Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года)
После тяжелого монголо-татарского нашествия Русская земля начинает постепенно возрождаться: восстанавливаются города, селения, храмы, монастыри. Более интенсивно этот процесс шел в Северо-Восточной Руси, где под защитой лесов возрождается государственная и церковная жизнь. Со временем Всероссийский Митрополит избирает своим кафедральным городом Москву. Тем самым Русская Церковь активно содействовала Московским князьям в собирании и сплочении земель вокруг Москвы. Наконец, наступило время, когда русские люди впервые вышли в открытое поле и нанесли поражение врагу.
Особую роль в возрождении общества и государства того времени сыграли монашеские обители. Они основывались в глухих лесных чащах, в необжитой местности. Но со временем здесь селились ищущие монашеской жизни, а вокруг них – простые люди. Так возникал монастырь и посад вокруг него. Примерно за столетие, 1340 – 1440 годы, куликовское поколение русских людей основало на Руси около 150 монастырей. Как пишет замечательный русский историк В.О.Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы». [1]Это были молитвенники и ходатаи пред Богом за землю Русскую. И среди них ярко сияет великий светильник нашей Церкви – преподобный Сергий, игумен Радонежский († 1392; пам. 25 сент.).
XIV век называют веком преподобного Сергия[2], он насыщен крупными историческими событиями. Это было напряжённое время, земля Русская подвергалась различным бедствиям, была разобщена, томилась под иноземным гнётом. Лучшие люди понимали, что отсутствие единения ослабляет Русь и делает её более лёгкой добычей для врага. Поэтому они прилагали все усилия, чтобы положить конец взаимной розни, ненависти и братоубийству, чтобы освободиться от золотоордынского ига. И преподобный Сергий «не пребыл равнодушен» к судьбе своего Отечества.
Радонежский игумен Сергий родился в селе Варница под Ростовом Великим в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Это был особый почитатель и служитель Пресвятой Троицы, Которую он своими восклицаниями прославил во время Божественной Литургии ещё до своего рождения, будучи во утробе своей благочестивой матери. На 40й день после рождения родители принесли своего сына в храм, младенец был крещён и назван в честь Апостола Христова Варфоломеем (I в.; пам. 11 июня). В начале 30-х годов семья Кирилла и Марии переселилась в Радонеж, позднее родители приняли монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре, где и были погребены после своей кончины.
После ухода родителей в обитель преподобный Сергий с братом своим Стефаном поселился на горе Маковец. [3] По благословению Всероссийского Митрополита Феогноста († 1353; пам. марта) преподобный Сергий воздвиг храм во Имя Живоначальной Троицы на горе Маковец. Монашеский постриг Преподобный принял от руки игумена Митрофана 7 октября 1337 года в день памяти мучеников Сергия и Вакха, пострадавших в Римской империи в диоклитианово гонение. Таким образом, 1337 год традиционно считается датой основания Троицкого монастыря.
Троицкая обитель постепенно росла, увеличивалось число иноков в ней. Посвящение Преподобного в сан иеромонаха и возведение его в игумены позднее совершил находившийся в Переяславле-Залесском Владимиро-Волынский епископ Афанасий, поскольку святитель Алексий в то время находился в Константинополе, где он был возведён в сан Митрополита. [4]
Преподобный Сергий в стяжании добродетелей прошел горнило борьбы со страстями, вражескими кознями и наветами. Дивный подвижник уже при жизни творил чудеса: он извел источник ключевой воды, исцелял больных. Ему самому были чудесные явления. Однажды он видел множество птиц и невидимый голос возвестил ему, что так умножится число его учеников. Он удостоился явления Пречистой Девы с Апостолами Петром и Иоанном.
Особая страница в жизни преподобного Сергия – это его отношения с благоверным князем Димитрием Московским. Своими молитвенными подвигами он, прежде всего, содействовал объединению Руси, которая духовно крепла, набирая силы для борьбы с врагом. Из Жития преподобного Сергия мы знаем, о его особом почитании Живоначальной Троицы, взиранием на Которую побеждался страх розни мира сего. Это он благословил князя Димитрия Донского († 1389; пам. 19 мая) в 1380 году на Куликовскую битву и дал ему двух своих иноков, послав их на ратный подвиг. Судьба Русской земли решалась не только на Куликовом поле, но и в тихой келье Троицкого игумена, где он возносил усердные молитвы в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и поименно называл павших в битве русских воинов.
Он крестит младенца-княжича Юрия в Переславле. Так закладывается традиция крещения Великокняжеских детей в последующее время Троицкими настоятелями, а иногда и в самой Троицкой обители. В мае 1389 года в качестве духовника преподобный Сергий свидетельствует духовную грамоту тяжело заболевшего князя Дмитрия. «А писал есмь сю грамоту перед своими о(т)цы: перед игуме[ном] Сергием, перед игуменом перед Савастианом», – в ней говорится. [5] В составленной грамоте Великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением Московских князей и тем самым устанавливался важный принцип единодержавия на Руси. Таким образом, преподобный Сергий Радонежский освятил своим авторитетом зарождение Московской государственности, складывавшейся в процессе преодоления внутренних усобиц в государстве и в острейшей борьбе с внешней угрозой. В 1389 году Радонежский игумен участвовал в отпевании героя Куликовской битвы – благоверного князя Димитрия Донского.
