Доклад иеромонаха Кирилла (Зинковского), клирика Гатчинской епархии, доктора богословия на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года)
Выдающийся святой и исповедник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) был с юности и до праведной кончины человеком удивительного внутреннего смирения, милосердия и преданности воле Божией. По меткому замечанию знаменитого патролога современности, доктора церковной истории, профессора А.И. Сидорова, «каждый святой имеет свой аромат». И в жизни преподобного Серафима Вырицкого было особенно ярко явлено сочетание именно этих добродетелей. Следует отметить, что эти качества христианской души были крайне востребованы в эпоху страшных испытаний Великой Отечественной войны, как в судьбе всего Отечества, так и отдельных семей и людей.
Судьбы́ Госпо́дни и́стинны, оправда́нны вку́пе (Пс. «18:10)», — говорит псалмопевец, но нелегко бывает человеку принять эти слова глубиной души посреди жестоких испытаний и устрашающей зияющей неизвестности будущего. Будущий старец Серафим через всю жизнь пронес готовность принимать судьбы (суды) Божии, открытые как через жизненные обстоятельства, так и через решения старших. Исполнять именно не свою волю, а волю Божию будущий старец учился, начиная с самого юного возраста.
Преподобный достиг высокой меры духовного совершенства, находясь еще в миру. Осенью 1920 года (ему в это время исполнилось 55 лет) он пишет прошение на вступление в братию Александро-Невской лавры. А уже в 1926 году избирается на общем собрании братии лавры духовником как для монашествующих, так и для мирян. Эта должность − духовника главного монастыря столицы Российской империи подразумевала также обязанность принимать исповедь епископата трех епархий – Петроградской, Олонецкой и Новгородской.
Преподобный Серафим подал, таким образом, пример духовного преуспеяния в миру, пример духовного трезвения и благочестивого христианского устроения, не повреждаемого соблазнами мира сего. Добродетели смирения, милосердия и преданности воле Божией, которые мы особенно выделили в духовном облике преподобного Серафима Вырицкого, помогли купцу Муравьеву идти посреди мира по пути, который привел его к старческому служению. Смирение и милосердие не позволяли тратить на себя лишние средства, а преданность Божией воле создавала полноту ощущения себя на службе Богу и ближним. Эти же добродетели помогли ему совершать служение молитвы и пророческого вразумления в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны и трудное время восстановления гражданской жизни в послевоенный период.
Он имел особое внимание к внутренней жизни души. Окормляясь у преподобного Варнавы Гефсиманского, будущий отец Серафим творил усердную молитву, еще находясь в миру − в том числе на работе, принимая какие-то решения, связанные с ежедневными бытовыми ситуациями. Кто-то на работе, скажем, оказывает непослушание, кто-то наоборот трудится очень хорошо по сравнению с другими. И вот перед руководителем постоянно возникают вопросы: как кому-то вынести благодарность, кого-то отметить, поблагодарить, или, наоборот, наказать, укорить. Сохранились свидетельства, что преподобный всё решал с тайной молитвой – незаметно, про себя он просил у Бога благословения на каждое решение, даже самое малое. И так изо дня в день, прибегая к Богу в искренней внутренней сердечной молитве, он приобрел тот духовный опыт, с которым пришел в монастырь. Этот опыт касается таких тонких вещей, как познание воли Божией в каждой конкретной ситуации. Впоследствии отец Серафим приходящим к нему из мира − людям, жившим в тяжелый период разрухи в стране после гражданской войны, гонений на Церковь, во время Великой Отечественной войны, − мог передать опыт познания воли Божией, который он приобрел, еще будучи мирянином.
Старческое служение преподобного Серафима было пропитано подвигом милосердия ко всем требующим помощи и совета. Отношения старца к приходящим к нему вполне соответствуют свидетельству святого апостола Павла: был тих среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1 Фес. 2:7). Этот подвиг он нес всю свою подвижническую жизнь. Кроме того, именно движимый милосердием, старец совершал молитвенный подвиг коленнопреклонного моления на камне: в посильное подражание его любимому святому – преподобному Серафиму Саровскому.
Преподобный Серафим Вырицкий возносил прошения за Церковь и народ, Отечество и правительство. Это были горячие молитвы о победе русского оружия и о благоволении правительства к Православной Церкви. Вот как вспоминала этот подвиг преподобного внучка подвижника: «В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг − ведь можно было молиться и в келлии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам. Молился отец Серафим столько, насколько хватало сил − иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка − это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Помним, что дедушка говорил нам: “Один молитвенник за страну может спасти все города и веси...” Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый подвиг. Так изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет» [1]. Думается, что во многом именно молитвы преподобного Серафима сказались и на том, что в 1943 году И. Сталин резко меняет отношение к Русской Православной Церкви и даже настаивает на избрании Патриарха, что было еще немыслимо в преддверии Великой Отечественной войны.
