Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы: взаимосвязь

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт

Доклад архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2-3 июля 2018 года)

Говоря о послушании, святые отцы учат о послушании Богу, о смирении, делающем нас подобными Христу, Который во всем был послушлив Богу Отцу и даже до смерти, смерти же крестной (Флп. 2:8).

Желание уподобиться Христу естественно для любого монаха. И общежительная обитель, где, прежде всего, возможно опытное постижение добродетели послушания, есть истинное собрание, о котором Спаситель говорил: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20).

Архимандрит Эмилиан (Вафидис), толкуя этот стих Евангелия, пишет: «Связь между двоими позволительна и благословляется Богом только в браке. Вне брака двое сосуществовать не могут. Только один или многие. Может быть, кто-то сошлется на слова Господа: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Но я вам говорю, что “двое” сказано о браке, а “трое” – о монахах. Иначе и быть не может!».

Постижение добродетелей послушания и молитвы немыслимо без памяти о Том, ради Кого собраны вместе и старцы и послушники.

«Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих... Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения», – учит преподобный Иоанн Лествичник (Лествица. 4:3).

Отличие послушания монаха от слепого повиновения лжеучителю заключается в том, что новоначальному предписывается испытывать того, кому он намерен вверить дело своего спасения, чтобы «вместо тихой гавани не приплыть на острые камни». В секте, в том числе, псевдоправославной, любое критическое мышление подавляется, а личность лжеучителя обожествляется, делается исключительной и недоступной для рассуждения.

Гордость и человекоугодие окружающих ведут таких псевдостарцев в погибель. Это действительно слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14).

И возникает такое, потому что теряется основное условие самой возможности послушания одного человека другому – послушание духовника Богу. Духовника и послушника связывает их общее послушание Господу и Спасителю Христу. Общее желание Царствия Небесного и общее стремление к спасению.

В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего старца Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером подлинного послушания.

Епископ Варнава (Беляев) пишет: «Без руководства и послушания невозможно простираться вглубь таинственной духовной жизни так же, как невозможно не умеющему плавать заходить в глубину морскую или слепому ходить по стремнинам и вьющимся над пропастями горным тропинкам».

Здесь открывается смысл и роль послушания в стяжании внутренней молитвы. Послушание – самое простое и действенное средство научения духовной жизни через пример, путем подражания жизни духовно опытного старца. И важнейшим искусством, постигаемым только опытно, под духовным руководством, конечно, можно назвать искусство стяжания внутренней молитвы.

Приучение ума и сердца к молитве, внимание и нерассеянность, уклонение от различных прелестей, подробно описанных авторами «Добротолюбия», – без духовного руководства практически невозможны.

Послушание монаха включает в себя ежедневное откровение помыслов. Преподобный Иоанн Лествичник советует: «Без самопосрамления невозможно избавиться от вечного стыда. Обнажай струп твой врачу сему, и не стыдись сказать ему: “Отче, моя язва сия, моя рана сия, она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености, никто не виноват в ней, ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только мое нерадение”» (Лествица. 4:61).

Предполагает послушание и отсечение собственной воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Итак, сидя в кельях своих и занимаясь рукоделием и размышлением, как только услышат звук ударяющего в дверь, который зовет их на молитву или к какому-либо делу, каждый тотчас выходит из своей кельи, так что занимавшийся письмом бросает писать на том месте, где застанет его призыв, не смея даже докончить начатой буквы, потому что они не столько заботятся о совершении дела и своей пользе, сколько о том, чтобы доказать свое послушание, которое они предпочитают не только рукоделию, чтению, молчанию, покою в келье, но даже всем добродетелям. Они готовы терпеть все невыгоды, только бы ни в чем не нарушить доброго послушания».

Послушание есть средство обучения молитвенному деланию. В то же время молитва – средство, приводящее наш ум и сердце в благословенное послушание Самому Богу. И здесь цель и средство меняются местами. Благословенное послушание Спасителю во все дни жизни становится целью внутренней молитвы.

Из Пролога вспоминается история о двух монахах, родных братьях, один из которых стал постником, а другой отличался великим послушанием. Однажды им пришлось молиться об умершем человеке, – так вот тот воскрес по молитве именно преуспевшего в послушании брата. Таким образом, послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина.

Такая внутренняя диалектика взаимосвязей не вселяет противоречий в послушание и молитву как смысл, цель и наполнение монашеской жизни, потому что и то, и другое имеет одну цель – служение Богу, поклонение Ему в духе и истине (см. Ин. 4:24).

Истинное послушание и подлинное стяжание внутренней молитвы возможны лишь в атмосфере христианской Любви, наполняющей отношения духовника и новоначального. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Диалектика связи послушания и молитвы, как цели и средства, решается пониманием того, что и то и другое есть живые движения души, подлинно ищущей Бога.

Как шаг легче сделать двумя ногами, как в лодке легче грести двумя веслами, так движение монаха к Спасителю Христу легче с помощью добродетелей послушания и молитвы. Притом, что и послушание и молитва обращены только к Богу. Он, Который есть Любовь, один может быть подлинной целью. Остальное лишь замечательные средства к ее достижению.

 

 

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады