Доклад митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила на конференции «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления» (Москва, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, 27 мая 2017 года)
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Ставропольский и Кавказский, является одним из крупнейших духовных писателей XIX столетия и вместе с тем одним из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви. Труды святителя Игнатия, посвященные духовной жизни христианина вообще и монашескому подвигу в частности, заслуживают самого пристального внимания.
Одной из важнейших тем, которую рассматривает святитель в своих сочинениях, стала тема покаяния как необходимого условия начала, продолжения и завершения христианского пути. Посмотрим, как развивается эта тема в известнейшем произведении святого автора – «Аскетических опытах» – и других его писаниях.
В своих размышлениях о покаянии святитель Игнатий отталкивается от слов Евангелия, «первых слов проповеди Богочеловека» [1], обращенных как непосредственно к современникам Его земной жизни, так и ко всем последующим поколениям христиан: «Покайтеся и веруйте во Евангелие! покайтеся: приближися бо Царство Небесное» (см. Мф.4:17; Мк.1:15). Именно в покаянии обещает Господь наш Иисус Христос прощение грехов, исцеление и освобождение обремененной страстями, пребывающей в рабстве греху человеческой души.
Помимо самого евангельского слова, к покаянию призывает нас осознание бренности всего земного, скоротечности нашей здешней жизни и несомненной близости смерти: «Братия! Всмотримся беспристрастно, при свете Евангелия, в земную жизнь нашу. Она ничтожна! все блага ее отнимаются смертью»[2]. Что бы ни стяжал человек из земных сокровищ, все это будет отнято у него или в момент самой смерти, или даже ранее. Любое стяжание ненадежно, кроме одного: «истинного Богопознания, примирения и соединения с Богом, даруемых Христом» [3] тому, кто вступил на путь покаяния.
Чтобы объяснить самую суть покаяния, святитель повторяет изречение Пимена Великого, говоря: «Что значит покаяться? значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои – отвечал некоторый великий святой Отец на такой вопрос – и уже более не возвращаться к ним» [4]. Плод покаяния – «изменение жизни греховной на жизнь евангельскую». Покаяние приносит новоначальный христианин перед Таинством Крещения. Само же Таинство Покаяния, или Исповеди, установлено Богом для тех, кто не сохранил крещенских обетов, но вновь вернулся к прежней греховной жизни: «При Крещении мы рождаемся водой и Духом, при покаянии возрождаемся слезами и Духом» [5]. Плач – неизменное делание монаха, указывает святитель, ссылаясь на Отцов древности. Он цитирует преподобного Исаака Сирина: «Ты вопрошаешь о размышлении и о той мысли, которая должна непрестанно занимать человека в его келье, чтобы соделать его мертвым? (для мира, то есть, для греха)? Рачительный и трезвящийся человек нуждается ли спрашивать, как ему вести себя, когда он один, сам с собой? Что другое может быть мысленным занятием монаха в его келье, как не плач?» [6]. И преподобного Иоанна Лествичника, который писал: «Плач по Боге есть постоянное чувство болезнующего сердца, ему усвоившееся, – с исступлением непрестанно ищущее того, чего оно жаждет, с напряжением гонящееся за тем, чего оно лишено, и сильно рыдающее во след его» [7].
«Плач – благочестивая печаль о грехах», заповеданная Самим Христом (Мф. 5:4), это «выражение смирения, его голос. Отсутствие плача, насыщение самим собою и наслаждением своим, мнимо-духовным состоянием, обличают гордость сердца» [8]. Плач о собственной духовной нищете должен сопровождать молитву христианина: «В тот день, в который я не плачу о себе, – сказал некоторый блаженный делатель истинной молитвы, – считаю себя находящимся в самообольщении» [9].
