Наполнить сердце любовью, а ум – рассудительностью

Игумен Сергий (Куксов)

Выступление игумена Сергия (Куксова), настоятеля мужского монастыря Вознесенская Давидова пустынь Подольской епархии на региональном круглом столе «Пополнение братства обители. От чего это зависит» для ставропигиальных монастырей и монастырей Московской митрополии (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 3 июля 2024 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы игумены и матушки игумении!

Позвольте мне поделиться своими наблюдениями по вопросу пополнения братства обители на примере Давидовой пустыни, где я несу послушание игумена более десяти лет.

Рассматривая данный вопрос, важно учитывать, что каждый человек индивидуален, и по приходу человека в обитель нужно постараться понять причины данного поступка, то, какие факторы оказали влияние на поступление человека в монастырь. Придет ли человек, только чтобы переночевать, или чтобы остаться на всю жизнь, – этот выбор будет зависеть, в том числе, и от игумена с братией.

Из небольшого личного опыта послушания игумена у меня сложилось видение того, как человек оказывается в обители – если он не просто хочет потрудиться, но и имеет желание вступить в братство.

Причины, побудившие человека прийти в монастырь, могут быть связаны либо с неустройством личной жизни, трудным материальным положением, либо со страстями, не дающими ему быть принятым обществом. Все это побуждает человека искать другие возможности получения радости. Он осознает, что его душевная составляющая подверглась влиянию внешних неблагоприятных обстоятельств и ищет возможности для возвращения внутреннего спокойствия.

Придя в монастырь, человек первое время проявляет интерес к укладу и распорядку жизни обители. Он исполнителен и усерден, а также обещает находиться в полном послушании независимо от его дальнейшего выбора пути.

Если он имеет канонические препятствия для поступления в братию и не хочет быть насельником, то в таком человеке необходимо поддержать его стремление к примирению с голосом совести. Помочь ему в этом мы можем через участие в Таинствах Исповеди и Причастия, чтение творений святых отцов, через беседы и постоянное несение послушания в соответствии с его возможностями. Он не должен пребывать в праздности, ему нужно почувствовать живое участие Бога в его жизни. Как правило, такие люди пребывают в обители до года, иногда, с возможностью выезда, по необходимости, с благословения игумена на один или несколько дней.

Реже в обитель приходят с желанием остаться и посвятить свою жизнь Богу. Такого человека мы ставим на послушания и общение с братией, чтобы у него появилось полное представление о жизни обители. И по истечении срока испытания он вступает в число братии как послушник. Далее его направляют на получение церковного образования (если такового нет) и создают все необходимые условия для учебы. Но таких людей, изначально осознавших суетность мира, очень мало. Чаще происходит так, что человек приходит потрудиться и, проникшись атмосферой братства, принимает решение остаться в монастыре.

У нас нет ни возрастных, ни социальных ограничений для принятия человека в братство, но потенциальному кандидату необходимо знать, что существуют препятствия для рукоположения монаха в священнический сан.

Хочется поделиться размышлениями о таких случаях, когда желание монашества является изначальной целью или появляется спустя продолжительное время пребывания трудника в монастыре. Именно здесь ключевую роль играет то, чем и как живет монашеская семья.

Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «первоначальное направление, полученное при вступлении в монастырь, остается в подвижнике, в большей или меньшей степени, на всю жизнь».

Пришедший в обитель трудник начинает всестороннее развитие в монашеском братстве, если почувствовал стремление братии к исполнению слова Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Лк. 9:23), и видит, что в этой семье всё совершается в подражание Христу и Его апостолам, а в центре общины стоит игумен и отец братства, который должен заботиться обо всем, что касается монастыря и его насельников, начиная от самых простых, земных вещей и до вещей самых сложных, духовных и небесных.

Святоотеческую духовную традицию возможно почерпнуть из книг, но воспринять ее в полной мере можно только из живого общения в послушании. Это дает нам представление об истинном духе наших отцов Церкви, их отеческой любви и спасительном рассуждении, которое в особенности обнаруживается в тех случаях, когда проживающий в обители трудник видит, как спотыкаются братия, и как игумен проявляет к ним снисхождение и терпение. Игумен обязан своим примером вдохновлять братьев и призывать к усердию в монашеском делании. Жизнь братии состоит из молитвы и послушания. Она бывает сильно перегружена послушаниями, так как количество братии обычно в обителях не велико и забот по хозяйству хватает, порой даже в ущерб как общей, так и келейной молитве. И для безопасного совершения монашеского пути игумену нужна рассудительность.

