Святые отцы об умной молитве как существенном делании монаха, возвращающем душе Образ Христов

Монахиня Смарагда (Зыкова)

Доклад монахини Смарагды (Зыковой) (Свято-Введенский Толгский монастырь) на научно-практической конференции «Монастыри и монашество», проведенной в рамках регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений (Спасо-Яковлевский мужской монастырь, 23 ноября 2015 года).

Умно-сердечная молитва – драгоценная жемчужина в жизни монаха, на которую он покупает Царство Божие, по слову Спасителя: оно внутрь вас есть (Лк. 17:21).

В заповедях блаженств первыми упоминаются нищие духом (Мф. 5:3). Нищему свойственно просить. Наша душа, обнищавшая в грехопадениях, восчувствовав свою нищету, скорбно плачет в сердце своем, прося милости у Бога. Господь в Евангелии говорит нам: «Просите и дастся вам, толцыте и отверзется» (Мф. 7:7).

Блаженна душа, – по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), – которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия». Мы просим не временных благ и не у смертных людей, а у единственного действительного богача, которым является Бог, Бессмертный Господь наш Иисус Христос. Все богачи земные – только временные распорядители; обладающие какими-либо благами, не могут дать вечного. Святой псалмопевец Давид нам это очевидно подтверждает: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс. 145:3).

Господь Иисус Христос, Спаситель душ наших, призывает: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Святые отцы и Священное Писание называют Его Женихом Церковным, поэтому всякая душа христианская – невеста Христова. Чтобы душа могла возлюбить Христа, Жениха своего, она должна увидеть Его. А увидеть Его может только чистое сердце. Значит, задача всякой души христианской, а тем паче монашеской, очистить сердце свое от грехов и страстей и от всяких других помышлений.

Святые отцы непрестанною молитвой искали свою, умерщвленную дьявольской злобой, душу, оживотворяли ее непрестанным плачем, снимали с нее веревки страстей, которыми ее окутали демоны, выводили ее из греховного плена, украшали ее добродетелями, и плодами Духа Святого увенчивали ее. Они называли душу драгоценной Божией жемчужиной, сокровищем, зарытым в поле среди терний страстей и вожделений.

Святой Макарий Великий восклицал: «О, Душа, Душа! Бестелесная Умная Божия Красота и телесная многострастная безумная грешница. Светлая Возлюбленная Невеста Небесного Царя и жалкая рабыня темных вожделений и подруга блудных демонов».

Сам Бог оставил небо и пошел на взыскание души. «Он искал, – говорит праведный Иоанн Журавский, – в поте кровавом со скорбью Свой Образ, Свое любимое, свое потерянное. Сам Владыка и Творец был первый Искатель потерянной Души и Сам о Себе сказал: “Я пришел взыскать потерянное”». Услышав в Слове Божием призыв на взыскание Божией потери, души человеческой, святые отцы устремились к сотрудничеству Божию. Они уходили в леса, пустыни, в вертепы, терпели холод и голод, жажду и наготу, и бесчисленные другие скорби. С великим трезвением и вниманием они взывали к Богу: «Не могу больше сносить действия вожделений, ищу той бессмертной красоты, которую Ты даровал мне прежде сего бытия». (Лествица, слово 29:11)

Теряющий свою душу, теряет Бога. Обретающий свою душу, обретает Бога. Теряем мы ее все в греховной нашей жизни. Теряем ежесекундно в кружении наших помыслов, в сочувствии греховным страстям и похотениям. Теряем в рассеянии, в непамятовании о Боге. Особенно в наше время науки и техники душа наша томится в информационном плену. Мы много хотим знать и слышать. Нам свойственно кружиться в вихре помыслов и фантазий, потому что окна и двери наших душ распахнуты.

Обретают свою душу немногие, только те, кто в сотрудничестве с Отцами продают свои богатые мысленные приобретения: мечтания, вожделения и сластные похотения, отрекаются от сатаны и всех дел его, и покупают село слезами покаяния, на котором сокрыта грешница – Душа, Божия Жемчужина, потерянная драхма (см. Лк. 15:8–10). Трудясь в поте лица своего, они раскапывают и очищают свое найденное сокровище. И радуется Владыка со Ангелами, говоря: «Порадуйтесь со Мною, я нашел потерянную драхму», о ней же сказав притчу.

Святые отцы поведали нам о дивном таинстве хранения ума в «Добротолюбии» и других творениях.

1.     Прп. Антоний Великий говорит: «Жизнь души есть непрестанное памятование и любление Бога. Посему не оставляй моления именем Господа Иисуса Христа. Обращай имя Божие в уме твоем, поучайся ему в сердце, восхваляй языком».

2.     Свт. Григорий Богослов продолжает: «Чаще поминай имя Божие, нежели дышишь. Ибо память о Боге, необходимее, нежели дышать».

3.     Свт. Василий Великий утверждает: «Непрестанно памятовать о Боге благочестиво, и в этом благочестивая душа не знает сытости».

4.     Свт. Исихий Иерусалимский поясняет: «Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Господа Иисуса».

5.     Свт. Иоанн Златоуст изъясняет: «Нужно запереться в себе и править умом, обуздывая его. И всякий помысл, и всякое действо лукавого казнить призыванием Господа нашего Иисуса Христа».

Святым отцам, древним подвижникам, делателям умной молитвы, согласно внимает преподобный Серафим Саровский и учит нас: «Истинно решившимся служить Богу должно упражняться в памяти Божией – в непрестанной молитве ко Господу Иисусу Христу».

Ему вторит прп. Нил Сорский, говоря: «Умная молитва выше всех деланий, и есть добродетелей глава, как любовь Божия». Поэтому «без непрестанной молитвы, – по слову Исаака Сирина, – невозможно приблизиться к Богу, ибо что бывает с рыбою, вынутою из воды, то бывает с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мире».

Святитель же Игнатий, учитель покаяния и молитвы делатель, подтверждая мысль прп. Симеона Нового, высказывается более категорично: «Кто не внимает хранению ума своего, тот не может  быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога. Кто не внимает, тот не может быть нищ духом, не может плакать и рыдать, ни быть кротким и смиренным, ни быть милостивым и миротворцем, и изгнанным правды ради»; «Невозможно стяжать никакой добродетели иным образом, как только вниманием».

Путь к Богу не вне нас, но в нас самих, этот путь, по слову св. Афанасия Александрийского: «душа каждого и в ней ум». Преподобный Макарий Великий о сем говорит: «Ум, который непрестанно вникает в самого себя и взыскует Господа, может приобрести душу свою, хотя бы она была в погибели страстей». (Беседа 9,11)

Внутренняя деятельность души рождается покаянием; если нет покаяния, – нет молитвы. Без внутреннего делания одна внешняя благопорядочность неустойчива и может породить фарисея, гордящегося своими мнимыми добродетелями.

Внутренним хранением ума с призыванием имени Господа Иисуса Христа душа выявляет свою сокровенную направленность, стремление «умной» воли для будущей деятельности в вечности.

В Псалме 48 божественный пророк Давид объявляет нам о потере драгоценной души такими словами: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленым и уподобися им (Словесные творения, не носящие в себе Бога-Слово, являются бессловесными и уподобляются скоту)». Посему каждая душа, особенно монашеская, понимающая эти слова, нуждается в сокровенном делании Отцов. Монах оставил все имение свое и пошел вслед Христа, он в первую очередь должен заботиться о стяжании умно-сердечной молитвы. Для этого дается ему оружие монашеское: крест и четки, а также свеча, чтобы он некогда сподобился узреть Свет Христов, Который просвещает всех.

«Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя», – поучает нас богомудрый святитель Игнатий. Однако путь молитвенного делания суров и многотруден, но более всего затруднителен без руководителя, из-за многих козней бесовских. Бесы особенно тщательно следят за идущими умным путем монахами и стараются устроить им ловушки.

«Делателю молитвы необходимо узнать и увидеть действие страстей и духов на кровь его. Не только грубые ощущения ветхого человека, но и ощущения более тонкие, иногда очень тонкие, отвергнуты Богом. До явления, действия Святого Духа в сердце, утонченное действие в крови может быть или вовсе непонятным, или малопонятным, и даже может быть признано за действие благодати», – предостерегает нас святитель Игнатий.

Умная молитва – это призыв Господень к нам из Евангелия: «Доселе не просисте ничесоже во имя Мое, а ныне просите, и приемлете, да радость ваша исполнена будет» (Ин. 16:24). К кому, как не к нам, обращает Господь Свои слова, обещая нам радость воскресения душ наших. В наше апостасийное время, о котором предсказал свт. Игнатий Брянчанинов, пророк XIX века, особенно важно понять и принять этот оживотворяющий душу призыв Божий. Именно нас, монашествующих XXI века, Спаситель призывает искать жемчужину, умную молитву на селе покаяния. Именно к нам, образованным без Бога, сегодняшним интеллектуалам, корифеям науки и техники, обращается Иисус Христос с предложением продать все имение свое, взять крест и следовать за ним в тесноту умного делания. К нам обращены Его слова: «возлюби Бога своего всем умом, всем сердцем и всем помышлением» (см. Мк.12:30). Это первая и наибольшая заповедь Спасителя, вторая – возлюбить ближнего своего – возможна только во свете исполнения первой.

Мы все неисцельно больны, пораженные недугом греховным душ наших. Но у нас есть Врач Милосердный, у Которого мы просим в молитве себе исцеления.

Митрополит Иерофей (Влахос) в своей книге «Православная Психотерапия» предлагает нам святоотеческий курс врачевания души. «Читая труды святых отцов, – говорит он, – можно ясно видеть, что для христианина, занятого исцелением недугующей души, первым и главным из приемов лечения, является хранение ума, отвержение помыслов и старание убить их прежде, чем они успеют войти в двери сердца».

Святые тцы повествуют нам о том, что умная молитва заповедана Богом Адаму еще в Раю. Великий делатель молитвы прп. Паисий (Величковский) пишет: «Велика Слава священной и божественной «умной молитвы», которой край и верх, т. е. начало и совершенство даны Богом человеку в Раю: откуда она имеет свое начало». («Об умной молитве»)

Из всего выше сказанного мы видим, с какой любовью и настойчивостью, с какой отеческой сердечностью и заботой о нас все святые отцы, и древние, и более близкие нашему времени, а также наш бессмертный авва, святитель Игнатий, святые мощи которого в нашей обители напоминают о вечности и переходе туда, в один голос призывают нас к непрестанной молитве, к трезвению в ней.

 Потому что только она, тайная жизнь души с Богом, выражает нашу нелицемерную любовь к Нему.

 Да сподобит нас Господь Бог наш Иисус Христос освоить эту науку из наук, взыскать Единаго на потребу и соединиться с Ним в этом и будущем веке. Аминь.

Конец и Богу слава!

 

   

Литература:

 

1.                 Евангелие. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – Санкт-Петербург, 1873.

2.                 Псалтирь. – М.: Сибирская благозвонница, 2013.

3.                 Добротолюбие. 3-е издание. – М., 1895.

4.                 Игнатий (Брянчанинов) ,свт. Аскетические опыты, ч. 1, 2. – М.:  Правило веры, 2009.

5.                 Паисий (Величковский), прп. Об умном делании и внутренней молитве. – М.: Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1902.

6.                 Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

7.                 Иоанн Журавский. Тайна Царствия Божия. – Рига – С-Пб., 1995.

8.                 Варсонофий (Веревкин), иг. Учение о молитве по «Добротолюбию».

9.                   Золотухина Н. Святые отцы об Иисусовой молитве. – М.: Благовест, 2014. 

Материалы по теме

Доклады