Пророческий дар преподобного, равно как его большое мужество, смирение, а также преданность «в руки Божии», ярко проявились в истории, когда его посетили три немецких офицера, желавшие узнать, когда же они пройдут победным маршем по центральной площади Ленинграда. Они слышали о пророческом даре отца Серафима, но один из них вспыхнул гневом в ответ на слова старца, что поскольку русский народ православный, то победа будет за нами, немцы вместо марша по Дворцовой площади скоро будут поспешно отступать, а одному из вопрошающих вообще не суждено будет вернуться домой (при отступлении он сложит свою голову под Варшавой). Гневающийся офицер (думается, это был как раз тот, кто погиб позднее в Польше) стал даже угрожать застрелить старца за его пропаганду, но преподобный отвечал, что он не боится смерти, и она не изменит определения Бога о судьбах этой войны. По рассказам плененных местных жителей, которых оккупанты пытались угнать в Германию, этот немецкий офицер действительно погиб в районе польской столицы.
Патриотизм Преподобного на самом деле заслуживает особого внимания. Чего стоит одно только необъяснимое для большинства современников решение остаться в родном Отечестве в эпоху, когда целые монастыри уезжали за границу. Это его решение стало впоследствии для старца своеобразным «моральным фундаментом» для того, чтобы не дать благословение некоторым епископам и священникам на побег из Отечества (среди них был и будущий патриарх Алексий I (Симанский)).
Думается что признаками подлинного патриотизма, чуждого националистических или других крайностей, можно признать как раз те добродетели, которые особенно ярко проявились в земном подвиге преподобного: смирение, милосердие и преданность Промыслу Божию. Молитва вырицкого старца о властях включала в себя и любовь к Отчизне, и прощение тех, кто стал виновником смерти его родного сына (Николай Васильевич Муравьев был расстрелян по ложному обвинению в сентябре 1941 года). Сохранились воспоминания духовной дочери преподобного, что в пору активных споров о введении поминания «власть имущих» в церковном богослужении, на ее эмоциональное высказывание о нежелании слышать эти слова в храме, преподобный Серафим спокойно отвечал: «Не хочется, но надо».
30 августа 1941 года фашистские войска вошли в Вырицу – крупный поселок в Гатчинском районе Ленинградской области. Летом 1942 года в Вырице на базе дома отдыха Ленинградской швейной фабрики был создан детский концлагерь. Детей из оккупированных территорий области использовали для сельхозработ (отлучив от матерей, которых тем временем послали на строительство и ремонт дорог). Фашисты не афишировали «учреждение». Говорили о «детском доме»: так он проходил по документам, так приказано было называть лагерь и самим малолетним узникам. По их воспоминаниям, у наиболее здоровых детей немцы брали кровь для переливания своим раненым офицерам. Вспоминает Александр Рослов: «Моя сестра Лена Рослова умерла там, в лазарете. Говорила: “Саша, возьми меня отсюда. У меня уже и крови нет, а они всё берут”. На следующий день её не стало…» Смертность в лагере была огромной – это видно и по меняющемуся ежедневно числу детей: в отчетах их значится то 50, то уже 42… Вспоминает Е.Н. Родионова: «Нас привезли в Вырицу, отобрали от мамы и пускали ее только для того, чтобы покормить грудью младшую сестру. Молока не хватало, и сестра вскоре умерла. Ее похоронили за оградой лагеря, где к тому времени было уже около 60 детских могилок…» [2].
Следует вспомнить заботу батюшки Серафима о детях, находившихся в концлагере на берегу реки Оредеж. Батюшка Серафим призвал всех жителей Вырицы собрать теплую одежку, что-то из еды и передать деткам. То есть он наряду со своей высокой жизнью духовного подвижника, не терял целостности восприятия жизни, оказывал помощь страдальцам через собирание посильных пожертвований.
После освобождения Вырицы к старцу ринулось множество настрадавшихся людей. Война поломала несметное количество судеб, и многие спешили в Вырицу со всех концов России в надежде узнать о судьбе своих ближних, получить поддержку от отца Серафима. Кто-то узнал о пропавших без вести, другие по молитвам старца устроились на работу, третьи обрели прописку и кров, но главное – веру.
Святой Серафим во всей его жизни, а также в годы Великой отечественной войны – прекрасный пример того, как православный христианин, по слову св. апостола Павла, может не быть побеждаем злом, но побеждать зло добром (см. Рим. 12:21). Смирение, милосердие и преданность Богу и Его Церкви – вот главный завет преподобного Серафима всем нам в юбилейный год великой народной Победы.
_______________________________________________________________________________
[1] ЖИТИЕ преподобного Серафима Вырицкого СВЕТИЛЬНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ Годы старческого подвига отца Серафима в поселке Вырица (1930-1949).
[2] Детский концлагерь в Вырице.