Если же игумен проявляет нерадение или не смог организовать и побудить старшую братию заботиться о пришедших в обитель, то искушение переутомлением может привезти к опасности уклониться или в неразумную аскезу и, как следствие, прийти к скорому телесному и душевному изнеможению, или – в нерадение, лень и безразличие к духовным подвигам.

Переутомление – одно из наиболее часто встречающихся искушений как для самого игумена и братии, так и для пришедших трудников и тех, кто намерен остаться в обители. Преподобный Иоанн Лествичник учит нас, что «одна из самых коварных уловок дьявола – подталкивать монахов к подвигам, превышающим их телесные, душевные и духовные силы. От этого братья быстро переутомляются, впадают в телесные болезни, а затем дьявол погружает их в ропот и уныние». Поэтому игумен призван направлять на верный путь в особенности новоначальных, приступающих к духовной жизни с горячей ревностью, но не умеющих разумно распределить свои силы. С одной стороны, игумен не должен позволять им предаваться подвигам без меры, потому что вскоре они устанут и сделаются ни к чему не способными – ведь и святые отцы говорят, что «все чрезмерное от демонов». С другой стороны, не следует совсем возбранять послушникам подвиги. Иногда случается, что игумены оберегают братию от любых подвигов, опасаясь за них. Это происходит по незнанию законов Божественной благодати, потому что тем самым воспитывается боязливость, робость перед подвижническими бранями. Подвиги чрезвычайно полезны, важны и необходимы, особенно в начале монашеской жизни, да и не только в начале.

Постоянное проживание в братстве соединяет игумена и братию по принципу сообщающихся сосудов: игумен влияет на братию, а братия влияет на игумена. Если игумен благостен, пребывает в молитвенном расположении духа, то его состояние передается братии, и все через общение с игуменом приходят в такое же состояние – как по отношению к игумену, так и между собой. Если же игумен недоволен, озлоблен, расстроен, то всё братство начинает это ощущать и перенимать такой настрой.

Игумену необходимо понимать, что невозможно всё сделать самому. Об этом говорит старец Паисий: «То, что могут сделать другие, будь то дела житейские, хозяйственные и административные, предоставь сделать им. Себе же оставь лишь то, что другие сделать не могут или не должны, и прежде всего, духовные обязанности и духовное воспитание братьев твоего монастыря».

Если человек начинает проявляться усталость и переутомление, а отсюда нежелание трудиться, молиться, гнев, раздражение и другие немощи, то игумен может ободрить и поддержать его. Для этого он советует отдохнуть, выспаться, уделить внимание чтению святых отцов, и опять-таки через личное общение и беседы в миролюбивом духе укрепляет брата. Для получения физических и духовных сил игумену и самому необходимо заботиться о себе: питать себя молитвой, чтением Священного Писания и святоотеческих трудов, приобщаться к Святым Тайнам, стараться уделять время размеренным трудам.

Сам игумен и старшая братия должны помнить, что пришедшие пожить, потрудиться или остаться в обители находят опору во внутренней атмосфере, в отношениях, какие установились между игуменом и насельниками. Игумен должен знать чаяния братии, уметь слышать просьбы, показывать пример любви и рассудительности. Всё это непосредственно влияет на человека, пришедшего в обитель. Увидев жизнь, направленную ко спасению, к вечной радости со Христом, и приняв это своим сердцем, он уже не сможет безболезненно для себя покинуть монастырь, вернуться к существованию в миру с проблемами, заботами, страстями, успокоения от которых он искал.

В такую обитель и будут потихоньку собираться люди, меняя свою жизнь от греха, гнева, переживаний – к радости, спокойствию и спасению. Тогда Господь коснется Своей Благодатью всех, кто по разным изначальным жизненным причинам пришел в обитель.

Пусть Господь молитвами угодников и подвижников Своих умудрит игуменов и наполнит их сердце любовью, а ум рассудительностью.

Благодарю за внимание и прошу святых молитв.

Материалы по теме

Публикации

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Доклады