Тема номера: 65-летие преставления блаженной Матроны Московской: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»
65-летие преставления блаженной Матроны Московской
К 20-летию возрождения обители
Сегодня кажется, что свидетельство веры во Христа не требует никаких особых усилий, что подвиг исповедничества принадлежит прошлому. Однако вынесшие этот крест указывают нам: «Путь следования за Христом – это всегда путь несения креста». Это путь безропотного смирения, путь радостного принятия скорбей, путь несения не только своих, но и чужих тягот, путь, ведущий ко Кресту, путь, ведущий в вечную Пасху, где уже не будет прекращаться радостное приветствие:
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Чудотворная сила блаженной Матроны Московской прямо связана с ее страданиями, с ее муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь… наполнять свой ум и свое сердце силой ее примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает. А потому ни ропот, ни слабость, ни сомнение, ни озлобление не должны сопутствовать нам в несении наших жизненных испытаний, но благодарность Богу за все, что Он посылает нам… Молитвами святой Матроны да поможет Господь каждому из нас в несении креста, в укреплении веры, в сохранении надежды и в умножении любви
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Официальные материалы. События
- 8 марта 2017 года члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий (Воронков) и наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Савва (Фатеев) по поручению председателя Отдела архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста посетили Бузулукскую епархию в связи с преобразованием монашеской общины г. Бузулука в Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь
- 5 апреля 2017 года Комиссия Синодального от-дела по монастырям и монашеству в составе архимандрита Пимена (Адарченко), наместника монастыря Святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, и игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга, посетила монашескую женскую общину г. Покровска Якутской епархии.
- Сайт Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря начинает оцифровку кино- и фотопленок, сделанных на Валааме 10-50 лет назад и содержащих эксклюзивный материал, который многим будет интересен.
Служить Богу и людям
Из первых уст
Игумения Феофания (Мискина)
Накануне 65-летия преставления блаженной Матроны Московской «МВ» беседует с игуменией Феофанией (Мискиной), настоятельницей Покровского ставропигиального женского монастыря Москвы, где покоятся честные мощи святой Матроны. «Наше монашеское служение состоит в том, чтобы всем приходящим к всероссийской старице было хорошо и тепло», – отмечает матушка Феофания
22 февраля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II я была назначена настоятельницей возрождавшегося Покровского монастыря. К тому времени в Москве уже было открыто четыре мужских и три женских монашеских обители, и поэтому, когда речь зашла о возрождении Покровского монастыря, Святейший Патриарх принял решение открыть здесь женскую обитель.
Надо сказать, что территория бывшего монастыря была настолько занята разными арендаторами, что никто не брался возрождать здесь монашескую жизнь, хотя не раз собирались. В Bocкресенском храме был спортивный зал, в подвале – бильярдная, в Покровском хра- ме – типография Моссовета, Министерство топливной энергетики, а на третьем этаже – Мосфильм. Про братский корпус и говорить не приходится: в каждой комнате располагалась какая-нибудь контора, а на втором этаже – «Мегаваттбанк». На храмах не было ни крестов, ни куполов. Я когда увидела все это, то не думала, как удастся возродить тут монастырь, но полагалась на волю Божию.
Всероссийская старица
Святые
Блаженную Матрону Московскую знают десятки тысяч православных людей. Матронушка – так ласково называют ее многие. Она так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве пред Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение
Святая Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1881 году в селе Себино Тульской губернии. Девочка родилась слепой; на груди у нее была выпуклость в форме креста. По свидетельству очевидцев, крещение Матроны сопровождалось Божественным знамением: во время таинства, когда священник окунул ее в купель, весь храм вдруг наполнился чудесным ароматом. Лишенная физического зрения, Матрона была щедро наделена Господом зрением духовным, с детства она обладала даром прозорливости и исцеления.
«Монашество – зона особого риска»
Интервью
Игумен Нектарий (Морозов)
О том, почему монашество – это опасное поле битвы, куда не всем следует ходить; как относиться к тем, кто монастырь покинул; об актуальных и наболевших проблемах современного монашества и многом другом мы говорим с руководителем информационно-издательского отдела Саратовской епархии, настоятелем Петропавловского храма Саратова игуменом Нектарием (Морозовым)
Мы получили в наследство огромное количество руин и убеждение, что на их месте должны быть восстановлены монастыри (от советского времени нам досталось стремление к показателям). Монашеская жизнь, таким образом, возрождается искусственным путем: мы идем не через подвижника и общину, образованную вокруг него (как было раньше), а через стены и пытаемся их кем-то наполнить.
Я уверен, что не нужно строить много монастырей: храмы – да, монастыри – нет. В монашестве важнее качество, а не количество. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что прежде чем открывать новые монастыри, надо правильно организовать жизнь в тех, какие уже есть. Иногда в монастырь приходят люди, которым больше некуда идти, жизнь их так помотала. Или бывает так, что в мужской обители трудятся в основном женщины, но тогда это больше похоже на приход с монашеским клиром, а не монастырь.
