Доклад игумении Екатерины (Гаевой), настоятельницы Казанского женского монастыря г. Ярославля на научно-практической конференции «Монастыри и монашество», проведенной в рамках регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений (Спасо-Яковлевский мужской монастырь Ростова Великого, 23 ноября 2015 года).
С 1610 до 1918 года, с момента основания Казанского монастыря до его закрытия, на протяжении трехсот восьми лет им управляли 29 игумений. Это были исключительно с младых лет пришедшие и много потрудившиеся подвижницы. В сохранившихся послужных списках некоторых из них прослеживаются многие труды и скорби, сугубое послушание и особые дарования. Нелегко управлять сложным монастырским хозяйством, но порой еще труднее понести те испытания времени, которые выпали на долю каждой из настоятельниц. Пролить свет на их судьбы возможно только через призму сохранившихся архивных документов и летописаний.
Самые первоначальные скудные сведения древних актов не дают полного представления о формировании обители и, тем более, о ее управлении. Можно только предполагать, что в эти годы сохранялись традиции Рождественского монастыря, откуда пришли первые сестры. Для того времени характерны совместный уклад прихода и обители: почти у каждой церкви объединенные общей церковной оградой дворы часто назывались монастырями. Так в огороженной тыном Казанской обители приходские дворы и сестринские келии размещались рядом друг с другом и теснились вокруг храма с погостом. Более состоятельные сестры могли приютить у себя бедных прихожан. И наоборот, зажиточные дворы служили приютом для бедных стариц.
По переписи 1646 года содержание монахинь поддерживалось «подаянием боголюбивых людей с великою нуждой, а вотчин и никаких угодий и доходов против других монастырей у них нет». В монастырь принимали только тех, кто имел средства построить себе келию и себя содержать. При таком особножительном порядке монахи вступали в довольно тесные имущественные отношения с внешним миром. В результате все силы уходили на заботы о существовании, приходилось идти в мир и как-то зарабатывать собственным трудом, а порой просить милостыню. Такое попечение о поддержании личного существования удаляло от изначально заложенного в основание монашества его духовно-просветительского назначения. Однако не оскудевало почитание этой городской святыни: приношения, пожертвования на вечное поминовение в обители всех доброхотных даятелей и их родов запечатлены в монастырском синодике, начатом после постройки первого каменного храма. Отсюда мы узнаем и о настоятельницах, их служении и подвигах.
За первые тридцать лет, при управлении игумениями Таисией и Евдокией, особых сведений не имеется. По переписным книгам 1646 года при игумении Феодоре в обители было 54 деревянные келии (из которых 27 – для стариц, их помогали содержать представители боярских и княжеских родов, остальные келии сдавались) и 11 приходских дворов, в том числе, священников обители. У игумении келия была отдельная. Только при игумении Дарии усердием и старанием местного священника Ермила Михайлова (позднее протопресвитер Успенского собора) в 1649 году на месте деревянной «собранием и подаянием» благочестивых горожан построена первая каменная Казанская церковь. Это произошло в тот год, когда осеннюю Казанскую велено было праздновать повсеместно в память освобождения Москвы. При игумении Мариамии I в 1655 году храм был расписан.
Следующие полвека, когда в разные годы управляли игумении Иулия, Пелагия, Мариамия II (Тереприцкая) и Евдокии (Корсакова), ознаменовались весьма важным для обители событием: монастырь принят на государственное содержание – с 1659 года он становится ружным. Тогда, после уничтожившего весь город пожара, сильно выгорела и Казанская обитель. Определение царской милостью руги было единственным средством, чтобы выжить. По царским грамотам учреждено и позже подтверждено жалование старицам – по рублю в год, а также запрещено передавать монастырскую недвижимость по наследству. Характерно, что задолго до царских указов о развитии при монастырях рукодельных мастерских для чудотворной Казанской иконы уже в 1690-е годы, сразу по изготовлении рамы с серебряным окладом, сестрами низается жемчужная риза с венцом и цатой. О том свидетельствует составленное в 1701 году полное описание обители, ее храмов, святынь, иконостасов, утвари, ризницы. В ту пору, в преддверии Синодального периода, был восстановлен Монастырский приказ, и государство получило полный контроль над имуществом и доходами монастырей. Подвизалось тогда в обители 132 насельницы, среди соборных стариц числится Мариамия (Тереприцкая), которая к тому времени была на покое.