Самообольщением является отрицание необходимости в покаянии, состояние удовлетворенности своими трудами и подвигами, своим духовным состоянием: «Проводящие греховную жизнь произвольно, по любви к ней, охотно впадающие во всякий грех, какой бы им не представился <…> суть чада диавола, хотя бы и именовались христианами, хотя бы участвовали в некоторых церковных молитвословиях и обрядах, хотя бы прибегали к Таинствам, им в наругание, себе в осуждение. <…>
Некоторые, не занимаясь или занимаясь очень мало душевным деланием, а упражняясь в одном телесном, не без примеси фарисейства – одно телесное делание не может обойтись без фарисейства, – нисколько не чувствуют жала совести и обличений ее в греховности, по этой причине признают такое состояние своего спокойствия достойным одобрения. В мнении своем они поддерживаются и утверждаются многими явными добрыми делами своими и похвалою человеческою. На этом основании они считают такое состояние спокойствия прямым последствием деятельности богоугодной, жизни добродетельной, безукоризненной. Спокойствие обращается по временам в безотчетную радость: они не останавливаются признавать эту радость благодатною. Горестное самообольщение! душепагубное ослепление! Самообольщение основано здесь на самомнении, а самомнение есть повреждение душевного ока, родившееся от неправильной деятельности и рождающее еще более неправильную деятельность. Возлюбленный брат, спокойствие, которым ты уверяешься в верности пути твоего, есть не что иное, как несознание и неощущение своей греховности, происшедшее и происходящее от нерадивой жизни, а радость, которая по временам рождается в тебе по причине наружного преуспеяния и человеческих похвал, отнюдь не есть радость духовная и святая: она – плод самомнения, самодовольства и тщеславия. Такое состояние мнимого спокойствия святые Отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертию ума прежде смерти тела. Нечувствие, или умерщвление души, состоит в отъятии и отступлении чувств покаяния и плача от нашего духа, в отступлении спасительного болезнования, называемого сокрушением, от нашего сердца. Безболезненность сердца, или мнимое спокойствие, есть верный признак неправильности образа мыслей, неправильности подвига, самообольщения. <…>
Если наши святые Отцы произнесли такое определение: хотящий отсечь страсти плачем отсекает их, и хотящий стяжать добродетели плачем стяжавает их, – то из сего явствует, что не плачущий ежедневно ни страстей не отсекает, ни добродетелей не совершает, хотя и думает, обманываемый самомнением, совершать их. <…> Какая польза от садовника, если он возделает весь сад, насадит и насеет в нем всякого рода растений, а не прольется свыше дождь на сад, и он не будет напоен водою? Конечно, никакой пользы. Так и тот, кто совершает другие добродетели и трудится в них, не получит никакой пользы без этой святой и блаженной владычицы и совершительницы всех добродетелей. <…> Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями, да будет для всех нас деланием покаяние, с покаянием соединенный плач и плачу сопутствующие слезы. Нет плача без покаяния; нет слез без плача: эти три друг с другом соединились и связались, и невозможно одному из них явиться без двух других» [10].
Сказанное относится прежде всего к монашествующим, однако и для любого мирянина покаяние должно быть важнейшим и непрестанным деланием, ибо оно «должно нас умалить, привести в состояние детей» [11], – пишет святой Игнатий своей духовной дочери Софии Ивановне Снессоревой (вообще святитель очень глубоко и всесторонне раскрывает тему покаяния в своих письмам к мирянам). Только в сердце, очищенное слезами покаяния, может снова вселиться благодать Божия, ведь «Бог верен: толкущим отверзает, плачущих утешает, нищим духом дарует Царство Небесное» [12]. Без покаяния, напротив, ничего не значат все прочие подвиги, покаяние – «душа» любого христианского делания: «Тщетны, бесплодны, часто душевредны подвиги, и самые возвышенные, когда они не растворены чувством покаяния. Покаяние чуждо самообольщения, неприступно для него» [13].
