Доклад игумении Алексии (Петровой), настоятельницы Владычнего Введенского женского монастыря в Серпухове на XXX Международных образовательных чтениях «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности (23–25 мая 2022 года)
Тема сегодняшнего сообщения перекликается с темой моего же доклада, прочитанного в 2019 году «Взаимоотношение монахов с миром в свете монашеских обетов», потому что любые современные технологии пропитаны мирским духом. Конечно, их можно приспособить и к духовной жизни, но это очень сложно и опасно. Как незаметно не подменить общение с Господом, на общение в интернете?
С момента возникновения монашества его целью было «наиболее полное единение с Господом путем оставления всего для исполнения заповедей о всецелой любви к Богу и ближнему». [1]
Утопической выглядит идея ограничить хозяйственную деятельность, чтобы оградить себя от контактов с миром, а заодно не пользоваться техническими новшествами. Даже древние подвижники первых веков монашества были вынуждены ходить в города, чтобы продавать сплетенные ими корзины или циновки.
В прежние времена люди передвигались медленно, чинно действовали во всем, что им доводилось делать в течение дня, в течение всех дней своей жизни. Раньше, когда почту везли на лошадях, доставка письма могла занять неделю, потом неделю везли ответ. Все было неспешно и спокойно.
Сейчас время летит быстрее, намного быстрее, чем раньше. В наше суетное время, когда темп жизни ускорился неимоверно, трудно обойтись без современных технологий. Сейчас для общения с епархией используется электронная почта, на отправку письма требуется секунда!
Проблема сокращения времени осмыслена на стыке философии и богословия великим русским мыслителем Алексеем Федоровичем Лосевым (в монашестве Андроником). Вот что он писал по этому вопросу: «Рассматривая время по его существу, как оно дано нам в живом опыте, мы… констатируем некую принципиальную НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, характерную для существа времени. Вопреки пространственным схемам и определениям, время… совершенно неоднородно» [2]. В следующем труде он развивает эту мысль: реальное время «всегда неоднородно, сжимаемо, расширяемо, совершенно относительно и условно… С 1914 г. время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалиптические ожидания в прошлом объясняются именно сгущением времени, близким к окончанию времени и потом рассасывающимся» [3].
Всем известен эпизод Ветхозаветной истории, когда Иисус Навин молитвой остановил движение Солнца и Луны. Не имея такой силы молитвы и дерзновения, в хозяйственно-бытовой деятельности нам не остается ничего другого как приспосабливаться и к недостатку времени, и к современным технологиям, помогающим компенсировать этот недостаток. В идеале бытовая суета не должна касаться духовной жизни, что, конечно, сложно воплотить в реальности.
Примером того, что можно совместить молитву и хозяйственную деятельность является святой преподобный Силуан Афонский, который был экономом огромного монастыря, имел в подчинении двести работников, но при этом имел непрестанную молитву.
Другим примером гармонии молитвы и внедрения технических новшеств является Соловецкий монастырь при игумене Филиппе. Он искал упрощения работы в большом и малом. При игумене Филиппе был осуществлен грандиозный план соединения соловецких озер. В то же время было сделано хитроумное устройство для доставки кваса из квасоваренной палаты в погреб и для розлива его по бочкам. Впоследствии на Соловках скажут о нем: «Мудрый эконом и механик обители своей» [4].
Если раньше технологии касались только хозяйства, то теперь они вошли в храм. Во время всеобщего локдауна в период пандемии наш монастырь начал вести трансляции богослужений, чтобы прихожане могли молиться в нашем храме хотя бы онлайн. Я очень переживала, что с этим связано много дополнительной суеты – то интернет пропадет, то трансляция прервется, то камеру забудут повернуть и т. д., и т. п. Кстати, первые трансляции велись почти «на коленке» с моего личного телефона. Но я себя успокоила тем, что раньше у монахов тоже были попечения, которые их отвлекали от службы – надо топить печь во время службы, а вдруг печь начинает дымить, а если свечи в паникадиле текут и трещат и т. п.
Еще одним источником суеты в храме является озвучка. Счастливы те, кому она не нужна. У нас микшер стоит на клиросе, и одна из певчих постоянно отвлекается на работу с ним. Пока, к сожалению, у нас нет других кандидатур на это послушание.
В нашем монастыре сестры пользуются телефонами только по послушанию. Личные сим-карты сестер хранятся у благочинной, а телефоны остаются у сестер в качестве будильника, фонарика, калькулятора. Раз в неделю сестры, если хотят, берут симки, чтобы позвонить родным. Этим постом провели эксперимент и оставили телефоны только у благочинной, казначеи и келаря. Я, если честно, еле дождалась окончания действия своего же благословения. Позвонив по сотовому телефону, можно найти сестру и дать ей поручение за минуту. А без телефона поиск сестры превращается в затруднительный квест, особенно учитывая, что территория монастыря 3,5 гектара. В многолюдных монастырях у сестер свои устоявшиеся послушания, которые меняются редко. А в небольшом монастыре у любой сестры может появиться новое задание в течение дня. Еще до появления сотовых телефонов мы задумывались о том, что нужно иметь маленькие рации для поиска сестер на территории. Интересно, как решается проблема «поиска» сестер/братии в других монастырях? Есть монастыри, где насельники совсем не пользуются телефонами?