Слава о молитвенных подвигах преподобного Сергия постепенно распространяется не только в Московской Руси, но становится известной и в Константинополе. Ещё ранее Византийский Патриарх Филофей (1354 – 1355; 1362 – 1376) присылает Преподобному крест, параманд и схиму в благословение на новые подвиги. В грамоте ему преподавалось благословение на введение общежительного устава в монастыре. Преподобный Сергий испросил на это благословение также и у святителя Московского Алексия. Позднее Митрополит Киприан в ответах старцу Афанасию Высоцкому обосновал важность общежительного монастырского уклада. [6]
«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши» (Пс. 17, 26 - 27) – говорит пророк Давид. Деятельность духоносного подвижника связана со множеством святых угодников. В актовой речи в связи с 500-летием кончины преподобного Сергия В.О.Ключевский говорит о духовной дружбе Митрополита Московского Алексия, Пермского епископа Стефана и преподобного Сергия Радонежского, «...в начале 40-х годов XIV века, свершились три знаменательные события: из московского Богоявленского монастыря вызван был на церковно-административное поприще скрывавшийся там 40-летний инок Алексий; тогда же один 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу... поставил маленькую деревянную келию с такой же церковью, а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли св. Стефан. Ни одного из этих имен нельзя произнести, не вспомнив двух остальных. Эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем XIV века, делая его зарей политического и нравственного возрождения Русской земли... Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником. Припомним задушевный рассказ в Житии преподобного Сергия о проезде св. Стефана Пермского мимо Сергиева монастыря, когда оба друга на расстоянии 10 с лишком верст обменялись братскими поклонами.
Все три св. мужа, подвизаясь каждый на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело – укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились Московские князья XIV века. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Руси Митрополитом Петром». [7]
Монастырская жизнь того времени переживает на Руси духовный подъём. С момента возвращения Митрополита Алексия из Константинополя и введения общежительного устава в Троице-Сергиевом монастыре в северо-восточной Руси начинается быстрое распространение монастырей-общежитий. Подобно Византии и Балканам на Руси появляются иноки «молчальники», т.е. монахи-исихасты. «В России исихазм оказывал воздействие главным образом через Афон. Центром новых мистических настроений стал Троице-Сергиев монастырь, основатель которого Сергий Радонежский „божественныя сладости безмолвиа въкусив‟». Таким образом, исихазм, давший название известным византийским спорам XIV века, становится основой монашеского делания на Руси.
Радонежский Великий подвижник стремился к устроению монашеских обителей при каждом возможном случае. Осенью 1385 года, в Филиппов пост Преподобный по просьбе Великого князя Дмитрия ездил в Рязань, где «укротил» князя Олега и содействовал заключению «вечного мира» между Москвой и Рязанью. На обратном пути из Рязани, в великокняжеской Коломне подвижник основывает Голутвинский Богоявленский монастырь и благословляет на игуменство в нём своего ученика старца Григория.
Летом 1374 года он помогает князю Владимиру основать в Серпухове Высоцкий монастырь, куда он благословляет на игуменство своего ученика – старца Афанасия. Во время своего путешествия в Серпухов или Рязань преподобный Сергий посетил Венёвский Никольский монастырь и подарил тамошнему подвижнику Петру посох и напрестольный крест, известна тропинка, «по которой он шел» в монастырь. [8]
Поучительна история создания монастыря на родине преподобного Сергия. Новгородцы Феодор и Павел поселились на реке Устье под Ростовом. В 1363 году в Ростов с миротворческой целью прибыл преподобный Сергий. К нему обратились подвижники за благословением на создание обители. Преподобный сам выбрал для этого место: так был основан Борисоглебский монастырь. [9]
Ближайшими учениками Преподобного были преподобные Никон († 1426; пам. 17 нояб.) и Михей († 1385; пам. 6 мая), погребённые в обители. Ученики-сподвижники Радонежского святого создавали монастыри: преподобный Андроник († 1395; пам. 13 июня) был первым настоятелем в Спасо-Андрониковой обители. Во время одного из посещений Спасо-Андрониковского монастыря, основанного святителем Алексием, на месте прощания преподобных Сергия и Андроника позднее была построена часовня-«проща».
Племянник Преподобного Сергия, Феодор, основал Симонов монастырь, преподобный Савва Сторожевский († 1407; пам. 3 дек.) – обитель Рождества Пресвятой Богородицы под Звенигородом; преподобный Мефодий († 1393; пам. 4 июня) основал под Дмитровом Николо-Песношский монастырь. Каждый такой монастырь был рассадником духовного просвещения и традицией преподобного Сергия. Писатель Б.К. Зайцев писал, что преподобный «Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Если келии Лавры он рубил собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками – и проникнутые духом его... И куда бы из Москвы в окрестности ни двинуться – всюду следы Сергия». [10]
Некоторые из современников Преподобного, общавшиеся с ним, называются его «собеседниками». К числу таких относятся святители Алексий, Киприан и Дионисий, преподобный Димитрий Прилуцкий († 1392; пам. 11 февр.), преподобный Евфимий Суздальский († 1404; пам. 1апр.). Преподобный Стефан Махрищский († 1406; пам. 14 июля) – духовный друг и собеседник преподобного Сергия, он постригал в Москве преподобного Кирилла Белозерского († 1427; пам. 9 июня). Преподобный Сергий, приходя в Симонов монастырь, почасту и помногу беседовал с преподобным Кириллом Белозерским. Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодских пределах явился рассадником духовного просвещения на севере нашей страны.
В службе преподобного Сергия Обнорского неоднократно подчёркивается его следование стопам преподобного Сергия Радонежского[11]: «Святую Гору оставив, преселился в страну Богопросвещенную, идеже обрете великаго светильника преподобнаго Сергия, емуже и последова». [12] Постриженником преподобного Сергия был преподобный Авраамий Галичский († 1375; пам. 20 июля).
Особое понимание духовного наследия преподобного Сергия заключается в том, что существует не только понятие ученики Преподобного, но и ученики учеников.
За полгода до своей кончины Преподобный вручил игуменство своему ученику, преподобному Никону († 1426; пам. 17 нояб.), а сам предался усиленной молитве. В последний раз он призвал братию и обратился к ним со словами назидания- завещания: «Внимайте себе, братие, прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Перед своей кончиной Преподобный повелел братии похоронить себя на общем братском кладбище. Скончался преподобный Сергий 25 сентября 1392 года в возрасте 78 лет. Однако Митрополит Киприан благословил погребсти останки первого игумена обители в Троицкой церкви, им созданной. В Похвальном Слове старца Епифания Премудрого говорится, что Митрополит Киприан «порасмотрив и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положите его в церкви, на правей стране, еже и бысть». [13]
«Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица, он сам сделался «обителью Святой Троицы» и всех, с кем общался Преподобный, он возводил и приобщал к Ней». [14]Преподобный Сергий жил в эпоху, когда богословское учение о Святой Троице получило развитие в Православной Церкви в связи с исихастским духовным опытом, богословскими творениями святителя Григория (Паламы; † 1357; пам. 14 нояб.) и других византийских богословов. Духовным символом собирания Русской земли, преодоления розни в ней стал храм во Имя Живоначальной Троицы, воздвигнутый аввой преподобным Сергием. Исторически начало почитания Святой Троицы на Руси связано с именем княгини Ольги. Особую страницу в прославлении Живоначальной Троицы явил преподобный Сергий.
Богата история Троицкой обители преподобного Сергия в последующее время. В начале XV века она пережила разорение. Во время нашествия на Русь в 1408 году эмира Эдигея была разорена Троицкая обитель. Но перед этим преемнику преподобного Сергия, преподобному Никону Радонежскому († 1426; пам. 17 нояб.) явился Основатель обители «со двема архиереема с Петром с новым чюдотворцом и Алексе(е)м» и утешил, предсказав её последующее возрождение. [15] Братия, покинув монастырь, сохранили вещи Преподобного, до наших дней сохранились: деревянный потир и чаша, иерейская фелонь, крест Патриарха Филофея и две келейные иконы – Богоматери Одигитрии и святителя Николая. Затем трудами возвратившейся братии возродилась Троицкая обитель, 25 сентября 1411 года был освящён вновь воздвигнутый Троицкий храм. [16]
В Троицкой обители трудился замечательный представитель нового литературного стиля, «плетения словес» – агиограф, старец Епифаний Премудрый (†1419) [17]. Первым трудом о преподобном Сергии, как предполагается, явилось Похвальное слово «великому старцу», которое старец Епифаний Премудрый написал к освящению нового храма Троицы и прочел его 25 сентября 1412 года, в день памяти основателя обители и 20-летней годовщины со дня его преставления. [18] Затем, приступая в 1418 году к жизнеописанию первого Троицкого игумена, инок Епифаний Премудрый пишет, что он имел «у себе за 20 лет приготованы таковаго списания свитки, в них же беяху написаны некыа главизны, еже о житии старцеве памяти ради: ова убо в свитках, ова же в тетратех...». [19]
Текст Жития донёс до нас образ смиренного подвижника, неленостного молитвенника, благодатного игумена, радетеля о благе земли Русской. Его Житие было написано в результате большой проделанной агиографом работы, были собраны устные свидетельства очевидцев, которые чаще всего не имеют точной хронологической привязки. Многие из записей являются личными воспоминаниями автора. Старец Епифаний в 1406 – 1410 годах написал также Житие и духовного друга подобного – святителя Стефана Пермского. [20]
Тридцать лет спустя после кончины Преподобного в 1422 году при игумене Никоне началось строительство нового каменного Троицкого собора, сохранившегося до наших дней, и при этом произошло открытие мощей основателя обители. Преподобный Андрей иконописец (V в.; пам. 4 июля) написал для новопостроенного собора образ Живоначальной Троицы, выразив, таким образом, в красках учение преподобного Сергия о Живоначальной Троице. Рублевская Троица поистине ныне самая известная во всем мире православная икона. Безмолвная беседа ангелов – основная тема рублевской «Троицы». [21]
Богослов XX века, отец Павел Флоренский, пишет: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» Горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем мире, противопоставилась любовь, взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних» (Трице-Сергиева Лавра и Россия). Создание преподобным Андреем иконы Святой Троицы, наравне с церквями, носящими это Божественное имя, должно мыслиться как начало непрерывной цепи вещественных памятников на Руси в память величайшей богословской идеи – таинства любви во Святой Троице, призывающей к подобному объединению всех людей: «Да вси едино будут» (Ин. 17, 21).
Преподобный Сергий не оставил после себя письменных поучений, богословских творений, грамот и посланий, но его подвиг позволяет говорить, что его можно выразить словами богослужебного текста на праздник Живоначальной Троицы: «Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». К этому можно присовокупить смысл и содержание первого Страстного Евангелия утрени Великого Пятка, тема которого – «любовь и единство христиан по образу Божественной любви и единства Бога и Отца Сына».
Почитание преподобного Сергия в Троицкой обители началось сразу после его блаженной кончины. [22] Его прославление как общерусского святого произошло на Соборе, избравшем первого автокефального Митрополита, святителя Иону в декабре 1448 года. Настоятелем в Троицкой обители в это время был игумен Мартиниан, который позднее подвизался в Ферапонтовом монастыре († 1483; пам. 12 янв.). «Вместе с Великим князем Василием Тёмным Митрополит Иона с сонмом русского духовенства, с игуменом Мартинианом с братией Троицкого монастыря, при стечении, надо думать, огромного числа народа, славили своего молитвенника и чудотворца прп.Сергия и поклонялись его святым мощам». [23]
Общерусское прославление преподобного Сергия – одно из первых деяний первого автокефального Митрополита Ионы. К этому торжеству иеромонах Пахомий создал третью редакцию жития Радонежского подвижника, добавив описания чудес, совершавшихся у его мощей. [24] Таким образом, агиографические труды старца Епифания продолжил затем пришедший с Афона иеромонах Пахомий Серб. В третьей редакции преподобного, составленной иеромонахом Пахомием, повествование о преставлении Сергия дополнено Похвалой святому. Повествуется об обретении мощей в 1422 году и здесь же повествуется о посмертных чудесах Святого. В княжеских грамотах 1448 года в лике великих чудотворцев уже называется имя преподобного Сергия. [25]
Третья редакция жития святого иеромонаха Пахомия Логофета явилась впоследствии источником последующих редакций. В 40-х годах XVII века келарь Троицкой обители старец Симон (Азарьин) написал новую редакцию Жития преподобного Сергия. Он максимально собрал письменные источники XV – XVII века о жизни и чудесах преподобного Сергия. Его труд в 1646 году был издан Московским печатным двором. Троицкий автор отметил первые визиты Патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского: «Первое бысть во Святей Росии и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и Патриаршества саном украсил престол Росийский, поставил на Москве в Патриархи преосвященнаго Митрополита Иова». [26]
Иеромонах Пахомий Логофет так же составил службу Преподобному, используя при этом тексты других служб. [27] В конце XV века Троицким иноком Сергием Старым была написана Молитва преподобному Сергию Радонежскому. [28] В XVII веке по повелению царевны Софии Алексеевны «монахом недостойным грешным Сильвестром Медведевым» в 1689 году был написан Акафист преподобному Сергию, очевидно, когда он пребывал в Троицком монастыре. Писались акафисты преподобному Сергию в последующее время и другими авторами-гимнографами, но вбогослужебной практике сохранился только один, имеющий припев: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче». [29]
Духовный писатель, инок Сергий (Шелонин), подвизавшийся в середине XVII века в Соловецком монастыре, написал Канон всем русским святым. Второй тропарь шестой песни канона посвящен Радонежскому подвижнику: «Светло да похвалится, яко светилом светилник, преславный воистину Сергие, иже трикратным проглашением во чреве материи прославив Святую Троицу и чистым житием своим просвети всю подсолнечную, и чюдесы своими озаряя вселенныя концы». [30]
На протяжении веков преподобный Сергий, как и при жизни, являлся верным заступником в трудных для России обстоятельствах. В 1438 – 1439 годах в Италии проходил Ферраро-Флорентийский Собор, на котором была провозглашена уния Православной Церкви с Римом. Документ об унии был подписан в день памяти обретения святых мощей Радонежского угодника. Священник Симеон с тверским послом Фомой, входившие в русскую делегацию, убежали затем из Италии на Русь. По пути ему было укрепляющее видение преподобного Сергия, который назвался «Сергием Маковским». Так в лице преподобного Сергия на Руси определилось отношение к унии с католиками. В этом году исполняется 575 лет Флорентийской унии.
Но чаще всего Радонежский игумен становился защитником страны во время военных бедствий. В 1521 году во время нашествия Крымского хана, согласно видения слепой инокине Вознесенского монастыря в Кремле, преподобный Сергии умолил вместе с преподобным Варлаамом Хутынским Московских Святителей не износить Владимирскую икону Богоматери из Кремля и, тем самым, не лишать Москву Ее заступничества во время вражеского нашествия. [31] Преподобный Сергий явился первому Русскому царю Иоанну Грозному, указав место для основания Свияжска. Незадолго до покорения Казани в 1552 году на стенах Казани видели преподобного Сергия. Это было воспринято как скорое начало христианства в мусульманском крае.