«Писание говорит: “Всесожжения не благоволиши... жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”. Жертвы и самыя всесожжения человеческие должны быть основаны на чувстве нищеты духовной, на чувстве покаяния. Без этого оне отвергаются Богом» [14]. Высокие духовные состояния свойственны совершенным, а покаяние и сокрушение сердца – подвизающимся. Такой взгляд на христианский путь святитель противопоставляет западному, преимущественно католическому подходу, предостерегая своих духовных чад от чтения западных духовных сочинений: «Святые Отцы Восточной Церкви приводят читателя своего не в объятия любви, не на высоты видений, – приводят его к рассматриванию греха своего, своего падения, к исповеданию Искупителя, к плачу о себе пред милосердием Создателя» [15]. Вместе с тем покаяние не следует путать с унынием.
Покаянное чувство выражается в плаче. Молящегося христианина святитель Игнатий сравнивает с младенцем, который «выражает плачем все свои желания»: «…И твоя молитва пусть всегда сопровождается плачем. Не только при словах молитвы, но и при молитвенном молчании пусть выражается плачем твое желание покаяния и примирения с Богом, твоя крайняя нужда в милости Божией» [16].
«Слезы, – указывает святитель, – естественны падшему человеческому естеству. До падения оно не ведало слез, – ведомо ему было одно чистейшее наслаждение райским блаженством. Оно утратило это блаженство: ему оставлены слезы, как выражение сочувствия к блаженству, как свидетельство падения, как свидетельство состояния под гневом прогневанного Божества, как надежда возвратить когда-нибудь блаженство» [17]. Для кающегося плач – естественное состояние. «Очищающие себя плачем и слезами, пойдут от силы в силу, и явится Бог богов в Сионе – в духе человеческом, приуготовленном к приятию Бога истинным покаянием» [18].
«Слезы, – продолжает он, – как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе, и при всяком удобном случае проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особенною легкостью проливаются людьми, преданными сладострастию; слезы, подобные слезам сладострастных, проливают находящиеся в самообольщении и прелести; льются обильно слезы из тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия. Наконец проливает их злоба: когда она лишена возможности совершить злодеяние, пролить человеческую кровь, тогда она проливает слезы. Эти слезы имел Нерон, в котором современные христиане, по жестокости его и ненависти к христианству, думали видеть антихриста. К естественным слезам относятся слезы от огорчения; когда же огорчение имеет характер греховный, то слезы огорчения делаются слезами греховными. И естественные и греховные слезы, немедленно по появлении их, повелевается нам святыми Отцами прелагать на богоугодные, то есть, изменять побуждение слез: приводить себе на память согрешения наши, неизбежную и неизвестную смерть, суд Божий, – и плакать по этим причинам.
Чудное дело! те, которые по естественной наклонности проливали потоки беструдных, бессмысленных и бесплодных слез, также те, которые проливали их по греховным побуждениям, когда захотят плакать богоугодно, внезапно видят в себе необыкновенную сухость, не могут добыть из глаз ни одной слезной капли. Из этого научаемся, что слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий, что для получения их надо позаботиться, во-первых, о стяжании причины их.
Причина слез – зрение и сознание своей греховности. Исходища водная изведосте очи мои, говорит святой пророк Давид, понеже не сохраних Закона Твоего. Причина слез – нищета духа: будучи сама собою блаженство, она рождает другое блаженство – плач, питает, поддерживает, усиливает его. “Не плач происходит от слез, но слезы от плача, – сказал преподобный Иоанн Пророк. – Если кто, находясь посреди братства, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Чрез сие собираются помыслы его, и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль (плач) по Богу, а печаль рождает слезы”. Слезы, как дар Божий, служат признаком милости Божией: “Слезы в молитве, – говорит святой Исаак Сирский, – суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа своим покаянием, и того, что она принята, и начала входить в поле чистоты слезами. Если помыслы не отторгнутся от предметов преходящих, не отвергнут от себя надежды на этот мир; если не возбудится в них презрение к нему и они не начнут приготовлять напутствий к исходу своему; если не начнут действовать в душе помышления о предметах, принадлежащих Будущему веку, то очи не возмогут произвести слез”» [19].