В предсинодальные годы конца XVII – начала XVIII века начавшийся было расцвет омрачен упадком как материального, так и духовного порядка. При следующих трех игумениях – Дорофее (Пестовой), Александре (Волковой), Анисии (Ивановой) – по царскому указу из-за шведской войны жалование монахиням сокращено наполовину. Позже обитель вовсе осталась без жалования, и сестрам, как прежде, пришлось питаться подаянием. К тому же монахам запрещено стало бродяжничество, в монастыре приказано всем быть неисходно, а девичьим обителям быть «всегда заключенными» и строить надвратные церкви со специальными крыльцами с улицы, чтобы никто не мог проникнуть в монастырь.
В 1718 – 1733 годы управление обителью выпало на долю именитой подвижницы, «понеже оная монахиня житие монашеское проходит богоугодно и (сестер) упасти может». Тогда на настоятельское место по выбору стариц назначена игумения Ексакустодиана (Шайдякова-Опухтина), дочь князя Михаила Шайдякова и вдова московского стольника Федора Опухтина.
Синодальный период ознаменовался рядом реформ. Многое пришлось менять в сложившемся укладе, со многим смириться. Десятилетиями формировался устав монастырской жизни, ее порядок, предполагающий беспрекословное и незамедлительное послушание, что прослеживается по описям письменных документов времени первого столетия Синодального периода, сохранявшихся в обители и составленных в XIX веке.
Для Ярославского Казанского монастыря новый период был отмечен позитивными событиями. В 1719 году стараниями игумении Ексакустодианы, по ее челобитной, царской грамотой Петра I восстановлено жалование сестрам. «Великий Государь пожаловал бы их велел им ружные деньги на прошлые годы на которые им не дано выдать и впредь давать дабы им с голоду не помереть». В 1720 году по прошению игумении правящим архиереем разрешены сборы «по торжкам и ярмонкам» в городах и уездах епархии, разрешено ходить по городам и селам с пеленой от чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы. Но одновременно в связи с синодальным указом 1723 г. требовалось «все девичьи монастыри ...затворить и быть им всегда заключенными». Архиерейским указом во избежание бродяжничеста и праздного шатания монашествующих было запрещено отлучаться как игумении, так и сестрам, даже по монастырским делам, без указа правящего архиерея и без паспорта духовной канцелярии («не пускать под штрафом»), не позволялось монахиням также «отлучаться в домы к сродникам». Можно представить какие приходилось преодолевать трудности, чтобы выжить. В то же время вышел указ архиерея избирать «во всех девических монастырях двух или более частных стариц для исхода из монастыря за разными монастырскими нуждами». И если в 1725 году указом Преосвященного «как монахов, так и монахинь отнюдь без синодского указа не постригать», то в 1732 году по указу Синода еще и «никого из простых не постригать». Не без оснований тогда же был издан указ, по которому дозволялось постригать в иноческий чин только тех вдов и девиц, которые «келий и пищи и всякого кошту монастырского требовать не будут», а «пробавляться в оном будут собою» . Неудивительно, что средства оставались ограниченными, и в 1731 году игумения продолжала ходатайствовать об улучшении состояния обители, жалуясь, что у монастыря «как в Ярославской, так и в прочих провинциях... никаких прибылях к пропитании доходов нет». Более того, в 1732 году, также в соответствии с требованием Синода об упразднении «малобратских» монастырей, в Казанский монастырь были определены монахини, ранее жившие при Преображенском храме г. Романова. Число насельниц в обители доходило до 150 – 170 человек.
