вышел из печи невредимым».

Макарьева пустынь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь