Сила и значение святости в жизни общества: преподобная Евфросиния Полоцкая и ее духовное наследие

Игумения Евдокия (Левшук)
Доклад игумении Евдокия (Левшук), настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря, произнесенный на монашеской секции Регионального этапа XXVI Рождественских образовательных чтений «Миссия монашества в современном мире» 15 ноября 2017 года в Свято-Елисаветинском женском монастыре.

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство,

всечестные отцы и матери, братья и сестры!


Святость, духовное величие личности преподобной Евфросинии Полоцкой вот уже девять столетий передаются от сердца к сердцу как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Несокрушимой силой своего духа, любовью к Богу, жертвенной, а потому живительной любовью к людям, просветительской деятельностью монахиня-княжна возвысила не только свою родину – древний град Полоцк, но всю землю Белорусскую.

В своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский), который принимал участие в перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк в 1910 году, писал: «Трогательно видеть простую, крепкую, детскую веру белорусского крестьянства, особенно благочестие женщин, целыми часами стоявших в ожидании, дабы приложиться к святым мощам»[1].

Преподобная Евфросиния на века творчески вплела в ткань истории своего народа необыкновенно живое и яркое стремление к духовной красоте, стремление к тому, что выходит за границы нашего земного бытия.

История жизни каждого святого – это жизнь души, подвиги самоотвержения. Это иной мир, прикоснуться к которому мы можем посредством того, что оставил нам после своей земной жизни этот святой. Преподобная Евфросиния с великой щедростью делится с нами сегодня прекрасными творениями, многие из которых удивительным образом оказались не разрушенными временем и историческими событиями: женский монастырь Всемилостивого Спаса, Крест-ковчег с великими христианскими святынями, привезенный из Византии образ Эфесской иконы Божией Матери, известной как Одигитрия Полоцкая, Спасский храм с его удивительной системой росписи.

Ее высокие мысли, идеалы, планы воплотились в жизнь по благодати Господней и не только являются сегодня предметами утешения и вдохновения для каждой христианской души, но и предметами изучения научного мира. «Весь этот многогранный материал, – писал Владимир Дмитриевич Сарабьянов о фресковой росписи Спасской церкви, – раскрытый и сохраненный реставраторами и комплексно изученный исследователями, откроет одну из главных страниц в истории Полоцкой земли и еще более прославит имя создательницы Спасской церкви – преподобной Евфросинии Полоцкой» [2].

Человеколюбие преподобной Евфросинии наполняется сегодня новыми смыслами в служении созданных как в нашей стране, так и за ее пределами творческих союзов и общественных организаций, которые носят ее имя, и целью которых является служение ближнему, своему земному и небесному отечеству.

Память о преподобной Евфросинии воплощается в прекрасные храмы Божии по всему миру: в далеком Лондоне, Саут-Ривере, Торонто, Вильнюсе, Новосибирске и других городах. Ей ставят памятники, в ее честь называют улицы городов и школы, ее образ раскрывают в своем творчестве люди искусства. Многие стремятся сегодня к осмыслению жизненного пути святой, пытаясь найти ответы на многие актуальные вопросы.

А она, прежде всего, была монахиней. Тихий глас пустыни для нее был вожделеннее, нежели шумные радости мира. Ни именитый род, ни богатство, ни знатные князья не смогли отвлечь ее от этого пути. Преподобная Евфросиния в юном возрасте ответила на призыв Господа, облекшись в иноческий образ. Как писала в начале XX века насельница нашей обители монахиня Нина (Боянус) о жизни преподобной: «Вот Любовь, которая сильнее смерти! Вечны святые юношеские порывы, которые, не сообразуясь с обычаями века сего, ищут правды! Они насытились у источника правды» [3].

Созданный при непосредственном участии преподобной Евфросинии шедевр древнерусской архитектуры XII в. – Спасская церковь Евфросиниевского монастыря – стал олицетворением ее духовного наследия. На уровне хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой молилась одна из родственниц святой. Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы. Из небольших восточных окон хорошо просматриваются изображения столпников: Даниила и Симеона. Являя собой величественное воплощение монашеского подвига, они оказались именно теми образами, к которым была обращена молитва подвижницы. Тема столпничества, как одной из самых строгих форм монашеской аскезы, была близка для преподобной Евфросинии. Моление в узкой крестообразной келье являлось для преподобной столпом – особого рода крестом, на котором она распинала свою плоть, подвергая ее всевозможным лишениям.

Служение святых столпников справедливо и в самом точном смысле слова можно назвать предстоянием пред Богом. Стоя между небом и землей, они призывали Бога, славословили Его, на нужды людей отвечали молитвой. Основу подвига преподобной Евфросинии, как и других святых, в отношении к ближним составляла любовь.

Уровень духовности, образованности, богословской чуткости преподобной Евфросинии не перестает нас удивлять в тех свидетельствах ее подвижнической деятельности, которые сохранились на стенах Спасо-Преображенской церкви XII века.

Общеизвестное мнение о том, что преподобная Евфросиния была просветительницей, находит отражение в древних списках житий преподобной и устном церковном предании. Однако материальных свидетельств, сочинений, высказываний, рукописей, свидетельствующих об этом, до наших дней не сохранилось. Но именно таким материалом являются фрески Спасской церкви, которая была построена при непосредственном участии самой преподобной в XII веке.