Слезы – дар Божий, в отличие от даров прозорливости, чудотворения и прочих, необходимый для нашего спасения: «Дары пророчества, прозорливства, чудотворения, суть признаки особенного благоугождения Богу и благоволения Божия, а дар умиления и слез есть признак принятого или принимаемого покаяния. Телесные подвиги без печали мысли подобны телу без души» [20]. «Не будем мы обвинены, о друзья, при исходе души нашей из тела, что мы не были чудотворцами, не были Богословами, не имели духовных видений; но непременно воздадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно» [21], – цитирует святитель Игнатий преподобного Иоанна Лествичника. Покаяние и плач, настойчиво повторяет святой писатель, крайне важны, существенно необходимы для подвизающегося христианина. Вместе с тем «плач духа, при недостатке телесных сил для выражения телесными подвигами и действиями действующего в душе покаяния, заменяет собою все телесные подвиги и действия, а между ими и слезы» [22]. Покаяние «лики и полки иноков претворило в лики и полки Ангелов» [23].
Одним из условий покаяния, утверждает святой Игнатий далее, является вера – вера в могущество Врача, способного подать кающемуся исцеление от греховных недугов. Потому и покаяние святитель Игнатий называет «всемогущим» [24], поскольку оно «очищает всякий грех, спасает всякого, прибегающего к Богу, хотя бы то было в последние, предсмертные минуты» [25]. Вере противоположно уныние, внушаемая врагом рода человеческого уверенность в особой тяжести совершенных человеком грехов, от которых ему якобы уже нельзя избавиться. Но Творец, «создавший тебя из ничего», волен «воссоздать тебя, претворить твое сердце: соделать сердце Боголюбивое из сердца грехолюбивого, соделать сердце чистое, духовное, святое из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного» [26]. «Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз, может быть изглажен покаянием человека» [27].
Святитель Игнатий повторяет слова из книги пророка Исайи: «Аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю, аще будут яко червленное, яко волну убелю» (Ис.1:16, 18). Самое же главное доказательство готовности Творца принять кающегося грешника, Его неизменного и бесконечного милосердия к Своему творению – подвиг Богочеловека Христа, пришедшего на землю, чтобы спасти нас от власти греха и смерти, чтобы вернуть нам утраченное после грехопадения блаженство.
«Грешники! Ободримся, – призывает святитель. – Для нас, именно для нас, Господь совершил великое дело своего вочеловечения; на наши болезни призрел Он с непостижимою милостию. Престанем колебаться! престанем унывать и сомневаться! Исполненные веры, усердия и благодарности приступим к покаянию: посредством его примиримся с Богом» [28]. «Объятия Отца Небесного отверсты для прибегающих в эти объятия блудных сынов» [29], – говорит святой писатель, вспоминая притчу о блудном сыне.
К сожалению, современные христиане (и это относится не только к современникам святого писателя, но и к последующим поколениям христиан) даже на смертном одре не могут воспользоваться силой покаяния, так как за всю свою жизнь «не получили о христианстве никакого понятия, или получили понятие самое недостаточное и сбивчивое, которое должно быть названо скорее полным незнанием, нежели каким-нибудь познанием» [30]. Таким образом, недостаточное знание христианской веры теми, кто ее исповедует лишь по видимости, а также всевозможные суетные занятия и влечения, собирание мирских сокровищ закрывают для христианина спасительные врата покаяния.
Однако святитель предостерегает и против излишнего упования на силу покаяния: «Кто в надежде на покаяние позволяет себе согрешать произвольно и намеренно, тот поступает в отношении к Богу коварно. Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, поражает неожиданно смерть, и не дается ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели» [31].
Подлинное покаяние должно стать деланием всей жизни, приближающим нас ко Христу и делающим наследниками уготованных нам Богом духовных благ.
Только при условии постоянного покаяния можно перейти из душевного состояния в духовное. Именно оно отличает «избранников Божиих от сынов мира» [32].
«Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди» [33]; предел покаянию полагает только конец земного бытия кающегося, а не время и не подвиги кающегося: «не видно, чтобы Истина, завещавшая покаяние, положила ему на земле другой предел, или окончание, кроме естественного конца его с кончиной земной жизни человека» [34], ведь «самый чистый и совершенный человек имеет в себе нечто гордое», [35] – здесь святитель повторяет мысль преподобного Макария Великого.
«Премудрый Промысел устроил так, чтобы подвижники Божии не всегда находились в состоянии радости, торжества и победы. Такое непрестанное состоянии могло бы породить в них лютую гордость: не видя никогда на опыте побеждения своего и немощи, они возомнили бы, что состояние непрестанного торжества над грехом принадлежит им самим, а не дар Божий. Потому-то Бог раствори для них, как говорит преподобный Исаак Сирский, “утешение и нашествия, свет и тьму, брани и заступления, короче сказать, утеснение и пространство. И это признак, что человек преуспевает при помощи Божией” (Слово 78). От такого растворения побед и поражений, от переходов от одних к другим, человек более и более познает свою немощь – постепенно возвеличивается пред ним Бог, и наконец соделывается для него всем, предметом всей любви его, надежды и веры. Этот путь, которым ведет человека Сам Бог, при котором человек содержится в непрестанном сокрушении духа, в нищете духовной, в зрении своих согрешений, в плаче о них, называется путем покаяния» [36].
«Ложась на одр, кайтесь, и вставая, кайтесь» [37], – призывает святитель адресата одного из своих писем.
«Плач – существенное делание истинного подвижника Христова; плач – делание его от вступления в подвиг и до совершения подвига» [38] (плач сопровождает подлинное покаяние).
Покаяние святитель Игнатий называет вратами в духовный Иерусалим, в Царство Небесное, в дом, где идет свадебный пир, на который вслед за женихом входят мудрые девы.
Положение начала покаянию знаменует начало борьбы со страстями, с привычками и недугами нашего греховного естества: «Кающийся усиливается поступать по евангельским заповедям, а грех и диавол, получившие власть, произвольно им переданную предшествовавшим жительством, стараются удержать пленника в плене, в оковах, в темнице!» – [39] Здесь святитель цитирует преподобного Марка Подвижника: «Борьба эта, – говорит преподобный Марк Подвижник, – междоусобная. Она не извне, и не с братией нашей мы должны бороться. Она внутри нас, и никто из человеков не может вспомоществовать нам в ней. Одного имеем мы помощника: таинственно сокровенного в нас Крещением Христа, непобедимого и не могущего быть подавленным (уничтоженным). Он будет укреплять нас, если мы по силе будем исполнять Его заповеди» [40].
О подлинном покаянии свидетельствует и терпение попущенных Богом скорбей, которые кающийся принимает как «то спасительное врачевство, в котором нуждаемся для исцеления» [41]. Борьба со страстями и терпение скорбей со временем приносят кающемуся духовную свободу, которая первоначально даруется человеку в Таинстве Крещения. Это происходит не сразу: «Покаяние требует более или менее продолжительного времени по разным обстоятельствам, особенно же по воле Божественного Промысла, нами управляющего» [42]. В пример продолжительного покаяния святитель приводит преподобную Марию Египетскую, чья борьба с грехом длилась семнадцать лет. Известно, «что многие из грешников, принеся покаяние, достигли в высшей степени христианского совершенства» [43], но и тогда не прекращали каяться и оплакивать уже не грехи свои, но добродетели, сознавая все их несовершенство пред совершенным Богом: «Так никогда не плачет ослепленный грешник об ужаснейших грехах своих, как плачут рабы Христовы о своих добродетелях» [44]. Здесь святитель ссылается на книгу Иова: «“Небо не чисто пред Ним” (перед Богом) (Иов. 15:15)»; и на апостола Павла, написавшего: «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз» (1Тим. 1:15).
При этом покаяние и развитие дара благодати, который дается при Крещении, преображает не только душу человека, но и его тело. Об этом говорит пример святых: уже упоминавшихся апостола Павла, оставшегося в живых после змеиного укуса, Марии Египетской, поднимавшейся над землей во время молитвы; «угодников Божиих, почивающих в священном нетлении в течение многих столетий, не покоряющиеся закону тления, общему для всего человечества, источающих потоки исцелений, потоки благоухания, потоки жизни» [45].