В XVI веке произошло возвышение Троицкой обители, которая становится первым по своему статусу монастырём в Русской Церкви. В 1561 году в обители преподобного Сергия учреждается архимандрития и ее первым архимандритом стал старец Елевферий. Перед этим Троицкий келарь, старец Адриан (Ангелов), написал челобитную царю Иоанну Грозному, в которой он просил порадеть о монастыре, являющимся ему славой; проявить усердие о монастыре, который посетила Сама Пречистая Дева. [32] Возведя Троицкого настоятеля в сан архимандрита святитель Московский Макарий, просветитель земли Русской, дал ему Соборную грамоту. [33]
В 1585 году Митрополит Дионисий освятил заложенный при царе Иоанне Грозном Успенский собор в Троицком монастыре и совершил переложение святых мощей преподобного Сергия в Троицком соборе. В Александро-Невской летописи читаем: «Лета 7093-го, июля в 25 день, зделана бысть рака преподобнаго чюдотворца Сергия... иже бе начата делати повелением... царя... Ивана Васильевича... лета 7064-го». [34] В надписи на раке говорится о начале её создания при царе Иоанне Васильевиче «и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его царя и Великаго князя Феодора Ивановича, всея Росии самодержца, и его царицы великия княгини Ирины, во второе лето царства его». [35] В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена служба этому торжественному событию, которая в XVII веке совершалась Троицком соборе в этот день.
В тяжелое, Смутное время обитель преподобного Сергия явилась столпом русской государственности, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов. В эти тяжёлые дни преподобный Сергий неоднократно являлся Троицкому архимандриту Иоасафу. [36] А нижегородский житель Козьма Минин, получив во сне благословение Преподобного, стал собирать всенародное ополчение, которое освободило затем Москву от поляков. Своим явлением преподобный Сергий возвестил греческому иерарху, архиепископу Арсеню Элассонскому, находившемуся в Кремле оккупированном поляками, что на следующий день Кремль будет освобождён от них.
Заключённое с поляками в 1618 году перемирие явилось плодом молитв к преподобному Сергию. Затем в Деулино, где было заключено перемирие, по повелению царя Михаила и благословению Патриарха Филарета был построен обетный храм во имя преподобного Сергия. Это была благодарность преподобному Сергию за успех в переговорах, «которого послам удалось добиться только после нескольких встреч с поляками». [37]Храм был освящён Троицким архимандритом, преподобным Дионисием († 1633; пам. 12 мая). Перемирие было необходимо, чтобы народ мог отойти от долгой смуты.
В 1654 году царь Алексей Михайлович брал с собой икону в военный поход против Речи Посполитой «Явление Богоматери Преподобному», написанную троицким иконописцем келарем старцем Евстафием (Головкиным) на доске от гробницы Преподобного. Известен образ преподобного Сергия ярославской школы XVII века, созданный к 300-летию Куликовской битвы[38], где в нижней части запечатлено великое событие русской истории – Мамаево побоище.
В 1678 году во время наступления турок на Чигирин оборонявшимся казакам было явление на воздухе преподобного Сергия, благодаря чему была одержана победа над наступающими. [39]
Основанный в середине XIV века Троице-Сергиев монастырь вскоре становится известным центром книжности в Московской Руси. Уже при самом основателе Лавры игумене Сергии Радонежском и его ближайшем преемнике преподобном Никоне было положено начало монастырской библиотеки. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий († 1515; пам. 9 сент.), свидетельствует, что из-за бедности в Троицком монастыре преподобный Сергий и его ученики первоначально писали книги не на пергамене, а «на берестах» [40]. Таково было начало книгописания в Троицкой обители, со временем ставшей одним из крупнейших и знаменитейших, центров книжности и духовного просвещения в Русской Церкви. Но к XVII веку она превращается в «многобогатную Божественных писаний книгохранительницу», насчитывавшую согласно описи 1641 года – 1097 книг. Многие книги из библиотеки Троицкой обители созданы в самом монастыре, сохранив на полях рукописей записи-пометы монастырских писцов о заказчиках и владельцах. В них содержатся Жития святых, аскетические, литургические тексты, краткие Летописцы и другие произведения местного происхождения. В Опись Троице-Сергиевой Лавры 1641 – 1643 годов занесены данные о хранении в её библиотеке среди книг «свертков на деревце», принадлежавших, наряду с церковными рукописями на харатье, преподобному Сергию Радонежскому и представляющих собой, очевидно, навитые на деревянные палки свитки из бересты или бумаги. Таким образом, мы встречаемся с историческим свидетельством об использовании на Руси в качестве писчего материала бересты. «К 200-летию кончины преподобного Сергия, 1592 году, было создано Лицевое житие Святого... Рукопись иллюстрирует более 600 миниатюр, представляющих большую историческую и художественную ценность». [41] В настоящее время рукопись переиздана факсимильно.
Под кровом преподобного Сергия возрастало богословское образование на Руси. В 1742 году в обители преподобного Сергия была учреждена Троицкая Семинария. [42] В 1814 году после наполеонова нашествия Славяно-греко-латинская академия была переведена из Москвы в Лавру и в результате её слияния с семинарией и была преобразована в Московскую Духовную Академию. [43]
С 1742 года обитель преподобного Сергия, согласно указа императрицы Елизаветы Петровны, начинает именоваться Лаврой. С конца XVIII века, начиная со времени митрополита Платона (Левшина; † 1812), и поныне Московский иерарх является священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры.
Обитель преподобного Сергия явилась местом упокоения множества русских людей, стремившихся быть погребёнными в святом месте. В ней нашли своё место упокоения четыре Предстоятеля Русской Церкви: Митрополит Феодосий († 1475) и святитель Иоасаф (†l5 5 5). [44] В XX веке в крипте лаврского Успенского собора были погребены Патриархи Алексий I († 1970) и Пимен († 1990). В самом Успенском соборе погребены историк-митрополит Макарий (Булгаков; † 1882) и архиепископ Августин (Виноградов; † 1819), благословивший в 1814 году перевод Московской Духовной академии в Троице-Сергиеву Лавру.
Троице-Сергиева Лавра и ее архитектурный ансамбль – это целая история русской архитектуры XV – XIX веков, где каждый век, начиная с XV, представлен интересным архитектурным памятником.
Монастыри традиционно сравнивались и сравниваются с духовным садом (вертоградом), в котором возрастали райские плоды – святые подвижники, собеседники ангелов. В монастырях разводились сады и цветники. [45] И ныне это явление характерно для Троице-Сергиевой Лавры.
В 1892 году было отмечено 500-летие со дня преставления преподобного Сергия, был совершён крестный ход из Москвы в Лавру, вышел ряд изданий, посвященных Радонежскому угоднику.
В XX веке, известном своими потрясениями, Троице-Сергиева Лавра не избежала грозных событий. 10 ноября 1919 года Сергиевский исполком принял решение о ликвидации Троице-Сергиевой Лавры как монастыря. В ночь с 2 на 3 ноября из Лавры была выселена братия и обитель «оказалась без охраны». [46] 20 апреля 1920 году был подписан «Декрет об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры», подписанный председателем Совета народных комиссаров В.Ульяновым. [47] Издание данного декрета, в действительности, явилось промыслительной «победой, а не поражением Церкви. Монастыри были тогда обречены на закрытие, и в действительности вопрос стоял не о том, удастся ли отстоять их как действующие, а о том, будут ли они отданы на разграбление местной и центральной власти, или их удастся сохранить как выдающиеся памятники культуры до тех времен, когда милостию Божиею святыни церковные вновь наполнятся насельниками». [48]
Возрождение обители преподобного Сергия произошло в 1946 году при Патриархе Алексии I, который обращался во властные структуры с просьбой о передаче Церкви мощей преподобного Сергия. [49] Начинал возрождать Лавру архимандрит Гурий (Егоров; 1946), её первый наместник. [50] Среди последующих лаврских наместников можно назвать архимандрита Пимена (Извекова; 1954 - 1957), который затем был Патриархом (1971 - † 1990). В Лавре проходили важные события в жизни Русской Церкви: международные конференции, хиротонии архиереев, торжественные Богослужения.
В 1981 году было установлено празднование в честь Собора Радонежский святых.
В рамках празднования юбилея 600-летия со дня кончины преподобного Сергия в 1992 году на архиерейском Соборе Русской Церкви были прославлены родители преподобного Сергия – преподобные Кирилл и Мария († ок. 1337; пам. 18 янв.). В службе они прославляются как благочестивые родители: «В подвизе родительстем добре трудившеся, святии, в немже и чада ваша, Петра, Стефана и Варфоломея избраннейшаго, в ревностнем служении Триединому Богу и Пречистей Божией Матери воспитаете». [51] «Днесь, верни, сошедшееся, восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во святей Троице Богу, Отечество наше в правоверии утвердити». [52]
Сродником преподобного Сергия был преподобный Никита Костромской, акафист которому был составлен несколько лет назад Синодальной литургической комиссией. Ныне вкупе с Ростовским архиепископом Феодором († 1394; пам. 28 нояб.) [53], племянником Преподобного, они составляют целый семейный лик святых, поколения святых подвижников одного рода. В службе Ростовскому иерарху говорится: «Кроток и незлобив явился, святителю Феодоре, подобяся нравом сродника твоего преподобнаго Сергия». [54]В икосе Церковь прославляет святителя «от юнаго возраста иго Христово на рамо вземшаго и в пустыни Радонежской у великаго Сергия подвигом молитвенным научившагося». [55] В службе Феодору архиепископу Ростовскому говорится: «...в пустыни Радонежской у великаго Сергия подвигом молитвенным научившагося, град Москву устроением обители иноческия украсившаго». [56]
Литургическая память преподобного Сергия в основанной им обители совершается в день его блаженной кончины 25 сентября (служба с малой вечерней) [57], в день открытия его святых мощей 5 июля [58], в день его монашеского пострига-именин, которые приходятся на день памяти мучеников Сергия и Вакха († 290 - 303; пам. 7 окт.), а также празднование явления Пречистой Девы преподобному Сергию (пам. 24 авг.). [59] Наряду с этими службами в древности совершалась также служба, посвященная переложению его святых мощей Митрополитом Дионисием при царе Феодоре Иоанновиче. 16 мая по новому стилю в возрождённом ныне Троице-Варницком монастыре под Ростовом празднуется память рождения преподобного Сергия. В это день в обители творится служба преподобному Сергию, «которую положено совершать в день его преставления или в день обретения его святых мощей, т.к. не составлена специальная служба в день его рождения». [60]
Святитель Филарет Московский, выдающийся богослов Русской Церкви XIX века, в одной из своих проповедей говорит о Лавре, что «в красующихся ныне храмах твоих дела святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческого и современнического благочестия; люблю чин твоих Богослужений, и ныне с непосредственным благословением Преподобного Сергия совершаемых; с уважением взираю на твои столпостены, непоколебавшиеся и тогда, когда поколебалась было Россия; знаю, что и Лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и та же, и тем же богата сокровищем, то есть Божиею благодатию, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыни, и еще обитает в нем и в его мощах, в его Лавре». [61]
Преподобный Сергий – древний ревнитель о благе Отечества нашего, великий печальник и молитвенник за него пред Богом. Из истории известно, что Преподобный, верный сын земли родной, ея небесный гражданин и возбранный воевода, и при жизни и еще более по своем блаженном успении всегда возставал на защиту Руси Святой.