Монашеская программа фресок Спасской церкви поражает своим разнообразием, за которым, вне всякого сомнения, стоит личность самой преподобной Евфросинии Полоцкой, разработавшей и сформулировавшей всю систему росписи созданного ею храма. Образ монашества показан с небывалой для своего времени полнотой. Изображения монахов занимают преимущественно нижнюю зону росписи Спасского храма и создают многоплановый и целостный образ монашества как одной из главных опор в созидании Церкви Христовой[4].

Один из главных акцентов сделан на учительской миссии монашества, что, конечно же, находит полное созвучие в личности самой преподобной Евфросинии, которая еще при жизни просвещала светом веры сердца других людей. Считая духовное просвещение неотъемлемой частью милосердия и любви к людям, святая собственноручно переписывала богослужебные книги для народа, распространяя в родных землях грамоту и любовь к слову Божьему. Как свидетельствует Житие XVI века, «начала книги писать своими руками», «словно солнечный луч, просветила она землю Полотскую»[5].

В Житии говорится, что «была она помощницей обиженным, скорбящим – утешением, нагим – одеянием, больным – посещением, и, просто сказать, для всех была всем»[6]. Когда на склоне лет она решила совершить паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню, поклониться святым местам, со всех уделов и вотчин съехались к ней попрощаться все, кто ее знал и любил, – князья, монашествующие, простые люди. Для всех она была близким, родным человеком.

Все больше и больше людей сегодня обращается к преподобной Евфросинии в своих молитвах, и она на эти молитвы отвечает, укрепляя веру людей, их способность идти за Христом в сложных обстоятельствах нынешнего века. Сельцо преобразовалось в многовековую обитель, безлюдная пустыня дала бытие многолюдному обществу. Сюда спешат паломники и туристы, богатые и бедные, счастливые и несчастные. Для многих приезжающих монастырь становится местом духовного успокоения, местом их встречи с Господом.

В тропаре преподобной поется: «Краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси, крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи, и многия к нему наставляющи»[7]. Понять силу этих слов помогают события, которые совершаются в обители преподобной Евфросинии. Нередко случается, что люди, порой далекие от Церкви, в тяжелых жизненных обстоятельствах приезжают к преподобной. И многие из них начинают чувствовать сердцем, что должны обратиться к Господу.

Раба Божия Александра из поселка Пушкинские горы приехала в наш монастырь, опираясь на трость, а уехала полностью исцеленной от своего недуга[8]. Четырехлетний Кирилл из Новополоцка после тяжелой травмы мучительно хромал, но у мощей преподобной получил исцеление, а маленькая Катя исцелилась от врожденного порока сердца [9]. Кто-то нашел работу по молитвам преподобной[10], кто-то обрел угнанный автомобиль[11], у кого-то отменилась операция[12], кто-то после тяжелой аварии был чудом возвращен к жизни [13], кто-то исцелился от недуга пьянства[14].

Жительница города Полоцка пишет: «Могли ли ожидать мы, грешные и недостойные, такой милости от Бога? ... Нам, еще невоцерковленным, светским людям, вдруг было явлено чудо.

С тех пор мы стали больше задумываться о смысле жизни человека на земле, о спасении души, начали читать духовную литературу и ходить в храм. Сейчас нам трудно представить свою жизнь без Церкви, без богослужения, без Спасского монастыря, без молитв в храме преподобной Евфросинии» [15].

Господь прославил свою рабу, преподобную Евфросинию, даром чудес. Святая жизнь подвижницы, ее высокая духовная мудрость и благодать, которую она стяжала долговременным подвигом, исцеляет не только тела, но и души очень многих, отвращает от пагубного пути. Силой благодати Божией она возвысилась к высоте христианского совершенства и преодолела слабость человеческого естества, была ангелом во плоти. Пример ее жизни – это удивительный пример добра, любви к Богу и ближним, самоотверженного аскетического подвига.

А монашество – это сонмы подвижников, которые явились живыми примерами самых высоких, самых разнообразных добродетелей для поучения и вразумления мира. Будем и мы просить у Бога благодать, чтобы становиться лучше самим и преображать к лучшему окружающий нас мир, вдохновляясь примером преподобной Евфросинии и других святых.


[1] Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: По страницам воспоминаний // Предание.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://predanie.ru/evlogiy-geogievskiy-mitropolit/book/74547-put-moey-zhizni/. Дата доступа: 11.11. 2017.

[2] Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и её фрески. Издание 2-е, дополненное. М., «Северный паломник», 2009. С. 221

[3]Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк, 2010. С. 291

[4] Сарабьянов В. Д. Образ монашества в росписях Спасской церкви. Евфросиньева монастыря. Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі: матэрыялы V Міжнароднай навуковай канферэнцыі (24–25 кастрычніка 2007 г.). Полацк: НПГКМЗ, 2009. С.167

[5] Житие преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. Полоцк, 2012. С. 11; 24

[6] Там же; С. 23

6 Акафист преподобней матери нашей Евфросинии, игумении и княжне Полотстей. Полоцк, 2008. С. 3

[8] Дивен Бог во святых своих. Преподобная Евфросиния Полоцкая: житие, современные чудеса. Полоцк, 2010. С. 13

[9] Там же; С.45

[10] Там же; С.15

[11] Там же; С.27

[12] Там же; С.29

[13] Там же; С.37

[14] Там же; С.40

[15] Там же; С.25
Материалы по теме

Публикации

Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Доклады