Поставленная в 1733 году игумения Маргарита (Нерицкая) также вынуждена была прилагать усилия к улучшению состояния обители. Тогда пришлось даже отстаивать переданную епархиальными властями часовню на Семеновской площади «того ради, что за оным монастырем как крестьян так земель и дач ни каковых не имеется», чтобы не вернули ее прежнему приходу. Забот у нее было много и не только о доходе: спустя шесть лет непростых настоятельских трудов игумения разжалована в рядовые за дерзкое выгораживание монахини, которой грозило расстрижение. (В те времена бывало и так, что «лишенных монахинь иноческого чина» именовали «опять инокинями»). Все ее хлопоты оказались напрасными, и к 1738 году, как прежде, «кроме руги, никаких доходов, вотчин, земель, рыбных ловель, переводов, мельниц и прочих оброчных статей ничего не имеют», а пожертвований «града Ярославля от христолюбивых подателей в милостыню... бывает весьма малое число». Тогда вновь пришлось заступить бывшей уже на покое игумении Ексакустодиане. Часовня за монастырем окончательно закреплена только в 1743 году.
При игумении Минодоре (управляла в 1740–1755 гг.), бывшей головщице правого клироса, назначенной в 1735 году казначеей, введены в 1747 году общая трапеза и одежда (хотя общежительный устав еще не был введен). Нам теперь трудно понять, чего это стоило владелицам отдельных домов-келий, имевшим полное самообеспечение в одежде и пропитании. Необходимо было время. Келии, выстроенные на монастырской земле состоятельными старицами-дворянками, постепенно, после их смерти, становились казенными. Тогда же вышел указ о благочинном и безмолвном во время богослужений стоянии, а также о «нечинении духовенству и монахам светскими людьми обид». Значит, бывало всякое в ту пору, разные разбирательства и нестроения. К 1755 году игумения Минодора уволена по слабости здоровья на покой.
Во время управления обителью игумении Августы I (Коноваловой), с 1755 по 1770 годы, число насельниц сократилось до 71 ( в их числе только 49 сестер, из них 15 монахинь), то есть их стало меньше, чем в год основания. И это несмотря на то, что в обитель была переведена из упраздненного Ростовского Троицкого монастыря казначея Иулия с сестрами, а в 1760 году позволено архиереем «принимать в монастырь престарелых вдов и девок».
Тогда произошло много важных событий. Митрополитом Арсением был дозволен крестный ход с чудотворной Казанской иконой до Романова-Борисоглебска. По всей вероятности, экономическое положение обители стало улучшаться. Однако в 1764 году указом императрицы монастырское имущество передается Коллегии экономии, создаются так называемые монастырские штаты. Согласно им были распределены обители, получавшие свое содержание в зависимости от причисления к одному из трех вводимых классов. Казанский монастырь был отнесен к разряду третьеклассных с 15-ю монашескими вакансиями.
В 1769 году духовником обители вместо бывшего до того иеромонаха поручено быть «Афанасьевскому игумену Геннадию». Хотя у обители не было уделов, и государственное содержание осталось прежним, можно представить, чего стоили все эти перемены игумении Августе с сестрами. Уйдя на покой в 1770 году, она спустя 6 лет сподобилась схимы. За ней схиму приняли престарелые монахини Анфиса, Сапфира и Ираида. Неизвестно, когда она почила, но, вероятнее всего, была погребена не в родной обители.
В непростое время с 1770 по 1786 год предстояло пронести свой настоятельский крест новой игумении Елизавете (Обрезковой). В те годы город сильно пострадал от пожара и морового поветрия. В связи с этим в 1775 году царским указом было запрещено погребать в центре города, и монахинь велено хоронить в Толгском монастыре, а после 1780 года на городском Леонтьевском кладбище. Еще в 1770 году Екатерина II на строительство новых игуменских келий пожаловала обители 500 рублей, которые из казны поступили лишь через шесть лет, когда на личные средства игумении эти новые келии уже были отстроены.
В те годы указами духовной консистории требования к монашествующим стали более строгими, «чтобы во время крестных ходов не шатались», «чтобы монастырские настоятели без позволения архиерейского никуды не отлучались», а также «в монастырь жен имеющих своих мужей ни на малое время» не принимать. В обитель в основном определялись вдовы высших сословий. В то же время были случаи перемещения монахинь в Ростовский девичий монастырь, в том числе на должность казначеи.
Когда в 1786 году указом Духовной консистории официально был дозволен крестный ход до г. Романова-Борисоглебска, игумения Елизавета была уволена на покой, скончалась в схиме.
С того времени настоятельницей назначена игумения Исмарагда, духовного звания – дьяконская дочь. Пострижена в монашество в 1761 году в Ростовском Троицком монастыре, с 1780 года определена в Казанский монастырь казначеей. Известно, что в годы ее управления (1786 – 1795) в монастыре было 59 сестер (15 монахинь и 44 указные послушницы), а с белицами всего более 160 насельниц. В числе сестер были схимницы. В 1787 года, по указу митрополита Арсения, «ежели оного монастыря монахиня Пульхерия правило схимонахиням положенное исправлять может, то посхимить». Монашеские вакансии не пустовали, сподобиться пострига из сотен подвижниц могли только 15 достойных. Однако в 1789 году в обитель приняты в штат на место умерших три заштатные монахини из Киева. При этом в монастыре позволялось жить женам священников с дочерьми. Также сюда ссылали на исправление и «строгое содержание присылаемых под начало женщин».
В 1795 году по любви к уединению игумения Исмарагда отказалась от настоятельства и «уволена с получением благодарной пенсии». В монашестве пребывала 51 год, «а всего ее жития постнического богоугодного 96 лет». Сохранились ценные сведения о том, что ее «почитали по святости ее жизни нестяжательною, по сему не только простолюдины но и зажительные люди приходили просить благословения и наставления». «По многолетних душеспасительных подвигов» пережив смену еще трех игумений, в 1820 году игумения Исмарагда «преставилась тихою блаженною кончиною». «Усердствующего народу при отпевании не вмещала церковь и в провожании до Толгского монастыря безчисленно много было так, что в улицах шедших людей не видно конца».
После сей почтенной игумении обитель была вверена игумении Августе II (Телепневой). При этой состоятельной игумении из древнего рода Телепневых положение обители стало улучшаться. Можно было обращаться за помощью к властям и «о открывающихся в монастыре ветхостях таких, коих положенною по штату суммою возобновить будет нельзя, относиться об оном гражданскому правительству для сочинения смет».
Стараниями игумении Августы заведена общая трапеза («разделении сестрам хлеба и новин поровну»). К тому времени в обители проживало уже 172 насельницы. Заботы настоятельницы о сестрах нашли поддержку у архиерея, объявившего ей сугубую благодарность. В 1801 году игумения Августа уволена на покой с предоставлением в награду пенсиона. Скончалась в 1813 году, погребена в Толгском монастыре у больничного Спасского корпуса.
С началом XIX века в Казанском монастыре начались многие перемены. За неполное десятилетие трижды произошла смена игумений, назначаемых из других мест, началось, в связи с перепланировкой города по регулярному плану, глобальное переустройство и благоустройство, преобразившее монашескую жизнь древней обители, ее лик, ее устроение и быт.
В 1802 году Синодом назначена игумения Еванфия (Безобразова), из казначей Нижегородского Арзамасского монастыря. Всего за два года ее управления был заложен фундамент дальнейшего духовного, просветительского, экономического процветания Казанской обители. Был введен общежительный устав, который, однако, не всеми был принят, и вскорости за тем последовали «увольнения из монастыря нежелающим быть в общежитии». Стараниями настоятельницы окончательно составлен план монастыря, расширен новый трапезный корпус, где кроме трапезной заведены рукодельные мастерские. Но надзирательницей как над ними, так и над общежитием со столовым приготовлением, поставлена девица из дворян Анна Давыдова. По сути, пусть и состоятельному, но мирскому человеку было доверено самое основное. Правда, в то время сподобиться пострига было непросто. Примером тому – указ 1803 года: «…о пострижении девицы Стефаниды Ивановой представления Святейшему Синоду учинить нельзя потому что время искуса еще не выжила». Возможно, и это способствовало тому, что по собственному прошению игумения Еванфия в 1804 году уволена в прежний монастырь.