Итак, «желающие стяжать опытное познание святого Крещения, желающие открыть сокровенное таинство и бесценный Духовный Дар, вложенный неизреченной благостью Божией в душевную сокровищницу, желающие узреть свое естество в состоянии обновления и пакибытия, желающие ощутить и узреть в себе Христа, могут достичь всего этого покаянием» [46].
Учение святителя Игнатия о покаянии, таким образом, опирается как на Священное Писание, так и на святоотеческую мудрость и представляет несомненный интерес для тех, кто в наши дни стремится к подлинной духовной жизни.
[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты (1 часть). [Электронный ресурс]. URL: /http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 2. Аскетические опыты (2 часть) [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom2/21.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты (1 часть). [Электронный ресурс]. URL: /http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[9] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 2. Аскетические опыты (2 часть) [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom2/21.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[10] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. IV (Приношение современному монашеству). Издание 2-е, исправленное и пополненное. С.-Петербург, 1886. С. 370–379.
[11] Игнатий (Брянчанинов). Письма к С. И. Снессоревой [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/pisma-k-s-i-snessorevoj/ (дата обращения: 12.05.2017).
[12] Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). Под ред. архим. Романа (Лукина) [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-pismam-svjatitelja-ignatija-brjanchani... (дата обращения: 12.05.2017).
[13] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. IV (Аскетическая проповедь и письма к мирянам). Издание 2-е, исправленное и пополненное. С.-Петербург, 1886. С. 540.
[14] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Об истинности учения отцов Восточной Церкви [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_60512 (дата обращения: 20.05.2017).
[15] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. IV (Аскетическая проповедь и письма к мирянам). Издание 2-е, исправленное и пополненное. С.-Петербург, 1886. С. 508–509.
[16] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 2. Аскетические опыты (2 часть) [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom2/21.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[17] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты. (1 часть). [Электронный ресурс]. URL: /http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] Там же.
[21] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 7. О радостотворном плаче. [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Content/Books/35/11.html (дата обращения: 20.05.2017).
[22] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты. (1 часть). [Электронный ресурс]. URL: /http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[23] Там же.
[24] Там же.
[25] Там же.
[26] Там же.
[27] Вход на вечерю благодати. Советы мирянам по творениям святителя Игнатия Брянчанинова. М. 2014. С. 145.
[28] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты. (1 часть). [Электронный ресурс]. URL: /http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[29] Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). Под ред. архим. Романа (Лукина) [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-pismam-svjatitelja-ignatija-brjanchani... (дата обращения: 12.05.2017).
[30] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты. (1 часть). [Электронный ресурс]. URL: /http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[31] Там же.
[32] Вход на вечерю благодати. Советы мирянам по творениям святителя Игнатия Брянчанинова. М. 2014. С. 213.
[33] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты. (1 часть). [Электронный ресурс]. URL: /http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[34] Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). Под ред. архим. Романа (Лукина)[Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-pismam-svjatitelja-ignatija-brjanchani... (дата обращения: 12.05.2017).
[35] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты. (1 часть). [Электронный ресурс]. URL: /http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[36] Вход на вечерю благодати. Советы мирянам по творениям святителя Игнатия Брянчанинова. М. 2014. С. 75–76.
[37] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Том 7. Избранные письма [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom7_pisma.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[38] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 2. Аскетические опыты (2 часть) [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom2/21.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[39] Там же.
[40] Там же.
[41] Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского. Составитель игумен Марк (Лозинский). [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-episko.... (дата обращения: 12.05.2017).
[42] Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова). Составитель Терещенко Т.Н. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-brjanc... (дата обращения: 12.05.2017).
[43] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 2. Аскетические опыты. Т. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom2/21.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
[44] Там же.
[45] Там же.
[46] Там же.