Почитая великого молитвенника, идут и едут в Троицкую Лавру многочисленные паломники, получая здесь духовную благодать у святых мощей Основателя обители, помощь и укрепление на дальнейшую жизнь, благословение перед решающими событиями в жизни, испытывая радость прикосновения к живой монашеской традиции и русской православной духовности и красоте. Идёт седьмое столетие, как преподобный Сергий зажег малую лампаду на горе Маковец, и от неё зажигаются все новые и новые светильники в сердцах православных верующих людей. Из стен Троицкой обители вышло бесчисленное множество иноков на протяжении истории, которые понесли свет от лампады преподобного Сергия во все концы Русской земли.
[1] Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000. С. 3 17.]
[2] Шевырев С. История русской словесности. Ч. 3: Столетия ХШ-е, XIV-е и начало XV-гo. M., 1858. С. 313.]
[3] Обзор трудов о преподобном Сергии и основанной им обители см.: Волков В.М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра и Московская духовная академия (Историко-библиографический очерк)//ЖМП. 1972. № 9. С. 72 - 74.]
[4] Свирелин А., свящ. Посвящение преподобного Сергия во пресвитера и игумена в Переславле-Залесском (Историческая справка)//Троицкий сборник, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. Вып. 2. С. 10 - 15.]
[5] Духовные и договорные грамоты Великих и удельных князей XIV - XVI вв. M.; Л., 1950. С. 36.]
[6] См.: Русская историческая библиотека. Изд. 2. СПб., 1908. Т.6. Стб. 243 - 270. Памятник отнесен издателями к 1390 - 1405 годам, но такая датировка вызывает возражения (Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 48-49. Прим. 40).]
[7] Ключевский В.О. Православие в России. M., 2000. С. 311 - 312.]
[8] Коновалова E.B. Венев монастырь. В отдаленной древности среди мрачных лесов. Тула, 2012. С.15]
[9] Аверьянов K.A. Из ранней истории Ростовского Борисоглебского монастыря//История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. С. 180 - 189. См. также: Повесть о Боисоглебском монастыре, коликих лет и како бысть его начало. Ярославль, 1875. С. 4.]
[10] Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский//Преподобный Сергий Радонежский. Сборник/Составитель А.Т.Соколова. M., 1996. С. 174.]
[11] Минея Октябрь. М„ 2007. С. 187, 200.]
[13] Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 279; Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным в переводе на русский язык. М., 1997. С. 257.]
[14] Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3. С. 523 - 524.]
[15] ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. Вып. 2. Стб. 33; ПСРЛ. М„ 2005. Т. 20. С. 227; Великие Минеи Чети, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч.1: Ноябрь дни 16-22. М., 1914. Стб. 2903-2904.]
[16] Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. С. 113.]
[17] О дате кончины подвижника-писателя см.: Аверьянов К.А. Из биографии Епифания Премудрого//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2008. Вып. 17. С. 55, В некоторых святцах встречается память старца Епифания: 12 мая (день памяти святого Епифания Кипрского), или 14 июня (Аверьянов К.А. Хронология редакций жития Сергия Радонежского//Славянский альманах. 2010. M., 2011.С. 38).]
[18] Существует другая точка зрения: похвальное слово преподобному Сергию было написано старцем Епифанием Премудрым после Жития (Духанина A.B. История создания Похвального слова Сергию Радонежскому в свете лингвистических данных//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. M., 2009. №1(35). С. 74).]
[19] Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. M., 1998. С. 286.]
[20] Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 98.]
[21] Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Т. 1: Развитие русской литературы X-XVII веков. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1987. С. 124.]
[22] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. M., 1903. С.72]
[23] Сизова Е.Л. Память о преподобном Мартиниане Белозерском. М., 2010. С.89.]