Сменила ее переведенная из Угличского Богоявленского монастыря игумения Глафира. Вскоре решено «на праздные монашеские вакансии представлять бедных и престарелых из духовного звания преимущественно другим» и не позволять «из монастыря выводить келлии посадским». В 1805 году игумения Глафира уволена по прошению в Москву.
До назначения новой настоятельницы управляла обителью казначея, продолжая строительство. С приходом на кафедру в 1806 году архиепископа Антония назначена новая настоятельница и новая казначея из монахинь вместо девицы из дворян. Анне Давыдовой по ее прошению была предоставлена отдельная каменная келия. В 1807 году она приняла постриг с именем Агния, а оставшиеся «в праздности» ее келии отдали другой девице-дворянке.
Дольше всех, с 1806 по 1836 годы, то есть 30 лет, Казанским монастырем управляла игумения Маргарита II (Смагина). Она также была переведена из игумений Угличского Богоявленского монастыря. Возгорев «святой ревностью к устройству обители», она посвятила этому всю свою жизнь. Подтверждением тому ее дневник, сохранившийся до наших дней, как живое свидетельство насыщенной событиями жизни монастыря.
Так, однажды обитель избежала пожара, захватившего соседние кварталы, благодаря обходу с чудотворной Казанской иконой. Как-то в результате сильной бури снесло кровлю на ограде, а на соборной церкви «некоторую часть оной загнуло». В одну июльскую ночь была страшная гроза с сильнейшим ливнем, «почему утром в монастыре сделалось великое наводнение». После того снова зацвела, как весной, рябина. Пришлось претерпеть и эпидемию холеры, унесшей жизни нескольких послушниц.
Во время Отечественной войны монастырь принимал «в свое покровительство разоренных от неприятеля», а также монашествующих из московских Вознесенского, Алексеевского, Зачатьевского монастырей, вносил пожертвования «на составление сил противу врага». В октябре 1813 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери, эвакуированная в Ярославль, пребывала в обители, и как стали служить молебны Пресвятой Богородице перед этой Ее иконой, через неделю французы оставили Москву.
В 1815 году число насельниц – 121, в 1816 году введено «придворное пение» и печатные ноты. В добавление к тому при монастыре на покое пребывали две прежних игумении и казначея монахиня Агния (Давыдова). В 1818 году приход при монастыре «отрешен, священникам монастыря определено жалование». Духовником у монахинь назначался иеромонах, у белиц, послушниц – «один из иереев сего монастыря». Как-то для свидания с родственниками игумении было дозволено отлучиться в Углич, поручив монастырь казначее. Однако в случае ее же отлучки к жительствующей в Ярославской округе помещице Фрязиновой потребовался ответ в консисторию – с чьего дозволения и почему.
При обители, как и прежде, проживали с прислугой вдовы с детьми и девицы дворянского и духовного звания, но это строго регламентировалось, потому как требовалось «выслать всех тех вон, кои жительства в нем имеют будучи неопределенны указами». Также не принимать в монастырь «младенцев на воспитание в удаление всякого соблазна». Прихожан в обители крестили, венчали и отпевали, как сложилось изначально.
В 1836 году игумения Маргарита скончалась и погребена под игуменским местом, на правом клиросе у столпа, в подклете недостроенного собора. Одна из самых замечательных настоятельниц Казанской обители оставила о себе «благословенную память примерного смирения иноческой жизни и духовных подвигов», а Казанский монастырь стал «видимо процветать красотою зданий».
В 1836 – 1848 годах игумении Екатерине (Перхуровой) довелось продолжить и завершить дело прежней настоятельницы. Ее стараниями был достроен и благоукрашен Казанский собор. В разгар строительства обитель посетил цесаревич Александр Николаевич. Позже, когда шли росписи сводов, монастырь почтил своим визитом царь Николай I (?).
В 1848 году игумения Екатерина скончалась и погребена за алтарем Казанского собора напротив жертвенника.
