Выступление игумении Ксении (Пашковой), настоятельницы Иверского женского монастыря Орской епархии на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года)
Высокопреосвященнейший владыка, Преосвященнейшие владыки, отцы настоятели, матушки игумении, дорогие братья и сестры!
Слово «подвиг» (со старославянского – «двигаться далее») означает поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишенным эгоистических устремлений. Подвиг – это героизм, самоотверженность, жертвенность. Подвиг в христианстве совершается ради Христа. Формы подвижнической жизни разнообразны, но цель у всех нас одна – соединение с Богом.
Подобное соединяется с подобным, а противоположное отталкивается. Чтобы полностью соединиться с Богом, мы должны не только по образу, но и по подобию стать едиными с Ним. И если мы от образа стремимся перейти к подобию, то нам необходимо обрести свойства и качества Бога. Бог есть любовь, а главное свойство любви – это жертвенность. Любовь не ищет своего, любовь всегда жертвенна, – это всегда движение от себя в сторону любимого. А эгоизм направлен в центр самого себя, в сторону собственного «я». Эгоизм – это антипод любви. И все мы болеем этим недугом. Это заболевание сделало нас качественно противоположными свойствам любви. Мы утратили жертвенность, потому что устроение человека, задуманного по образу и подобию Божию, после грехопадения Адама перевернулось вверх дном. Человек словно замкнулся сам в себе, сделался противником Бога, потерял внутренний мир, оказался пленником греха. Чтобы исцелиться, очиститься, освободиться, нам необходимо прежде всего преодолеть собственный эгоизм.
Смысл любой войны – это движение к миру. Ожидаемый результат – победа. Отличие духовной войны с грехом в том, что она ведется за Царствие Небесное, которое внутрь вас есть (Лк. 17:21). То есть это внутреннее делание, внутренняя борьба за мир Христов – за мир Христов в сердце, прежде всего. А победа – это любовь христоподражательная, любовь жертвенная, самоотверженная, добровольное отсечение своей воли. Практика эта очень трудна, как мы все с вами знаем из опыта святых отцов. Но и каждый из нас из своего личного опыта может сказать, как это трудно, как нелегко преодолевать свой эгоизм, свое «хочу – не хочу», каких усилий это требует. Но мы знаем, что Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11:12). Нудится, то есть с нуждой, с трудом, с усилиями и тяжкими подвигами достигается – долго, не сразу. И мы не стремимся к быстрому результату. Быстрый результат подвига, как правило, – плоды прелести. Потому что всё, что обретается быстро и сразу, – зыбко и недолговечно. Плоды Духа Святого созревают долго. Это и есть наш подвиг, подвиг пожизненный – дело спасения души, которое напрямую связано с терпением. Господь в Евангелии говорит: В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19). Терпению же мы научаемся, по слову апостола Павла, через скорбь: Скорбь соделывает терпение, терпение же искусство (см. Рим. 5:3–4).
Теоретически, конечно, мы все можем это понимать, но каждый их нас, кто пытался что-то сделать для воссоединения в духе любви со Христом, понимает, что в основании всех добродетелей лежит терпение. Потому что нетерпеливый человек просто не сможет этого понести. Ведь когда в обстоятельствах жизни, или при взаимодействии с ближними, или во внутренней борьбе со страстями, помыслами, притесняется наше «я», мы испытываем сильнейшую боль, горечь, скорбь. И вот в этот момент как важно потерпеть хотя бы самих себя! И нужен навык терпения, чтобы продолжить подвиг, движение далее, движение в сторону от себя: не замыкаясь в себе, не останавливаясь на себе, продолжить движение в сторону любимого.
Терпение нужно практиковать, потому-то святые отцы еще и искусственно, через аскетику добавляли себе скорби, чтобы практиковать терпение, чтобы искусство терпения через практику соделывалось крепче, сильнее, глубже, и так закладывался фундамент долготерпения, и только на нем потом все уже могло строиться. Только на этой почве долготерпения вырастают все остальные добродетели, укрепляется вера, примиряющая душу с Богом и людьми. И каждый раз, все более укрепляясь, через долготерпение (это касается и борьбы с помыслами) подвижник обретает смирение, способность всё терпеть с миром – то есть при любых обстоятельствах, и внешних, и внутренних, не терять мирности духа, проявлять любовь даже к врагам. Для подвижника это становится свидетельством пусть не окончательной, но все же победы в духовной войне, приближения к первозданному образу и подобию.
Согласитесь, что для нас, воинов Христовых, победа в духовной войне состоит не столько в достижении временных, внешних условий для благополучной безмятежной жизни, а в том, чтобы обретать внутри себя, в сердце, мир Христов, и проявлять любовь жертвенную как свидетельство о соединении с Богом. И для этого не так важны внешние обстоятельства и то, в какое время – мирное или военное – мы подвизаемся и живем. Мир Христов вне времени и пространства, а обладатели, носители этого мира Христова – победители всегда. И стать такими с помощью Божией я искренне желаю всем нам.