Тема номера: Помни последняя твоя
Смерть! Перед ней все равны, каждый из живущих на земле – и монах, и мирянин, и верующий, и неверующий. Но в отличие от прочих, монах переживает смерть дважды: внешне, физически, как все, и внутренне, умерев в монашеском постриге для мира. Его цель – сделать свою жизнь свидетельством воскресения, победы над смертью. И сама физическая смерть не страшит монаха, память о ней является для него напоминанием о вечности души.
«Духовнии мои братие и спостницы, не забудите мене, егда молитеся, но зряще мой гроб, поминайте мою любовь и молите Христа, да учинит дух мой с праведными»
Тропарь (гл. 8), из чина погребения монаха
Официальные материалы. События
- 4 мая 2017 года в зале заседаний Священного Синода Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Со святыми упокой
Исследование
Игумен Мелхиседек (Кармалев)
История нынешних чинов погребения уходит корнями в дохристианскую и доисторическую эпоху. Древнейшие погребальные обычаи основаны не только на общекультурных началах уважения человека и стремления сокрыть всякое неблагообразие, но в них явно видна и религиозная идея, надежда на воскресение и будущую жизнь
В современном богослужении Русской Православной Церкви существуют несколько чинов погребения соответственно категориям погребаемых лиц: мирян, монахов, священников, архиереев, младенцев, плюс чин погребения на Пасху. Но так было не всегда. Из времен до X века до нас дошли только описания погребальных обычаев и отдельные тексты молитв, прошений, песнопений. Самая ранняя из известных рукописей, содержащих чин погребения византийского обряда датируется X–XI веками. В ней дан единый чин, к которому добавлен ряд молитв по категориям усопших. Разделение единого чина на варианты закрепляется в богослужебных книгах в XIV веке.
Происхождение погребального обычая православного монашества
Исторический ракурс
Всякий, кто был в какой-либо из древних монашеских обителей на Афоне или на Синае, обращал внимание на монашеские костницы. Непривычно для русского человека выглядят горы костей и черепов, сложенные в специальных часовнях. Откуда происходит такой обычай обращения с останками почивших братьев
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, следует обратиться к изучению сначала библейской, а затем и евангельской истории.
Известно, что у семитских народов с глубокой древности, уходящей корнями еще в неолит, принято было сохранять останки умерших. Очевидно, происхождение этого обычая было связано с какой-то древней формой веры в телесное воскресение. Во всяком случае, наиболее ранний пример сохранения останков в среде протосемитских народов Леванта относится к 7–6 тысячелетиям до Рождества Христова, то есть ко времени перехода от мезолита к неолиту. По данным генетики, среди людей, изготовивших иерихонские черепа, были носители Y-хромосомной гаплогруппы E1b1, распространенной сегодня среди арабов и других семитских народов.
Археология монашеского надгробия: кладбище Высоко-Петровского монастыря в XV– XVII веках
Прошлое и настоящее
Кладбище Высоко-Петровского ставропигиального монастыря долго было известно в Москве благодаря родовому некрополю Нарышкиных, родичей царя Петра Великого. Первые из них были погребены здесь после мученической кончины во время мятежа стрельцов в 1682 году. Этот некрополь, как и всё кладбище монастыря в целом, был разрушен в годы государственного атеизма, и до наших дней дошла пара десятков надгробных памятников XVIII века в форме больших белокаменных саркофагов
Только с 1980-х годов, с началом очередной реставрации монастыря под руководством Б.П. Дедушенко, на свет Божий начали появляться надгробия прихожан и монахов, много столетий лежавшие под спудом, в монастырской земле.
К сожалению, на древнейших плитах имен не бывает – до конца XV века в Москве не принято было нарезать на камнях надписи, а некрополь существовал значительно раньше, ведь монастырь составлен еще в XIV веке. Но плиты XVI–XVII веков обычно надписаны и оказываются исключительно интересными. Как известно, древнерусские эпитафии, в том числе монашеские, очень кратки: в них указан день и год кончины (в редких случаях – ее час), а также (не во всех случаях) – церковный праздник этого дня и имя поминаемого в этот день святого. Далее следует устойчивая формула «преставися раб Божий» и крестильное имя покойного, часто сопровождаемое указанием на его прозвище, имя отца, а если речь идет о покойной, то и супруга. Иногда также называют фамилию (родовое, семейное прозвище) и положение в обществе (князь, боярин) и – обязательно – указание на принятие пострига. При погребении монаха на плитах появляется указание на принятие им обетов – обычно через указание принятого при постриге имени. Этими сведениями надписи и ограничиваются, причем одно из имен, обычно мирское, может быть опущено и названо только монашеское (в XVI–XVII веках эти два имени могли совпадать, хотя такие случаи не особенно часты).
Святое место. 125 лет служения
Святая Гора
Монастырям Афона сотни лет. В них жили и умирали многие тысячи монахов. Где же их могилы? Или, может быть, ныне живущие просто не считают нужным заботиться о сохранении памяти своих почивших братьев?..
На Афоне любому паломнику, оказавшемуся на каком-либо монастырском кладбище, не могут не броситься в глаза два удивительных обстоятельства: первое – даже при крупном монастыре кладбище очень невелико, всего несколько деревянных крестиков, и второе – самое раннее из этих захоронений относится к периоду от силы двадцатилетней давности.
Но как такое может быть?
Прежде всего заметим, что почивших афонских монахов, как правило, хоронят на самом Афоне. Случается, впрочем, что какой-то святогорец в силу тех или иных обстоятельств живет вне Святой Горы – скажем, где-то на афонском подворье, – и если он умирает, то и хоронят его обычно по месту смерти. Например, в Москве на Даниловском кладбище находится почитаемая могила афонского монаха Аристоклия (Амвросиева) –многие годы он настоятельствовал на московском афонском подворье и по упокоении был похоронен в Москве же. Но монаха, умершего на самом Афоне, даже если он приехал когда-то на Святую Гору из другой страны, на родину хоронить не везут, а предают земле в том самом монастыре, где покойный подвизался и почил.
Собственно, смерть непосредственно на Святой Горе уже считается неким признанием праведности покойного, чуть ли не обеспечивающим ему спасение души. Наш современник, афонский иеромонах Гавриил, так говорил об этом: «Какая это радость умереть на Афоне! Здесь Сама Божья Матерь встречает после смерти монахов, потом проводит душу усопших через мытарства от Земли до Неба…»
40 лет в пустыни
Юбилей
Каждый год в день обретения мощей преподобного Нила, 27 мая/9 июня, совершается особенное торжество в Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер. В нынешний год 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского праздничную Божественную литургию в обители 9 июня возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Будущий подвижник родился во второй половине XV века в одном из селений Новгородской земли. Кем были его родители – неизвестно. В житие святого упоминается об их благочестии – только такие родители смогли бы воспитать сына в страхе Божием и в любви к молитве. Поэтому, когда в 1505 году мать с отцом умерли и настало время выбирать жизненный путь, сомнений не было. Юноша отправился в псковский Савво-Крыпецкий мужской монастырь и принял там монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского. В этой обители монах Нил подвизался около десяти лет. О первых годах монашеской жизни житие святого повествует так: «После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа».
Мощи – значит «мощь»
Дата
В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви святитель Феофан Затворник был причислен к лику святых как «подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества». 29 июня 2002 года мощи святителя из села Эммануиловки Рязанской области многолюдным крестным ходом были перенесены в Успенскую церковь Вышенского монастыря
В книге «Начертание христианского нравоучения», в главе «Вера – глава всего», святитель Феофан, отвечая на вопрос, как увериться и каким путем испытать веру, отмечал, что есть два способа утверждения в вере: внешний – научный – и внутренний – путь веры. Первый достигается богословскими занятиями, а второй – «искреннее, внутреннее, живее, многоплоднее и общедоступнее» и постигается только верующим сердцем. Одним из свидетельств истинности веры являются мощи святых угодников, ибо «как истинная вера по самому происхождению своему есть чудодейственная, то сии чудодейственные свидетельства должны в ней и для ней пребывать непрерывно». Святитель Феофан приводит рассуждения одного человека, который, видя мощи христианских угодников, утверждался в вере, оставляя всякие сомнения: «Когда я смотрю на сии нетленные останки, источающие целебную Божественную силу, и помышляю, что дух, освятивший сие тело, исповедал именно ту веру, которую я содержу, то у меня исчезает всякое сомнение, которое иногда навевает враг истины, и я не могу не радоваться тому, что Богу угодно было дать нам такой решительный и вместе такой доступный способ убеждения в истине святой веры». Подводя итог, святитель Феофан отмечает: «…мощи современны христианству и в нем непрерывны и повсюдны... У нас в России они есть во всех пределах и в таком количестве! На Западе они прекратились вместе с отделением его от Востока и отпадением от истины, а о новых, образовавшихся от папства исповеданиях и говорить нечего. Так вот где успокоительная проповедь об истине веры!»