Затем до 1866 года управляла обителью игумения Назарета (Богоявленская), дворянского звания, девица. В 25 лет определена в число послушниц, в 53 года пострижена в монашество и определена в казначеи, а через 12 лет в 65-летнем возрасте поставлена во игумении. В 1856–1859 годах в обители 167 насельниц. По ходатайству архиерея, вероятно, по прошению настоятельницы, число монашеских вакансий увеличено до 30. В газетах тех лет отмечалось, что «устройство больницы в монастыре, как благотворительного приюта, облегчающего страдания и скорби нередко гнетомых бедностью, – самое незабвенное дело игумении Назареты, свидетельство ее попечения о сестрах, о труженицах обители, всех нуждающихся». Преставилась она в возрасте 83 лет.
В 1866 – 1873 годах обителью управляла игумения Варсонофия (Кременецкая), обер-офицерская дочь. Принята в обитель в 22 года, в 47 лет приняла монашеский постриг, в 59 лет лет определена на должность казначеи; в преклонном возрасте, в 77 лет, назначена настоятельницей и управляла монастырем 7 лет. В те годы при обители числится 209 насельниц: 29 монахинь, 127 рясофорных (указных) и 53 рядовых послушниц. Интересная особенность: на клиросном послушании 38 сестер, на просфорном – 5.
В 1873– 1887 годах обитель находилась под управлением игумении Феофании (Гулевич), из рода потомственных дворян (брат ее генерал-майор, герой Русско-турецкой войны, был дружен с Тургеневым). Постриг приняла в 39 лет, в 51 год возведена в сан игумении Мологского Афанасьевского монастыря, спустя 12 лет переведена в настоятельницы Казанского монастыря. Награждена двумя наперсными крестами: золотым за 24-летние усердные монашеские труды и золотым с драгоценными украшениями в честь 35-летия отличного служения в иночестве и должности. На капитал, внесенный ею, открыто еще 10 монашеских вакансий. Всего в обители 230 насельниц, из них 40 монахинь, 11 больничных, 80 рясофорных, 99 рядовых послушниц. С 1877 года казначея – монахиня Митрофания (Проскурякова), а с 1883 года определена благочинной и в тот же год настоятельницей – монахиня Антония (Костомарова).
Скончалась игумения Феофания в 1887 году на 77-м году жизни, «прослужив в сане игумении 25 лет... с великой пользою» и погребена за алтарем Сретенского храма.
После нее по представлению архиепископа Ионафана назначена игумения Антония (Костомарова), девица из рода потомственных дворян. С двадцати лет в монастыре, несла послушание письмоводительницы при игумении, в 25 лет послушница, в 27 лет в рясофоре, в 44 года приняла постриг, в 52 года назначена благочинной, а в 56 лет произведена в игумении. Проявила большое старание и радение на пользу монастыря, и за 30-летнюю отличную службу награждена наперсным крестом. За особые труды избрана в члены-сотрудники Императорского Палестинского общества.
В 1888 году сестрами обители в иконописной мастерской выполнена Казанская икона Матери Божией (нынешняя святыня монастыря) и подарена священнику Иоанну Крылову. Рукодельные труды сестер отмечены серебряной медалью на выставке в Ярославле за золотошвейное и иконописное мастерство.
При игумении Антонии архиепископу Ионафану сослужил в обители протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). К 1894 году здесь подвизались уже 330 насельниц, из них 43 монахини, 159 рясофорных и указных послушниц, 126 проживающих по паспортам и свидетельствам. На средства игумении открыта четвертая священническая вакансия, для Тихвинского кладбищенского храма, и на содержание богадельни учреждены две стипендии (третья – на средства, внесенные купцом Вахромеевым).
В 1899 году в возрасте 68 лет после продолжительной и тяжелой болезни игумения Антония скончалась. Большая часть ее имения перешла монастырю. Из газет узнаем, что на отпевании «стечение народа было громадное и в числе почтивших своим присутствием были уважаемые граждане, почитавшие покойную доброю и ко всем приветливою… После литии на могиле совершилось погребение тела игумении Антонии за алтарем главного храма, в семейном склепе, рядом с ее родною материю».
В 1899 году в возрасте 78 лет определена настоятельницей монастыря игумения Митрофания (Проскурякова), угличская купеческая вдова. С 27 лет в монастыре, с 37 лет послушница, с 47 лет в рясофоре, в постриге с 50 лет, в 56 лет определена в казначеи, член-сотрудник Императорского Палестинского общества, награждена наперсным крестом. В обители 317 насельниц, в том числе 48 монахинь, 143 рясофорных и рядовых послушниц, 126 – на испытании.