Островок вечности. Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга
Духовная география
Монахиня Евфросиния (Берлизова)
Идея создания первого женского монастыря в основанном императором Петром I Санкт-Петербурге принадлежала его дочери Елизавете I. Возникновение первых монашеских обителей в Древней Руси было обусловлено «движением сверху» – Рюриковичи ориентировались на византийский опыт, где практика создания монастырей императорами была широко распространена. Но стояли святые обители, даже когда инициатива их учреждения исходила от светской власти, все же только глубокой верой, подлинным благочестием и аскетизмом монахов, а славились благодаря подвигам, трудам и молитвам своих подвижников
Сразу после своего восшествия на Российский престол в 1741 году императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть на месте Смольного дворца, где прошла ее юность, женский монастырь, куда она намеревалась удалиться в старости – покои настоятельницы отделывались с особым тщанием, поскольку именно их предполагала занять императрица. Уже в 1744 году архитектор Франческо Растрелли начал разрабатывать проект монастырского ансамбля. Основание Воскресенского (Смольного) монастыря произошло в 1748 году, но осуществление грандиозного проекта растянулось на долгие годы – закончено строительство было уже при Екатерине II, в 1764 году. Первой настоятельницей была назначена игумения Елпидифора (Кропотова), а монахини были призваны из Новодевичьего монастыря Москвы, поэтому Воскресенской обители также усвоилось название «Новодевичий».
Объекты культурного наследия
Юридическая консультация
Министерство культуры Российской Федерации закончило разработку Методических рекомендаций по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательных мест. «МВ» публикует разъяснения Юридической службы Московской Патриархии
В связи с необходимостью комплексного подхода к решению вопросов, связанных с восстановлением и развитием таких объектов, как Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, Новоиерусалимский монастырь и подобные им объекты, по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в августе 2015 года Министерством культуры издан приказ № 2213 о создании рабочей группы по подготовке документа, определяющего понятие и порядок создания религиозно-исторического места и определяющего особенности такого места.
В состав данной рабочей группы помимо представителей Министерства культуры и Юридической службы Московской Патриархии вошли представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и представители Соловецкого и Валаамского монастырей.
Итогом работы стала разработка Методических рекомендаций по отнесению историкокультурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательных мест. Раздел III Методических рекомендаций выделяет достопримечательные места, относящиеся к религиозно-историческим местам
Дневник инокини
Духовная жизнь
Инокиня Татиана (Соколова)
«МВ» продолжает публикацию дневниковых записей насельницы одного русского монастыря, которые она вела в течение двух лет. В избранных главах из дневника перед читателем приоткрывается духовная жизнь инокини, ее переживания, впечатления, вопрошания, размышления
14 января 2014 г.
Можно и в монастыре жить, но не отдавать свое сердце Богу. Когда раньше просто ходила в монастырь, то со стороны мне все казалось совершенно таинственным, монахини виделись не иначе как ангелами. А когда живешь в монастыре с ними бок о бок, видишь этих ангелов с изнанки. Все живые люди. Господи, отыми от меня помысл лукавый видимого сего жития!
Священномученик Серафим (Чичагов): одаренный во многом
Отцы Церкви
Жизнь священномученика Серафима (Чичагова) захватила несколько эпох русской истории: замечательное по своему реформаторскому размаху время царя-освободителя Александра II; прославившееся разумным консерватизмом царствование Александра III; трагическое правление Николая II и, наконец, период безумия революционных бунтов и полного крушения всех достижений предыдущих трех эпох. Но, невзирая на драматичные внешние события и вопреки духу времени, владыка Серафим всегда был оптимистом и созидателем. Его отличала колоссальная эрудиция и профессионализм во всем, за что бы он ни брался, – в военном деле, медицине, философии, музыке, живописи, благотворительности. До февральского переворота его труды высоко ценили: он награжден 16 орденами и медалями Российской империи, а после февраля 1917 года получил награду от Господа – мученический венец
Господь благословил будущего святого родиться в древней аристократической фамилии. Двое его предков вошли в анналы отечественной истории: прадедушка, В.Я. Чичагов (1726 – 1809), был знаменитым адмиралом, одним из первых исследователей Ледовитого океана; дедушка, П.В. Чичагов (1767 – 1849), участник войны c Наполеоном 1812 года, занимал должность морского министра России. А отец, М.Н. Чичагов, дослужился до генерал-майора артиллерии, почему и крестил единственного отпрыска в храме святого Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище.
В тридцать семь лет Леонид уже полковник, ветеран русско-турецкой войны, признанный в России и за рубежом специалист по артиллерийскому делу, автор популярных и специальных книг, кавалер нескольких отечественных и иностранных орденов, уважаемый в свете человек. Со святым праведным Иоанном Кронштадтским Чичагов познакомился в 22 года, когда, вернувшись с фронта, стал серьезно задумываться о жизни. Кронштадтский пастырь помог ему разобраться в себе и стал его духовным наставником, воспитал как священника – прежде всего, собственным примером, ведь, по признанию священномученика, он тридцать лет был в послушании у этого великого подвижника.