Для работы с интернетом желательно ставить сестер, утвердившихся на монашеском пути. Чтобы на экране монитора не было непристойной рекламы и ничего подобного, у нас в монастыре на компьютерах установлен программный комплекс для блокировки всплывающих окон и нежелательных сайтов. Но и без рекламы в интернете хватает соблазнов.
Интернет – это всемирная паутина и как любая паутина окутывает человека постепенно. Сначала интернет предлагает безобидные вещи – птички, кошечки, красивая природа. Разве грех полюбоваться красивыми пейзажами на мониторе? Мы же любуемся Божиим творением и восхваляем Творца. Один раз полюбоваться не грех, особенно если надо отдохнуть от напряженной работы. Но если регулярно искать такой материал в интернете, да еще в ущерб послушанию и молитве, то это уже грех.
И еще один пункт об интернете – социальные сети. Всегда печально встречать в соцсетях насельников монастырей. У нас монастырский сайт ведет послушница, две страницы в Телеграм и в ВКонтакте веду я лично, мне помогают монастырский системный администратор и послушница. Материал на сайте и на всех монастырских страницах одинаковый. Расскажу случай из недавнего прошлого. Попалась в Инстаграм страница послушницы из известного мне монастыря. Ничего крамольного она не выкладывала, но это была именно ее личная страница. Через некоторое время (примерно месяц) вижу, что ее страница поменяла название и теперь это официальная страница монастыря. Мудрая игумения «вычислила» послушницу в соцсети и благословила ей переформатировать страницу. В результате получилась очень интересная, наполненная страница о жизни обители.
Минимизировать вред интернета можно, только регулярно напоминая сестрам об идеалах монашеской жизни и об опасности невнимательной духовной жизни, призывая их к трезвению и хождению перед Богом.
По святителю Феофану Затворнику, всякая разумная тварь обязана помнить о вездеприсутствии и всеведении Божием «и располагать дела свои внутренние и внешние… стоя как бы пред очами Бога, под Его взором,.. что то же, что ходить пред Богом, ибо настроение духа действовать как пред очами Божими есть хождение пред Богом» [6].
Навык ходить пред Богом или памятование о Боге составляет «атмосферу духовной жизни» [6]. По определению епископа Феофана, этот навык «состоит существенно в напряжении стоять сознанием пред Лицем Бога вездесущего» [6].
Подвиг хождения перед Богом необходим нам постоянно, но особенно он нужен, когда мы загружены делами, чтобы суета не отделила нас от Бога, а все монастырские послушания были направлены во славу Божию. Когда ум и язык заняты, мало кто умеет творить молитву. Поэтому на таком послушании как свечной ящик или преподавание в воскресной школе и, конечно, при работе в интернете крайне необходим навык хождения перед Богом.
Подвиг трезвения дополняет хождение перед Богом. Вот, что пишут о трезвении святые отцы:
«Как без пищи и питья невозможно жить на земле, так без хранения ума и чистоты сердца – что называется трезвением – невозможно душе достичь чего-либо духовного и угодного Богу или избавиться от мысленного греха, даже если бы кто-нибудь страхом мук принудительно удерживал себя от согрешения делом». Преподобный Исихий Иерусалимский [5]
«Тщательно рассматривай самого себя, испытывай свои чувства, чтобы знать, какие из них приносят плод Богу и какие покоряются греху». Преподобный авва Исаия [5]
«В конце дня и в конце всякого дела, телесного и духовного, прежде упокоения, наша совесть должна быть подвергнута испытанию нашего сердца». Святитель Василий Великий [5]
Только направленность духовной жизни ко Христу, являющемуся неистощимым источником благодати, принесет благие плоды.
Иисус говорит… Я есть путь, и истина, и жизнь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6).
«Познание пути Божия… особым образом достигается в монашестве. Именно монашество является наиболее подходящим путем, ведущим к уподоблению Христу» [7].
«Путь монашества ведет к трем великим добродетелям: послушанию, девству или целомудрию и нестяжанию. Через достижение этих добродетелей монах становится подражателем истощания Господня и, как следствие этого, причастником Его небесного совершенства» [7].
-----------------------------Источники:
[1] Положение о монастырях о монашестве, раздел 2.1.
[2] Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики", 1927 г.;
[3] Лосев А.Ф. "Диалектика мифа", 1930 г.;
[4] Дмитрий Володихин. Одна из форм послушания — ведение экскурсий для туристов. Из жизни святителя Филиппа митрополита Московского. Эл. публикация: https://foma.ru/ekonomicheskaya-revolyucziya-na-solovkax.html
[5] Трезвение / Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни. Эл. публикация: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi...
[6] Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999.
[7] Захария (Захару), архим. Христос как путь нашей жизни. Введение в богословие старца Cофрония (Cахарова). Эл. публикация: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/hristos-kak-put-nashej-zhizni-vvedenie-v-bogoslovie-star...