В самом начале ХХ века обитель «удостоена диплома высочайшей награды» на выставке в Париже за работы золотошвейной и иконописной мастерских.
Заботясь о постриге сестер, в своем прошении правящему архиерею игумения Митрофания писала с любовью, что они способны к иноческой жизни, учитывая «их душевные качества, безропотное несение послушаний и имея в виду то, что каждая из них проживает более 30 лет с примерным расположением к монашеской жизни».
Игумения Митрофания скончалась в возрасте 86 лет 20 декабря 1907 года.
С 1907 года по представлению архиепископа Тихона (Беллавина) назначена игумения Феодотия (Хомякова), мещанского звания девица. С 13 лет поступила в монастырь, в 35 лет определена в число указных сестер, в 47 лет приняла постриг, в 62 года определена в звание казначеи, а в 66 лет – в игумении, а также утверждена в должности попечительницы церковно-приходской монастырской школы. За отличную службу в сане игумении и за особые труды по должности настоятельницы монастыря удостоена награждением наперсным крестом. В память 25-летия церковно-приходской школы удостоена права ношения на груди серебряной медали на двойной ленте. Всего в обители проживала 391 сестра, из них 45 монахинь и 136 указных послушниц.
20–21 июля 1910 года праздновали 300-летие Ярославского Казанского монастыря. Торжества по случаю юбилея обители возглавил архиепископ Тихон (Белавин). Тогда в праздничной листовке писали: «Струи благодати от иконы Божией Матери и теперь не иссякли и никогда не иссякнут, лишь бы мы были достойны этих даров. “Благонравным и богобоящимся, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – помощствует Божия Матерь и избавляет от великих бед и напастей, а развращенные нравы имущим и Страх Божий отринувшим помощи Своея не соизволяет”. В крестном ходу вокруг монастыря (с молебнами на всех его четырех сторонах) участвовали губернатор, вице-губернатор, множество богомольцев и войска. Но все ли “благонравные и богобоящиеся”?»
В 1913 году игумения Феодотия встречала на вокзале нового архиерея – архиепископа Агафангела (Преображенского). Она принесла ему в дар вышитую Казанскую икону Божией Матери. Почитая святую обитель, владыка здесь часто служил на Казанскую. Для обители наступали тяжелые испытания. В военные годы монастырь содействовал архиерею в оказании помощи раненым, организацией при монастыре лазарета в 110 коек, изготовлением белья для раненых. Тогда еще верили в победу. Позже надеялись на новое правительство, оказавшееся временным. Тогда еще не ведали, что впереди страшная неделя расстрела мятежного города перед летней Казанской 1918 года. Прицельным расстрелом обители, когда в этом самом госпитале сестры помогали раненым белогвардейцам, были разрушены келии и колокольня с пулеметной точкой. Впереди были годы гонений и богоборчества, выпавшие на долю последних сестер, принявших подвиг стояния за веру. Последней игуменией оказалась та, на время которой пришелся самый расцвет обители. Ее схима была свидетельницей многих слез и страданий, перенесенных преследованием за совместные молитвы и богослужебные книги как за контрреволюционную деятельность. Все еще было впереди. В 1917 году Синодальный период закончился, но это уже новая тема.
***
Сохранились уникальные свидетельства, характеризующие то время. В 1709 году, по челобитной сестер, самим митрополитом Димитрием Ростовским определена в игумении старица Александра (Волкова). В грамоте с архиерейским наказом святитель дает четкие указания, по сути являющиеся актуальными во все времена, и призывает священство обители, всех стариц и прихожан: «Игумению Александру почитайте, и слушайте, и повинуйтеся добре о Господе Бозе со всяким духовным опасением, и порадованием, и покорением, яко присной своей госпоже, понеже обретохом ее благоговейну и чистоте боголюбиву. И должна убо сицевая игумения монастырские строения строити по преданию, по правилам святых апостол и святых отец, и по нашему благословению и наказанию, так же и к вам иметь свою духовную любовь и попечение, и дерзновение о всяком деле блазе. А милость Божия и Пречистые Богородицы… и всех святых молитва, и нашего смирения благословение на тебе и на сестрах под твоею паствою навеки. Аминь».