Память о смерти – добродетель
Книжная полка
Журнал «МВ» публикует фрагмент из книги богослова, историка Православной Церкви, профессора Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия». Глава 6 «Память смертная» Некоторые из христиан в своей жизни повторяют ошибку апостолов в период земной жизни Христа, которые ожидали Царство и славу Христа при их жизни еще здесь, на земле. И когда Он говорил им о Своем земном конце, мучениях и позорной смерти, то они не понимали Господа. И смерть Его тела вначале явилась для них катастрофой – крушением всех их чаяний.
Как и апостолы, некоторые христиане склонны забывать слова Господа о том, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36) и что христианину подобает «собирать себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:20).Умом мы знаем эти истины, но они чаще всего не лежат у нас на сердце и не господствуют над нами. Свою жизнь мы обычно стараемся устроить как можно удобнее и комфортабельнее, а на близких и любимых нами смотрим так, как будто бы мы с ними не должны никогда разлучаться и в этой жизни.
Мы забываем, что мы здесь, на земле, – только «странники и пришельцы» (Евр. 11:13), любим земные блага и привязываем себя к земле, как тысячами нитей, своими земными пристрастиями и привязанностями.
Преподобный Евфимий Новый: строитель безмолвия
Отцы Церкви
Преподобный Евфимий Фессалоникийский, прозванный Новым, в отличие от Евфимия Великого, был отшельником, киновиатом, строителем монастырей и настоятелем, но более всего его увлекало безмолвие. Оно возвело преподобного на столп, оно же и свело с него
История столпничества начинается с IV века подвигом святого Симеона, столпника сирийского. Он не сразу нашел эту форму подвига, но всю жизнь был принципиальным ее сторонником, с годами только увеличивался столп. У него, конечно же, появились последователи, например преподобный Даниил, который в V веке перенес этот подвиг на берега Босфора. Святой Даниил тоже был столпником убежденным и последовательным. Даже его рукоположение совершалось на столпе. Столп ведь сродни затвору – человек ограничен в движении, в общении. Однако над головой его – звездное небо, он может созерцать его красоту во всякое время суток. Но и дождь, снег, град, голоть, зной и дух бурен тоже на его голове, и от них никуда не деться, если только сойти со столпа. Так что столпничество – это весьма многотрудный затвор.
Письмо к Кириаку
Документы древности
Иеромонах Пантелеимон (Королев)
Западно-сирийские манускрипты приписывают авторство текста «Письма к Кириаку» Бабаю, патриарху Селевкии-Ктистефона, который был казнён персидским шахом Перозом по подстрекательству Барсавмы, митрополита Низибийского. Однако более вероятно, что действительный автор этого текста – Бабай Нисибинский (†630)
Бабай Нисибинский – восточно-сирийский аскет и чудотворец, с юности посвятивший себя Богу, живший сначала в монастыре под руководством мар Авраама Кашкарского, потом подвизавшийся в горной пещере, а впоследствии основавший свой монастырь и настоятельствовавший в нём 31 год вплоть до своей кончины. Имеется опубликованный сирийский текст этого письма2, но перевод на русский осуществлён с английского издания.
Требования пожарной безопасности
Юридическая консультация
Журнал «МВ» продолжает публикацию комментариев Юридической службы Московской Патриархии по поводу актуальных вопросов церковной жизни
Основным документом, устанавливающим общие требования пожарной безопасности, является Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Однако применение общих требований пожарной безопасности в отношении храмов и других объектов религиозного назначения может привести к таким последствиям, как, например, установление дополнительной железной лестницы на клирос, находящийся на определенной высоте, или устройство в алтаре запасного выхода в целях эвакуации на случай пожара.