[24] Аверьянов К.А. Хронология редакций жития Сергия Радонежского//Славянский альманах. 2010. M., 2011. С. 44. В последнее время стал известен самый древний список жития Преподобного Сергия, переписанный иеромонахом Пахомием Сербом в 40-е годы XV века (Шибаев М.А. Авторский вариант Жития Сергия Радонежского//ТОДРЛ. СПб., 2007. T. 58. С. 290-310).]
[25] Аверьянов K.A. Хронология редакций жития Сергия Радонежского//Славянский альманах. 2010. М. 2011. С. 43.]
[26] Предисловие Троицкого келаря Симона Азарьина к сказанию о новопроявленных чудесах преп. Сергия//Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1851. Кн.10. С. 3; Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 459 - 460.]
[27] Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 103.]
[28] Буланин Д.М. Сергий Старый//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч.2. С.321.]
[29] Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование. Казань, 1903. С.105 - 109.]
[30] Сергий инок (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега, Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2002. №2(32). С. 172. Ср.: Он же. Похвальное слово русским преподобным//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2001. №2(28). С. 166.]
[31] Макарий архимандрит. Повести, написанные по благословению святителя Макария, Митрополита Московского//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2001. № 2(28). С. 126 - 127; Он же. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. С. 235 - 236.]
[32] Макарий архимандрит. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. С. 413 – 421]
[33] Макарий архимандрит. Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 200. С.]
[34] ПСРЛ. M., 1965. Т. 29. С. 218. Можно говорить о большой государственной программе прославления русских святых, которая заключалась в изготовлении рак для мощей целого сонма отечественных подвижников. «Повелением благочестиваго царя… Феодора Ивановича... и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценный великим светильникам, столпом Руския земля Петру и Алексею, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белозерскому, и Макарию Колязинскому, и Василию Блаженному. И преложиша мощи их с великим страхом и трепетом» (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 199).]
[35] Леонид архимандрит. Надписи Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1881. С. 13.]
[36] Макарий архимандрит. Из истории осады Троице-Сергиевой Лавры. Подвиг архимандрита Иоасафа. Троице-Сергиева Лавра, 2008.]
[37] Тарабарина Ю.В. Победа над королевичем Владиславом 1 октября 1618 г. и мемориальное строительство 1620-х гг.//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 100-108.]
[38] Маточкин ВЛ. Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве. Самара, 2006. С.23.]
[39] Грябянка Г. Действия презельной и от начала поляков кровавшой небывалой брани Богдана Хмелницкого, гетмана запорожского, с поляки, за найяснейших королей Полских Владислава, потом и Каземира, в року 1648, отправоватися начатой и за лет десять до смерти Хмелницкого неоконченной, з розных летописцов и из диариуша, на той войне писанного, в граде Гадячу трудом Григория Грябянки, собранная и самобигних старожилов сведительстви утвержденная року 1710. Киев, 1854. С. 397.]
[40] Иосиф Волоцкий. Сказание вкратце о св. отцех бывших в монастырех иже в Рустей земли сущих/ЧОИДР. 1847. №7. С.4; То же//Альфа и Омега. M., 2000. № 2 (24). С. 136- 145.]
[41] Маточкин ВЛ. Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве. Самара, 2006. С. 26. См.: Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца. 100 миниатюр из лицевого жития конца XVI века собрания Троице-Сергиевой Лавры. M., 1997.]
[42] Смирнов С. История Троицкой Лаврской семинарии. М., 1867.]
[43] Смирнов С. История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814 - 1870). М., 1879.]
[44] Макарий архимандрит. Святительские надгробные плиты//Альфа и Омега. M. 2006 №1(45). С. 308-313.]
[45] См.: Черный В.Д. Русские средневековые сады. Опыт классификации. M., 2010.]
[46] Андроник игумен (Трубачев). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры... С. 38.]
[47] Андроник игумен (Трубачев). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры... С.96 - 97.]
[48] Андроник игумен (Трубачев). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры... С. 98 - 99.]
[49] Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945 - 1953 гг. M., 2009. Т. 1. С. 68.]
[50] Макарий архимандрит. Первый наместник возрожденной Лавры//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России М 2001 №1(27). С. 116- 124.]
[51] Славник стиховны//Минея дополнительная. М., 2005. С. 38.]
[52] Кондак//Минея дополнительная. М., 2005. С. 48.]
[53] Житие иже во святых отца нашего Феодора архиепископа Ростовского чудотворца. Ярославль, 1874.]
[54] Стихира на литии//Минея ноябрь. М., 2002. Ч. 2. С. 490 - 491.]
[55] Икос//Минея ноябрь. М., 2002. Ч. 2. С. 497.]
[56] Минея Ноябрь. М., 2008. Ч. 2. С. 497.]
[57] Минея Сентябрь. М., 2003. С. 698 - 722.]
[58] Минея Июль. М., 1988. Ч. 1. С. 285 - 309.]
[59] Минея Август. М., 2002. Ч. 3. С. 48 - 59.]
[60] Письмо автору архимандрита Силуана от 26.08.09; исх. №215.]
[61] Святитель Филарет, Митрополит Московский. Слова и речи. Т. 3: 1837 - 1850. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 127.]