Через пять лет по обращению сестер к митрополиту Георгию игумения Анисия (Анфиса), поставленная в 1714 году не по уставу, разжалована в рядовые монахини. В челобитной старицы жалуются архиерею, что настоятельница «в монастыре вашем живет не смирением, нас бранит и бесчестит напрасно и смиряет безчеловечно, от чего де четыре старицы из монастыря вашего сошли. А на игуменское место ее поставили и посох ей, Анфисе, дали афанасьевский игумен Кириак, да протопоп Симеон без вашего выбору. И ныне де, будучи во игумениях, после умерших стариц кельи продает одна, и книги берет себе в келью, и о церковном де всяком строении с Вами не советует, а советует де с посадским человеком Федором Артемьевым, который приходит к ней в келью и днем и ночью.» В чем игумения на допросе в Ростовском духовном приказе созналась и покаялась.
Сохранился интересный документ того времени.
«Архиепископу Ярославскому и Ростовскому Ионафану настоятельницы Ярославского Казанского женского монастыря игумении Митрофании покорнейший рапорт:
Представляя при сем Вашему Высокопреосвященству формулярные ведомости за 1900 год, имею честь почтительнейше рапортовать, что в истекшем году по вверенному мне монастырю все состояло в полном порядке: богослужение совершалось каждодневно по чину; чистота в храмах всегда наблюдалась и наблюдается тщательно. Сестры монастыря – старшие и младшие в религиозно-нравственном отношении вели себя очень хорошо, за богослужение ходили всегда исправно и во все четыре поста были у исповеди и Святых Таин причастия, одна из сестер удостоилась великого пострижения в схиму. К начальству все сестры почтительны и послушны, в послушаниях безропотны и усердны, и в своих келейных делах трудолюбивы. Благодаря старанию сестер и их искусству в рукодельных работах и по отеческому предложению Вашего Высокопреосвященства монастырь имел счастье принести в дар Ее Императорскому Высочеству Великой Княгине Елизавете Феодоровне для Ее благотворительных учреждений в Москве художественной работы хоругвь с изображением на ней Нерукотворного Образа Спасителя, вышитую сестрами обители золотом и шелком, за что и удостоился благодарности Ее Императорского Высочества. Ввиду природных дарований и склонности некоторых сестер к рисованию, существующий при монастыре класс живописи в отчетном году расширен, и вместо прежних трех сестер в нем занимается уже десять. Церковная утварь, ризница, библиотека и прочие ценные вещи хранятся в прочно устроенных зданиях. Печатных книг и рукописей, содержащих противное противное церкви и нравственности учение, в монастырской библиотеке и у сестер нет. По благословению Вашего Высокопреосвященства и при постоянном Вашем мудром руководстве и наблюдении в отчетном году начата постройка нового корпуса на восточной стороне монастыря, предназначенного для жительства сестер, который вчерне и закончен. В монастырской богадельне призреваемых девять лиц женского пола, а в имеющейся при монастыре церковноприходской школе обучается 48 девочек и десять кончили курс учения в мае месяце отчетного года».
Источники:
РГАДА: Фонд 237. Оп. 1, ч.1, д. 31.
ГАЯО: Фонд 230. Оп. 1, д. 222, 432; Оп. 2, д. 2653, 4238; Оп 4, д. 1494.
Фонд 1118, Оп.1, д. 9, 13, 24, 26.
Фонд 232, Оп. 1, д.1482.
Литература:
Виденеева А.Е. Ярославский Казанский монастырь в первой половине XVIII века. – Ярославль, 1997.
Рутман Т.А. Ярославский Казанский женский монастырь. – Ярославль, 2010.
Гаева Н. Ярославский Казанский женский монастырь: его святыни и история. – Ярославль, 2006.
Лозинский Б.Р. Во имя милосердия. 2014.